Вечеря Господня
03.08.2015

Вечеря Господня

Статья из журнала «Братский Вестник» 1947, № 3

Необходимо, чтобы всякий верующий составил себе вполне ясное представление о цели и значении Вечери Господней. Он этого может достичь, изучив описание последней тремя евангелистами и то, что о ней говорит апостол Павел в 1 Кор. 11 гл.

Матфей - 26, 26 - 28:

"И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, идите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Марк - 14, 22 - 26:

"И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, едите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая".

Лука - 22, 19 - 20:

"И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается".

Апостол Павел - 1 Кор. И, 23 - 26:

"Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: "приимите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: "сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание". Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет".

По словам евангелиста Луки и апостола Павла, Вечеря Господня является Вечерею воспоминания о Господе, причем апостол Павел называет ее возвещением смерти Господней. Но это воспоминание и это возвещение не заключается только в произнесении слов, всегда выражающих известную мысль, но главным образом, в совершении действия, а именно: во вкушении хлеба и в питии из чаши. В Евангелии ясно говорится: "приимите", "едите", "пейте", "сие творите".

Здесь речь идет, конечно, не о возвещении исторического факта смерти Христовой вообще, но о возвещении неизмеримой спасительной силы этой смерти. Смерть Христа, принесение в жертву Его тела и крови, то есть Его жизни, согласно всем вышеприведенным новозаветным повествованиям, является жертвою за нас, смертью ради нас. Тело было принесено в жертву за нас, кровь пролилась за нас.

Возникает вопрос: почему жертвой за нас могла явиться только драгоценная жизнь Иисуса Христа?

Смысл ветхозаветных жертв, особенно пасхального агнца, может дать нам на это определенный ответ.

Пасха Господня была праздником избавления от суда Божия (Исх. 12, 12 - 13; Ис. 31, 5), праздником спасения от губителя, не касавшегося домов тех израильтян, которые заклали непорочного агнца и его кровью помазали оба косяка и перекладину своих дверей (Исх. 12, |7). Израильтяне могли воздавать хвалу пощадившему их милосердию Божию. Принесение в жертву прообразного агнца и кропление его кровью домов, предохраняли верующих израильтян от судов Божиих. Сохраненные Богом верующие израильтяне должны были в первый день созвать "священное собрание" (Исх. 12, 16). Праздник продолжался затем семь дней, то есть целую неделю. И во все эго время израильтяне не должны были держать что-либо квасное в своих домах (удаление квасного - прообраз очищения и отделения от нечистого). Нарушение этого предписания наказывалось смертью (Исх. 12, 15). Пасха являлась для Израиля днем "памятным", праздником Господу (Исх. 12, 14).

С того времени придается особенно важное значение крови агнца и жертвенных животных вообще в богослужении, установленном Самим Богом для Израиля, которого Он сделал Своим избранным народом и с которым вступил в торжественный завет. При празднично обставленном заключении завета, описанном в книге Исход (24 глава), половиной жертвенной крови был окроплен жертвенник. Затем, по прочтении народу Моисеем книги завета, народ также был окроплен кровью, при словах: "Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (Исх. 24, 8). Далее Бог повелел Моисею, Аарону, Надаву, Авиуду и семидесяти старейшинам израилевым взойти на гору, и они "видели Бога израилева". "Под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили" (Исх. 24, 9 - 11).

Здесь мы видим смертных и грешных людей очищенными и освященными жертвенной кровью, что дало им возможность предстать пред лицо Бога Святого и не умереть. Они ели и пили в присутствии Его. Так проявилось на них действие крови завета. И когда впоследствии священник входил в священные покои скинии собрания или когда однажды в год первосвященник входил во святое святых, всегда употреблялась снова примирявшая с Богом и очищавшая жертвенная кровь (Евр. 9, 6 - 12). "Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9, 22).

Но вот взамен "первого завета" (Евр. 9, 1; 8, 7 - 13), наступает "завет новый" (Евр. 8, 13; Лук. 22, 20; 1 Кор. И, 25). И здесь приносится жертва. Однажды, к концу веков, принес ее Христос, Посредник нового завета, непорочный Агнец Божий, принесший Себя Богу (Евр. 9, 14). То совершенное очистительное действие, которое не могли оказать жертвоприношения ветхозаветные, имела пролитая Им кровь: Христос со Своею кровью, однажды, раз навсегда, вошел во святилище (небесное), совершить искупление вечное. Эта кровь послужила основанием нового завета (Евр. 8, 13), завета "лучшего" (Евр. 8, 6), "вечного" (Евр. 13, 20). Она очищает совесть от мертвых дел для служения Богу живому (Евр. 9, 14), она дарует дерзновение входить и пребывать во святилище, в присутствие Бога Святого (Евр. 10, 19). Верующие получают право теперь пребывать пред лицом Божиим, имеют общение с Отцом через Сына в Духе Святом. Они освещены "единократным принесением тела Иисуса Христа" (Евр. 10, 10). Этой Его жертвой они навсегда сделаны совершенными (Евр. 10, 4; сравните 10, 15 - 18).

Итак, собираясь, как верующие, вокруг Трапезы Господней, чтобы с особенным благоговением вспоминать и возвещать смерть Господню, мы это делаем с исполненными благодарения сердцами. Мы вновь и вновь свидетельствуем тот факт, что мы примирены с Богом через смерть Сына Его, что благодаря этой, Им раз навсегда принесенной жертве, получили прощение грехов. Ничто не отделяет нас от Бога: вина наша прощена, совесть очищена, общение сделано доступным, наследие даровано. Все это получили мы на основании совершенного на кресте искупительного дела. Мы предопределены послужить в похвалу славы благодати Его, "которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов" (Еф. 1, 6 - 7; сравните Матф. 26, 28).

Если таково значение Вечери Господней, то и цель и смысл ее заключается также в воспоминании Самого Господа, ее установившего словами: "Сие творите в Мое воспоминание". Он за нас умер и Он жив. Ему дана вся власть на небе и на земле. Он также снова придет во славе. Этого дня Его возвращения ждут Его избранные, жаждущие увидеть Его, "как Он есть" (I Иоанн. 3, 2), и всегда быть с Ним (I Фес. 4, 17). Это живое упование уже теперь наполняет ликованием сердца верующих. Они обрели всю полноту благодати от Бога, жертвою Христа даровавшего им чудное положение, так что они радостно могут восклицать: "Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Римл. 8, 31 - 32). Поэтому всякий раз, когда верующие собираются, чтобы особенно вспомнить Господа и Им. Самим установленным способом возвестить Его смерть, сердца их полны хвалы и благодарности, полны небесного благоговения и радости.

Уже в евангельских повествованиях о первой Вечере Господней мы встречаем выражение "возблагодарить" или "восхвалить". Знаменательно то, что в первые времена христианства Вечеря Господня часто называлась "восхвалением", "вознесением хвалы". Вознесение хвалы и благодарения за искупление составляло, как видим мы, главную суть этого духовного торжества. Вечеря Господня признавалась, прежде всего, собранием хвалы и благодарения.

Конечно, Вечеря Господня возвещает нам еще и другие истины. Она свидетельствует о фактах общения верующих с Господом и общения их друг с другом. Вкушение Трапезы Господней показывает соучастие наше в ней Самого Господа, смерть Которого есть и смерть наша и жизнь Которого есть и жизнь наша. Вкушением хлеба и вина в Трапезе Господней мы символически свидетельствуем о нашем участии в смерти и воскресении Господа, умершего, но и воскресшего. Собираясь на Трапезу Господню, верующие свидетельствуют также и о своем общении друг с другом: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (I Кор. 10, 17).

Отсюда, между прочим, древнее греческое слово "коинонина", обозначавшее "общение", по-латински "коммунио".

Верующие находятся в общении с Богом и в общении друг с другом. Любовь Духа Святого соединяет их воедино. Поэтому Святую Трапезу называли также "Вечерею любви" (по-гречески "агапе" - любовь). Но древнейшими названиями Трапезы Господней являются все-таки "Вечеря Господня" (I Кор. 11, 20) и "преломление хлеба" (Деян. 2, 42; 20, 7 и 11; I Кор. 10, 16).

Многим верующим особенно трудно отказаться от перешедшей из так называемых исторических церквей, а отчасти присущей и многим протестантам, мысли о так называемом "пресуществлении", или "претворении" видимого хлеба и вина в тело и кровь Христа ("таинство евхаристии"). По учению западной и восточной церквей хлеб и вино фактически, при произношении на литургии известных слов и молитвы, становятся истинным телом и истинной кровью Христа.

Лютер отрицал зависимость "пресуществления" от тех или иных священнодействий служителя алтаря (священника), но все-таки в своем учении о Вечере Господней он еще не мог вполне освободиться от твердо установившегося взгляда западной, католической, церкви. Лютер также утверждал, что вкушающий хлеб и пьющий вино Вечери Господней, под видом хлеба и вина, вкушает тело и кровь Господа.

Великий реформатор, между прочим, обосновал свою мысль словами: "Сие есть тело Мое". Он утверждал, что слово "есть" не значит "представляет" или "изображает". Но почему же нет? - спросим мы. Именно такие образные выражения особенно часто встречаются в Священном Писании.

Другой известный реформатор Кальвин не отрицает благодатного воздействия жизненных сил Христовых, но он опровергает лишь то, что это воздействие тесно связано с вкушением именно хлеба и вина. Только личною, живою верою получает душа то, что они - хлеб и вино - собою прообразно изображают. Силы исходят не от них, но непосредственно от Христа распятого, через Духа Святого, и поэтому только для человека верующего. Действительно, нигде в Священном Писании не говорится, что с вкушением хлеба и вина связано дарование Богом особенных благодатных сил, как для души, так и для самого тела.

Мы не будем здесь рассматривать разницу, которая имеется по этому вопросу в учениях лютеран, последователей Цвингли и Кальвина, обычно ведущую к бесплодным и бесконечным спорам.

Мы не упоминаем о словах Христа, записанных апостолом Иоанном (6, 51 - 58), так как в этом случае Христос говорит не о Вечере, а о Самом Себе, с чем вполне согласен и Лютер. Усвоение жизненосных сил Христа умершего, воскресшего и прославленного необходимо для всякого верующего (Иоан. 6, 53 - 54). Но это совершается через веру (Иоан. 6, 40 и 47 - 50). Если бы это совершалось через участие в Вечере Господней, то всякий, в ней не участвовавший, был бы обречен на гибель (Иоанн. 6, 53). Сам Господь предупреждает "ас, что мы не должны понимать эти слова в буквальном, внешнем смысле. "Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоан. 6, 63). В шестой главе Евангелия от Иоанна Господь говорит не о Вечере Господней, но о духовном восприятии, усвоении жизни Его, всех заслуг и духовных благ, с Ним связанных. Конечно, можно установить известное отношение этого описания евангелиста Иоанна к Вечере Господней в том смысле, что и вкушение хлеба и питие из чаши есть также прообразное изображение через веру совершающегося духовного усвоения нами сил Господа воскресшего, явленных в смерти и жизни Его.

Следует дать себе отчет в том, что Писание совершенно не приписывает хлебу и вину каких-либо особенных сил, якобы приобретаемых ими при совершении Вечери Господней. Великое благословение, однако, получает участвующий в ней верующий, если он находится в правильном отношении к Богу и людям. Другими словами, если он имеет живое упование на своего Искупителя, любовь ко всем святым, твердую, непоколебимую надежду на возвращение Господа и горячую благодарность от всего сердца. Этого особенного благословения лишает себя тот, кто не выполняет установленных Господом священных актов - крещения и Вечери Господней преломления хлеба). Благословение это, однако же, не заключается ни в воде, ни в хлебе, ни в вине, но всецело в радостном послушании верующего Самому Господу.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1947, № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.