Ю.К. Сипко: Кто я на земле?
01.10.2015

Ю.К. Сипко: Кто я на земле?

Статья из журнала «Христианское Слово» 2013, № 3

«И сотворил Бог человека по образу Своему,

по образу Божию сотворил его;

мужчину и женщину сотворил их»

Библия, книга Бытие 1:27

«Кто я на земле?» - вопрос, убеждён, самый важный из всех вопросов, которые стоят перед человеком. Как ни странно, человека с пелёнок пестуют, кормят, обучают, окружают заботой, да такой заботой, что кажется, все треволнения имеют главной целью заболтать и вообще исключить возможность задать этот самый важный вопрос.

Кто я? «О, у тебя талант музыканта... У тебя пальцы, как у Ростроповича... О, твой сын, наверное, будет художником. Смотри, как он необычно держит кисть. А как вчера он размазал краски на стене? Это неспроста!..» Мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели в детском садике, учителя в школе только и воздыхают, предрекая карьеру, удачу, успех. Не замечая, что нахваливают некие вторичные ценности. Хороша работа водителя автобуса, престижно быть миллионером, здорово быть известным актёром, спортсменом! А человек, сам человек, имеет смысл? Если он не чемпион и не миллионер, не руководитель большого предприятия, а просто домохозяйка или водитель троллейбуса? Об этом стыдливое молчание. Сговор. Поговорим о пустом. Такой разговор ни к чему не обязывает. Чтобы говорить о смысле жизни человека, нужно хотя бы чуть знать этот смысл. И поскольку нет разговоров о смысле жизни, очевидно, никто не знает его. Вероятно, этого смысла вовсе нет? И нет возможности узнать, кто же я! Зачем я живу? Неужели правда, что и талантливые и успешные, равно как и бесталанные и неудачники рождаются, чтобы умереть? Кладбище - это и есть тот итог, к которому я и все рождённые идём? Это и есть та «высокая цель», о которой с пелёнок, изображая восторг, твердят взрослые обманщики?

Самому не спросить. Если спросишь, ответ всегда готов: «Ты Серёжа. Классный мальчик. Будешь как папа. Профессор кислых щей». Время, когда такой вопрос стучит в груди, в висках, готов сорваться с языка, бывает коротким. И трагедия в том, что вопрос такой адресовать некому. Стыдно спросить, ведь все так беззаботно и радостно жуют жвачку, делая вид, что в этом и есть смысл жизни. Не прослыть бы дураком. Пытаешься с друзьями завести разговор о смысле жизни, они в испуге шарахаются, как от чумы, не желая говорить. Наверное, действительно я ненормальный. Все живут себе, хлеб жуют. Вопрос затухает, обращенный внутрь. К самому себе. Кто же есть Я? И ответ каждый из нас ищет, всматриваясь в живущих рядом с нами кумиров. Смотрим, один пьёт и поёт. Другой пашет, как папа Карло... Третий бомжует. Каждый стремится обмануть каждого. Все врут, делая вид, что так и надо. Никто не верит никому. Сумасшедший дом. И вот он момент истины - смысла нет. Смутное ещё не убеждение, только предположение, стесняясь себя, вползает в сердце, глушит волнения души и парализует волю. Смысла нет. Ты просто биология. Стихает вопрос. Все так живут. «Не смеши мир», - убеждают друзья. Веселье, наслаждение, кураж, тусовки – вот это и есть смысл и цель жизни, во всех видах громыхающей музыки, в болтовне ни о чём, в страсти плоти, чтобы без забот, не трудясь, прокайфовать короткие дни никчёмной жизни. Рассмотреть обман в таких красочных, полных радости, счастья лицах невозможно.

Сергей Есенин очень яркий пример такого обмана. При этом в детстве он мог узнать о Боге, а это и есть ответ на вопрос «кто я». Если я - плод эволюции, этакая случайность в бескрайней пыли Вселенной, тогда вопрос не имеет смысла. Но как только я смутно представляю реальность высшего Разума, Творца Вселенной, сердце учащённо бьется. Как говорил в своё время великий русский государственный деятель Гавриил Державин: «Ты есть, и я уж не ничто!»

«Я московский озорной гуляка» - говорил о себе Сергей Есенин, как бы отвечая на наш вопрос. Такая характеристика многим по сердцу, но когда поэт добавляет: «По всему Тверскому околотку в переулках каждая собака знает мою лёгкую походку», тем самым открывая свой жизненный круг, то возникает образ непривлекательный - этакий бомж, говоря современным языком. Неужели это его круг жизни - в переулках, с собаками? Человек талантливый, поэт, что называется, от Бога, мастер слова, он не смог совладать с собою, оказавшись не готовым к подлости славы, к пустоте жизни столичной богемы. В двадцать с небольшим он приглашён читать стихи в императорский дом. В то же время он пишет стихотворение, в котором выносит себе страшный приговор:

Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое.

Я на тебя, как на вора,

Спрятал в руках лезвие.

 

Рано ли, поздно всажу я

В ребра холодную сталь.

Нет, не могу я стремиться

В вечную сгнившую даль.

 

Пусть поглупее болтают,

Что их загрызла мета;

Если и есть что на свете -

Это одна пустота.

Это стихотворение написано в тот год, когда он уже получил признание как выдающийся поэт. Был издан первый сборник стихов, который сделал его очень известным. Что значит это раздвоение? Почему такое грубое обращение к самому себе: «Сердце собачье моё»? Он и ответ даёт:

Если и есть что на свете -

Это одна пустота.

Вот он, результат обмана. Нет жизни без смысла, только пустота! И страшная рука беса уже заготовила лезвие. Как трагична судьба талантливого поэта! Как больно бьёт она прямо под дых. Почему это произошло? Это неизбежное следствие отказа от Бога. В известном стихотворении «Письмо матери» есть слова отчаяния. Где-то растерял он материнское наставление о Боге, о Его благодати. Свидетельствуя маме о своей любви, он не может скрыть опустошения и решительного нежелания думать о Боге, говорить о Боге, молиться Богу:

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

 

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Этот жёсткий и жестокий выбор стал результатом массированного наступления безбожия, захвативший Россию в те годы буйства вселенской смуты. Есенин в своём стихотворении «Возвращение на родину» описывает эпизод встречи с дедушкой, которого не узнал:

"Да!.. Время!..
Ты не коммунист?"
"Нет!.."
"А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и Богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам...
Может, пригодится..."

В Дом детства, куда вернулся поэт, где он хотел душу отогреть от удушья кабаков и столичного разврата, от разрушительного безбожия, он встретил разруху. Это было за год до его кончины.

Без Бога сердце опустошено. Без Бога – молитва осинам: «Молюсь осинам, может, пригодится» - это приговор обманщикам учителям и родителям, которые не привели к Богу, не показали Бога, обрекая своих сыновей и дочерей на скотскую жизнь, где только собаки остались верны дружбе… Это сарказм человека, оказавшегося на могильном холмике собственных ожиданий, убеждений, надежд. Это трагедия, поэтом обозначенная, трагедия России. Если ты не молишься Богу – ты молишься осинам, в сущности, пустоте. «Какая гадость. Просто удавись». Есть ли ещё более унизительное определение той гнусной пустоты, которую сатана подкинул русским людям в виде «призрака, бродящего по Европе»?

Гильотина неотвратимого возмездия уже вырисовывалась перед глазами поэта. Несколько слов из кровоточащего сердца, за мгновение до того, как рука с заготовленным лезвием остановила часы жизни.

..Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

..Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Не срослось. Не сбылось. Горькая чаша безверия, безнадёжности, отчаяния. Петля, надетая рукой лукавого, завершила земные муки ещё одной жертвы. «28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер») был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель…» (из «Акта осмотра места происшествия»). Так закончил свой жизненный путь 30-летний русский поэт.

Как случилось, что такой парень столь бесславно закончил жизнь на земле? Я уверен, что всякий, кто отверг Бога, лишает себя жизненных основ. Сколько таких жертв пожирают эти блистательные кабаки, театры, дискотеки, отправляя собакам в переулки? На фоне такой трагедии хочется остановиться и остановить всех спешащих.

Кто же я? Очередная жертва ангелов обмана? Молодости свойственна бесшабашность. Сейчас это слово произносят чуть иначе. Безбашенность. Нет стержня, башни, которая представляет маяк, как цель, как помощь в определении курса жизни. Без Бога значит без маяка, без цели. Существование на уровне биологии. Жить с Богом значит видеть Божественное совершенство. Стремиться восстановить себя в образе и подобии Божьем. Видеть во свете Божьем цель жизни, которая открыта нам в Библии Иисусом Христом. Ибо Христос, истинный человек, осмеянный, оплёванный, распятый на кресте, воскрес и вознёсся на Небеса к Отцу. Он зовёт нас из кабаков и подвалов, из университетов и парламентов к Себе в небесный дом. Он уж открыл двери небесного вечного Царства. Он говорит: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Евангелие от Иоанна 17:24).

Христос - вот кто показывает мне достойный путь жизни. Он даёт цель, ради достижения которой все страдания кажутся радостью.

Верующий в Иисуса Христа силой Бога рождается духовно, обретая подобие сына Божьего.

Верующий в Иисуса Христа становится родным для Бога, и Бог даёт такому человеку новое имя, вечную жизнь. Об этом свидетельствует святой апостол Павел, пересмотревший свои ценности. Он без сожаления оставил родовые традиции, карьеру, поприще учёного, увидев предложение Христа: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Библия, послание Филимону 3:8-11).

Полностью читать в PDF формате - «Христианское Слово» 2013, № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.