Юрий Сипко: "Церкви не могут быть политическими игроками"
16.09.2013

Юрий Сипко: "Церкви не могут быть политическими игроками"

Экс-председатель РСЕХБ Юрий Сипко о светской и духовной власти, возможности критики и месте церкви в преображении страны.

Экс-председатель РСЕХБ Юрий Сипко о светской и духовной власти, возможности критики и месте церкви в преображении страны.

- Юрий Кириллович, весь Интернет пестрит отзывами о ваших ярких и порой очень критических репликах в адрес существующей власти. Порой складывается мнение, что вы не любите свою страну. Так ли это и как вы могли бы объяснить причину своих таких жестких заявлений: внутренняя боль или что-то другое?

- Интернет подобен кухне советских времён. Там своя тусовка. Свои законы на виртуальной территории. Возникла виртуальная субкультура. К сожалению не лучшего образца. Однако развивается и завлекает в свою орбиту всё большее число людей.

Люблю ли я свою страну? Классный вопрос. Один поэт, написал по этому поводу. «Как хороши, как свежи были розы, моей страной мне брошенные в гроб….».

Это было давно, и не со мной. А что сегодня, что со мной? Покопайтесь в публикациях. Вы не найдёте в моих выступлениях, размышлениях, ответах, даже намёка на нелюбовь к моей стране. Но если я скажу, «я люблю мою страну», что это будет означать. Не пустые ли это слова? Невозможно любить весь мир. Но любить свой город, любить своё село, лес и реку, горы не только возможно, но и должно. Любовь к своей земле проявляется в ответственном отношении, в заботливом отношении к среде обитания. Такие люди выступают против вырубки парков, реликтовых рощ, против засорения водоёмов, против загрязнения Байкала. Такие люди сегодня вынуждены бежать из России, ибо их преследует следственный комитет. Я скромнее, я не выступаю, я трус.

Я люблю свою жену. Я люблю своих детей. Я люблю своих братьев и сестёр. Я люблю свой народ, я молюсь за свой народ. Именно из любви к земле моей и народу моему, я как христианин и гражданин, иногда высказываюсь о происходящем. Считаю это не только своим правом, но и гражданской обязанностью, и христианским долгом. Этому я научился у Иисуса Христа. Высказывания мои, вы назвали «жесткими», возможно и так. Я стараюсь говорить правду. А правда глаза колет. Есть ещё одна причина такой реакции. Начиная с октябрьского переворота и доныне власть, по сути, нелегитимна. Отсюда нескончаемая ненависть к свободомыслию. Подавление всяких прав и свобод. Болезненная реакция на критику. Синдром подростка. Критика воспринимается как антигосударственная деятельность, направленная на свержение общественного и государственного строя. Болезненное отношение к правде с тех пор не исцелено. И нервная реакция лишь свидетельствует о том, что не всё в порядке в коридорах власти. Вернее сказать, не всё в порядке у ребят, снующих в тех коридорах. Многолетняя война власти с народом, породила такой феномен, как разделение страны на своих и чужих. Всякий, кто мыслит свободно, воспринимается как чужой. Всякий, кто говорит не по тексту, написанному в парткоме – враг народа. В последние годы это деление на своих и чужих приобрело опасные формы. На обслуживание «своих» мобилизованы все государственные ресурсы. Особенно в этом преуспели СМИ. Они, комиссары псевдодуховного мрака атеизма, убеждают меня, а вас видимо убедили, что Родина это власть. Нет ничего более далёкого от истины. Истина же в том, что моя страна, это я сам, мои деды и прадеды, мои дети и внуки. Моя страна, это моя церковь, мои братья и сёстры по вере. Как можно не любить себя и свою семью? Как можно не любить своих учителей, соседей, тех с кем мы служили в армии, «строили коммунизм», собирали грибы, ходили на рыбалку. Как можно не любить наших стариков, кто прошёл всю войну, кровью своей, поливая землю. И любя своих детей, любя своих стариков, любя своих учителей, я возвышаю голос свой в их защиту.

- Вы в своих публикациях нелестно отзываетесь о духовных лидерах России, как о евангельских, так и о других. Вы считаете их фарисеями?

- Если их назвать фарисеями, это будет для них похвала. Беда наша в том, что мы все, утратили чувство собственного достоинства. Век тотального безбожия, буквально уничтожения человека в ГУЛАГЕ, не прошёл бесследно. Убита честность. Мораль расстреляна. Правда осмеяна и утоплена во лжи. Место веры заняло приспособленчество. Душа и дух, совесть и любовь ничего не значат. Теория эволюции заняла место на троне. Главная религия – деньги, власть. Главный бог - Мамона. Жизнь человека совершенно утратила ценность. Уничтожены лучшие люди страны. Хулиганы пишут законы, хулиганы определяют, что хорошо и что плохо. Я и себя отношу к этой когорте испорченных социализмом людей. Людей с поражённой волей, людей, не знающих, что такое честь, не способных встать за правду во весь рост. Разве нам нужны доказательства нашей продажности. Вы просто провоцируете меня на примеры подлости живых ещё людей. Двурушничество не имеет оправдания. Православные священники, во главе с Патриархом, выдвинули новое правило. Прощение недопустимо. Милосердие недопустимо. Месть и непрощение отныне есть добродетель. И девушек, спевших не каноническую молитву, запрятали в тюрьму. Публично, презрев закон, следователи придумали преступление, судьи выдали на гора «двушечку». Это Пушкин милость к падшим призывал. Сегодня десятки людей судят по придуманным делам Болотной. Где голос, призывающий милость? Такой голос во все века принадлежал духовным лидерам. Нет голоса, нет и лидеров.

- Сегодня власти многих государств видят в духовных лидерах не пророков Божьих, а скорее людей влияющих на определённые группы людей. Как найти тот правильный баланс между служением Богу и служением своему народу?

- Вы правы. Но такую роль статистов, обслуживающих политиков, духовные лидеры сами возжелали. Ведь Христос, когда ему была предложена слава, отверг предложение. Когда Ему была предложена власть, Он отверг предложение. Апостолы были преданы мученической смерти, так как были верны распятому и воскресшему Господу. Светские власти всегда хотели управлять пророками. Иногда это удавалось. И тогда народ погружался в духовную тьму. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма»?- говорит Иисус Христос.

Правильный баланс обнаруживается очень просто. Открываем Библию. Книга Исход, двадцатая глава. Читаем. «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой». (Исх.20:2-5).

Вот ответ на ваш вопрос. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Матф.22:36-39).

Прислушайтесь. В какофонии звуков, заполнивших пространство, не слышно призыва: «Любите ближнего как самого себя». Служение Богу и есть служение народу. Любовь к Богу есть любовь к своему народу. «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»? (1Иоан.4:20).

Служение Богу и народу едино. Нет счастья народу, который отвергает Бога и Его Закон. Нет истины в поклонении Богу, если поклонение приводит к угнетению народа, к насилию и беззаконию. Самое правильное служение народу, в исполнении заповедей Бога.

- Критиковать легче чем, вскрывая системные проблемы и находить пути их решения. В чем конкретно вы видите решения насущных проблем нашей страны?

- Вскрывать системные проблемы и есть критика. Невозможно найти никаких путей решения проблем, если власть закрыла рот всем, кто пытался указать на опасный тренд, избранный властью.

Воспользуюсь словами людей авторитетных и уважаемых. Гиляровский в своё время сказал. «В России две напасти. Внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти». Это давнее определение не потеряло своей актуальности, согласитесь.

Ещё одну болевую точку, актуальную и ныне, вскрывает Владимир Соловьёв, прекрасный религиозный философ. «Нельзя безнаказанно написать на своем знамени свободу славянских и других народов, отнимая в то же время национальную свободу у поляков, религиозную свободу у униатов и русских раскольников, гражданские права у евреев».

Замечу сразу, что моя критика вовсе не претензия на власть и не попытка указать путь исцеления для страны. Это задача людей во власти. Я же исполняю роль индикатора. Когда власть заносит, так что возникает рвотный рефлекс, я кричу. «Эй, вы там, у руля, аккуратнее на поворотах». Не более того. Когда власть не обращает внимания на мои стоны, я делаю вывод, что власть антинародная, деспотическая. Если власть подавляет мою свободу, игнорирует моё самочувствие, пренебрегает мною, я не могу поддерживать такую власть. Я люблю свой народ, и я понимаю, что люди во власти пренебрегают интересами всего народа, игнорируют самочувствие каждого россиянина, также как пренебрегают мною. Комфорт, безопасность, прекрасное самочувствие каждого россиянина, одним словом сказать, качество жизни, есть главная задача власти.

Поскольку я раб ничего не стоящий, приведу высказывание специалиста, о нашем настоящем. В своей статье «Государство и революция 2.0» Владимир Пастухов пишет:

«В настоящее время Россия представляет собой страну, в которой:

• власть является практически несменяемой;

• разделение властей отсутствует;

• функции парламента сведены к декоративным;

• суд стал аппендиксом всесильной бюрократии;

• федерализм — не более чем фасад, прикрывающий имперскую вертикаль;

• политический и экономический плюрализм ограничены, и даже сам светский характер государства поставлен под сомнение».

Это болевые точки. Они указаны верно. Одновременно это и точки исцеления. Последние десять лет, действующая ныне власть планомерно усугубляла положение вещей именно в этих точках. На них указывают многие весьма авторитетные люди. Но им закрыт путь к телевидению. Их не подпускают к местам, где вырабатываются решения. Более того, таким людям перекрыт кислород. Авторитарная власть не допускает мысли, что кто-то кроме неё, способен выгодно продать нефть и газ.

В чём я вижу конкретные пути решения проблем.

  • Политические репрессии прекратить
  • Политических узников выпустить на свободу. Дело о Болотном прекратить.
  • Восстановить работу НКО.
  • Всех государственных служащих, федеральных министров, Губернаторов, Депутатов Федерального собрания обеих палат приводить к должности через сдачу экзамена на знание Конституции России, и принесения публичной присяги на верность Конституции РФ.
  • Восстановить законность в области свободы совести и равенства всех религиозных организаций.
  • Восстановить принцип разделения властей.

В подавление прав и свобод коренится наш застой. В подавление прав и свобод развивается коррупция. В подавление прав и свобод убивается инициатива, мертвеет человеческий капитал. Бесправие человека, наша древняя трагическая болезнь. На исцеление от этой болезни должны быть направлены основные духовные силы. Обеспечению прав и свобод россиянина должно служить государство.

- Как и где, по вашему мнению, Церковь в России могла бы участвовать в духовном преображении страны?

- Прежде всего, церковь в России нуждается в возрождении. Пройдя через сталинское чистилище, впитав всю мерзость лукавого века, церковь сегодня исполняет роль религиозной подпорки светского беззакония. Разговоры об этом ведутся давно, но воз и ныне там. Владимир Соловьёв в своей работе «Русская идея» цитирует славянофила Ивана Аксакова: «Целая половина членов Православной церкви, половина русских крестьян, половина женщин русского образованного общества только по наружности принадлежат Православной церкви и удерживаются в ней только страхом государственного наказания... Так это положение нашей церкви? Таково, стало быть, ее современное состояние? Недостойное состояние, не только прискорбное, но и страшное! Какой преизбыток кощунства в ограде святыни, лицемерия вместо правды, страха вместо любви, растления при внешнем порядке, бессовестности при насильственном ограждении совести,-- какое отрицание в самой церкви всех жизненных основ церкви, всех причин ее бытия,-- ложь и безверие там, где все живет, есть и движется истиною и верою, без них же в церкви "ничтоже бысть"!.. Однако ж не в том главная опасность, что закралось зло в среду верующих, а в том, что оно получило в ней право гражданства, что такое положение церкви истекает из положения, созданного ей государственным законом, и такая аномалия есть прямое порождение нормы, излюбленной для нее и государством, и самим нашим обществом». (Сочинения И. С. Аксакова, т. IV, стр. 91)

Возможно, вы скажете, что это уже забытое прошлое. Ныне всё не так. Действительно, ныне не так. Ныне гораздо хуже. Известный протоирей Русской православной церкви, в своей проповеди обращаясь к прихожанам, говорит. «Какая же наша вера? Наша вера бесовская». Главный упрёк священника в том, что прихожане исповедаются в своих грехах и преступлениях, как бы бахвалясь своими героическими похождениями, вместо того, чтобы плакать и каяться и изменяться. И после причастия уходят в том же состоянии, как и пришли.

Такое признание дорогого стоит. Такое признание нужно всем священникам. За таким признанием нужны и действенные шаги. Чилийские судьи попросили прощения у жертв репрессий, безвинно осуждённых во время правления диктатора Пиночета. Это свежие раны страны. Но подобные раны, когда власть творила беззаконие не забываются. Поражение нации беззаконием исцеляется лишь через нравственное очищение. Нравственное очищение включает в себя признание факта беззакония творимого от лица государства и покаяния власти. Без такого акта, никакого духовного преображения ожидать мы не вправе. Более того, все институты власти, все духовные лица, самим фактом укрывательства прошлых преступлений, умолчания о миллионах безвинных жертв безбожного режима, становятся соучастниками преступлений. Сегодняшний произвол людей власти, подтверждение этого соучастия. И никакие экономические прорывы не могут принести исцеления в разрушенную душу народа. Нужно покаяние.

Покаяние нужно и для того, чтобы восстановить законность в обществе. Когда духовные лидеры не брезгуют в своих действиях воспользоваться преимуществом близости к власти, более того, провоцируя власть в обход закона выдать преференции одним и лишить законных прав других, тогда в обществе не остаётся нравственных основ. Духовные скрепы становятся канцелярскими скрепками.

Священники должны первыми показать свою преданность законам государства. В этом их пример честности, мужественности, верности Богу. Всякое преступление, кем бы оно ни совершалось, должно быть осуждено Церковью. Не может быть такого компромисса, когда воры во власти обрекают миллионы врачей, учителей, пенсионеров, инвалидов на нищенское существование, при баснословных доходах чиновников. Эти воры во власти, должны услышать от священников духовный приговор. Воры и лихоимцы Царства Божьего не наследуют. Церковь теряет свой духовный авторитет, когда она в обнимку с лжецами чиновниками, жирует, не замечая стонов своих прихожан.

Церкви не могут быть политическими игроками. Сегодня Конституционное положение о светском характере РФ и равноправии всех религиозных организаций не соблюдается. Можно сказать, что у нас нет Конституции. В хаосе беззакония, конечно виновно государство. Но не менее виновно и духовенство, поощряющее беззаконие, пользующееся беззаконием для своей выгоды. Такое положение вещей низводит церковь с позиции духовного служения в область политики и распределения богатств. В бесчестном обществе, бесчестная церковь, не имеет никаких духовных инструментов. Это соль, потерявшая силу. Она обслуживает власть Мамоны.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.