Кто может ПРИСТУПИТЬ к Святой  Вечере?
03.06.2015

Кто может ПРИСТУПИТЬ к Святой Вечере?

Статья из журнала «Баптист» 1908, № 3

Святая вечеря есть Божественная пища, данная Господом для поддержания и подкреплены духовной жизни, подобно тому, как хлебом и вином подкрепляется и освежается жизнь телесная. Вот простое, сообразное с Писанием - значение этого установлено Спасителя. Теперь вопрос в том, кто может принимать участие в нем? Кто может возлежать за трапезой Господа? Его друзья или враги? Когда мы разделяем всех на друзей и врагов, то поступаем совершенно справедливо, ибо в отношении человека ко Христу не может быть среднего: каждый должен принадлежать к той или другой партии: «Кто не со Мною, тот против Меня» говорит Спаситель» (Матф. 12: 30). Если мы не друзья Его - то значит враги. Кто же из этих двух классов может быть участником в Его трапезе? Думаю, что ответ ясен. Трапеза Господа принадлежит только друзьям Его - Но кто друзья Христа? Не те ли, которые в мире  занимают высокое положение? Нет! «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Господом» (Лук.16:15). Может быть те, которые слушали Евангелие и признают его Божественной истиной? Нет, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Ну, так не те ли, которые выдают себя за друзей Христа? Нет многие скажут в тот страшный день «мы ели и пили пред Тобой», но Господь с гневом ответит: «говорю вам - не знаю вас, откуда вы: отойдите от меня, все делатели неправды!» (Лук.13:26:27). Кто же спросим еще раз, Его друзья? ответим: «все, кои не от Mиpa, ибо и Сын Божий для того пришел на землю, чтобы чрез свое «послушание до смерти» приобрести  народ. Вследствие этого мы имеем на одной стороне мир, который лежит во зле, на другой же народ Божий. Теперь вопрос в том, через что мы соединяемся со Христом, не чрез покаяние ли и веру? Да, всё, у которых это есть, тем самым уже отделяются от мира и делаются подданными Эммануила и в то же время друзьями его. Напротив те, кто не от Отца, те от мира» (Иоан. 2:15-16). Кто хочет быть другом мира, то враг Господа. (Иак. 4:4). Истину эту мы можем пояснить. Святое  Писание говорить, что все люди по природе «мертвы, в преступлениях и грехах и ходят во след миpa». Далее оно говорит, что эти же мертвые; духовно спасаются и «живут в Боге, во Христе Иисусе, Господе нашем, и идут в новую жизнь». И вот, как мертвому человеку, трупу мы не можем предложить пищи, так равно и духовной пищи мы не можем предложить тем, которые мертвы во грехах и преступлениях. Так как они еще не имеют жизни от Бога, то им не может быть полезен «хлеб Божий». Как естественная пища принадлежит только живым, так и духовная предлагается в св. вечере только тем, которых Дух Божий сделал живыми, так что они «не по плоти ходят, а по духу» (Рим.8:1-2)

Все это приводить нас к тому выводу, что все, без исключения и ограничения, которые покаялись, уверовали и крестились, суть истинные участники в трапезе Христа - они только одни и никто другой. Только им, как детям Бога, возрожденным Духом, принадлежит хлеб Божий. Может спросить иной: «почему я могу знать, что я способен, готов к покаянию и верующий. Я боюсь, что я еще не испытал той печали, которая производить раскаяние. «Я боюсь, что еще не владею истинной, живой, соделывающей спасение, верою». Таковы вопросы в твоем сердце, любезный читатель? Вместо ответа я прошу тебя - предложи себе следующие вопросы с серьезной молитвой к Богу, чтобы Он сообщил тебе свою благодать и помощь найти справедливый ответ.

  1. Дух  Божий  убедил ли тебя в твоей греховности, в том, что все существо твое, все деяния твои запятнаны так, что ты сам почувствовал в себе нечистоту, скверну? Павел, охваченный этим чувством вскричал, «я знаю что во мне, то - есть во плоти моей не живет, ничто доброе». Бедный я человек, кто меня избавив от сего тела смерти»? (Рим.7:18,24) Не было ли все это с тобой?
  2. Сознаешь ли в себе чувство виновности, (испорченности) развращенности, сознаешь ли себя достойным наказания? И это сознание не влечет ли тебя к Тому, «Который вознесен для того, чтобы все, верующие в Него, не погибли, но имели бы жизнь вечную»? (Иоан. 3:14, 15).
  3. Не искал ли ты Господа на указанной Им самим дороге, в тихой молитве, в исследовании Св. Писания, слушании проповеди Евангелия, участии в беседах и молитвах верующих? И не сделалась ли тебе известной тайна - «Бог явился во плоти»? Дух Божий не поставил ли пред глазами твоими -  Христа Распятого, как твоего Спасителя, Который за тебя страдал и умер. Вследствие всего этого, не вселились ли в твою душу свет, в твою совесть мир и в твое сердце любовь? так что ты можешь радоваться неизреченной радостью.
  4. Получил ли ты просвещение свыше в том, чтобы все вещи видеть в свете слова Божия? являются ли в глазах твоих мир и его дети такими, как их описывает слово Божие. Слово Божие изображает как стоящих под властью мрака, борющихся против Бога и «собирающих гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5;8: 1). И в то же время нашел ли ты, что среди этого мира живет народ, который не от мира, но от Отца? Любишь ли ты этот народ? Участвуешь ли ты в его делах, и считаешь ли лучшим страдать с народом Божиим, чем иметь временное греховное наслаждение? (Евр. 11:25).
  5. Составляет ли для тебя радость быть в Боге? Не есть ли твое ежедневное стремление «отречься от нечестия и мирских похотей и целомудренно, праведно и благочестиво пожить в этом мире»? (Тит. 2:12). И при всем том стремлении не сознаешь ли, что ты не можешь уничтожить грехи и собственными силами - добрыми делами и что в этом должен все надежды возлагать единственно на Христа распятого?
  6. Лежит ли ясно пред твоими глазами тот путь спасения, который указан нам Евангелием? Является ли он тебе вполне согласным и с благостью и правосудием Бога и в то же время единственным средством спасения для погибшего мира? Находишь ли ты сам здесь все то, что нужно твоей душе?
  7. Наконец слово и Дух Божий имели ли такое влияние на тебя, что ты возненавидел грех и возлюбил святость, и пожелал, чтобы все вокруг тебя были бы такого же мнения?

Ясно, любезный читатель, что ты христианин и имеешь желания христианина. Ибо кто заповедь Бога, путь и народе Божий любит, тот любит, конечно, и самого Бога – любви же этой достаточно через покаяние в грехах и веру в Господа Иисуса Христа.

Какое милосердие оказывает тебе Господь! Между тем как масса остается слепой в своих беззакониях, ты обратился «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). Ты нашел драгоценную жемчужину – и мир, радость, оправдание сделалось твоим уделом. О, как благ Господь!

Если так много сделал для тебя Господь, то одно чувство благодарности должно побудить тебя к тому, чтобы ты более не жил для себя, для мира, а для того, кто тебя возлюбил и предал за тебя – себя на смерть. Все твои стремления должны быть в том, чтобы насколько возможно, содействовать делу Христа на земле. И ты должен сказать с псалмопевцем, «как я могу возблагодарить Господа за все Его благодеяния, которые Он мне оказал? Я буду проповедовать имя Господне. Я хочу перед всем народом исчислить свои обеты Господу.

Но опять кто-нибудь скажет: я надеюсь, что я покаялся, верю в Христа, мое всегдашнее стремление служить Господу на всех моих путях, но я боюсь, что мое покаяние недостаточно серьезно, моя вера недостаточно сильна, для того, чтобы достояно приступить к Святой Трапезе; и, прежде всего, моя жизнь несообразно евангелию, не такова, какою она должна быть. Словом я чувствую себя недостойным. 

Любезный читатель! Если таковы твои чувства, то я скажу тебе, что ты имеешь неправильное представление о достоинстве, которое необходимо для вкушения вечери. Св. Трапеза во всяком случае не для таких только установлена, которые имеют уже большую меру покаяния, веры. Известно, что нераскаянные и неверующие не могут принять участия в трапезе Господа; но так же известно, что все, которые умрут для греха и уверуют во Христа, могут с ним возлежать за вечерею, как бы слабо ни казалась для них их собственная вера, покаяние.

Испытай теперь себя, любезный читатель! Ты можешь быть или обращенным, или необращенным, Раздельная черта между этими двумя состоящими глубока и остра - среднего состояния нет. На одной стороне этой черты стоят дети этого Mиpa, дети гнева и погибели, на другой дети Бога, дети света, любви и мира. Если ты находишься в первом, естественном состоянии, т. е. если ты не обращен, то не приступай к Св. Трапезе - это будет насмешка над святыней. Если же ты обращен, если ты друг Христов, то можешь и должен. Ты должен знать, какое здесь милосердие Божие, ибо ты Христов уже, хотя бы и был «младенцем во Христе», «наименьший из всех святых». - Ты принадлежишь к народу Божию. И пусть будет прославлено имя Господа! Он приглашает тебя со всею твоею слабостью, страхом и трепетом приступить и вкусить от «живого» хлеба, сошедшего с небес (Иоанн 6:51).

И твоя святая обязанность принять участие в вечери завета; и ты навлек бы на себя тяжелую вину, если бы не захотел исполнить этот долг. Ибо таким поступком ты показал бы себя не другом, а врагом Христа.

Впрочем, некоторые будут указывать на препятствия, заставляющие отказаться от участия в трапезе Господней; в роде того, что мне не достает всего того, что необходимо иметь каждому христианину. Так иной скажет, я имею веру, но не имею покаяния; другой  - я имею покаяние, но не имею любви и третий - имею любовь, но не имею способности открыто исповедовать Христа; кратко - может думать всякий: я христианин, но у меня совершенно отсутствуют качества христианина. На это мы возразим, что если в сердца, занятом мирскими житейскими делами нельзя найти ни одного плода духа, то напротив в верующем сердце все находятся, только конечно не в одной мере.

Может быть ты в исполнении той или другой добродетели только еще положим начало; но ведь и начало есть тогда только, когда ты христианин.  Апостол говорит «кто во Христа, тот новая тварь»; древнее прошло; теперь все новое» (2 Кор.5:17), Эго новое творение есть совершенный человек, хотя бы его члены и были бы слабы, нежны. Если в нас хоть одна есть видимая черта образа Божия, то мы имеем их все, хотя бы они  и не все ясно выступали. Но Святая Вечеря установлена Господом Иисусом для того, чтобы оживить в нас человека нового - укрепить, так чтобы образ Божий выступал в полном выражении, во всей красоте, чрез нашу жизнь.

Поэтому, когда мы сокрушаемся - что того или другого не достает у нас для того, чтобы быть истинным христианином, то это не должно препятствовать к принята участия в трапезе Господней, даже напротив, это еще более должно побудить, ибо чрез вкушение вечери мы должны надеяться, что возрастем в милости у Бога и в познании Иисуса Христа. Действительно вера необходима, чтобы по лучить, и вкусить духовной пищи, предлагаемой нам в Св. Вечере, но во всяком случае здесь речь идет не об одной сильной вере Хлебе жизни н для «отцов и юношей», но и для «младенцев в Христе» (1 Иоан. 2:13).

Также сильно я должен возвысить свой голос против другого заблуждения, которое я считаю очень опасным и гибельным. Именно, когда кто-нибудь покаялся, еще не уверовал, не обратился к Богу  хотя и он кажется озабоченным о своем спасении, то такому иногда советуют принять участие  в Св. Вечери - как таком, которое может сообщит благодать. Правда ли это? Я решительно отвечай нет! Конечно, вечеря есть средство благодати, но не средство к возбуждению веры, когда её еще нет, средство к укреплению её, где она уже есть, предлагать Господню трапезу душе, погрязающей в грехах, одно из двух - или глупость, безумие, или неправда. Кто еще не сделался христианином чрез возрождение и обращение, тот пусть покается и уверует в Господа Иисуса Христа; Если же прежде этого дерзнет приступить, то он этим покажет себя  не как друг, а как враг Христа. Ясно и совсем недвусмысленно говорит Евангелие, что все не покаявшиеся и неверующие есть враги Христа.

В заключение я приведу слова апостола Павла; «вы не можете в одно и тоже время пить чашу Господню и чашу бесовскую, вы не можете участвовать в трапезе Господа и в трапезе бесовской» (1 Кор.10:21). Кто сегодня присутствовал при Св. Вечере, принимал участие в ней, а завтра идет в танцевальный зал, в театр; кто пил чашу Христа, а потом во вред и для тела и для души начинает упиваться; кто участвовал в вечери любви и потом позволяет себе возвышать в себе зависть, ненависть – тот кощунствует, насмехается над святыней. Но Бог не потерпит кощунств. Он найдет Своим судом делателей неправды. Поэтому, каждый испытай себя прежде, чем приступить к трапезе Господа, принадлежишь ли ты Господу и, при том, принадлежишь ли Ему всецело дабы не было разделения между тобой и Господом (1 Кор.11:28-31).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1908, № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.