Сакральность невежественности или невежество сакральности
27.12.2008

Сакральность невежественности или невежество сакральности

Председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Кириллович Сипко дал интервью Порталу-Credo.ru.

Председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Кириллович Сипко дал интервью Порталу-Credo.ru.

"Портал–Credo.Ru": Какие события в религиозной сфере в прошедшем году Вы считаете наиболее значимыми и яркими вообще и Вашей Церкви в частности?

Юрий Сипко: В мировых масштабах особенно ярких событий я бы не отметил. А наша Россия в настоящее время переживает особый момент в истории в связи с кончиной Патриарха Алексия II, когда события в религиозной жизни оказывают влияние и на политическую жизнь. Я вижу и в России, и в мире возрастающую роль религиозных факторов на жизненные процессы. Кончина Патриарха Алексия II показала, что его персона привлекла серьезное внимание всей Российской империи только фактом его смерти. Я бы не назвал его личность особенно яркой. Но его уход заставил говорить о роли Русской Православной Церкви. Здесь есть тайна, которую трудно выразить, что возглавляя такую большую Церковь, имеющую приходы во всём мире, имея такой контакт с российским государством, он сам не блистал. У меня нет пока законченной картины этого явления, но вопрос возникает.

– Насколько будет важна и определяюща конкретная личность нового патриарха? Или личность менее важна, чем само положение патриарха?

– Вопрос очень сложный. Здесь есть два измерения. Одно зависит от личности, другое нет. Как говорят: "Короля играет свита". Нередко, когда человек всходит на высокий пост – политический или религиозный – он не становится лидером, который ведет, а становится исполнителем желания толпы и большинства из желания угодить и выглядеть достойным. Процессы, которые происходят в нашем обществе, и в Православии в том числе, не позволяют увидеть сегодня такого лидера, который повел бы и смог обозначить перспективу без ущерба для своего положения. Это было бы очень рисковое ожидание. И оно вряд ли осуществимо в сегодняшнем мире. Мы живем во время, которое требует слишком радикальных действий для Русской Православной Церкви. Назрели и даже перезрели шаги, которые ожидают и в то же время боятся их делать. Например, простое сведение календаря, по которому живет все общество с тем, по которому живет РПЦ. Такое раздвоение пагубно и для Церкви, и для общества. Но этот шаг никакой новый Патриарх не пойдет. А это самый простейший шаг. Точно так же перезрела необходимость перехода в богослужении на русский язык: Русская Православная Церковь должна разговаривать с народом на русском языке.

– А в чем причина такого упорства РПЦ в этих вопросах?

– Потому что в народе до сих пор главным стержнем являются суеверия, которые формировались в течение веков. Они стали мистическими, таинственными, неприкасаемыми. Они и сформировали эту безжизненную форму бытия: язык, который не употребляется, календарь, по которому мы не живем. Сегодня никакой патриарх изменить это не рискнет. Все же помнят старообрядческий раскол XVII века, который так и остался не исцеленным. Эта сакральность невежественности или невежество сакральности – их надо преодолевать через просвещение. А тенденции, которые мы видим, как раз противоположны. Во-первых, консервация того, что есть. Во-вторых, посмотрите, где общественная, политическая и религиозная мысль ищут выхода из сегодняшнего состояния? Она не ищет их в свете, а ищет их в прошлом. Писание говорит, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Это ложный путь – искать в прошлом выход в настоящем. Прошлое – наш фундамент и корни, но в XXI веке мы, питаясь словом Божиим, должны принимать решения, которые назрели и которые нас действительно созидают.

– А что стало наиболее ярким событием года в баптистском братстве?

– В нашем баптистском братстве особым событием уходящего года стал Конгресс евангельских христиан-баптистов, который прошел в июле-августе под Москвой. В огромной стране России евангельское движение показало свою жизнь, свою устремленность к высоким идеалам Евангелия, которые оставил на Земле Господь Иисус Христос. В этом смысле мне более привлекательна протестантская семья, которая остается верна евангельским заветам. Она остается Церковью небесного происхождения, которая на Земле утверждает принципы Неба – быть образцом для верных. Это высочайшие нравственные идеалы, которые были заявлены. Молодежь евангельских Церквей, когда в современном меркантильном веке постмодернистской идеологией кажется стерты все идеалы, ценности и принципы, эти принципы желает утверждать и ими руководствоваться. Конгресс дал величайшую надежду, потому что в России зреет настоящее ученичество, руководствующееся наследием Иисуса Христа, которое будет хранить от разложения нашу страну.

– Изменились ли тенденции в развитии духовной жизни в России за этот год?

– Я бы не сказал об изменении тенденций как таковых. Возможно, происходит коррекция. Этот год мы провели под знаком Года семьи. Для нас он был вектором. Мы все время возвращались к ценности семьи, размышляли над ее природой, ее небесным происхождением. Когда Адаму была дана Ева – это была Божественная воля. Размышление об этом привело к состоянию великой грусти, особенно о нашей земной Родине – России, в которой сотнями тысяч исчисляются дети-сироты. Совсем свежая рана на сердце: в Америке беззаботный мужчина оставил ребенка в машине и он умер под палящими лучами солнца. А потом ему это даже не вменили в вину. Возмущение в нашей стране не знало предела, всех – от мала до велика. А между тем рядышком появилось мало кем замеченное сообщение, что у нас в России ежегодно пропадает без вести 10 000 детей. Это страшная фраза – пропадают без вести! Ушли из дома, не вернулись и никто не знает где они!

Когда мы рассуждали о семье, мы с горечью констатировали, что здесь общественные тенденции расходятся с Божиим заветом. Семья теряет ценность. Иногда стоишь на грани отчаяния. Неужели мы обречены исчезнуть с Земли как нация, в которой представлены высокие духовные идеалы? В Год семьи мы инициировали движение, чтобы в России не осталось детей-сирот, чтобы их взяли в семьи. Чтобы главной ценностью общества стало не количество танков, ракет и самолетов, а семья, человек – образ Божий, в котором явлена тайна жизни. Эта тенденция, которую особенно важно через телевидение и Интернет вернуть для молодежи, которая уходит в какой-то виртуальный мир. И Конгресс, о котором я говорил, был созвучен этому стремлению.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.