Я. Крекер: Библия – Божие Откровение
12.05.2015

Я. Крекер: Библия – Божие Откровение

Статья из журнала «Братский Вестник» 1946, № 3

 "Бог, многократно и многообразно

говоривший издревле отцам в пророках,

в последние дни сии говорил нам в Сыне"

Евр. 1:1-2

Несмотря на пройденный многовековой Библией путь славы и уничижения, она не утратила и в наши дни своего высокого предназначения. Библия говорит и будет говорить сердцам людей, пока не завершится ее миссия среди человечества. Судьбы отдельных людей и народов, которые сознательно отвергали Слово Божие, свидетельствуют, что человек не в состоянии приобрести без его света, ни общения с Богом, ни правильного отношения к ближним и творению.

Господь желает чтобы Библию расценивали как живое Слово, священную книгу. Откровение Библии обращено к нам в той же мере, в какой оно предназначалось некогда апостолами и пророками. К сожалению, сегодня встречаются люди, которые не воспринимают книги Ветхого Завета как священные, как Слово Божие. Официально признавая божественное происхождение Библии, они в своей гордыне пренебрегают духом и силой ее откровения.

Нас занимает вопрос, каким образом те истины Божий, которые содержатся в Слове Божием, способны обновить нашу внутреннюю жизнь, определить наше мировоззрение, упорядочить образ мыслей, дать познание о Боге, укрепить нашу надежду на спасение.

Взирающие с верой на Божий откровения в природе, в событиях истории и в жизни отдельных личностей, глубоко убеждены в том, что дохристианский мир не был лишен откровений Божиих. Конечно, величайшее и совершенное откровение дано человечеству в лице Иисуса Христа. То, что открыл нам Сын Божий, не могли поведать ни Моисей, ни пророки. Только Иисус Христос - воплощенное Слово Отца - засвидетельствовал нам о спасении и усыновлении предназначенным для всего мира. Однако поскольку закон и пророки, ещё до прихода в мир Спасителя включали в себя вечное божественное откровение, являлись вестниками Божиими.

Ветхозаветный закон, пророки и история обращены к нам как откровение Божие. Слово Божие создало нечто новое в истории человечества.

Для того, кто признает историю патриархов и Израиля, кто признает полномочия пророков и их служение, верой воспринимает псалмы, они останутся загадкой, если они не примут их как откровение Божие. Все попытки сослаться на другие источники, которые объяснили бы тайну и силу ветхозаветных книг, их происхождения, окажутся безрезультатными.

Только в Боге и в Его откровении, а не в человеке можно найти объяснение той жизни, с которой мы встречаемся в Писаниях Ветхого Завета. С одной стороны эта жизнь столь естественная, столь человечная и в то же время совершенно иная, чем жизнь тех людей и народов, которые не несут на себе отпечатка воздействия силы Божественного откровения. Верно, что происхождение и история Израиля носят на себе отпечаток других семитских народов. Однако по совокупности это совсем другой образ. В отцах веры, в пророках народа Божия заключено нечто необъяснимое, пророчески значимое, что выходит за рамки понятий, исторического, национального и указывает на более высокие источники. В жизни ветхозаветного народа имело место много того, что можно назвать несовершенным, и все же откровение Божие характерным образом выделяло наследников Авраама из среды соседних народов их отношением к Богу, религиозной и общественной жизнью, а также ожиданием будущего.

Слово Божие обогащало жизнь отдельных личностей и Израильского народа в целом божественным светом, внутренней силой, помогало в служении; оно способно послужить и нам и привести к источнику, из которого пророки черпали свет познания. Потому что каждый ручеек свидетельствует об источнике, который питает его. Если мы читаем в Писаниях Ветхого Завета о том, как шумит поток возвышенной жизни, подобного которому нельзя найти в древней литературе, то для нас это служит указанием на существование более возвышенного источника, который питает это откровение.

Вечное происходит только от вечного. По своей сущности ветхозаветный народ стоял выше других семитских народов потому, что в его среде мы обнаруживаем посредников и представителей Божиих. Однако незримые источники, из которых излились откровения Ветхого Завета, сокрыты не в религиозности израильского народа и не в пророках и не в носителях его истории. Эти источники Божественной природы. Избранный народ через своих пророков являлся получателем пророчеств, но никогда не был их творцом. Бог являлся вдохновителем пророчеств, а Израиль должен был быть Его провозвестником. Сам Бог уготовил в лице Авраама и его сынов носителей и посредников для Своего откровения.

Какова же сущность откровения Божия? Это есть прежде всего откровение Создателя людям. Предвечная жизнь и сущность Вседержителя является содержанием откровения, Бог сообщает людям о Себе Самом, неисчерпаемую полноту божественной жизни, мира, утешения, радости и праведности. Господь желает сообщить о Своей любви тем, которые готовы приобщиться к божественному вечному. Отсюда и Его стремление войти в общение с людьми. Он желает искупить их и привлечь в общение с Собой, чтобы они могли стать получателями Его благословений, а Он мог быть для них Деятелем. Вот почему во все времена Господь ищет таких людей, которым Он мог бы доверять сокровенное, и то, что Он носит в Себе Самом. Очи Его обозревают всю землю, чтобы являть Свою силу тем, которых "сердце вполне предано Ему" - 2 Пар. 16, 9.

Господь дает Свои дары, а человек получает их. Этот процесс немыслим без общения человека с Богом, а это общение возможно только посредством откровения. Господь открывает Свои намерения и их воспринимает вера. Милосердие Божие сходит во тьму и скорбь человечества, чтобы пробудить веру, которая делает людей способными получить божественные блага.

Сперва прозвучало пророческое слово Бога, а затем появилась Церковь как собрание верующих; после того, как прозвучало призвание Божие, появился избранный народ.

Творец создал человека, и человек предстал перед Ним как Его творение. Однако отношения между Богом и Его чадами гораздо выше чем между Творцом и Его творением... Об этих отношениях и тосковал Творец. Потому что Бог есть Дух и Жизнедавец. Поэтому на протяжении всей истории Господь обращается к человеку с отцовским призывом. Как только Он начинал говорить, лучезарный свет истины изливался на Его творение.

Продолжительное молчание Бога повергло бы человечество во тьму и смерть. Поэтому тот факт, что Всевышний Своим словом хранит сотворенный Им мир, является ни чем иным, как Его продолжающимся творческим актом.

Исторически Царство Божие проявляется в качестве откровения Божия Своим детям. Если Он молчит, то говорят Его суды. Нетварный свет Его был во все времена сильнее тьмы, и жизнь, которую Он дарует, всегда могущественно воцаряется над смертью. После мрачной ночи наступило время, когда Слово Божие было слышимо для всех имеющих уши. Когда исполнялось время, Господь посылал Своих пророков, которые должны были, возвещать о том, что ожидает мир, если люди не пожелают принять откровения Божия - Амоса 3, 7; Дан. 22,30.

Когда Иисус Христос жил среди людей, Отец Небесный говорил миру через Сына Своего, для Которого и Которым было сотворено все. Птицы в небе и цветок на поле являются откровением любви Отца. Ветхозаветние носители Божиих откровений были вдохновляемы Духом Божиим на создание хвалебных песнопений, воспевая дивное владычество Божие в природе и в мировых событиях.

Апостол Павел слышал своим обостренным духовным слухом воздыхания не только своего народа и тогдашнего мира, но и стенания всей твари - Рим.8, 22-23 . Он видел ее угнетение, слышал, как она с тоской ожидает освобождения от приговора смерти посредством откровения сынов Божиих. Ибо настроенное на спасительную весть Божию его ухо воспринимало вопль твари об избавлении.

История мира является в сущности историей божественного откровения для тех, которые способны видеть в ней сокровенное целенаправленное руководство Божие. Несмотря на сумрак истории, тем не менее мы можем знать, что за всеми явлениями жизни и законами бытия стоит Бог с Его планом спасения, чтобы привлечь все творение к вечному избавлению в грядущее Царство света.

Во вселенной господствует не слепая необходимость, а в судьбах отдельных личностей - не поддающаяся пониманию случайность. За всем этим незримо присутствует сила Того, Который посредством Своего Сына искупил Свое творение, создав Свой храм и преображая человека в Свой образ. Бог беспредельно велик, и ничто не может воспрепятствовать Ему вовлечь в сферу искупления падшее творение.

Однако получение откровений Божиих во все времена было сопряжено с восприятием Бога. Средства, которые Господь избирал для того, чтобы открываться людям, были многообразные. Моисею в первый раз Он явился в терновом кусте. Это откровение предшествовало призванию Моисея в пророки. Пророк Исайя услышал тот же призыв в видении, а пророк Иеремия получил уверенность, что, несмотря на его юность, Господь желает доверить ему слово к народу. При этом необходимо подчеркнуть следующее: какие бы внешние события и переживания ни содействовали тому, чтобы открыться Своим рабам, все средства, которыми Господь пользовался ради Своих целей, по сути всегда имели второстепенное значение. Он никогда не связывал ожиданий пророков с подобными средствами. Когда Моисей научился понимать Сущего, Господь уже никогда не общался с ним посредством тернового куста. Позже Он говорил с ним как с другом.

Необходимо заметить, что чем ближе находился пророк к Богу, чем восприимчивее было его ухо к Его словам, тем непосредственнее становились отношения между Ним и человеком. Чем обильнее изливался Дух Божий, Которым облагодетельствовал пророка, тем ближе было общение между ним и Богом. Пророк Исайя стремился каждое утро открывать свое ухо для слов Божиих - Ис. 5О, 4. Чем дальше отстоял пророк от Открывающего тайны, тем грубее были средства, с помощью которых Господь открывался ему.

Исследуя средства откровения, мы обнаруживаем, что Бог избирал их таким образом, чтобы они прежде всего наиболее соответствовали внутренней настроенности и духовному пониманию пророка. Сосуд откровений Бог избирал в том виде, в каком встречал его. Его интересовало то, во что способна будет превратить пророка Его благодать. Ветхозаветные мужи Божий Илия и Иеремия воспринимали Божий поручения непреложно. Пророки Амос и Исайя учились толковать великие события мировой истории в свете Божием; сделать это были не в состоянии ни священники, ни служители храма. Пророки Иезекииль и Иоиль имели перспективное видение, так что могли узреть будущее спасение. Это видение делало их способными пробуждать в душе народа надежды, которых не могли поколебать никакие страдания трудного времени плена, поэтому величайшие эпохи страданий избранного народа превратились во время высочайших ожиданий.

Истинные пророки Божий являлись получателями и носителями Божественных откровений, то есть того, что доверял им Всевышний. Каждое откровение рождалось в величайших муках, теснейшим образом сочетаясь с их жизнью. Пророк мог погибнуть, если он сознательно отказывался от поручения, которое было сопряжено с откровением - Ион. 1, 12. Подобно тому, как человек живет естественной жизнью, в которую он вошел через физическое рождение, так и истинный пророк Божий считал себя обязанным проявлять себя в сфере тех божественных истин, в соответствием с призванием Господним.

Поэтому истинные пророки вещали о божественном как о пережитом лично. Они говорили о том, что было непосредственно доверено им Богом. Но истинный пророк никогда не владел откровением Божиим как своим достоянием, которым он мог распоряжаться лично. Он получал откровение для его передачи. Тайна его служения и возвещения состояла в его зависимости от Бога. По сути он являлся пророком лишь в той степени, в какой был облагодетельствован полученным им откровением Божиим.

Прямую противоположность этому составляли лжепророки, которые похищали слово Божие и возвещали то, что не было доверено им как откровение. Вместо того, чтобы внимать Словам Божиим, они поворачивали ухо к устам народа, поэтому провозглашаемая ими весть сообразовывалась с его желанием. Лжепророки ходили вслед за народом, вместо того, чтобы идти впереди, направляя людей по истинному пути. Они не предстояли перед Богом прежде, чем пророчествовать народу. Поэтому их жизни и свидетельству недоставало авторитета и удостоверения посланников Божиих.

Удостоверение истинных пророков Божиих состояло исключительно в их призвании, которое они получили от Бога, несмотря на их немощь, и в полной зависимости от Него. Их внутренняя жизнь представляла собой пророческую стражу, когда человек молчал, а говорил Бог. Как бы ни был назойлив шум внешних голосов, как бы громко не поучали государственные и религиозные деятели, им была ведома тишина, в которой духовное ухо слышит то, что говорит Бог - Авв. 2, 1; Пс. 72, 17; 84, 9. В этой тишине они приобретали верное направление, которое не могли им дать ни служение в храме, ни следование предписания закона. Их просветленное светом Божиим око приобретало зоркость, их совесть - чуткость, а их суждения - справедливость, посредством которых мужи Божий высоко возносились над суждениями и ориентацией людей своего времени. Откровения Божий вовлекали их в область служения Богу.

Получившие вразумление от Господа пророки становились совестью мира. Своим просветленным духом они приобщались к вечности, оставаясь при этом подлинными представителями своего времени. Их дух, настроенный на получение откровений, мог постигать совет Божий, в то время как их жизнь протекала в определенное историческое время. Полученный от Бога свет откровения составлял содержание их миссии - Лк. 8, 16-18. Поэтому их правда осуждала неправду их современников. Проповедь предлагала народу путь жизни, а высказываемые ими суждения требовали преобразования храмовой и общественной жизни. Пророки жили надеждой там, где их современники терпели поражения. Поэтому они постоянно попадали в конфликтные ситуации с окружающими. Свет спасения, который они видели и возвещали, люди отвергали. Часто обличителей зла самих объявляли источником всякого зла - 3 Цар. 18, 17. В то время, как сами они верили в свой народ, их народ ошибался в своих пророках, в их понимании жизни, видении.

Явление в мир Иисуса Христа как Божественного Слова, Его жизнь среди людей, уничижение представили человечеству новое откровение Божией любви. Это откровение было принято теми, которым Бог даровал Своего Духа, и обогатило их истиной.

Когда вечное вторгается во временное, оно принимает формы временного. Сын Божий должен был принять плоть, чтобы как воплощенное Слово говорить с людьми на понятном им языке.

Ограниченность нашего восприятия привела к тому, что мир духовных понятий выражается в образах и притчах, которые принадлежат нашей жизни. Присутствие Божие представлено в образе храма; внутренняя отдача Богу выражается в виде жертвы; вдохновение Духа Святого представлено огнем, сошедшим с небес. Ученики Христа в своей совокупности являют собой Тело Воскресшего Христа и храм Духа Святого. Для определения Бога Отца и Сына в Священном Писании употребляются различные имена: Элохим, Адонай, Иегова. Но ни одно из этих понятий не отражает во всей полноте сущности Божественной Троицы. Это же относится и к имени Иисуса Христа. Иоанн Креститель называл Его Агнцем Божиим, хотя Он был бесконечно больше, нежели только Агнец. Христос называл Самого Себя светом миру, хлебом жизни, истинной виноградной лозой, Добрым пастырем. И все же Он был больше того, что способны выразить эти понятия и притчи. Для апостола Павла Христос был Первенец из умерших, Глава Церкви. Однако все имена Спасители выражают лишь определенные стороны его личности и божественной полноты.

В юности передо мной встали два вопроса, которые оказали решающее влияние на мою последующую жизнь. Первый: "Кем является для меня Христос?" Сердечная жажда прощения, очищения и общение с Богом, и последующий духовный опыт показали мне, почему в Священном Писании Отец и Сын и Дух Святой носят различные имена, и Кем является Святая Троица - Бог Отец, Сын и Дух Святой во всей Их полноте.

К первому вопросу примкнул и другой: "Кем ты являешься для Христа?" Со временем я понял, что все понятия, которые используются для определения отношений между спасенными и Спасителем, отражают невыразимую тайну грядущей брачной Вечери Агнца - Еф. 5, 32; От. 12, 7-9.

Отсюда следует, что формы, которые Бог избирал для Своего открове-ния/бесконечно многообразны и образуют лишь видимые очертания, необходимые для восприятия нами вечных истин. Господь ответил на молитву Илии огнем, а храм Соломона наполнился облаком Его славы. Однако Господь никогда не ограничивался формами в проявлении Своего присутствия, ибо Бог бесконечен и вечен.

Поэтому многие из этих форм носили временный характер; некоторые позднее претерпели изменения или были полностью упразднены; Чтобы уяснить израильтянам, что Господь

пребывает в среде Своего народа и желает быть близок к призывающим Его, богослужение было сопряжено с храмом как с местом Его обитания на земле. Когда позже самарянка спросила Христа, где место поклонения Богу: в Самарии или в Иерусалиме, Он ответил ей: "Поверь Мне, что наступит время, когда не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу..., но настанет время и уже настало, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" - Ин. 4, 21-23.

К сожалению, люди склонны наделять формы вечными свойствами и тем самым ограничивать духовный смысл сокрытых за ними истин.

Форма не имеет смысла даже весьма древняя, если она лишена духовного значения. Во времена Христа книжники говорили: "Отец у нас Авраам". Но по своей сути они были детьми другого отца. И в наши дни есть люди, признающие христианство, но не живущие по духу Христа. Люди чтят святыни, но забывают Святого, носят милоть пророка, не имея призвания пророка. Заботясь о святости храма, не чувствуют, что потеряли присутствие живого Бога. Склоняются перед знаками распятия вместо того, чтобы склониться перед Распятым. Возникли учения, которые учат искать Бога и служить Ему, не приводя их в живое общение с Богом. Внешняя форма заменяет силу духа.

Поэтому с течением времени Бог допускал, чтобы суды Его сокрушали формы, которые грозили превратиться в препятствие в общении Его и человека. Ибо откровение Божие не зависит от воли людей; оно также не зависит от места, от времени, от вероисповеданий, если даже Господь и пользовался ими. Откровение сопряжено с Духом Божиим, Который изливается на всякую плоть. Господь был вынужден допустить разрушение храма, как только он преградил человеку доступ к Нему.

Следует заметить, что Бог никогда не был против формы. Во время творения Дух Божий создал новые формы жизни, сочетая их друг с другом в определённой гармонии. В сфере земной жизни обитание души и духа немыслимо без тела. Мышление человека окажется бесплодным, если оно не будет закреплено и сообщено ближнему в той или иной форме.

Если форма соответствует бесконечному многообразию духовного мира, то она является не чем иным, как духовно-телесным воплощением жизни духа и весьма ценна для Бога. Но форма без духа всегда неугодна Господу. "К чему Мне множество жертв ваших?" - обращает Он к народу через Своего пророка - Ис. 1, 11-15.

Имеется только один сосуд, который в состоянии вместить Бога и Его откровения - это человек, который искуплен Богом. Настроенный понимать Бога и благоговеть перед Ним, он является храмом, в котором совершается поклонение Богу. Возрожденный человек способен воспринимать Бога, Его обновляющую и освящающую силу и вступать в общение с Ним. Ибо только человек как образ и подобие Божие достаточно глубок, чтобы воспринять Бога во всем Его величии и силе. Только он способен в своем духовном искании, мышлении, служении и уповании носить образ своего Небесного Отца.

В чем состоит подлинное назначение и цель божественного откровения?

Всякое откровение Божие заключает в себе спасение для человека. Всякий раз, когда Господь начинает говорить, Он говорит для блага человека. В Слове Божием открывается для человека путь к Богу. Господь готов влить в него творческие силы, которые он тщетно искал в самом себе. Откровение Божие имеет целью избавить, освободить, поднять людей из падшего состояния и преобразить их в божественный образ. Бог - виновник спасения. Человек воспринимает глас Божий, направленный к нему.

Даже суды Божий означают для людей в гораздо большей степени избавление, нежели наказание, ибо всегда направлены против того, что препятствует человеку находить свое избавление в Боге. Исследуя суть откровений Божиих, мы не найдем в ветхозаветном каноне книг, не содержащих вести об избавлении. Содержащиеся в отдельных книгах откровения Божий освещают какую-то сторону избавления. Библия как Книга Истины одновременно раскрывает всю мрачную историю падения человечества, путь его заблуждений и вражды против Бога, власть над ним греха и смерти. Откровение Божие не умалчивает фактического положения вещей того образа, который носит человек вследствие падения. При этом Слово Божие никогда не скрывало, что греховная жизнь заключает в себе смерть и погибель. Ибо как Сам Бог, так и Его откровение является светом, который светит во тьме. Этот свет проникает в глубочайшие тайны человеческого бытия и обнажает источники зла. Поэтому весть спасения выявляет греховность человека, его бессилие в деле спасения и духовную нищету без Бога.

Первые главы Бытия начинаются с аккордов гимна избавления, который звучит ликующим финалом в последней книге Библии Откровении. Аллилуйя Апокалипсиса Иоанна богослова основано на предыдущих откровениях, дарованных через пророков и апостолов.

Библия говорит о чудных делах Божиих, которые превосходят человеческое разумение и возможности. Сознание своей греховности влечет человека к Богу, в Нем он видет единственную возможность приобщиться Истине и обрести спасение. Библия не говорит того, что человек добр по своей сущности, но предлагает избавление каждому, ибо все находятся в рабстве зла. Как только человек раскроется навстречу свету истины и принимает весть спасения, он получает избавление.

Избавление, о котором возвещает Священное Писание, приводит нас к общению с Тем, от Кого оно исходит. Возлюбленный Господом становится любящим. Душа его пробуждается для Избавителя. Это и есть великий духовный поворот, который ведет к новой жизни. Это святое общение возлюбленных и облагодетельствованных, это отчужденность от зла благодаря искуплению. Их уста открываются для Бога; ухо слышит то, что говорит Бог, душа чувствует присутствие и прикосновение любящего Небесного Отца.

Истинное избавление мыслимо только при личном общении с Искупителем. Господь избавляет человека не для того, чтобы затем предоставить его самому себе даже с совокупностью полученных им даров. Спасение заключается в постоянном общении с Господом. Человек, поставленный на скалу спасения, не должен успокаиваться получением отдельных даров; наша душа находит успокоение только в Боге. Предоставленный самому себе верующий может вновь оказаться порабощенным грехом.

Всякое откровение это прежде всего приближение нашего Господа, Доброго Пастыря, к заблудшей овце. Господь желает иметь с нами непреходящее общение. Подобно тому, как человек до обращения жил по внушению своего духа, так отныне он должен руководствоваться светом и силой, которые он черпает в общении с Господом.

Он должен составлять одно целое с Господом и общаться с Ним в духе и жить в пределах Царства, которое принадлежит Отцу.

Библия говорит об общении с Господом, в которое человек входит посредством принятия Его откровения о спасении. Вот поэтому по своему содержанию Библия в корне отличается от всех книг и памятников мировой литературы.

Откровение Божие ведет к избавлению, а избавление вводит нас в общение с Ним, общение же в свою очередь вдохновляет нас на служение. Жизнь искупленных должна быть не только светом, но и благовестием для других, не только ожиданием Господа, но и свидетельством ближним о Нем. Тот, кто открыл свое сердце для Господа, должен однажды открыть его для возвещения призыва Божьего другим. Кто находится в общении с Господом, непременно обратится к людям с благовестием. Таким образом, общение с Господом выводит нас из обособленности. Спаситель посылает нас в мир как Своих вестников. Познавшие Бога начинают свидетельствовать братьям своим и служат им тем, что сами получили от Него. Внимающие словам Божиим слышат стон ближних и готовы положить жизнь свою ради избавления страждущих. Любившие прежде только себя, начинают любить ближних, как самих себя.

Итак, весть о Божием спасении посылается нам как откровение. Приняв ее, мы становимся носителем благой вести для других. Ибо священническое служение является плодом духовной зрелости облагодетельствованного человека. Всевышний с самого начала творения склонился к человеку в Своей любви и сделал его причастником Своего Духа и Своего естества - Быт. 2.7

Авраам должен был получить благословение, чтобы быть благословением для всех народов. Моисей должен был стать избавителем и вождем своих братьев. Призванный быть избранным народом Божиим, Израиль должен был проявить себя как пророк для всего мира. Господу было угодно явить Себя Савлу из Тарса, и тот понял, что ему предстоит быть Его вестником среди народов.

Господь дарует искупленным стремление к горнему - Кол. 3, 1-3, так что мир может видеть побеждающую силу Божию, являемую в человеческой немощи. Дух Божий вдохновляет верующих, и они становятся вестниками Евангелия любви. Общение с Господом раскрывает перед нами всю полноту дарованного нам спасения.

Будем нести эту весть в мир, ибо она важней всякой другой вести для мира.

Служение примирения - это служение тех, которые посредством откровения Божия получили избавление, а через избавление - общение с Господом. Поэтому миссия благовестия является программой служения верующих.

Для того, кто воспринимает Священное Писание как откровение Божие, оно является духом и жизнью. Кто ищет в Священном Писании Бога, тот вскоре обнаружит, что Господь ищет его и хочет быть для него Спасителем.

Библия - единственная Книга человечества, в которой собраны и изложены величайшие откровения Божий, данные на всю историю человечества.

8 ней мы слышим голос Всевышнего и охваченные восторгом отвечаем в глубочайшем смирении и в священном почтении: "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой" - 1 Цар. 3, 1.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1946, № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.