Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите
11.01.2015

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

Любить братство – это уверенность в завтрашнем дне. Даже когда человек лишается некоего органа в своем теле, если это не приводит к смерти, другие органы берут на себя функции потерянного органа и выполняют его работу, хотя и не в полной мере, но выполняют.

Аристотель, живший за 300 с лишним лет до Рождества Христова, определил человека как некое животное, ведущее стадный образ жизни. Философ, конечно, серьезно заблуждался относительно родства человека и животных, но в одном он был прав – человек не может существовать в одиночестве. «Не хорошо быть человеку одному» эти слова принадлежат Господу Богу (Быт.2:18). В тексте книги Бытие они выглядят как вывод, сделанный Богом по результату эксперимента – Он привел к человеку всех сотворенных существ и наблюдал за поведением человека. Это как раз является научным методом получения знаний, наблюдение за неким процессом. Но на самом деле все было несколько иначе, еще вначале, когда Господь только приступил к созданию нашего мира, Он уже положил в плане Своем создать двоих – мужчину и женщину (Быт.1:27).

Итак, Аристотель ошибался, но он ошибался в определении сущности человека, а не в области его существования. По своей сущности человек является неким дуалистическим существом, принадлежащим к миру физическому, материальному и к миру божественному, духовному. По форме существования – человек является существом общественным, хотя и обладает личностными факторами. Каждый человек полностью индивидуален не только по форме, но и по своим духовным качествам. Поэтому, обладая свободной волей, человек стремится к реализации своих устремлений. Но понимая свою слабость перед стихиями, стремится к объединению с себе подобными существами и может реализовать свои духовные потребности только в совокупности с другими людьми. Для него нет возможности удовлетворить духовные потребности в одиночестве. Практика монашества показала, что даже самые ярые индивидуалисты-затворники стремились к передаче своего опыта ученикам-последователям.

Почему так происходит, что человек ищет общество, его признание, уважение, влияние? Ответы на эти и подобные вопросы находятся в плане Творца. Господь Бог заложил эти качества в человека при его сотворении. Поэтому Адам искал себе подобного, среди животных, которых Творец привел к нему, чтобы он дал им имена. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:19 – 20). Но перед этим Господь уже решил сотворить помощника для Адама «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Зачем же Творец проводил такой эксперимент, когда привел к Адаму животных? Это было нужно не Богу, а Адаму, чтобы он сразу понял разницу между тем, что выбирает человек и тем, что дает Бог.

Впоследствии человек нашел себе помощников и среди животных, но это были помощники иной категории. Животные помогали человеку в труде, в защите жизни, иногда просто скрашивали его серые будни (любимчики). Но ни одно животное не могло и не может заменить мужчине женщину, а женщине мужчину. И это так потому, что так установил Творец при сотворении человека.

В одной из своих статей я рассматривал вопрос роста духовности христианина. В ней затрагивается и вопрос церкви, общины. Вот этот абзац: «Зависимость духовного уровня христианина от его посещения богослужебных собраний показана Павлом в нескольких посланиях. Например, такое место Священного Писания, как послание к Ефесянам. Здесь Павел говорит: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф.5:17 – 21). Данный текст не просто рекомендует нам повышать свое духовное состояние, но и дает методику для практического упражнения в этом деле. Слово «назидая» в греческом подлиннике –  λαλοũντες, имеет значение говорить, рассказывать, беседовать, сообщать некую весть. Подобное сему месту еще одно, послание к Колоссянам. Здесь Павел так же дает некую методику в практике повышения духовности (Кол.3:1 – 25). Можно приводить еще некоторые места Писания, которые говорят о духовности и о практике духовной жизни. В данных же местах нужно отметить факт коллективного благочестия. Как можно повиноваться друг другу, не находясь в тесном контакте? Как можно назидать друг друга, не имея времени для совместного пения или чтения и т.д.? Поэтому духовный рост напрямую зависит от нашего усердия в посещении богослужебных собраний и совместном в них участии. Такое общение возможно только в одной единственной формации человеческого социума – в общине».

Но в данном случае мы говорим не о духовном возрастании как таковом, хотя это имеет место быть, но о нашем отношении к братству, т.е. к тому сообществу людей, единство которого для нас должно быть важным. Поэтому посмотрим на выше указанный текст с этой стороны. Что нам дорого и что ценно в наших глазах? Для нас важно единодушие в вопросах морали, отношение к конкретным вопросам поведения, отношение к инославным, а так же единство в понимании ключевых доктрин. Список можно продолжать, и это зависит от того, насколько глубоко мы хотим проникнуть в жизнь данного сообщества людей. Что же мы делаем для того, чтобы данное единство было реализовано? Какие методы имеются для этого у человека? Ответ на эти вопросы довольно сложен, но он все же есть.

Начнем с простых вещей. Что делает человек, когда переселяется в новое жилище? В нашей культуре это называется «ремонт». Непонятно, какое отношение к данному процессу имеет исправление поломки, а именно это и означает слово ремонт. Но смысл нашего действия ясен – мы создаем привычную среду обитания. Иногда мы меняем эту среду, но редко и не кардинально. Так устроен человек, он консервативен по отношению к своим привычкам. Мери Даглас[1], в своей работе «Чистота и опасность», обращает внимание на нашу реакцию на непривычные вещи. В частности она пишет: «В этой работе я пыталась показать, что ритуалы, связанные с чистым и нечистым, создают единство опыта. Они являются позитивной составляющей процесса религиозного примирения, и нет никаких оснований, усматривать в них отклонения от центрального пути развития религии. Посредством их вырабатываются и получают публичное существование символические системы. Внутри этих систем увязываются несвязанные элементы, и бессвязный опыт становится осмысленным»[2].

Каким образом это относится к церкви и братству в целом? Самым прямым. Когда собирается несколько человек в одну группу, они начинают вырабатывать единые принципы поведения, формируют единую систему оценки качества предметов и действий. Создают единую систему верований. Этот процесс неизбежен и имеет тем большее влияние на индивидуумов, чем большее количество времени они проводят вместе.

Как видим, Господь положил на сердце своим апостолам передать грядущим поколениям христиан заповедь единства – братство любите. В этих словах заложен глубокий смысл созидания церкви. Павел писал: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26). Слово «назидание» в греческом подлиннике – προς οικοδομην. Союз «прос» указывает направление движения к чему-то. Из этого следует: Павел учит, что наши собрания служат для строительства Церкви Христовой. По крайней мере, они для этого предназначены. Господь сказал, что Он создаст Церковь, которую не смогут одолеть даже силы ада. В чем же сила церкви? Ее сила в единстве членов, в единстве веры, целей, в заботе о здоровье духа церкви. Павла очень огорчило и озаботило известие из Коринфа, что дети Божии, члены Его тела начали делиться, и не по вопросам учения, а по причине стремления к первенству. Ведь когда некто заявляет: «я Павлов ученик», он претендует на главенство его мнения по причине авторитета учителя. Тогда другой избирает себе ученого ритора Аполлоса, в Греции, да и в Риме риторы были столь высоко чтимы, что фактически управляли государством (Демосфен, Цицерон). И тогда некто заявляет, что он ученик самого Христа, претендуя, таким образом, на самовольное толкование учения как апостол. Хотя Павел показал, что для него было важно признание его благовестия другими апостолами, и для этого он представил его на суд «знатнейших» (Гал.2:10).

Любовь к власти генетически передалась нам от Адама и его потомков. Власть настолько захватывает человека, что он готов убить даже своего отца, свою мать, не говоря уже о постороннем человеке. Предвидя недоуменные вопросы по этому поводу, Иаков Праведный написал: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:1 – 3). И самое страшное в этом то, что все делается из самых лучших побуждений, из желания навести порядок. Как писала М. Дуглас: «Идеи осквернения в общественной жизни работают на двух уровнях, один из которых преимущественно инструментальный, другой - экспрессивный. На первом, более очевидном, уровне, мы находим, что люди пытаются влиять на поведение друг друга. Верования усиливают социальное давление: все силы мира призываются для того, чтобы обосновать стремление старика к смерти, величие матери, права слабых и невинных»[3].

В чем здесь проблема? Да в том, что люди часто используют понятие святости или скверны в одинаковых случаях. Одни оправдывают неупотребление свинины, потому что свинья нечиста, другие, потому что она свята. Заповедь, не есть крови, одни объясняют тем, что она предназначена для жертвоприношения: «И заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон» (Исх.29:16). Другие тем, что это оскверняет человека «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:15). Не вдаваясь глубоко в смысл самой заповеди, люди используют текст Писания для достижения конкретной цели. Часто цель бывает ложной, а методы ее достижения грязны.

Заповедь любви дана самим Иисусом Христом: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1Ин.3:23). Эта заповедь имеет значение как для мира в самой Церкви Христовой, так и в плане миссии церкви. Любить значит заботится. Пример любви дал нам сам Христос. Павел писал Ефесянам: «Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Данный стих показывает наглядно, что такое любовь. Христос пришел на землю, чтобы умереть за людей. Почему Он это сделал? Потому что любил. Иоанн говорит, что Бог возлюбил людей, Свое творение, до такой степени, что не пожалел Своего Сына Единородного и отдал Его в жертву за грех мира. Исходя из этого, мы должны сделать заключение, что любовь сопряжена с жертвенностью. Следовательно, если Петр призывает нас любить братство – это значит, он призывает нас быть готовыми пожертвовать собою ради благополучия Церкви. Причем Петр имеет ввиду не поместную церковь, но братство, то есть, он имеет ввиду всю Церковь Христову. Адресат его послания – это «пришельцы, рассеянные в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии и так далее. То есть Петр призывает нас быть готовыми пожертвовать собою для тех людей, которых мы, возможно, никогда не видели и ничего о них не знаем конкретно. Для нас должно быть достаточно того, что они верные ученики Господа. Как писал Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет.1:3). Как видим, Петр заботится о том, чтобы мы все любили всех, рожденных от Бога. К тому же призывает и Иоанн: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин.4:7). А Павел призывает нас достигать любви (1Кор.14:1).

Греческое слово διώκετε, которое использует в этом случае Павел, означает конкретное действие – гоняться, догонять. Причем это глагол активный, стоящий в повелительном наклонении. Петр использует слово αγαπατε, это также глагол в повелительном наклонении активного залога настоящего времени. Как видим, Священное писание не оставляет нам иного выхода, но ведь это хорошее повеление. Оно призвано объединить верующих в единую семью, более того, в единое тело, в котором нет ненужного органа.

Мы говорили вначале, что человек не может жить в одиночестве. Одиночество убивает человека. Господь создал семью. Это было первое общество на земле. Но дьявол разрушил семью. Когда Адам и Ева сделали себе опоясания, они построили некую преграду между собою. С того времени люди уже никогда не имели такой близости, как Адам и Ева в период их невинности. Но Господь создал новое общество людей, соединенных Его кровью. Это Церковь. Только в Церкви Христовой возможно восстановить отношения, которые имели первые люди. Это стало возможным по причине освобождения человека от греха. Грех строит преграды. Когда мы выстраиваем некоторые преграды, то мы работаем на дьявола, мы строим преграды, некоторые опоясания. Господь покрыл наготу Адама и Евы другими одеждами – одеждами первых мучеников за грех. Животные должны были умереть, чтобы покрыть наготу человека.

Церковь получила одежду праведности через смерть Сына Божьего. Это одежда, покрывшая грех мира. Она призвана воссоединить всех верующих в единое тело, как сказано: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19:6). Так и в Церкви все верующие объединяются в единое тело, главою которого является сам Господь Иисус Христос. Павел писал: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:29 – 30).

И наконец, любить братство – это благо. Любовь всегда приносит радость. Любить братство – это уверенность в завтрашнем дне. Даже когда человек лишается некоего органа в своем теле, если это не приводит к смерти, другие органы берут на себя функции потерянного органа и выполняют его работу, хотя и не в полной мере, но выполняют. В этом сила организма, помогать и восстанавливать поврежденные члены.

После грехопадения мир навсегда стал иным. Мы больше не находим идеального общества, подобного тому, какое представляла собою невинная чета в Эдеме. Но сколь несовершенно братство, это не причина его не любить. М. Дуглас писала: «Известно, что беспорядок портит упорядоченные структуры, но он также дает для них материал. Порядок предполагает ограничения: из всех возможных материалов производится некоторая ограниченная выборка и из всех возможных взаимосвязей используется только некоторый ограниченный набор. Этим подразумевается, что беспорядок неограничен, в нем не реализована никакая упорядоченность, но потенциал его упорядочения неопределенно велик. Поэтому, хотя мы и стремимся к порядку, мы не можем просто осудить беспорядок. Мы понимаем, что он разрушителен для существующей упорядоченности, но мы также признаем его потенциал. Он символизирует одновременно и опасность, и силу[4].

Церковь на земле состоит из грешников, хотя и оправданных Господом, но не праведных по закону. Оправдание не означает, что человек невиновен. Нас оправдывает Бог, глядя через жертвенную кровь Христа. Но физическая природа человека остается носителем греха и должна умереть физически. Только пройдя через это, мы обретаем полную свободу. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:53) А до этого – борьба за любовь. И победа в этой борьбе вполне достижима, потому что за нас борется Бог. И как восклицал Павел: «Если Бог за нас, кто против нас!» (Рим.8:31). Поэтому «будем любить не словом или языком, делом и истиной» (1Ин.3:18).


[1] Мэри Дуглас преподавала в Университетском колледже Лондона больше 25 лет. С 1977 года в течение 11 лет преподавала и писала в США (в Институте Рассела Сейджа в Нью-Йорке и Северо-Западном университете, в должности профессора культурологии и профессора гуманитарных наук соответственно). Публиковала работы по таким темам, как анализ степени риска и окружающая среда, потребление и экономика благосостояния, еда и ритуал; при этом ее работы приобретали все большую популярность за пределами антропологических кругов. Работа «Чистота и опасность», вышедшая в 1966 году, завоевала Дуглас научную репутацию.

[2] М. Дуглас. Чистота и опасность, Введение. http://www.msses.ru/regina/texts/mary/index.html

[3] М. Дуглас. Чистота и опасность, Введение. http://www.msses.ru/regina/texts/mary/index.html

[4] М. Дуглас. Чистота и опасность, Глава 6. http://www.msses.ru/regina/texts/mary/index.html

Алексей Б. Телеус

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.