Виктор Ротт: Логос и человек
21.05.2015

Виктор Ротт: Логос и человек

Статья из журнала «Логос» 1999, № 5

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

(Иоанна 1:1).

1.

"И сказал Бог... — и стало". Просто и убедительно звучала эта формула творения для человека на заре цивилизации — 3.5 тыс. лет назад. Но спустя полтора тысячелетия, апостол Иоанн получил новое откровение — о Логосе.

"В начале был Логос, И Логос был у Бога, и Логос был Бог". Логос — это Начало, из которого сотворяются мир, бытие, жизнь, человек. Можно сказать, что это — Семя из недр Отца, зерно Света, которое стало Сыном. Посредством Логоса Бог преодолел Ничто, Небытие, Абсолютный нуль, все разрушающий и уничто­жающий. Из Логоса начала быть Вселенная. На сегодня астрономы, вооруженные телескопами-космолетами, насчитали 125 млрд. галактик. Возможно, это минимум вещества, необходимый для того, чтобы могла существовать Земля — колыбель человека.

Еще два тысячелетия после Христа потребовалось для того, чтобы мы воочию увидели, что Бытие изменяется. Совсем недавно за неподвижным, полным ве­личественной гармонии, звездным небом мы обнаружили кипящий котел раскаленного вещества. Рост знаний, новая техника и культура создали новое небо и землю. И лишь теперь мы осознаем, что с приходом Иисуса Христа нам было дано откровение об историческом развитии человечества, о прогрессе, эволюции, устремленности к цели, которая названа Царством Божиим.

2.

Чтобы лучше понять, кто мы и что такое Бытие, мы пристальней вглядываемся в себя. Человек — микрокосмос, монада, маленький логос, в котором заложен замысел Бога, Его проект и сила воплощения.

Бог перед Небытием, Абсолютная Любовь перед абсолютным нулем возжелал Бытия, и такого, которое явит Его творческую силу, будет отражать или даже воспро­изводить Его образ. Противоположное Небытию, оно — Бытие — будет нести в себе подобие Абсолютной Любви, стремиться к Ней, как Сын к Отцу: подобный, но другой и все таки единый с Ним по Духу и по замыслу преодолеть Абсолютное Ничто. Поэтому Бог творит материю, тела, плоть.

Плоть — желанное создание, единственно возможное, но в силу логики творческого процесса — подлежащее совершенствованию.

Человека Бог создал, накопив опыт созидания тварей, и плоть его— мужчину и женщину — благословил. Бог видел, что Его создание соответствует Его проек­ту: человек способен плодиться и размножаться, утверждать Бы­тие, и. наконец, вожделеть знаний и вечной жизни, т. е. стремиться походить на своего Создателя.

Плоть — основа человека. В ней сосредоточены все божествен­ные достижения Творца. Слож­ность тела — неисчерпаема. Се­годня наука активно изучает генетический уровень человека, открывает новые возможности совершенствования организма. Сотворец принимает знания от Творца.

Неразрывно связана с телом душа. Она эмоционально «оформляет» потребности тела, а также информацию, полученную посредством органов чувств. Желания, ужас, страх, гнев, уверенность, ожидание, скука, тоска, тяжесть вины, приятное и неприятное... Душа переживает разнообразные состояния тела — наслаждение и боль. Именно боль показывает их слитность.

Третья составляющая человека — сознание. В нем выделяется несколько пластов: подсознание, разум, сверхсознание, а также память.

Подсознание обрабатывает информацию Бог перед Небытием, Абсолютная Любовь перед Абсолютным нулем возжелал Бытия, и такого. Бог перед Небытием, Абсолютная Любовь перед Абсолютным нулем возжелал Бытия, и такого связанную с потребностями и деятельностью тела.

Оно «заведует» автоматическими действиями, привычками, навыками. симпатиями и антипатиями. Здесь формируются образы, впе­чатления, жизненно значимые для тела. Как переживания, т. е. эмоционально закрепленные, они запечатлеваются в памяти, и становятся опытом индивида.

Разум, или собственно сознание, также занимается решением задач, возникающих перед телом. Он ищет технические, инженерные решения в сложных ситуациях, анализирует, исследует новые вещи и обстоятельства. Воспринятые подсознанием из среды обитания отношения, причины и следствия, в сознании становятся методом исследования. Во многих ситуациях разум старается отследить цепь событии: выяснить их начало, последовательность, результат. Сознание видит время, делит его на прошлое, настоящее и будущее. Различает живое и неживое, видит смерть.

Разум и душа постоянно взаимодействуют: потребности и желания инициируют мысль, но и она в свою очередь возбуждает чувства, а при совпадении их амплитуд тело обеспечивает их дополнительной энергией.

Получая энергию от тела, разум руководит его действиями во внешнем мире, нацеливая на источники этой энергии: ориентирует человека в социальной среде, в обществе, обеспечивает коммуникацию.

Однако возможности человека перерабатывать информацию превосходят тот уровень, который нужен живому существу, чтобы приспособиться к внешней среде. Разум переводит информацию органов чувств, образы и впечатления  подсознания в воображаемые картины, в понятия, идеи, штаны, наконец, на язык общения с людьми, на языки измерений и в математические расчеты.

Разум, опираясь на возможности плоти стал вырабатывать для нее сложные программы действий. Эта божественная способность достигла высокого совер­шенства — коллективный интеллект создает сложнейшие проекты — инженерные, строительные, культурные — и коллективная плоть, усиленная инструментами и машинами, осуществляет эти проекты, совершенствуя, услож­няя, преображая Бытие.

3.

Особенности тела, души, разума в их единственном сочетании образуют неповторимое живое существо — индивидуальность.

А личность — следующий, более высокий уровень, ступенька к образу Божьему. Личность испытывает влияние индивидуальности, однако к ней не сводится. Базой ей служит разум. «Личности не являются природными сущностями, — утверждает современный исследователь. — Личности — сущности культурные».

Ведущим свойством личности является владение языком. На основе языка формируются соци­альные ориентации, доктринальные убеждения, а также вно­сятся изменения в эти ориентации, в силу чего изменяются интересы и направление активности человека.

«Определение личностей в качестве культурных сущностей влечет за собой признание их способности действовать свободно, но собственной воле»

Так вот, действуя в культурном контексте, личности способны создавать и осуществлять культурные проекты, и тем самым изменять сам этот контекст (идеальную и материальную составляющие цивилизации).

Творческая, преобразующая деятельность человечества начиналась с проектов, которые сегодня нам кажутся простыми. Таковы — нож, лук и стрелы, костер, хижина, наскальные рисунки, ук­рашения, овощная грядка, колесо, кирпич, стол и скамья, лодка... У их начала стоят изобретатель, мастер-ремесленник.

Проекты и работа над ними, постепенно приобрели коллективный характер. Строительство дома, боевой колесницы, корабля, шахты — все начиналось с проекта и воплощалось бригадой мастеровых. А сегодня над проектами трудятся конструкторские бюро, а осуществляют специально обученные рабочие. Можно сказать, что труд рабочего — квалификация и живая энергия — часть проекта, также и управленческая работа. Силы Логоса растут, а проекты достигают невероятной сложности.

4.

Прежде чем перейти к проблеме сверхсознания, подведем некоторые итоги. Итак, тело, душа и разум — это составляющие логоса, воплощенного в человеке. Вместе с тем и одновременно Логос воплощается в человечестве. Сегодня на пороге нового тысячелетия легко различить, что проект «Логос» имеет планетарный масштаб. Реализация Божественного замысла достигла глобальной стадии. Народы сливаются в человечество, расы интенсивно смешиваются, вырабатывается единый генофонд. Отдельные цивилизации сливаются в планетарную. «Человечество стало проявлять тенденцию к превращению в единую общность...». Объединяются энергетические системы. Возрастает тело человечества и его машинное продолжение, а также количество добытой и вовлеченной в жизненный процесс энергии и информации.

Глобализация души также очевидна. Планетарное телевидение заставляет людей во всем мире одновременно ужасаться, негодовать или радоваться, доставляя нам оперативно изображение и сообщение о важном событии, где бы оно ни произошло.

Вместе с тем коллективное бессознательное отдельных народов перемешивается посредством масс-медиа и масс-культуры. Легко заметить как происходит это с музыкой — языком души. Европейская, индийская, арабская, африканская, китайская музыкальные культуры сочетаются, рождая новое универсальное зву­чание нашего сердца.

Сознание также приобрело глобальную конструкцию. Планетарный разум уже не зависит от отдельных личностей, он создает проекты, последствия которых человек не может предсказать. (Этой теме посвящена наша первая беседа о Логосе в предыдущем номере журнала).

5.

Представления Апостола Павла о трех составляющих человека — плоти, души и духа, а также общее библейское представление о разуме лежат в основе христианской антропологии. В данном очерке делается скромная попытка показать актуальность этого учения и усмотреть его новые связи с идеей Логоса.

6.

Самой трудной и многообещающей остается проблема духа в человеке. В Библии слово дух использовано в разных смыслах. Это и синоним понятия душа, и дыха­ние, и жизнь (дух жизни), ангел, настроение. Слово служит также для передачи сложных душевных состояний (дух разумения, гнева, премудрости, лжи), для выраже­ния таких понятий как национальный дух, психическая бо­лезнь, демон, бес (злой дух).

Среди этого множества словоупотреблений легко, однако, выде­лить два основных и взаимосвя­занных понятия — Святом Дух (Дух Божий, Дух Господень) и дух как нечто особое в человеке.

Понятие Дух Божий появляет­ся в Библии со второго стиха. И здесь оно звучит как обозначение и Самого Бога, и части Его, или, как мы понимаем Его ипостаси. В книге Бытия находим и представление об особой возможности че­ловека общаться со Святым Духом и наполняться Им: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в кото­ром был бы Дух Божий?» (Быт. 41,38).

Приближение к представлению о духе как важной составляющей внутреннего мира человека встре­чаем в Псалмах и Притчах Соломона — этих памятниках че­ловеческого самопознания. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50,12). «И не быть... роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (Пс. 77,8). Наконец, знаменитое — «В Твою руку предаю дух мой» (Пс. 30,6). В Притчах: «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (20,27).

Как проблему рассматривает современные ему представления о духе Екклисиаст. Его пафос — в утверждении ценности плотской жизни. Это — несомненный, реальный для человека Божий дар. Что касается духа, тут все менее определенно. Восходит ли дух пос­ле смерти человека к Богу, или как дух животных вместе с телом уходит в землю? Кто это знает? (Еккл. 3,18-21). Разве не сказано в Библии «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19)?! В итоге су­ровых размышлений Екклесиаст все же избирает более оптимис­тичный вариант: «И возвратится прах в землю, чем он и быт; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12,7).

В ряду человеческих свойств, но как высшее, отмечает Даниил «дух, ведение и разум, способный толковать загадочное и разрешать узлы» (Дан. 5,12).

В Новом Завете это представле­ние о духе утвердилось и развилось. Евангелисты согласно говорят о кончине Иисуса — Он предал дух Богу. В последнюю минуту Христос произносит слова Псалма: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23,46).

Развивая учение о спасении, апостолы должны были опреде»лить, что же в человеке наследует вечную жизнь. Именно Павел последовательно размышлял о духе. Согласно его взглядам у че­ловека — «дух и душа и тело» (1 Фес. 5,23), он имеет в себе «начаток Духа» (Рим. 8,23). Бог «дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1,22 и 5,5). «Дух свидетельствует духу нашему» (Рим. 8,16). И по­скольку, но представлению Павла, человеческий дух — орган общения со Святым Духом, апостол учит нас: «Молитесь... духом» (Еф. 6,18), просите Отца «крепко утверждаться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3,16). Цель ве­рующего — «чтобы дух быт спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5,5).

Дух — средоточие личности верующего, это и есть внутренний человек с его верой, которому предстоит «выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5,8).

Итак, дух — это не душа, не разум, но в то же время крепко связанная с ними часть нашего внутреннего мира, соединяющая с Духом Святым.

7.

Что же наш разум знает о духе, как мы познаем его изнутри?

Представляется, что именно в силу связи с Духом святым дух — это часть сознания, которая созер­цает образ Божий — святое, воз­вышенное, абсолютное, прекрасное, и окружающие этот Образ идеалы.

Мы не говорим «ощущает», «чувствует», «переживает» — это делает душа, не говорим «замечает», «сознает» или «осознает» — это функции разума. Дух же созерцает, а точней сказать, знает и любит, имеет запечатленным Высшее, Божественное.

При этом, если подсознание и разум содержат в себе алгоритмы, отражающие законы физического мира (пространственные и временные координаты, причинно-следственные цепи, логику, грамматику), то содержание духа не имеет следов земного происхожде­ния. Дух содержит сущности, в ко­торых отражен Сущий, это — Бог — Непостижимый Отец, Сын и Дух Святой. Царство Небесное, Любовь, Истина, Красота, Благо, Премудрость, Счастье.

В основании этой пирамиды находятся идеалы, в которых горнее и дольнее соединяется. Идеалы воплощают волю и проект Творца, Его стремление придать человеку образ Божий. В идеалах присутствуют свет, исходящий от высших сущностей — Святости, Любви, Красоты. И вместе с ним образ бытия. Таковы идеалы Вечной Женственности (Прекрасной Дамы, Девы Марии) Вечной Мужес­твенности (героя. Храброго заступника, Рыцаря), Мудрого Старца, Пречистого Младенца, Справедливого Царя и Судьи, Верного друга, Любящих братьев и сестер, Святого братства.

Созерцая духом Божественные сущности и идеалы, человек в той или иной мере испытывает их влияние в своих переживаниях, осознает их значение для себя. Как правило, мы ощущаем их свет уже в детстве и юности. Наш дух разворачивается словно невидимый цветок по мере того, как растет и набирает силы тело. В ту пору у нас еще нет опыта, поэтому неверно предполагать, будто идеалы — это проекции наших отношений с близкими. Мы ощущаем воздействие идеалов, как смутные желания, тяготение к чему-то и куда- то, как «томление духа» (Еккл.). Нередко ребенок, у которого еще нет разумных представлений о том, какими бывают родители или какими они должны быть, стра­дает от того, что мать и отец кажутся ему неродными. Его волнует какое-то неясное знание. Так он взыскивает Божией Любви — идеала Отца и Матери. И нередко даже из благополучных, любящих смей, дети уходят переполненные этим волнением, искать истинных родителей.

С годами кто-то утрачивает идеалы, а для кого-то, напротив, они становятся ценностями, и мы сверяем с ними поступки, мир и даже пытаемся его изменить, приблизить к идеальному. Жизнь духа, положенные в нем сущности могут определить весь земной путь человека, все его решения и проекты. Дух дает начало и задает координаты процессу формирования личности. Нужно только пробудить его в себе, и не угашать пламень.

8.

Все слои «внутреннего человека» связаны, взаимодействуют. Плотское и душевное могут заставить разум обслуживать только их, разумеется в том случае, если дух слаб. Страсти, лишенные влияния идеалов, порождают эгоистические, злые мысли, агрессивные проекты, привлекают злые идеи, человек оказывается во власти «духа заблуждения”, отпадает от Бога, примыкает к силам разрушения, к силам сопротивления Творцу, влекущим к Небытию, в Ничто.

Иное дело, когда во внутреннем мире индивида прорастают «начатки духа». Дух предназначен господствовать в личности. Как сверхсознание, он дан, чтобы подчинить себе сознание, подсознание и плоть. Это не значит, что тело не имеет дали в личности. Будучи божественного происхождения, плоть нуждается в развитии и удовлетворении своих потребнос­тей. Тело должно быть совершен­ным светильником для огня, хра­мом для духа. Любовь Господа требует, чтобы Логос в каждом из нас воплотился эффективней, что­бы человек расцвел как личность во всей полноте, освятились «ваш дух и душа и тело во всей целос­тности без порока» (1 Фес. 5,23). Переживание святого дает чело­веку возможность перейти в высшее измерение, возрастать в таких чувствах как покаяние, смирение, уважение, величие, великолепие, очищение, очарование, поклонение до такого мироощущения как благоговение перед Божиим творением, блаженство и, наконец, испытать благодать, сопричастность Божественной Любви. Святость должна одержать победу внутри личности, чтобы образ Божий в нас не погиб и дух был спасен.

Вот для чего человек обяза­тельно должен встретиться со Святым Духом. Вот почему Логос велит проповедовать Евангелие глобально — до края земли.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 1999, № 5

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.