С О Д Е Р Ж А Н И Е :


Общие положения

Раздел 1. «Миссия церкви»

1.1 Миссионерское служение

1.2 Служение благовестия в поместной церкви

1.3 Служение милосердия

1.4 Основание, созидание и укрепление поместных церквей

1.5 Миссии и межцерковные организации

Раздел 2. «Жизнь церкви»

2.1 Служение для мужчин

2.2 Служение для женщин

2.3 Служение для молодежи

2.4 Христианская семья

2.5 Служение для детей

2.6 Музыкальное служение

Раздел 3. «Образование»

3.1 Подготовка служителей и обеспечение кадрами

3.2 Обучение и ученичество

3.3 Высшее богословское образование

Раздел 4. «СМИ и внешние церковные связи»

4.1 Связи с обществом

4.2 СМИ и издательская деятельность

4.3 Евангельские христиане-баптисты и другие конфессии и деноминации

Раздел 5. «Административно-материальное обеспечение»

5.1 Функции и структура Российского союза ЕХБ

5.2 Административно-правовое обеспечение

5.3 Информационно-аналитический центр

5.4 Финансово-материальное обеспечение

5.5 Архитектурно-строительное служение

 


Общие положения


Дорогие дети Божьи, сотрудники и делатели на Божьей ниве!

Бог Великий, Всемогущий и Всеблагой открыл нам в Своем Слове Свою волю в том, чтобы по всей земле каждому человеку и всем народам и всем племенам было возвещено Его славное Имя и все они получили благую спасительную весть о свершившемся искуплении.

Отдельно взятая церковь или даже объединение церквей не в силах осуществить исполнение повеления Господа: «научить все народы» и донести Евангелие «до края земли». Поэтому для претворения воли Божьей необходима консолидация усилий всех верующих. Объединяя усилия наших церквей, мы получаем уникальные возможности для расширения Божьего Царства и свидетельства о Господе Иисусе Христе перед всеми людьми: малыми и великими.

Мы, служители церквей Российского союза евангельских христиан-баптистов, в молитве искали от Господа видения для церквей братства. Потребность в разработке видения и стратегии связана с осознанием того факта, что именно способен сделать союз, объединяя большие и малые церкви, а также группы верующих в единую команду Божьих делателей.

Исторический опыт духовного служения показывает, что именно такой духовный коллектив, включающий в себя все объединения церквей нашего братства, способен эффективно трудиться в масштабе необъятной России и далее, до края земли. Осмысливая пройденный путь, служители, подвизающиеся в разработке видения и стратегии, предлагают документ, вобравший в себя искание воли Божьей, многочисленные молитвы, усердие служителей, которые разрабатывали методики и проводили исследования.

Этот документ носит название «Видение и стратегия РС ЕХБ» и позволяет доступно и корректно оформить те идеи, которые Господь дал служителям нашего братства.

Данный документ состоит из 5 основных разделов, представляющих 21 направление служения. В нем мы представляем полученное от Господа видение о том, чтобы церкви РС ЕХБ соответствовали библейскому образцу, а именно в том, что:

Евангельские христиане-баптисты России объединяют свои усилия для исполнения великого поручения Иисуса Христа через эффективное служение поместных церквей!

Существование общего видения братства и построенной на его основе системы конкретных целей позволяет с единых позиций увидеть и оценить успехи, проблемы и их решения на пути духовного формирования, как всего нашего братства, так и отдельного члена конкретной поместной церкви.

Каждый верующий в нашей церкви становится активным участником процесса формирования видения. Каждый лично сориентирован на конкретные цели и результаты! Он глубоко осознает свое участие в духовном домостроительстве.

Мир постоянно изменяется, и мы должны быть современной и влиятельной церковью в этом мире.  Для соответствия нынешним условиям жизни и духовного труда нам необходимы перемены, которые нацелены на верные духовные ориентиры, ведут к духовному росту и последовательны в своей реализации. При этом важно сберечь то ценное, что удалось накопить за годы существования евангельского движения в России.

Видение, данное нам Господом, помогает конкретизировать общее дело служения с учетом реальных условий и исторической обстановки, а конкретные цели и намерения объединяют нас в единый план действий, образуя внутреннее единство, целостную систему.

Издревле Бог открывал Свою волю и давал видение Своим детям, Своему народу. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать» (Быт. 18:17). Бог всегда давал верным Своим понимание того, как Он будет действовать: «Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои» (Пс. 102:7). Богобоязненность, благоговение перед Богом делают нас способными познавать волю Божью, являющуюся тайной для других людей. «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14). Господь дарует нам видение, которое позволяет правильно и эффективно совершать служение в единстве со Святым Духом (Деян. 1:8).

Мы осознаем, что обладаем таковым видением, а также всем необходимым для плодотворной духовной жизни и служения, так как вся полнота откровения содержится в Слове Божьем (2 Пет. 1:3; 2 Тим. 3:16-17).

Формулируя видение Российского братства евангельских христиан-баптистов применительно к современной ситуации, мы исходим из перспектив нашего служения на ближайшие десятилетия. Для этого стремимся исполнить слова Иисуса Христа «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Эти вечные истины для решения духовно-практических задач поставлены Им перед Церковью и записаны в Писании. Мы осознаем, что Иисус Христос – истинная Жизнь, благодаря Которому можем воплотить все то видение, которое Он дал нам.

 


Раздел 1. «Миссия церкви»


Церковь есть миссия Бога на Земле!

Церковь в лице ее членов является Божьим представителем в греховном мире. Живя в ожидании пришествия Христа, мы каждый день несем ответственность за то, насколько эффективно церковь исполняет великое поручение. Именно поэтому приоритетным направлением из рассматриваемых является «Миссия церкви» в мире.

Церкви Российского союза евангельских христиан-баптистов объединяют свои усилия в достижении каждого человека Евангелием, в выявлении и снаряжении на служение миссионеров, в оказании помощи и служения делами милосердия страждущему миру, привлекая ресурсы церквей, миссий и каждого верующего.

 

1.1 Миссионерское служение


Библейское основание

Слово Божье учит нас преображаться в образ Христов и во всем подражать нашему Спасителю. Господь Иисус был первым миссионером. Формирование группы учеников (церкви) было важным моментом в служении Христа, ведь именно через эту общину (команду) Христос осуществлял и осуществляет сегодня проповедь Евангелия (Деян.1:8). Своим ученикам и последователям Христос адресовал великое поручение: «Итак идите…»  (Мф. 28:19).

Определение миссионерского служения

Миссионер – это представитель церкви, который выполняет служение проповеди Евангелия с целью обретения последователей Христа. Он является посланником Божьим и посланником церкви в греховном мире.

Миссионерским служением является служение обретения и спасения погибающих людей в этом мире. Миссионерское служение является приоритетным служением нашего братства.

Видение

Наши церкви – зажженные миссионерским духом, объединяют свои усилия для выполнения великого поручения Иисуса Христа! Чтобы каждый уверовавший, измененный благодатью, возвращался в образ Христов и передавал свою веру другим.

Пути реализации

Миссионерское служение всем народам имеет определенную и ясную цель:

– Донести спасительную весть Евангелия всем народам России в нашем поколении.

– Молиться о всех народах мира и направлять миссионеров до края земли.

– Обучить и духовно снарядить служителей по всему миру, чтобы привести народы к Христу.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие шаги:

– Осуществлять миссионерское служение посредством всех существующих методов и практик, согласующихся со Словом Божьим.

– Призывать все наши церкви вносить свой вклад в общее миссионерское служение братства, создавая условия, при которых каждая церковь принимает участие в открытии новых церквей.

– Побуждать церкви совершать специальные денежные сборы для обеспечения миссионерского служения, а также создавать поместные, областные и региональные миссионерские фонды.

– Создавать в поместных церквах миссионерские комитеты, которые заботились бы об осуществлении церквами миссионерского служения и отвечали за сбор и привлечение средств на развитие миссии.

– Поощрять членов церквей использовать свои дома для привлечения неверующих к Евангелию и проведения домашних общений; обучать членов церквей открывать и вести домашние группы, общения, вплоть до основания ими новых домашних церквей.

– Благословлять братьев на открытие новых церквей и помогать им в этом; активнее вменять миссионерские полномочия. Открытие новых церквей – важнейшая задача поместной общины.

– Считать формой миссионерской деятельности реабилитационную работу по освобождению погибающих от алкогольной и наркотической зависимостей.

 

1.2 Служение благовестия в поместной церкви


Библейское основание

Одним из основных служений Иисуса Христа на земле было благовестие (Мф. 4:23). Для расширения этой миссии Христос избрал учеников, наделив их силою свыше и властью говорить от Его имени. На протяжении трех лет Он готовил их для служения, наставляя в истине и предоставляя возможность практики.

Перед Своим отшествием Христос передал служение благовестия Своей Церкви, оставив Своим последователям великое поручение (Мф. 28:18-20) и определив направление, пределы и сроки выполнения этого поручения.

Таким образом, благовестие остается необходимой обязанностью каждого христианина и каждой поместной церкви РС ЕХБ.

Видение

Церковь выполняет великое поручение Господа через служение личного и церковного благовестия.

Пути реализации

Библейская церковь, движимая Словом Бога и Духом Святым, – благовествующая церковь.

– Каждое воскресное богослужение тщательно подготовлено и является понятным как верующим, так и тем, кто пришел первый раз. На нем реально ощущается Божье присутствие, побуждающее христиан к благовестию, а грешников – к покаянию.

– Церковное благовестие – церковные евангелизационные мероприятия, разработанные и организованные на служение благовестия посвященными и обученными служителями.

– Личное благовестие (свидетельство о Христе и своей встрече с Ним). Каждый член церкви, движимый Святым Духом и любовью к погибающему миру, – активный свидетель (как словом, так и благочестивой жизнью) Иисуса Христа на территории своей духовной ответственности (дом, друзья, рабочее место), обученный и способный дать отчет о своем уповании, прибывающий в молитве за грешников и служении благовестия.

– Массовые евангелизации - любое масштабное мероприятие хорошо спланировано, качественно организовано и проведено. Используются современные формы и методы благовестия, включая СМИ.

– Планируется последующая работа с новообращенными.

 

1.3 Служение милосердия


Библейское основание

Библейская церковь, движимая Словом Бога и Духом Святым, являет милосердие Бога (Мих. 6:8).

Мы призваны проявлять любовь на деле (Мф. 22:39), потому что Бог наш человеколюбив, добр, сострадателен и милосерден (Исх. 34:6). По примеру Небесного Отца и мы должны быть милосердными (Лк. 6:36).

Видение

Церкви нашего братства чутки и внимательны к служению милосердия. Дела милосердия – это действенная проповедь Евангелия.

Пути реализации:

Внутрицерковная диакония: «наипаче своим по вере» (Гал. 6:10):

служение вдовам

– сиротам

– находящимся на одре в болезни

– в узах за веру

– престарелым

В мире: «делать добро всем» (Гал. 6:10):

– шефство над детскими домами, социальными приютами

– работа с людьми различных групп риска, р/центры

– профилактическая работа среди населения

– благотворительная помощь малообеспеченным и престарелым

– служение милосердия в местах заключения, в больницах, хосписах, домах престарелых

– помощь пострадавшим от стихийных бедствий и эпидемий

Для большей эффективности, слаженности, взаимной поддержки и обмена опытом нам необходимо обеспечить четкое координирование и взаимодействие служения милосердия на межцерковном, региональном и союзном уровнях.

В области милосердия церковь совершенствует совместную деятельность с различными государственными, общественными и религиозными благотворительными фондами, организациями и миссиями как у себя в стране, так и за рубежом. Наши отношения в сфере милосердия строятся на долгосрочной и прогнозируемой основе. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

 

1.4 Основание, созидание и укрепление поместных церквей


Библейское основание

Церковь Божья«утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:20) – на этом стоим, в этом утверждаемся.

Успех созидания поместной церкви и духовного роста ее членов находится в прямой зависимости от постоянного пребывания в Слове и верности исповедуемому учению (1 Кор. 3:9-13; 2 Тим. 4:2).

Церковь Божья действует в мире для утверждения Царства Божьего, созидая учеников во всех народах, провозглашая словом и делом Христа как высшую ценность, поклоняясь Ему, ходя перед Ним и совершая служение Ему, чем исполняет Великую заповедь любви к Богу и ближнему.

Определение церкви

Церковь – это сообщество избранных, освященных и хранимых Богом людей (1 Пет. 2:7).

Видение  

Таланты, дары каждого члена церкви посвящены Господу, через которые церковь обретает силу исполнить свою миссию

Цели и задачи

Церковь, основанная Богом, создается и укрепляется Словом Божьим:

– изучение Писания в малых группах

– изучение Писания в общецерковных собраниях

– библейская проповедь

Церковь совершает тайну Божию через священнодействия:

– крещение

– вечеря Господня

– рукоположение

– молитва над больными и детьми

– молитвы за весь мир

Посредством динамичного душепопечительства, общения, ученичества и наставничества оказывается помощь церквам в том, чтобы стать сплоченными как внутри себя, так и между собою, чтобы быть духовно сильными и эффективными в самостоятельном и совместном служении Богу, направленном на спасение грешников, духовное возрастание обращенных, подготовку служителей.

Пути реализации

РС ЕХБ обеспечивает образовательные программы для служителей всех уровней в церквах братства.

– Разработка курсов внутрицерковного душепопечительства, наставничества и ученичества.

– Повышение духовного уровня – личная ответственность каждого служителя церкви.

– Каждый служитель должен иметь духовного наставника.

– Каждый служитель должен быть духовным наставником.

– Содействие раскрытию талантов и даров каждого члена церкви и направление их на созидание и укрепление церкви.

Даже самая малочисленная церковь способна служить своими дарами:

– «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6:6).

– «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1).

– «Ныне ваш избыток – в [восполнение] их недостатка; а после их избыток – в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 Кор. 8:14).

 

1.5 Миссии и межцерковные организации


Библейское основание

Библейская церковь, движимая Словом Божьим и Духом Святым, совершает миссию в мире различными способами с целью привести к спасению род человеческий. Она делает это не только через проповедь, миссионерское служение, но и через социальную диаконию, чтобы улучшить духовно-нравственное и материальное состояние всех народов. Для этого создаются фонды и другие миссионерские организации. В связи с этим церковь осуществляет процесс интеграции этих организаций в единую систему служения на земле. Сотрудничество с ними совершается для выполнения великого поручения Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).

Церкви РС ЕХБ готовы сотрудничать и взаимодействовать со всеми, кто способствует проповеди Евангелия спасения, радуясь, что Благая Весть возвещается (Флп. 1:18; Мк. 9:38-40), при этом, не идя на компромиссы, приводящие к отступлению от здравого библейского учения, которому мы призваны следовать (2 Тим. 1:13).

Видение

Церкви и миссии объединяют свои усилия в достижении общей цели – расширения Царства Божьего.

Цели и задачи

Миссии и межцерковные организации представляют церковь внешнему миру, помогают в развитии ее служения обществу.

Миссии и межцерковные организации создаются по инициативе церквей и отдельных верующих, но обладают самостоятельным статусом и особенными функциями. Они не тождественны церкви. Их цель – содействовать ей в выполнении великого поручения (свидетельство обществу через проповедь и добрые дела) и в расширении Царства Божьего (влияние церкви в обществе).

Очевидно, что основание новых церквей, рост общин, развитие новых подходов к служению зависят от эффективного партнерства церквей и миссий, от согласованности задач, координации действий и обмена ресурсами.

Пути реализации

– Способствовать установлению доверительных партнерских отношений между церковью и миссионерской организацией

– Церковь поддерживает миссионерскую организацию всеми имеющимися ресурсами:

Материальными

Людскими

Молитвами

– Миссионерские организации формируют и согласовывают своё служение с церковью.

При необходимости РС ЕХБ создает свои миссии и межцерковные организации, обеспечивая при этом соблюдение целесообразности и согласованности с духовными принципами и целями жизнедеятельности братства. Общая текущая координация работы с миссиями и межцерковными организациями должна осуществляться одним из заместителей Председателя Российского Союза.

 


Раздел 2. «Жизнь церкви»


Жизнь христианина начинается у креста и продолжается в поместной церкви Христовой.

Церковь – единственная надежда этого мира. Сам Бог Отец вводит Своих сыновей и дочерей в Дом Божий для их совместного прославления Бога, наделяя их чудесными дарами Божьей благодати для совместного служения друг другу.

Мы хотим видеть, как люди, стоящие далеко от Бога, находят Христа. Переживают внутреннее преображение и полностью отдаются Божьей работе и служению миру, прославляя Господа.

Церковная жизнь и служения церкви дают возможность «совершать святых на дело служения», ради исполнения великой миссии церкви в этом мире.

 

2.1 Служение для мужчин


Библейское основание

Сотворив человека по образу и подобию Своему (Быт. 1:27), Бог ясно указал на его роль в мироздании: «…муж… есть образ и слава Божия» (1 Кор. 11:7). Именно Адаму, первому мужчине, Господь сказал, как жить на сотворенной Им земле. Он должен был возделывать землю, ухаживать за садом, заботиться обо всех обитателях земли, а также воспроизводить потомство.

И в дальнейшем на мужчин Господь возлагал ответственность вести народ Божий, быть пророками Божьими, быть судьями и царями в народе, быть воинами, твердыми и мужественными, быть священниками Бога в храме и в своем доме, быть апостолами, пастырями и учителями в церкви, любящими мужьями и заботливыми отцами (Евр. 11:24-27, Исх. 32:9-11; Чис. 14:6,24).

Библия совершенно определенно показывает нам Божье предназначение мужчины в семье, в церкви, в обществе. Слово Божье являет нам примеры настоящих мужчин, стремившихся быть угодными Богу.

Сын Человеческий, Иисус Христос, пришел в мужском обличии на землю, показав образ настоящего мужчины, Который от юности пребывал в храме (Лк. 2:49). Христос есть пример Мужа по сердцу Бога. Он никогда не прекословил Отцу Небесному, Он взял на Себя немощи и болезни общества, Он не искал Своей воли, но только воли пославшего Его Отца. Его мужество до самопожертвования вдохновляет нас.

Настоящий мужчина должен быть в Церкви Христовой, он должен быть там, где пребывает его Господь и Спаситель.

В отношении своей семьи для настоящего мужчины есть единственно правильный выбор: «…я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:15). Как мужу Бог дал ему ответственность жертвенно любить свою жену и заботиться о ней, оказывая ей честь, как сонаследнице благодатной жизни (Быт. 24:67; 1 Цар. 1:5; 1 Пет. 3:7; Еф. 5:25). Он также ответствен пред Господом за надлежащее всестороннее попечение о детях своих и за воспитание их в заповедях Господних (Иов. 1:5; Еф. 6:4; Вт. 6:5-9).

Настоящий мужчина всегда верен своей жене, хранит себя в нравственной чистоте, избегает похоти, знает границы дозволенного, отвращается от греха (Быт. 39:7-12; Пр. 5:15-20).

Видение

Настоящие мужчины являют окружающему миру образ Божий, живут по Писанию для славы Божьей: «…муж… есть образ и слава Божия» (1 Кор. 11:7).

Цель

Взрастить и воспитать в церквах ЕХБ поколение сильных, святых, мудрых, честных, инициативных мужчин, ответственных за настоящее и будущее наших семей, церквей и страны, готовых выполнять задачи, поставленные Господом в Священном Писании.

Задача

Для достижения этой цели необходимо организовать такие виды служения для мужчин, которые бы способствовали формированию и развитию библейских мужских качеств характера у мужчин всех возрастов, любого социального положения, оказывали необходимую всестороннюю помощь семьям при воспитании в мальчиках, подростках и юношах богоугодного характера.

Пути реализации:

– В проповедях и беседах в поместных церквах РС ЕХБ озвучить идею о необходимости формирования «Служения для мужчин».

– В каждой церкви проводить молитвенное служение в рамках программы «Служение для мужчин» как одно из важных направлений церковной жизни.

– Провести беседу с пасторами о духовном росте мужчин в церкви, начиная со служителей. Призвать тех, кто не равнодушен к нуждам мужчин, к разработке видения и стратегии развития внутрицерковного служения для мужчин.

– Благословить посвященных людей, способных с Божьей помощью вызвать в мужчинах интерес к святой жизни во Христе.

– Примерами, достойными подражания, должны служить образы библейских мужчин. Этой тематике должны быть посвящены регулярные областные собрания мужчин-христиан.

На уровне РС ЕХБ провести вдохновенный конгресс мужчин-христиан, на котором озвучить призыв быть настоящим мужчиной для Бога в семье, в церкви, в обществе.

– Регулярно свидетельствовать своим неверующим друзьям-мужчинам о лучшей жизни в Боге.

– Извещать все братство о духовном пробуждении мужчин.

– Выработать стратегию духовного формирования молодого поколения по евангельскому принципу: отроки, юноши, отцы.

– Создать специальные ресурсы и материалы для мужского служения.

– Выработать концепцию формирования характера библейского мужчины для подрастающего поколения юношей.

 

2.2 Служение для женщин


Библейское основание

Мужчинам и женщинам даны дух, душа, разум, чувства и свободная воля. За искупление женщины заплачена та же цена, что и за мужчину: Кровь Иисуса Христа. Во Христе все равны: «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28). И мужчины, и женщины в равной степени призваны служить Богу, будучи царственным священством (1 Пет. 2:9). Однако назначение женщины отличается от назначения мужчины. В лице женщины Господь создал для мужчины помощника, подобного ему: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18-20).

Служение женщин в церкви должно совершаться в соответствии с их предназначением (1 Тим. 5:10), дарованиями (1 Пет. 4:10), особенностями их психики и ума и должно быть направлено на расширение Царства Божьего на земле. Бог отвел женщине особую роль матери (Быт. 3:20) и созидательницы семейного очага (Пр. 14:1). Поэтому замужняя женщина призвана, прежде всего, заботиться о том, чтобы быть богоугодной женой и матерью.

Говоря о различных формах служениях сестер в церкви, мы подразумеваем служение сестер сестрам (женщин женщинам) (Тит. 2:4-5) и служение для сестер.

Терминология женского служения

Служение сестер - это не изолированное служение женщин в церкви. Будь то членство в молитвенной группе, пение в хоре, посещение больных, изучение Библии в малой группе, свидетельство о Христе или любой другой труд в церкви - все это женское служение.

Основные направления служения

– Расширение молитвенного служения сестер в церквах;

– Изучение Слова Божьего для духовного роста;

– Обучение женщин навыкам служения;

– Ученичество;

– Душепопечение в вопросах семьи, воспитания детей, решения жизненных проблем;

– Служение милосердия.

Видение

Все женщины церкви объединены для общения с целью достижения духовной зрелости и плодотворного труда на благо семьи, церкви, общества для славы Божьей – в соответствии со Священным Писанием.

Цели и задачи

1. Организация служения сестер:

– поддержание работы Исполнительного комитета Отдела женского служения;

– избрание ответственных сестер в регионах и областях России;

– избрание ответственных сестер в поместных церквах для развития служения;

– проведение ежегодных молитвенных общений и встреч по программам:

Всемирный день молитвы

Российский день молитвы

«Мамы в молитве» и другие

создание молитвенных групп в каждой поместной церкви.

2. Обучение женщин по Всероссийской программе

3. Развитие партнерства между церквами в регионах

4. Проведение регулярных обучающих программ по вопросам воспитания детей, жизни семьи и реализации в обществе:

– обмен ресурсами и опытом служения женщин между церквами в городах и областях;

– проведение областных и региональных семинаров и конференций.

5. Сотрудничество со средствами массовой информации РС ЕХБ:

– поддержание сайта Отдела женского служения;

– подготовка странички женского служения в журнале «Христианское Слово».

 

2.3 Служение для молодежи


Библейское основание

Молодые люди призваны к полноценному служению Господу и обладают огромным потенциалом (1 Тим. 4:12). При этом нужно помнить, что большую часть служения они совершают под руководством более зрелых и опытных братьев и сестер (Евр. 13:17; 1 Пет. 5:5).

Несмотря на отсутствие термина «молодежное служение», молодежи уделяется особое внимание на страницах Священного Писания.

Итак, в Библии можно найти следующие основные элементы работы с молодежью:

– Обучение: Пр. 22:6, Вт. 6:6-9. Обучение молодого поколения, прежде всего, входило в обязанность отцов (Вт. 29:29, 31:12-13), но и не только. Например, школа пророков Елисея – 4 Цар. 6:1.

– Наставничество. Библия изобилует подобными примерами, из которых самые известные: Моисей и Иисус Навин (который обучался у великого пророка с юности – Чис. 11:28), Илья и Елисей, Павел и Тимофей и другие.

– Служение вспоможения (3 Цар. 18:43-44; Деян. 5:6,10).

– Личное познание Господа (Ек. 12:1).

– Личное служение Богу.

Будучи возрожденными, все молодые верующие имеют духовные дары, а значит – призваны к служению. Здесь можно отметить такие библейские примеры, как Есфирь – царица (понимание своей роли и места в связи с верой в Живого Бога), Иосия – царь (посвященное служение Богу на своем посту), Давид (прекрасный пример посвященной юности), Иоанн Марк (молодой миссионер), Тимофей и Тит (молодые пасторы).

Поэтому молодежное служение братства строится на следующих принципах: авторитет и достаточность Писания, христоцентричность, ученичество и наставничество, благочестивое командное руководство, служение через и под авторитетом поместных церквей, воспитание молодых братьев, личное благовестие, вовлечение родителей, наличие эффективной стратегии.

Видение

Посвященное Евангелию поколение христианской молодежи как инструмент в руках Бога для духовного пробуждения в России.

Цель

Формирование молодежного служения в поместных церквах братства на библейских ценностях и принципах, воспитание в молодом поколении благочестия и посвящения Евангелию, раскрытие его потенциала для всестороннего служения Богу.

Пути реализации

1. Создание единого пространства молодежного служения РС ЕХБ

– Формирование структуры молодежного служения в каждом регионе;

– Эффективная система обучения молодежных руководителей;

– Обеспечение практическими ресурсами для служения;

– Всестороннее развитие молодежных СМИ.

2. Воспитание миссионерского духа в молодежи

– Посвящение на служение Евангелию происходит в результате глубокого духовного развития и молитвенной жизни;

– Особый акцент и обучение личному благовестию;

– Миссионерско-молодежное служение на базе поместных церквей;

– Миссионерские поездки.

3. Повсеместное и всестороннее евангельское влияние

– Разнообразная просветительская деятельность;

– Активное участие христианской молодежи в служении милосердия;

– Активная жизненная позиция христианской молодежи в мире;

– Поощрение молодежи максимально использовать свой потенциал в церкви и обществе (Кол. 3:24).

 

2.4 Христианская семья


Библейское основание

Семья – это Божье установление (Быт. 2:18). В Священном Писании раскрывается Божье предназначение брака как постоянного моногамного союза одного мужчины и одной женщины (Быт. 1:27; 2:24).

В современном мире институт семьи подвергается нападкам дьявола и разрушению. Становятся привычной нормой гражданские браки, внебрачные связи, разводы, свободная любовь.

Для поднятия авторитета семьи, сохранения и приумножения ее духовных ценностей, воспитания нового поколения христиан на основах Священного Писания в церквах Российского братства ЕХБ создается и развивается целенаправленное семейное служение. Оно скоординировано на всех уровнях – поместная церковь, Региональное объединение, Российский союз – и охватывает не только существующие в церквах христианские семьи, но и молодежь, желающую вступить в брак, а также вдов и одиноких людей.

Наша позиция – активное влияние на внешний мир в сфере института семьи, провозглашение библейских стандартов и нравственных ценностей семьи как реальной альтернативы моральному упадку и разложению современного общества.

Видение

Каждая семья – воплощение Божьего замысла о брачном завете между мужчиной и женщиной, живущие в любви и верности друг другу. Приоритетной ценностью являются полные, крепкие христианские семьи, воспитывающие детей в духе Евангелия, исполняющие библейские принципы семейных взаимоотношений и являющиеся светом для окружающего мира.

Цели и задачи

Укрепление авторитета христианской семьи и ее духовных ценностей начинается с изучения библейских принципов брака и приведения в порядок семейных взаимоотношений в соответствии с Писанием. Для этого в церквах необходимо проводить тематические занятия, семинары и конференции для супружеских пар, малые семейные группы по изучению Библии, семейные лагеря, семинары для молодежи по подготовке к браку.

На уровне Российского союза ЕХБ и Региональных объединений церквей необходимо создать отделы семейного служения, назначить ответственных служителей. Для индивидуальной работы с людьми открыть христианские центры семейного и добрачного консультирования, где опытные душепопечители будут оказывать всем желающим духовную помощь и давать практические советы по семейным вопросам.

Особое внимание должно уделяться христианскому воспитанию детей и духовной работе с подростками и молодежью по подготовке к будущей семейной жизни. Каждая вступающая в брак пара должна иметь возможность пройти соответствующее обучение и получить консультации по интересующим их вопросам в поместной церкви.

Необходимо также развивать в церквах практику семейного консультирования.

Пути реализации

1. Провести Всероссийскую конференцию для тех, кто уже совершает или будет совершать семейное служение, учитывая рекомендации служителей церквей. Избрать ответственных за семейное служение по регионам. В дальнейшем проводить такие конференции ежегодно (на федеральном и региональном уровнях).

2. Подготовить и обучить для работы с семьями компетентных служителей и душепопечителей, которые будут организовывать и осуществлять семейное служение во всех регионах Российского братства ЕХБ.

3. Организовать и осуществлять полноценное семейное служение в церквах ЕХБ на федеральном и региональном уровнях, создавать духовно-консультационные центры для работы с семьями.

4. Разрабатывать и издавать отечественные пособия и материалы о семье и браке, соответствующие библейским принципам и российскому менталитету. Создавать в церквах библиотеки и видеотеки с материалами для семейного чтения и просмотра. Больше освещать темы семейных взаимоотношений в христианских СМИ.

5. Организовать в Российском братстве ЕХБ служение для вдов и одиноких людей, проводить для них тематические общения и семинары, ободрять их и вдохновлять на служение другим семьям.

6. Силами региональных объединений создать семейные центры, основной задачей которых была бы поддержка христианских семей и содействие в развитии культуры семьи в обществе.

 

2.5 Служение для детей


Библейское основание

Детское служение является важной частью жизни церкви. Если воспитание ребенка происходит на основании Слова Божьего, то Дух Святой, семья и церковь помогают формировать у него христианский характер и  мышление, учат его духовной жизни с самого раннего возраста, сохраняя его душу и тело от пагубного воздействия греха. Во Второзаконии 6:6-9, 31:11-13 Бог повелевает обучать детей. Сегодняшние дети станут родителями и служителями Церкви XXI века.

Дети являются наградой от Господа для родителей и церкви (Пс. 126:3). Им принадлежит Царство Божье (Мф. 19:14). Библия возлагает на родителей ответственность по воспитанию своих детей (Вт. 6:4-9). Церковь должна помогать семьям исполнять эту задачу, а также заботиться о сиротах (Иак. 1:27) и о детях, не имеющих верующих родственников.

Семья и церковь должны духовно взращивать детей (Пр. 22:6). Иисус Христос призывал учеников относиться серьезно и уважительно к детям. Если мы не принимаем детей, то не принимаем и Его Самого (Мк. 9:36-37). Иисус Христос также приводил в пример веру детей (Мф.18:2-6). Говоря о том, что Господь ищет заблудшую овцу, чтобы спасти ее, Он имел в виду, что такой заблудшей овцой может являться и ребенок (Мф. 18:12-14). Христос служил детям, и мы должны поступать так же (Мк. 10:13-16).

Дети и подростки, так же как и взрослые, нуждаются в спасении (Рим. 3:23). Спасительная жертва Иисуса Христа была принесена также и за них (Ин. 3:16).

Первое упоминание о служении Иисуса Христа относится к Его двенадцатилетнему возрасту. Слово Божье призывает нас не только служить детям, но и предоставлять им возможность служить Богу и ближним, дабы через них прославлялось Его имя (4 Цар. 5:1-19, Пс. 8:3).

Терминология

Детское служение – это служение обученных, духовно зрелых христиан детям через игровые и обучающие программы в церкви и за ее пределами от имени церкви.

Видение

Дети и подростки охвачены вниманием и духовной заботой в церкви; налажена система взаимодействия детских и подростковых работников, включающая все сферы служения.

Цель

Помочь юному поколению стать частью Тела Христова, духовно возрастать и активно служить Богу в Его Церкви.

Пути реализации

– Сформировать в каждой церкви воскресную школу для детей и подростков, а также развивать разнообразные формы детского и подросткового служения.

– Налаживать взаимодействие детских и подростковых служителей, их обучение, совместные проекты, взаимопомощь.

– Выстраивать систему подготовки и повышения квалификации служителей, задействованных в этой сфере.

– Развивать ресурсную базу для детских служителей (издание книг, разработка программ, евангелизационных проектов и т.п.)

– Налаживать информационный обмен между работниками с детьми и подростками.

– Развивать миссионерскую деятельность среди детских и подростковых служителей.

 

2.6 Музыкальное служение


Библейское основание

Творец наделил человека даром пения и игры на музыкальных инструментах (Пс. 46:7; 32:1,2). Прекрасными звуками музыки и стройным пением прославляется великий Бог, достойный наивысшей хвалы и поклонения. В Библии говорится о разнообразии музыкальных инструментов, на которых славили Господа. Песнопения также были разнообразными: от возвышенных гимнов до печального пения, от песен с глубоким смыслом до повторяющихся восклицаний (Кол. 3:16; 1 Кор. 14:26).

Музыкальное служение – это важный элемент в исполнении великого поручения Христа. Через духовное песнопение люди приходят к Богу и учатся соблюдать все, что Он им повелел (Мф. 28:19-20). Основным критерием оценки духовного пения и музыки является не столько эмоциональное воздействие, сколько воздействие нравственное, что влечет за собой исправление поведения человека и способствует его духовному совершенствованию.

Видение

Пение и музыка служат к назиданию (1 Кор. 14:26), способствуя духовному совершенствованию человека. Благодаря разнообразию и многогранности музыкального служения христианская музыка и пение востребованы в церкви и за ее пределами.

Пути реализации

Музыкальное служение в наших церквах соответствует библейским принципам. В нем сочетаются хоровое (церковное), общее, групповое и сольное пение. Присутствует определенное многообразие музыкальных жанров – от классической духовной музыки до произведений современных композиторов. Для исполнения используются традиционные и электромузыкальные инструменты. Гимны тоже разнообразны: для торжественных событий, христианских  праздников, песнопений, исполняющихся  на бракосочетании, траурное служение и другие случаи.

Христианская музыка и пение, наряду с сохранением высоких духовных основ и идеалов, должны отражать и современный культурный контекст. Возникающие в области музыкального служения споры о допустимости того или иного стиля или инструмента происходят от недостаточного понимания назначения музыкального служения в церкви.

За последние годы произошло значительное омоложение музыкальных коллективов в церквах. Не будем осуждать современное поколение за их желание по-своему выразить восприятие Бога и стремление служить Ему. Необходимо воспитывать молодежь так, чтобы открыть ей духовное музыкальное богатство предыдущих поколений, помочь обрести глубокие отношения с Богом и воспевать Ему так, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40).

Задачи:

– Способствовать воспитанию христианской музыкальной культуры у верующих и их детей. Правильное музыкальное воспитание начинается в семье.

– Обеспечить в братстве единый подход к музыкальному образованию.

– Создать музыкальный отдел в РС ЕХБ, который будет способствовать единству в сфере музыкального служения, а также координации этого служения в церквах и между церквами.

– Отредактировать и издать в необходимом количестве сборник духовных песен. Репертуар необходимо пересмотреть и обновить. Наряду с традиционными темами в нем должны присутствовать и новые, в том числе песни о любви к нашей земной отчизне.

– Издавать литературу об истоках музыкальной культуры братства, чтобы верующие были хорошо осведомлены об историческом музыкальном наследии.

Несомненно, музыкальное служение призвано быть одним из важных звеньев в исполнении великого поручения Христа. Христианская музыка и пение несут миру святую евангельскую истину, вдохновляют и назидают народ Божий на служение и прославляют Бога.

Принимаемые нами меры, без сомнения, в перспективе обеспечат в наших церквах развитое, духовное, качественное и соответствующее времени музыкальное служение.

 


Раздел 3. «Образование»


Церковь Божья, движимая Словом Божьим и Духом Святым, образовывает «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Это процесс всей земной жизни каждого ученика Иисуса Христа. Для исполнения этой высокой духовной задачи в братстве ЕХБ развивается система духовного образования.

Духовное образование включает в себя ученичество, что предполагает организацию внутрицерковного обучения основам веры для каждого члена церкви. Каждый христианин призван быть учеником Иисуса Христа. Познание Его есть святая обязанность христианина. Отображение Его совершенства есть свидетельство подлинного рождения свыше.

Духовное образование включает в себя обучение служителей для всех церковных форм служения. Церкви призваны обеспечить возможности для обучения служителей.

Все служители, независимо от возраста, обязаны стремиться повышать свой образовательный уровень. Для решения этой задачи в братстве существует и развивается система подготовки служителей: специальные курсы повышения квалификации, семинары по различным видам служения, школы проповедников и миссионеров.

Важной составляющей в процессе развития духовного образования являются высшие богословские образовательные учреждения - семинарии, университеты, институты.

Глубокое изучение текстов Священного Писания является важнейшей задачей церкви. Для этого необходимо изучение древних языков, греческого, еврейского. Необходимо развивать богословскую науку.

Семинарии должны стать богословскими центрами. Богословствование должно стать нормой общения как внутри общин, так и с внешним миром, как духовным, так и секулярным.

Важно не только изучать достояние церкви в трудах прошлых поколений, но и развивать богословие современное, отвечая на вызовы времени, как внутри общины, так и в обществе.

Церкви для решения этой задачи поощряют своих членов к получению высшего образования, как светского, так и духовного. Церкви аккумулируют собрание духовных книг в своих библиотеках.

Образование во всех уровнях должно проложить дорогу от человека земного к человеку небесному.

 

3.1 Подготовка служителей и обеспечение кадрами


Способность церкви совершать полезный труд и служение обусловлена ее кадровым ресурсом. Потенциально каждый член церкви, будучи Божьим человеком, может определенным способом участвовать в общем деле служения. Таким образом, кадровый ресурс каждой церкви неограничен.

Кадровый ресурс - это люди, готовые совершить определенные преобразования для получения желаемого результата. Это главная направляющая: «готовые совершать», а не «готовые занимать места» (В.И.Изотова).

Для обеспечения полноценного служения Священное Писание обязывает каждого верующего пройти необходимую подготовку и постоянно совершенствовать свое мастерство в применении талантов и даров (выше уже сказано: постоянно, ясно, что речь идет о процессе), оттачивая полезные навыки.

Основной вклад в развитие кадрового ресурса вносит сама церковь. Развитие кадрового ресурса является первейшей и наиважнейшей задачей руководства церкви. Фактически оценка состояния кадрового потенциала церкви является оценкой служения руководства церкви.

Приоритетной задачей развития каждого служения и повышения его эффективности является подготовка в его рамках служителей-последователей. Так, задачей пастырей является не только регулярная проповедь и посещение паствы, но и подготовка новых пастырей. Задача благовестников не только евангелизировать, но и готовить новых благовестников. Задача жертвователей-раздавателей не только доброхотно жертвовать, но и вовлекать в это служение других потенциальных жертвователей. Задача регентов не только руководить хором или оркестром, но и участвовать в подготовке новых музыкальных руководителей. Задача руководителей малых групп не только организация встреч по изучению Библии, но и подготовка новых руководителей малых групп. Задача каждого верующего не только личная вера и посвященность Господу, но и приобщение к этой вере других людей.

Библейское основание

Апостол Павел наставляет верующих в том, чтобы учение Христа распространялось с помощью верных людей. Все уверовавшие призваны передавать другим Благую Весть, свидетельствовать о своих отношениях с Ним. Поэтому и кафедра в церкви предоставляется «верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).

Видение

Каждая церковь имеет конкретный согласованный план по развитию потенциала своих членов. Для успешной внутренней и внешней жизнедеятельности церковь следует этому плану и поэтапно решает все кадровые задачи.

Пути реализации

Необходимо повышать значимость пасторского служения в братстве. Это возможно осуществлять в двух направлениях. Во-первых, церковь усваивает библейское, то есть почтительное отношение к наставникам. Во-вторых, характер служителей должен соответствовать высоким библейским требованиям, а их знания и умения должны быть на должной высоте. Система социального обеспечения служителей создается с учетом местных условий. Пресвитер церкви, заботой которого является духовное совершенствование верующих (Еф. 4:12-13), вовлекает в служение каждого члена церкви, особенно братьев, и помогает им духовно возрастать. Наиболее способных он побуждает к учебе и посвящению себя на полновременное служение. Такой подход позволяет нашим духовным школам непрерывно готовить зрелых служителей для церквей.

Подготовка служителей включает в себя постоянное повышение квалификации действующих служителей. При этом внимание уделяется не только приобретению новых знаний, но и необходимых черт характера, тесно связанных с духовным состоянием.

При решении кадровых вопросов следует учитывать, что прежде всего Сам Господь осуществляет призвание на служение. Ясные и доступные критерии, предъявляемые кандидату на служение, четко определяют его служебные обязанности.

Ключевая роль в реализации ВиС отводится старшим пресвитерам объединений. Успешная его реализация обеспечивается четкой и понятной структурой объединения и церкви.

 

3.2 Обучение и ученичество


Ученик Иисуса Христа – это закаленный духовный воин. Такой христианин спокойно ориентируется в любой ситуации, потому что всегда готов исполнить доброе дело и встретить непредвиденное обстоятельство. Ученик Иисуса Христа гибко подходит к каждой задаче и проблеме, потому что глубоко понимает собственную ограниченность и зависимость от Него. Он быстро принимает правильные решения и последовательно претворяет их в жизнь, потому что твердо знает, что в жизни главное.

Ученик Иисуса Христа – это Божий человек, преображенный в Него, то есть имеющий Его характер. Он всецело послушен голосу Духа Святого. Он несет полную ответственность за дело служения, которое ему вверено, потому что считает неприемлемым для себя оправдывать неэффективность своего служения некомпетентностью и обстоятельствами. Но, прежде всего, он дорожит своими взаимоотношениями с Богом и Его народом. Ученик Иисуса Христа силой Божьей ведет духовную войну с силами зла.

Процесс подготовки такого духовного воина называется ученичеством. Духовное ученичество – это больше, чем комплекс духовных упражнений и сумма духовных знаний. Быть учеником – это образ жизни, когда каждое действие и слово подчинены и согласованы с волей Господа Иисуса Христа. Быть учеником – значит прилагать целенаправленные усилия, чтобы развивать дары Духа Святого и возрастать в мудрости. Быть учеником – это значит учиться каждый день лучше понимать намерения Бога относительно этого мира и принимать активное участие в служении миру,  проявляя ко всем подлинную любовь.

Библейское основание

Обучение верующих – это воля Божья (Мф. 28:19-20). Обучение всегда было неотъемлемой частью жизни Церкви: неверующим передавали Благую Весть (Рим. 10:14), верующих наставляли в вере на основании Слова Божьего (Пр. 22:6, 2 Тим. 3:16). Последователи Иисуса в евангелиях и Деяниях апостолов многократно названы учениками. Люди посторонние считали их учениками Иисуса, и они так себя и воспринимали. Из этого однозначно следует, что и в настоящее время христианин – это ученик Иисуса Христа. В церкви Дух Святой наделяет верующих даром учителя (Ин. 14:26; Еф. 4:11-13).

Христианское образование всегда христоцентрично (1 Кор. 3:11). Смысл христианского образования заключается в том, чтобы соблюдать всё, что заповедал Христос (Мф. 28:19-20). Основным учебником в любой системе христианского обучения является Библия (Рим. 10:17; 2 Тим. 3:15-17). Бог в Священном Писании раскрывает нам цели ученичества и христианского образования (Мф. 28:19-20; Ин. 14:26; Вт. 31:12-13) – восстановление истинного образа Божьего в человеке. Потому процесс обучения включает в себя: покаяние (1 Ин.1:9; Ин. 3:3), богопознание (Ос. 6:6, Деян. 15:31), духовный рост и освящение (Отк. 22:11; 1 Тим. 4:13-16), взращивание служителей (Еф. 4:14-16; 2 Тим. 2:2).

В соответствии с этими целями церкви развивают различные формы обучения, чтобы охватить все возрастные категории: детей и подростков (Вт. 6:6-9), молодежь (Пр. 22:6) и взрослых (Вт. 31:12-13).

Терминология христианского обучения

Ученичество – это пребывание верующего в положении ученика Христова. Это процесс духовного роста верующего, который длится в течение всей его земной жизни и включает в себя: познание Бога, прославление Его, пребывание в Нем, общение с Ним, практику духовной жизни и возрастание в служении Ему.

Христианское обучение – это процесс формирования учеников на основе Библии и вдохновляемый Духом Святым. Во время обучения Дух Святой, используя учителя, направляет ученика и учителя к познанию Бога, следованию за Ним, духовному возрастанию и формированию характера служителя Христова. Обучаясь, ученик приобретает твердое основание для осуществления Божьей цели, Его намерений относительно всех сторон его жизни.  Дух Святой наделяет его всем необходимым для эффективного служения Богу и людям с целью расширения Царства Божьего на земле (Ин. 14:26; Мф. 28:19-20).

Видение

Верующие в Иисуса Христа постоянно пребывают в учении Христовом в жизни и служении. В центре христианского образования любого уровня лежит богопознание посредством изучения Священного Писания

Цели и задачи обучения и ученичества

– Целью богословского образования является достижение учащимися духовной зрелости во Христе, их подготовка к любому труду, способствующему как духовному, так и численному росту церкви.

– Преподавание строится в соответствии с нуждами церкви и вероучением РС ЕХБ. Каждый христианин постоянно учится и обучает других.

– Обучение детей начинается в христианской семье. В церквах действуют воскресные школы для разных возрастов,  как для детей, так и для взрослых. Преподают в таких школах учителя, имеющие специальную подготовку. Наряду с этим проводятся специализированные курсы и тематические семинары для обучения конкретным  видам служения.

– На базе церковного и начального богословского образования строятся средний и высший уровни богословского образования.

– В региональных объединениях действуют региональные школы начального или, при необходимости, среднего уровня богословского образования. Основной преподавательский состав этих школ включает действующих служителей региона, имеющих соответствующее богословское образование.

– Сеть учебных заведений, в том числе высшего уровня, и обучающие программы представляют собой единую систему, построенную с учетом текущих потребностей Церкви Христовой и перспектив.

Исходя из потребностей церквей, обучающие программы разнообразны, но должны соответствовать стандартам. В программах отражен принцип преемственности при переходе от одного уровня образования к другому.

 

3.3 Высшее богословское образование


Библейское основание

Обучение Библии в воскресных школах должны осуществлять зрелые подготовленные, квалифицированные учителя.

Проповедники слова Божьего, учителя Библии, миссионеры должны быть высокообразованными, квалифицированными людьми. Пасторы церкви, старшие пресвитеры обязаны быть высокообразованными, квалифицированными служителями.

Призванные «совершать святых» обязаны быть совершенными. «Проклят, кто дело Господнее делает небрежно» (Иер. 48:10), «…ты, и сыновья твои с тобой понесете на себе грех за неисправность в священстве вашем» (Чис. 18:1).

Видение

Церковь совершенного Бога неустанно познает Его волю и созидает учеников по образу Спасителя.

Цели и задачи

Церковь ЕХБ высоко ценит важность духовного образования и прилагает все усилия для организации системного духовного образования на всех уровнях.

Церковь ЕХБ поощряет своих членов к получению высшего образования, дабы достойно представлять Учителя гибнущему миру.

Пути реализации

1. Обеспечить внутрицерковное обучение для каждого христианина.

– Подготовка к крещению (научите, крестите).

– Обучение практике христианской жизни. «Уча соблюдать все, что Я заповедовал вам».

– Катехизация – постоянное углубленное изучение Священного Писания и всех основных вероучительных истин.

2. Отбирать одарённых мальчиков и поощрять их к получению высшего образования, светского и духовного.

– Изучать Писание в семьях.

– Изучать Писание в воскресной школе.

– Создавать различные игровые формы обучения, поощряющие к развитию талантов.

3. Благословлять молодых членов церкви на развитие своих талантов и обучение.

– Поощрять и поддерживать получение педагогического и медицинского образования.    

– Стимулировать работу среди студентов.

– Открыть церковные двери для возможных студенческих, молодёжных образовательных конкурсов, диспутов, круглых столов богословского характера.

4. Создавать специализированные школы подготовки служителей.

5. Поддерживать молитвами и ресурсами уже созданные и действующие школы.

6. Совершенствовать учебные планы таких школ.

7. В церквах ЕХБ способствовать тому, чтобы каждое внутрицерковное служение совершали члены церкви, специально подготовленные и высококвалифицированные.

8. Создать систему, при которой каждый служитель должен иметь определенный уровень духовного и светского образования.

– Пастор церкви – высшее образовние.

– Учитель воскресной школы – высшее образование.

– Учитель Библии – высшее образование.

– Проповедник – высшее образование.

– Дьякон – среднее образование.

9. Для этого поддерживать существующие высшие духовные образовательные учреждения: семинарии, университеты, институты. Необходимо:

– В бюджете церкви ЕХБ предусмотреть статью расходов на образование.

– В церковных мероприятиях на год должны быть предусмотрены молитвы о высших учебных заведениях братства.

– Должны быть имена руководителей высших учебных заведений, о которых в церквах братства совершаются молитвы.

– Руководители учебных духовных учреждений, а также преподаватели должны быть членами поместных церквей ЕХБ.

– Каждый преподаватель учебного духовного учреждения братства ЕХБ обязан раз в год подтверждать свое вероисповедное единство с братством.

– Братство, руководство учебных духовных учреждений должно заботиться о повышении духовного и интеллектуального уровня преподавателей.

10. В каждом духовном образовательном учреждении высшим органом управления является совет попечителей. Он создан из служителей братства, призванных Господом, признанных братством, имеющих опыт служения, образование и посвящение.

 


Раздел 4. «СМИ и внешние церковные связи»


Церкви евангельских христиан-баптистов составляют неотъемлемую часть российского общества. История церкви тесно связана с историей нашей страны. Было время, когда общество нас не считало своей частью, как следствие горькие годы преследований верующих стали частью всеобщей истории страны.

Первая церковь сумела осуществить свое предназначение, находясь в уважении у людей своего времени. Нам следует научиться строить отношения как с отдельными людьми, так и с различными институтами общества. Мы сами и никто иной ответственны за формирование положительного общественного мнения о нас.

Господь благословил человека мудростью извлекать драгоценное из недр земли, познанием, что отразилось в сфере научно-технического прогресса, современных технологий и информации. Сегодня их развитие предоставляет Церкви большие возможности в донесении нашим соотечественникам самой важной вести, явленной миру, и исполнении поручения Иисуса Христа.

Как носителям подлинно библейского мировоззрения в обществе, нам следует проявлять терпимость к людям различных религиозных воззрений и к неверующим, свидетельствуя им о Спасителе Иисусе Христе. Необходимо провозглашать полноту здравого учения Слова Божьего и осуществлять миротворческую миссию Церкви в современном мире.

 

4.1 Связи с общественностью


Библейское основание

Церкви евангельских христиан-баптистов составляют неотъемлемую часть российского общества.

Осознавая свое духовное отличие от неверующих и необходимость хранить себя от греховного осквернения (1 Пет. 2:9а; 1 Ин. 2:15; 2 Кор. 6:17), в то же время мы не должны исключать себя из общества (Ин. 17:15,18). Отказ от поддержания контактов с другими людьми, с обществом, в котором мы живем, приводит к самоизоляции, отшельничеству, замкнутости и воздвигает барьеры непонимания с обеих сторон.

Хорошо поставленное служение представительства и наличие связей с обществом позволяют формировать объективное представление о евангельских христианах-баптистах, улучшают взаимопонимание между церквами и обществом.

Мы и никто иной ответственны за формирование положительного общественного мнения о нашем братстве. Для этого необходимо, чтобы общество получало неискаженные сведения о наших целях, служении, образе жизни. Нам следует научиться строить отношения как с отдельными людьми, так и с различными институтами общества.

Видение

Евангельские христиане-баптисты устанавливают и поддерживают доброжелательные отношения с обществом, стремятся к взаимопониманию с ним, оказывают влияние на общество, выражая свою твердую христианскую позицию по всем жизненно важным вопросам.

Церкви РС ЕХБ, сохраняя свою конкретную социально-богословскую идентичность, позиционируют себя в российском и международном сообществе на условиях взаимного уважения и равноправного партнерства, имеют устойчивую положительную репутацию, влияние во всех сферах жизни и осуществляют свою уставную деятельность с осознанием ответственности за духовное состояние общества на всей территории России.

Пути реализации

– Создать развитое и высокопрофессиональное служение по связям с обществом и активно использовать его принципы на всех уровнях: личном, поместной церкви, регионального объединения, Российского союза ЕХБ. Начало практических работ;

– Разработать и утвердить комплексный план соответствующих организационно-технических мероприятий для всех уровней;

– Провести первичное обучение служителей всех уровней принципам построения связей с обществом. Затем перейти на регулярное системное обучение с задействованием потенциала духовных образовательных учреждений;

– Переработать имеющиеся планы мероприятий по всем направлениям служения на всех уровнях на предмет системного подхода в построении связей с обществом. Далее постоянно применять и активно развивать соответствующие принципы;

– Создать высококачественные представительские материалы и обеспечить ими поместные церкви. Далее систематически их обновлять.

 

4.2 СМИ и издательская деятельность


Библейское основание

СМИ рассчитаны на большие массы людей, поэтому они являются одним из наиболее важных средств, позволяющих исполнять поручение Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы… Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). Именно перед пришествием Господа Иисуса Христа будут созданы такие технические условия на земле, которые позволят достигать все народы Евангелием через радио, телевидение, Интернет, печатные издания.

Христианские СМИ способны играть значительную роль в достижении единства как в церквах, так и во всем Союзе, они помогают определить глобальные задачи и участвовать в их решении, а именно: объединять всех верующих в единую целеустремленную Церковь Христову для распространения Небесного Царства на земле.

Видение

Сформирована система христианских СМИ церквей ЕХБ России, которая, во-первых, являлась бы эффективным средством для церквей для распространения вести о Боге по всей территории России и за рубежом; во-вторых, была бы узнаваемой и значимой как в профессиональном, так и в духовном плане в российском обществе и за рубежом.

Пути реализации

Создать систему христианских СМИ церквей ЕХБ России и на основе этого организовать:

а) оперативное реагирование на происходящие события в обществе, в церквах и христианских миссиях;

б) своевременное обеспечение верующих в церквах и окружающих людей полезной, интересной и актуальной информацией с использованием при этом современных форм подачи информации.

Исходя из этого:

– научиться максимально эффективно использовать возможности радио, телевидения, Интернета и печатных изданий для проповеди Евангелия с целью охвата наибольшего количества людей свидетельством и учением Христа в преддверии Его пришествия;

– выявить способных к работе в СМИ верующих и способствовать получению ими профессионального образования. Создать модель системы христианских СМИ церквей ЕХБ России;

– проводить ежегодные региональные встречи работников СМИ;

– организовать союзные и региональные курсы и семинары для повышения квалификации работников христианских СМИ;

– создать в каждом федеральном округе России такую структуру работы христианских журналистов, которая станет значимой и востребованной для деятельности светских работников СМИ. Для этого: на местах христианские журналисты из церквей должны ежемесячно публиковать, как минимум, от трех до пяти статей в изданиях, периодической печати; журналисты и верующие, овладевшие ораторским искусством, должны принимать участие в программах местных радиостанций и телеканалов.

Среди издательской деятельности должны получить широкое распространение материалы отделов Российского союза ЕХБ, а также региональных авторов.

 

4.3 Евангельские христиане-баптисты и другие конфессии и деноминации


Библейское основание

Мы призваны с любовью относиться к людям любых религиозных воззрений и к неверующим, ибо к этому призывает нас Слово Божье: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк. 12:31); «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18); «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

Шестой вероучительный принцип евангельских христиан-баптистов гласит: «Свобода совести для всех». Бог дает человеку право духовного выбора: «Изберите себе… кому служить» (Нав. 24:15). Принуждение в религиозном выборе противоречит ясному библейскому принципу: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). В то же время, уважая свободу совести других, мы призваны исполнять великое поручение Христа (Мф. 28:19-20). Следует считать братьями и сестрами всех истинно верующих во Христа (Рим. 10:4). Однако необходимо духовно отделяться от тех, кто искажает истину (Тит. 3:10).

Видение

Как носители подлинно библейского мировоззрения, евангельские христиане-баптисты проявляют терпимость к людям различных религиозных воззрений и к неверующим, свидетельствуя им о Спасителе Иисусе Христе.

Пути реализации

Наши отношения с другими конфессиями и деноминациями строятся, исходя из этого убеждения. Мы развиваем отношения и сотрудничаем с евангельскими христианами-баптистами, не входящими в РС ЕХБ.

Мы являемся убежденными сторонниками свободы совести человека, его права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, если осуществление этого права не ограничивает свободы совести других людей.

Мы ведем диалог и осуществляем взаимодействие с христианами других конфессий в области защиты прав человека, социальной сфере и других направлениях, которые целесообразны с духовной и практической точки зрения. При этом мы избегаем недопустимых компромиссов в вопросах вероучения, морали и духовной практики.

Мы свидетельствуем о своей вере словом и делом, стремимся повсеместно провозглашать Евангелие и здравое библейское учение в доброжелательной форме. Правильное отношение к другим конфессиям в церквах поддерживается программами катехизации.

Верность здравому библейскому учению и правильное отношение к другим конфессиям формируются и поддерживаются служителями разных уровней через воспитательную работу и реализацию программы «Мы – евангельские христиане-баптисты». Данная программа разрабатывается Отделом богословия и катехизации РС ЕХБ с 2009 г. и начнет реализовываться в региональных объединениях и поместных церквах с 2010 г.

 


Раздел 5. «Административно-материальное обеспечение»


Церкви нашего братства никогда не были изолированными друг от друга общинами. Напротив, они представляли собой пример духовного единства и сотрудничества, участвуя в нуждах друг друга.

В единстве каждой поместной церкви и сплоченности всех церквей в Союзе заключена наша сила, потому что единство – это часть Божьего замысла в отношении развития Церкви.

Бог Творец в Своем Слове сравнивает Церковь с живым организмом. В нем каждое звено имеет свои функции и задачи и слаженно работает на укрепление Церкви.

Мы верим словам Писания, что «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе», и видим, что «много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка». Поэтому объединяем свои усилия для мудрого распоряжения ресурсами, вверенными нам Богом так, чтобы сделать служение Церкви и ее миссию эффективными в этом мире.

 

5.1 Функции и структура Российского союза ЕХБ


Библейское основание

Совершенно очевидно, что практически в каждом служении Господу можно достигать гораздо лучших результатов, если делать это совместными усилиями. Оставляя Церковь на земле, Господь Иисус Христос молил Своего Отца сохранить Его последователей в единстве (Ин. 17). Об этом Он просил Своих учеников, многократно призывая их любить друг друга (Ин. 13:34; 15:12; 15:17; 1 Кор. 14:33; Рим. 16:16). Необходимость объединения поместных церквей в Российский союз несомненна. Это объединение свидетельствует об исполнении заповеди Христа о единстве Церкви. И это – явная жизненная потребность. Но любое объединение предполагает наличие связующей функциональной структуры, задача которой – обеспечить стабильную и одновременно гибкую основу для эффективной деятельности данного сообщества как единого организма (Еф. 4:16).

Видение

Российский союз ЕХБ – это братство церквей России, которые объединились на основе общих доктрин и принципов веры, чтобы совместными усилиями содействовать расширению Царства Божьего, служить друг другу и погибающему миру, проповедовать Евангелие и созидать новые церкви. Где каждый имеет свои функции и задачи, и весь организм слаженно работает на укрепление и рост Церкви.

Пути реализации

– Определить роль федерального округа, областного объединения и каждой церкви в составе Российского союза ЕХБ в расширении Царства Божьего;

– Создать однотипную модель управления, которая поможет служителям передавать опыт христианского руководства и служения на всех уровнях структурных подразделений (церковь, областное объединение, федеральный округ, Российский Союз);

– Сбалансировать ответственность и полномочия между Советом Союза, Правлением и Председателем Союза;

– Достичь сбалансированного распределения и использования человеческих и материальных ресурсов в регионах и на территории России;

– Равномерно распределить задачи между органами управления, федеральным округом, областным объединением и церковью. На каждое структурное подразделение возложить посильную для него и необходимую для совместного дела нагрузку;

– Переместить ответственность за развитие миссионерства, насаждение и развитие церквей на поместные общины, областные объединения и федеральные округи;

– Увеличить полномочия и функциональную нагрузку федеральных округов с той целью, чтобы: облегчить служение председателя Союза и служебных отделов, активизировать сотрудничество и взаимопомощь между областными объединениями, обеспечить более активную поддержку пастырям и старшим пресвитерам, на месте распределять ресурсы, развивать церковные структуры и виды служений;

– Разработать служебные инструкции и выработать служебные стандарты для служителей разного уровня.

 

5.2 Административно-правовое обеспечение


Библейское основание

Любая деятельность церкви требует вдумчивой подготовки для обеспечения ее успешной реализации (Пр. 4:26; 1 Пар. 29:2). Необходимо подкрепленное молитвой планирование и ответственное исполнение задуманного. И все это должно делаться с полным упованием на Бога (Иак. 4:13-15).

Христос утверждает, что Он исполнил все, что Отец повелел Ему (Ин. 17:4). Христос – идеальный исполнитель и идеальный руководитель. У Него надо учиться этому, поскольку мы Его ученики.

Видение

На всех уровнях РС ЕХБ (церковь, областное объединение, Союз) осуществляется эффективное распоряжение ресурсами, вверенными нам Богом, в основе которого лежит богобоязненное и грамотное планирование и управление, обеспечивающее активную жизнедеятельность братства.

Пути реализации

– Разработать и принять соответствующие развернутые положения и должностные инструкции о руководителях всех уровней;

– Создать пакет документов, регламентирующих взаимоотношения структуры от внутрицерковных отношений до уровня председателя, как в духовном плане, так и в отношении администрирования (управления);

– Ввести в практику минимально необходимый документооборот: внутрицерковный устав, решения общего собрания, штатное расписание, годовые планы мероприятий и церковных праздников, бюджета, учетных финансовых документов и отчетов ревизионной комиссии;

– Разработать четырехлетний пошаговый стратегический план действий, который должен соответствовать целям и задачам Братства; в соответствии с ним – утвердить уровни и формы подотчетности в формировании и исполнении бюджета;

– Повысить ответственность руководителей за материально-техническое обеспечение общесоюзных программ и руководящих органов РС ЕХБ;

– Хранить регистрационные документы и контролировать соблюдение юридических требований к ним, а также к документам, которые гарантируют права на собственность общины, и своевременно осуществлять документооборот;  

– Регламентировать все вопросы, связанные с передачей властных полномочий, а также социального обеспечения руководителей Союза по их выходу на заслуженный отдых;

– Административно-правовому отделу РС ЕХБ обеспечить региональные объединения и церкви ЕХБ необходимой организационно-правовой информацией в части официальных документов разного уровня, регламентирующих административно-правовые отношения как внутри Союза, так и с внешним миром. Оказывать консультативную помощь региональным объединениям и церквам ЕХБ в пределах компетенции отдела.

 

5.3 Информационно-аналитический центр


Информационно-аналитический центр – группа служителей в Совете РС ЕХБ, выполняющая следующие основные функции:

– обеспечение Правления РС ЕХБ, региональных объединений и поместных церквей актуальным и разносторонним информационно-аналитическим материалом (ИАМ);

– мониторинг (отслеживание) информационного пространства, отражающего состояние и жизнедеятельность РС ЕХБ и наиболее важные особенности жизни внешнего мира;

– выработка практических рекомендаций для принятия компетентных решений на всех уровнях РС ЕХБ.

Библейское основание

Российский союз ЕХБ как объединение поместных церквей – это Церковь Христа и Тело Христово (Рим. 12:4-5; 1 Кор. 12:12-27). Богоугодное, полноценное функционирование Церкви-Тела, ее духовный и численный рост возможен при условии, что все христиане в своей повседневной жизни держатся Главы, то есть Иисуса Христа, «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви… держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Еф. 4:16; Кол. 2:19).

Именно наличие надежных взаимно скрепляющих связей способствует тому, что каждый член вовлечен в жизнь церкви, а каждая церковь вовлечена в жизнь Братства. Недостаток необходимой и качественной информации или нарушение информационных потоков приводят к разрушению необходимых связей в пределах РС ЕХБ, а также к неадекватной реакции на события внутри Братства и жизни внешнего мира.

Видение

Церкви и руководство РС ЕХБ обладают своевременным актуальным и высококачественным информационно-аналитическим материалом по вопросам внутренней жизни братства и внешнего мира, позволяющим хорошо ориентироваться в информационном пространстве, принимать компетентные решения и плодотворно выполнять Божью волю при максимально эффективном совместном использовании ресурсов поместных церквей, региональных объединений и братства в целом.

Пути реализации

– Разработать соответствующее «Положение» и создать высокопрофессиональный ИАЦ с надежными информационными потоками на всех уровнях: общесоюзном, региональном и поместном. Обеспечить его дальнейшую качественную и непрерывную деятельность;

– Разработать схему информационного обмена и взаимодействия с участием всех уровней;

– Провести первичное обучение основам культуры пользования ИАМ и информационным пространством сотрудников Правления РС ЕХБ, региональных служителей, служителей церкви;

– Создать группу по системному сбору и обработке информации на региональном уровне;

– Создать систему по оказанию консультационной помощи поместной церкви в использовании ИАМ.

 

5.4 Финансово-материальное обеспечение


Библейское основание

Материальное служение, или пожертвование (дар) Богу материальных средств существовало еще до закона Ветхого Завета, данного через Моисея. Десятину уже давал Авраам Мелхиседеку (Быт. 14:20). Закон же, данный через Моисея, подробно описывает условия материального служения. Новый Завет не просто расширил требования Ветхого Завета, но установил новые принципы материального служения, в частности, принцип добровольности: «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Новый Завет дал право распоряжаться своими материальными средствами (Деян. 5:4).

Материальное служение в Первоапостольской церкви было организовано апостолами, уделявшими этому аспекту большое внимание. Выбор первых диаконов церкви был вызван проблемой неправильного распределения материальных благ. Апостолы доверили это служение избранным диаконам, но вопрос организации сбора средств оставался в ведении апостолов. Для более эффективного служения апостол Павел избирает человека, который был успешным благовестником для целенаправленной работы по сбору средств (2 Кор. 8:18-19). Материально-финансовое обеспечение духовного домостроительства – это необходимое условие для достижения заявленного Российским союзом ЕХБ видения и поставленных целей.

Видение

Каждый верующий осознает важность и значимость материального служения, поэтому добровольно жертвует средства на дело служения церкви, регионального объединения и Союза, исходя из своих доходов. Каждая церковь ответственно и с постоянством участвует в формировании бюджетов регионального объединения и РС ЕХБ.

Пути реализации

– Повысить авторитет материального служения в церкви посредством тщательного изучения верующими соответствующих библейских положений;

– Перейти на долевое участие церквей в формировании бюджета объединения и РС ЕХБ, включая материальное обеспечение региональных служителей и руководящих органов РС ЕХБ (2 Кор. 8:13);

– Создать резервный фонд в бюджетах всех уровней (в размере от 2 до 6 месяцев);

– Постоянно обеспечивать необходимую прозрачность и своевременную отчетность за формирование и расходование бюджетов всех уровней;

– Возложить ответственность (закрепив в Уставах) за своевременный сбор средств, их перечисление, расходование и отчетность на руководителей церквей, региональных объединений и председателя РС ЕХБ соответственно.

 

5.5 Архитектурно-строительное служение


Библейское основание

Иисус сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). И «…Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями…»  (1 Пар. 22:5).

В Новом Завете храмом Божьим является сама Церковь – новозаветный народ Божий (Еф. 2:21-22). Однако для поместной церкви естественно иметь свое здание – Дом молитвы  – как средство для расширения служения Богу, способствующее исполнению церковью своего предназначения наилучшим образом. Это объективно препятствует росту церкви, расширению и эффективности ее служения, влиянию на жизнь людей в той местности, где она находится.

Видение

Поместная церковь для выполнения своего предназначения имеет многофункциональное современное здание. Церковь в каждом областном центре имеет такой Дом молитвы! РС ЕХБ обладает развитым архитектурно-строительным служением и ясной стратегией последовательности строительства (реконструкции) Домов молитвы по всей России, гармонично связанной с общей концепцией жизнедеятельности братства.

Пути реализации

– Создать полноценное архитектурно-строительное служение РС ЕХБ;

– Создать перспективный план строительства (реконструкции) Домов молитвы и осуществлять его поэтапное внедрение (I-й этап – до 2015 г.; II-й этап – до 2025 г.;   III-й этап с 2026 г.);

– Для совершенствования архитектурно-строительного служения создать общественный совет РС ЕХБ по архитектуре и строительству (архитекторы, дизайнеры и другие ведущие профильные специалисты, имеющиеся в Братстве);

– Создать типовые многофункциональные проекты церковных зданий разной вместимости с необходимым количеством помещений для различных служений;

– Обеспечивать церкви и региональные объединения консультационной и методической помощью по всему спектру вопросов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией Домов молитвы в современных условиях.