Богоискательство в русском народе: Молокане

27.03.2015
 
Молоканское движение. Непосредственно от духоборцев ведут своё начало молокане, являющиеся представителями наиболее выраженного мистико-рационалистического направления религиозной мысли в простом народе. Сами они называют себя «духовными христианами», прилежно изучающими Слово Божие и питающимися Им, как «чистым словесным молоком».

Основателем молокан был крестьянин Семён Уклеин, бывший прежде в общине духоборцев. В противоположность духоборцам, которые не рекомендовали читать Библию, считая ее большою «хлопотницею», Уклеин учил признавать за истину только то, что написано в Библии, считая остальное вымыслом человеческим. Он не отрицал «внутренне го просвещения», «озарения», но считал необходимым проверять его Библией. К концу 70-х годов XVIII века Уклеин имел уже множество последователей как среди духоборцев, так и среди православных. Молоканами, последователей Уклеина, впервые назвали иерархи Тамбовской духовной консистории в 1785 году из-за того, что они во время поста пили молоко Молоканство распространилось по губерниям Центральной России, Украины, по Поволжью и Кавказу.

Долгое время царское правительство не отличало молокан от духоборцев, подвергая их репрессиям в равной степени. Но в царствование Александра I молокане получили официальное признание и даже удостоились благосклонного отношения за их примерную христианскую жизнь. Молокане-уклеинцы учили, что Христос основал церковь, которую вначале составляли апостолы а потом - все уверовавшие в Христа. «Но истинная церковь существовала только до вселенских соборов, на которых учителя, утратив христианство, ввели в него языческие верования и обряды. Теперь на стоящую церковь составляют только истинно духовные христиане, исповедующие только то, чему учит Евангелие».

Вместе с тем некоторые евангельские установления они объясняют духовно, отрицая водное крещение и Хлебопреломление. «Священники в церкви не нужны, — учили молокане, - мы имеем единого Первосвященника, Который вое сел одесную престола величия на небесах». Они признавали святость Богородицы и Апостолов, но не поклонялись и не молились им. В 20-е годы XIX столетия среди молокан распространилось «пророчество» Западного пиетиста Юнга Штиллинга о скором (в 1836 году) пришествии Христа. Стали объявляться среди них лжепророки, лжехристы и даже «царь Салима Мелхиседек».

Прошёл 1836 год, и трепетное ожидание пришествия Христа сменилось разочарованием, глубоким духовным кризисом в их среде и появлением нескольких молоканских толков. Среди молокан-уклеинцев (молокан «тамбовского» и «владимирского» толков) на Молочных Водах возникли молокане «донского толка», или «саламатинцы» (по имени их основателя — Андрея Саламатина). Саламатин вступил в прения с молоканами «тамбовского толка» вначале по вопросу об отношении молокан к правительственным законам. Он утверждал, что Священное Писание требует пови-новения правительственным учреждениям, что присяга на подданство царю и верность службе также необходима. Затем он доказывал, что Уклеин ошибался и в учении о таинствах. Из семи таинств православной церкви Саламатин признавал пять, за исключением миропомазания и священства; ввел крещение младенцев и евхаристию (хлебопреломление) и учил о них в духе православной церкви.

Из обрядов православной церкви он ввел молитвы при рождении младенца, сороковую молитву ро-женице, поминовение покойников обедами и раздачей хлеба и прочее. Учение Саламатина, таким образом, выглядело возвратом к православию. Тем не менее у него появилось много последователей, так что «тамбовцы» разделились надвое. В Закавказье искренние искатели истины при молит венном размышлении над Словом Божиим пришли к убеждению о необходимости водного крещения и хлебопреломления, как установлений Христа и Апостолов. Их стали называть «водными». Однако в во просе спасения они оставались прежних взглядов, что спасение приобретается делами. Но им суждено было стать предшественниками баптистов среди русских молокан. Крайне мистически настроенные молокане восприняли хлыстовские элементы, образовав секту «прыгунов». Появились среди молокан и такие, которые являли собой возврат в православие.

Алексей Синичкин

 

Поделиться в соц.сетях:

 

 

 

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте. Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей и статей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Google+ и Twitter.

Я МОЛОДОЙ! 2017

 
 

© 2007-2017, Централизованная религиозная организация "Российский Союз Евангельских христиан-баптистов".

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов