А. Бычков: Мечта и рай
07.05.2015

А. Бычков: Мечта и рай

Статья из журнала «Логос» 1998, № 3

В этом (1998) году исполняется 390 лет со дня смерти величайшего поэта Ан­глии, автора духовного шедевра “По­терянный и возвращенный рай". Мо­гучее влияние этой книги нельзя пе­реоценить. Она вдохновляла многих поэтов и композиторов к созданию эпических произведений, доносящих драму небесных событий, когда на земле ещё не было человека, но судьба грядущего творения — человека бы­ла под угрозой восставшего Люци­фера.

Небесный Совет обсуждает возмож­ное падение человека и путь его спа­сения. Кто может совершить спасение? Небо замолкло... И вдруг заговорил Иисус Христос — Сын Божий:

“Отец! Молю, как жертву искупления, прими Меня!

Я жизнь даю за жизнь!

Пускай Твой гнев Я на Себя приму.

Считай Меня таким же человеком!

Я для него Твое покину лоно,

Я откажусь от славы добровольно, которую с Тобою разделяю".

Джон Мильтон родился 9 декабря 1608 года в Лондонском Сити в тяже­лое для Англии время. Английская Церковь отказалась от признания Римского Папы и признала руководи­телем Церкви короля.

Но многие верующие не признали духовное попечение за королем. Осо­бенно это проявилось в движении пу­ритан, поборников чистоты еван­гельского исповедания и практики святости в жизни и служении. Возрастала двойная борьба: католики против протестантства, с другой сто­роны — пуритане боролись с защит­никами англиканской Церкви.

Мильтон происходил из пуритан­ской семьи. Мать славилась своею бла­готворительностью, отец был серьез­ным духовным человеком, умевшим постоять за свои убеждения. Он зани­мался адвокатурой и имел приличное состояние.

Свободное время он посвящал ли­тературе и музыке. Композитор и певец — отец Джона заботился о вос­питании своего сына, что и сказалось в творчестве поэта, чье творение от­личается необыкновенной музыкаль­ностью, напоминающей то торжес­твенные, то грустные звуки органа.

В десятилетнем возрасте Джон Мильтон научился изящно говорить по-латыни. Позже он изучил фран­цузский, итальянский и еврейский языки.

В 1624 году 16-летний Джон посту­пил в Кембриджский университет. По характеру он был нелюдим и серье­зен. “Мне казалось, — вспоминал он позже, — что я был рожден для рас­пространения великих истин”.

Между тем, постепенно стало раз­виваться его поэтическое дарование. Начав с переложения псалмов, он пе­решел к сонетам и элегиям.

После окончания университета в1631 году Мильтон на четыре го­да “заточил" себя в имении своего отца. Он изучает историю, литерату­ру, богословие, читал и перечитывал труды древних мудрецов и фило­софов.

Деревенская идиллия и тишина вдохновляет Мильтона к созданию драматического произведения “Комос”, замечательных пасторалей, на которые тогда была еще мода.

“Комос” — это аллегорическое изображение человеческой жизни, в которой добродетель борется с пороком. А.С. Пушкин предпочитал эту пьесу “Потерянному раю".

Чтобы закончить свое образование, в 1637 году Мильтон отправляется в путешествие по Европе. За два года он объехал Францию, Швейцарию, Италию.

В Италии он посетил всех извес­тных людей того времени, виделся с измученным пытками Галилеем. Не­нависть его к папизму и инквизиции возрастала.

По возвращении в Англию он вов­лекается в политическую борьбу. Он забывает на время свою честолюби­вую мечту сделаться английским Данте. Хотя и в этот период уже были написаны строфы для “Потерянного рая".

Поборник республиканской власти Оливера Кромвеля, он много трудит­ся, приняв должность секретаря при государственном совете.

Но в сердце порой звучали призыв­ные строки “потерянного рая”. Дух Бо­жий звал его на этот подвиг. Врачи предупреждали его о возможности по­тери зрения, если он не оставит напряженный труд.

И вот прогнозы врачей сбывают­ся. Мильтону было 42 года, когда он ослеп. Внешний мир закрылся для него.

К власти в Англии пришли роялис­ты. Восстановилась династия Стюар­тов. начались преследования. Мильто­ну пришлось бежать.

Мильтон стал опальным. У него от­няли большую часть имущества, но ос­тавили жизнь и свободу.

Мильтон погружается в глубокие размышления о величии Бога, о тайне спасения, о подвиге Иисуса Христа.

Как сказано выше, некоторые стро­фы поэмы “Потерянный рай" были написаны Мильтоном в начале 40-х годов.

В 1660 году его вдохновение забило таким могучим потоком, что все 12 пе­сен “Потерянного рая” были готовы за восемь лет.

Ночью он обдумывал 40-50 строк, а утром начисто диктовал стихи.

Цензура благоговейно отнеслась к рукописи, хотя была очень сурова. Да и автор был “опальный". Цензура не вычеркнула ни одной строчки поэмы. Такова была воля Божия. Скоро на­шелся и издатель.

Благодаря своему пуританскому духу поэма имеет высокое религиоз­ное значение. В каждой строчке по­эмы, в речах ее героев видны чистые религиозные воззрения Мильтона, как человека истинно верующего в Бо­га, в Его творческую силу, всепроща­ющую любовь к человеку. В описании небесных и земных событий Мильтон строго придерживается Библии и с по­мощью своего поэтического таланта развивает Библейский рассказ, обле­кает его в высокохудожественную по­этическую форму.

На русском языке имеется нес­колько переводов поэмы. Может быть наиболее близким к оригиналу явля­ется перевод О.Н. Гуминой, осущест­вленный 100 лет назад в 1898 году. Переведены также его стихотворные переложения псалмов и многие ори­гинальные произведения.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 1998, № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.