Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в Москве
03.11.2009

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в Москве

24 октября прошла Научно-богословская конференция «Баптистское церковное устройство», организованная Отделом богословия и катехизации Российского Союза евангельских христиан-баптистов.

24 октября прошла Научно-богословская конференция «Баптистское церковное устройство», организованная Отделом богословия и катехизации Российского Союза евангельских христиан-баптистов.

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеС приветственным словом к конференции выступил Председатель РС ЕХБ Сипко Юрий Кириллович. Ю.К.Сипко, на основании 13 главы Деяния Святых Апостолов, говорил о церкви Христовой, важности её правильного устройства, роли и назначении на земле: «В Церкви Божией – средоточие Божиих откровений, там происходит встреча человека с Господом Богом, познание Бога, формирование личной благочестивой жизни, и от устройства церкви зависит очень много. Не напрасно Писание говорит, чтобы мы Духа Святого не оскорбляли, не препятствовали Ему действовать, признавая свою нужду в Господе Боге. Церковь несёт на себе очень много нагрузок и различных форм организационного служения. И она всё время находится в искушении, как только организуется в общину, на неё сразу начинает влиять уже сложившийся стереотип общественного  организационного устройства.

Ещё хочу сказать об одной из проблем, которая, в большей или меньшей степени, но присутствует в наших церквях, чему мы все у Сталина научились - дух преследования, постоянного придирчивого отношения к ближнему. Это дух того старого гулаговского времени, когда насилием власти внушали в людей эту страсть – преследовать соседей, подглядывать за ними, доносить куда надо и не надо. Вот эта страшная ужасная машина вошла в плоть и кровь нашего народа, личность остаётся невостребованной, личность находится в презрении, даже в церкви. А может быть наша церковь состоит из послушной толпы, наша церковь – театр одного актёра, который вещает, а остальным нет возможности даже думать, спрашивать, сомневаться, падать, вставать, чтобы дальше двигаться духовно? Это советский менталитет толпы, в котором исключена личность, а мы созданы по образу Божьему! Дух Святой имеет с нами дело, Дух Святой даёт поручение, Дух Святой даёт дары, и мы в цельности своего посвящения представляем эту общность, которая называется Церковью Христовой.

Я бы хотел, чтобы мы говорили об этом открыто, без смущения и боязни, что заденем нерв, который может вызвать осуждающую реакцию. В церкви Божией не должно быть страха, смущения, сомнения, которое сомневающийся боится разрешить. Обращаясь к Вам, братья, желал бы сказать, что мы, баптисты, взявши на себя такую претензию на исключительно точное следование откровению Божьему, будем сегодня говорить не о баптистском, а о библейском церковном устройстве, потому что баптисты – это библейски ориентированные люди. Для нас самое важное - точно соответствовать Библии, не духу времени, ни тому сложившемуся культурному обществу, в котором мы находимся. В любой нации, в любом обществе, в любом периоде времени, мы - библейская церковь»!

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеC докладом «Автономия – церковное самоуправление»  выступил Заместитель председателя РС ЕХБ по Поволжью, пресвитеРязузов Виктор Семёнович.

Автономия – один из фундаментальных принципов, провозглашенный баптистскими братьями. Автономия – это способность руководить всеми вопросами церковного устройства. Когда церковь имеет коллегиальное руководство, тех людей, которые подотчётны друг другу, подотчётны церкви, они представляют интересы церкви во всех сферах её жизни. Если церковь самоуправляема, самофинансируема – она автономна. Самовоспроизводство - это способность церкви рождать новых членов и присоединять к поместной церкви. Является ли автономия церкви библейским принципом? Да, это очевидно как из посланий апостола Павла, так и из слов Иисуса Христа: Христос является главой каждой поместной церкви, церковь – конечная инстанция для согрешивших, ангел церкви – пресвитер, ответствен перед Богом за состояние церкви. Верховные апостолы, такие как Пётр и Павел были подотчётны церкви, они не стояли над ней, не брали власть, не приказывали. Церкви ежедневно увеличивались числом без помощи союзов, и в гонениях, с помощью Духа святого, они стояли на своих ногах.

Преимущества автономии церкви. Она охраняет церкви от архиерархического деспотизма. Любая архиерархическая система подвержена тому, что в итоге к правлению приходит мене и менее способный руководитель, так как заместитель всегда будет слабее руководителя. Жёсткая вертикаль всегда приводит к тому, что пороки верха заражают пороками низы. Например, как царь Давид, в орбиту своего греха вовлёк большое количество людей. Пороки высшего уровня всегда будут передаваться на низший уровень. Неподотчётная никому власть таит в себе искушение к насилию. Неподотчётная никому власть более склонна к заблуждению. Последнее слово за церковью и наш союз ЕХБ признаёт незыблемым принцип автономия церкви. Автономная церковь – это самый верный прообраз первоапостольской церкви – это сила убеждения и сила личного примера. Для того, чтобы руководить марионетками, большого ума не надо, а для того, чтобы руководить свободными, надо много мудрости и водительство Духа Святого, высокий интеллект и духовный уровень жизни. Автономная церковь способствует большей активности верующих. Церковь – не приход, церковь – Божия семья, где каждый заинтересован в процветании Божьего дела. Автономная церковь позволяет верующим учиться жить в теле Христовом, смиренно думать о себе, положительно думать о других, учиться у других, положительно влиять на другие церкви. Издержки при автономии церкви возникают не в данном принципе, а в самих людях. Если автономия возводится в крайность, то церковь становится самососредоточенной, эгоцентричной, не желающей взаимодействовать с другими церквями. Ведь спица одного колеса, сама по себе не имеет смысла, если она не находится в системе. Она должна быть соединена с осью – Христом, и с ободом, союзом других церквей. Самоизоляция церкви приводит к застою, разорению, упадку и загниванию, междоусобице, уклонению от истины, диатрефству. Автономия церкви – это не безбрежная свобода, это строгая подотчётность Иисусу Христу, прямое водительство Святого Духа, возможность свободно прославлять Христа, возможность свободно кооперироваться с другими церквями и другими союзами.

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеДоклад руководителя пасторского отдела РС ЕХБ Смирнова Алексея Васильевича был о «Роли пастора в поместной церкви».

«Говоря о роли пастора в церкви, хочу сказать о трёх вещах: Назначение, качество, роль. Если церковь тело Христово – где место пресвитера? Церковь – это Божье устройство и только Богу дано право назначать, кто в теле Христовом будет делать то или иное. Пасторство – это духовный дар от Бога, Сам Бог избирает такого человека, а церковь только обнаруживает его и доверяет ему это право. Дело пресвитера возвращать церковь к источнику истины Божьей, к первоисточнику, к тому, что говорит Бог в Своём Слове. Место пресвитера не в строении, не в стаде, не в организации, а в теле Христовом, в церкви Христовой. В послании к Тимофею апостол Павел говорит, что пресвитер – это учитель, воин, спортсмен, земледелец, делатель, сосуд, раб. Пресвитер – это работник, это человек дела, знаток своего предмета, он специалист в своей области – созидания тела Христова. Роль пресвитера – это особенно трудная для исполнения роль. Он должен работать постоянно над собой и над другими, знать в совершенстве, что говорит Библия и, прежде всего, строго исполнять в своей жизни. Это суть всего его служения.

Воин – это человек, который добровольно и безоговорочно дал обещание Богу быть послушным Его воле. Как спортсмен знает, чего он хочет и ради чего он работает, пресвитер совершает служение ради того, чтобы получить венец. Он стоит перед выбором – позволить себе всё или ничего. Он получит венец, если его заслужит. Пресвитер -земледелец, он работает только ради одной цели, чтобы получить плод. Он много трудится, подготавливает почву, возделывает её и терпеливо ожидает результат. Пресвитер, как чистый сосуд, должен быть всегда пригоден, чтобы Бог мог его использовать. Освободившись от рабства греха, пресвитер в первую очередь призван быть рабом Богу, знать и исполнять Его волю безоговорочно. Пресвитер – это управляющий в доме Господина на земле, ему даны ресурсы, он должен дать отчёт…

Качества пресвитера обусловлены его отношением с Богом. Ощущение Божьей правды и правильное понимание происходящей ситуации, приходит не от ума, не от обучения, а от пребывания его в присутствии Божьем. Самая большая его ответственность – знать Бога, иметь самые близкие личные отношения с Ним, как с господином своей жизни и своей церкви. Роль пастора кормить церковь истинной пищей, а не баснями, Богу нужны Божии люди в церкви, а не количество. Образование не делает нас Божьими людьми, а помогает нам правильно извлекать и преподносить народу духовную пищу. Пастор хранит свою церковь от лжеучения, заблуждения он поставлен Богом быть стражем и не повреждать истины Божьей. Обязанность пресвитера воспитывать служителей, подготавливать учеников на дело служения. «Возможно то, что по некоторым причинам не можешь сделать ты, с удовольствием сделает другой.» Пастор ведёт паству к познанию Христа, к уподоблению Христу, к совершенству во Христе и способности служить Богу верно и преданно.»

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеДоклад «Роль власти в формировании организационного устройства ЕХБ в послевоенный период» представила кандидат исторических наук, сотрудник Информационно-аналитического отдела по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Исторического факультета МГУ Белякова Надежда Алексеевна.

«Если к 1938 году среди советского и партийного руководства обсуждался вопрос о полной ликвидации законодательства о культах и постановления о религиозных объединениях от 1929 года, то присоединение к СССР в 1939 году западных республик заставило власть пересмотреть религиозную политику. Создание Совета по делам религиозных культов свидетельствовало о том, что государство признаёт существование в стране религиозных организаций. Установки, ещё со времён Российской империи о том, что баптисты являются сектой, баптисты являются немецкими шпионами, засланными американскими шпионами, крепко утвердились в бытовом сознании и умах советских людей. В октябре 1944 года Всесоюзный Союз Евангельских Христиан- баптистов объявил об объединении евангельских христиан и баптистов на территории всего СССР в один союз. Во-первых, объединению способствовала существующая в евангельском движении тенденция к объединению, та как отсутствовали особые догматические расхождения, с другой стороны, объединение отвечало интересам власти, так как одну организацию легче контролировать и ею управлять. В результате чего, власти отказывались регистрировать те общины, которые не входили в состав союза, а желали оставаться автономными.

Одна из наиболее болезненных страниц в истории ВСЕХБ – это вхождение в состав ВСЕХБ, под давлением власти, пятидесятников в августе 1945 г, дарбистов (вольных христиан) в 1946 году, пятидесятников в духе апостолов в 1947году, общин братских меннонитов в 1963 году. С 1949 года в Советском Союзе была прекращена регистрация евангельских общин, и масса общин оказалась на нелегальном положении. Со стороны властей применялись различные ограничительные санкции и репрессивные действия.

По мнению историков, в Союзе определилась епископальная система руководства с некоей духовной иерархией – Президиум – Пленум Совета – старший пресвитер – пресвитер местной общины. Изменяется структура церкви, выдвигается на первый план пресвитерский состав, как основных руководителей не только духовной, но и всей остальной жизни общины. Такая структура передавала в руки старшего пресвитера ВСЕХБ всю полноту власти во всех вопросах жизни и деятельности общин, в том числе деятельность областных пресвитеров и пресвитеров церкви. Под руководством уполномоченных Совета по делам религиозных культов осуществлялся подбор соответствующих пресвитерских кадров и регулирование их деятельности в общине. Власть стремилась руками руководства ВСЕХБ оформить иерархичность так же в структуре на уровне общины путём ограничения доступа к кафедре, введения обязательного рукоположения проповедников, что вылилось в противостояние среди верующих и аресты активистов. Духовная деятельность старших пресвитеров базировалась на духовном авторитете и личных способностях пресвитера, категорически запрещалось старшим пресвитерам совершать богослужения в общинах и проповедовать, а только наблюдать за соблюдением установленного порядка в общинах, согласно установлениям ВСЕХБ и советского законодательства о культах.

Поддержка религиозного центра со стороны государства происходила с целью активного участия избранных государством религиозных представителей в международной деятельности, чтобы улучшить имидж СССР на международной арене, демонстрировать свободу совести и вероисповедания в стране. Кроме того, для полного контроля и ограничения в религиозной деятельности, церковным руководством, активности верующих, более успешного осуществления репрессивной политики государства в отношении неугодных служителей культа. Ограничительные санкции, совершаемые руками церковного руководства, давали властям удобную возможность вмешательства в дела церкви и полного контроля.

Наличие «подпольных» объединений, таких как Совет Церквей ЕХБ, нелегальных общин и нелегальной деятельности верующих, позволяло сократить масштабы снятия с регистрации, добиваться хотя бы минимального издания религиозной литературы, давало возможности для большей свободы в зарегистрированных общинах.

Одним из направлений взаимодействия государства и церкви было формирование и воспитание кадрового состава «служителей культа», чему власти уделяли особое внимание, разрешая иметь всем признанным деноминациям минимальное число духовно-учебных заведений при своих религиозных центрах. Власти строго контролировали подготовку служителей культа, так например, на заочные курсы ВСЕХБ существовал довольно тщательный отбор, с обязательной подачей в органы власти списков и характеристик поступающих, их возраст, социальное происхождение, образование, место работы, место жительства, семейное положение.   Уполномоченные присутствовали на религиозных собраниях, совещаниях, выступали с докладами и остро ставили вопросы о соблюдении в общинах законов о религии и церкви, выдвигали требования активнее вносить средства в советские фонды. Пресвитер церкви не мог осуществлять свою деятельность без получения разрешения у представителя государственной власти, без получения регистрации в государственных органах, как «служитель культа». И само избрание пресвитера в церкви осуществлялось под наблюдением местных властей, в присутствии представителя местного исполкома. Если назначение рядовых служителей согласовывалось с местными органами власти, то выборы руководящего состава или старших пресвитеров - с  официального согласия Совета по делам религий.

С 1960-х годов усилия власти были направлены на формирование «исполорганов» религиозных общин. Был введен порядок, что уполномоченный не регистрировал членов исполоргана общины без согласия местных органов власти. В состав двадцатки исполоргана должны были входить верующие, которые не были фанатиками и прислушивались к рекомендациям местных советских органов, были лояльные, послушные граждане, в чём власти видели залог успеха в вопросе управления делами церковных общин. На совещании уполномоченных в 1973 году Куроедов призывал уполномоченных активно заниматься подбором в церковные активы выгодных власти людей.

Можно с уверенностью говорить о том, что регистрация религиозных обществ была направлена на достижение двух основных целей: ограничение и снижение религиозной активности населения и контроль, регулирование и направление деятельности членов зарегистрированных религиозных обществ. Регистрация обязывала членов религиозных объединений действовать в рамках существующего законодательства.

Одним из стимулов автономной регистрации общин ЕХБ, было стремление властей оторвать их от организационной структуры Совета Церквей, изолировать автономные общины от СЦ и приблизить их к общинам ВСЕХБ. В 1982 году чиновники с большим удовлетворением отмечали, что представители СЦ ЕХБ исключали их из совета баптистов-раскольников, прекращали посещение этих объединений и прерывали с ними всякие контакты, пытаясь полностью изолировать их. Можно с уверенностью сказать, что чиновники были весьма удовлетворены резким разрывом Совета Церквей с автономными общинами. Государство предоставляло зарегистрированным общинам возможность иметь свои здания, устанавливали низкую или невзимаемую арендную плату за аренду помещений под молитвенные собрания, предоставляло больше возможностей для молодёжной деятельности, разрешало присутствие детей на богослужениях. С 1982 года наблюдалось усиление административного давления на автономные общины с целью ввести их в рамки «законодательства о культах», на что руководство автономных общин давало серьёзный отпор местным властям, угрожая уходом в нелегальное состояние.

Рассказывая о некоторых принципах и схемах взаимоотношения власти и церкви в советский период, понятно, что верующие и пресвитеры церквей разрабатывали системы обхода установок и ограничительных указаний, и в значительной части общин негласно  переходили от легальной в нелегальную деятельность, при этом стараясь сохранить  своё право на существование».

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеС докладом «Учёт особенностей возрастного развития в служениях церкви» выступила декан факультета христианского образования МБС, кандидат психологических наук Ганина Марина Владимировна.

«Принято считать, что наша жизнь протекает в нескольких возрастных категориях, это младенчество, жизнь от рождения до 1 года, раннее детство от 1 до 3-х лет, дошкольное детство 3-7 лет, младший школьный возраст 7-13 лет, подростковый возраст 13-16 лет. Кроме того, наблюдается 4 стадии развития человека: сенсоматорная – от рождения до   2-х лет, предоперационная (возраст воображения) – от 2 до 7 лет, конкретные операции (решение текущих проблем) - от 7 до 11 лет, стадия формальных операций - с 11 лет и старше. Ранняя юность – от 15 до 18 лет, поздняя юность от 18 до 23 лет. В церкви Божией очень важно во всех сферах деятельности, будь ли то обучение в воскресных школах, привлечение к церковному труду или поручение ответственного служения, учитывать особенности возрастного развития, степень восприятия и способность на том или ином возрастном этапе.

Юность – это период становления личности, когда ребёнок, начинает определяться, избирая свой путь, принять ли ему ценности своих родителей или идти в разрез, совершенно другим путём. В этом возрасте определилась устойчивая тенденция нашей Российской молодёжи, это отсутствие стремления и неспособность обеспечивать себя, инфантильность, потребительство , существование за счёт взрослых, в то же время с постоянными претензиями к ним. Способствует ли наше воспитание развитию этой инфантильности, или воспитывает молодого человека в ответственности? Определяется самый правильный и эффективный подход к этой возрастной категории: « Я делаю – ты наблюдаешь. Я делаю – ты делаешь. Ты делаешь - я наблюдаю.»

Принято определять зрелость от 24-х лет и до 60-65 лет. Взрослость – это постоянное движение вверх, высшие потребности и приобретение ценностей, такие как знание, понимание, демократичность, принятие других, независимость и многое другое. Особенно в этот период жизни человек начинает проявлять своё беспокойство и думать: принимает ли Бог участие в Его жизни и способен ли Бог  обеспечить его земные нужды? Человек начинает впадать в две крайности, погружаться в глубокую суету или, возлагая своё упование на Бога, что Бог в своё время усмотрит все его личные нужды, может самораскрываться, как личность и быть способным на всякое доброе дело.

Старость - возраст от 60-65 лет и дальше. В этом возрасте приходит, неведомое ранее,  осознание социальной отчужденности от новых поколений. Необходимо чувство ответственности за собственную личность, которая вступает в новую стадию развития:  или целостность – это положительный вектор, или отчаяние – отрицательный вектор развития личности. Основная проблема старости – одиночество. И церковь не должна проходить мимо, но организовывать специальные служения, молитвенные общения, летние площадки, посещение, вовлечение в посильный труд. Особо ярко выражено в старости осуществление творческой деятельности, чувство ответственности передавать свой жизненный и личностный опыт молодому поколению. Церкви необходимо всячески развивать взаимодействие поколений, так Богом устроено, что эти оба поколения нужны друг другу.

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеДоклад «Традиционная баптистская община перед лицом современных вызовов. Перспективы развития конфессиональной эклезиологии» представил руководитель Отдела богословия и катехизации РС ЕХБ Иванов Михаил Вячеславович.

«Мы сегодня живём, и это надо признать, в другой стране, в другом обществе, в другой тенденции, в изменившейся церковной ситуации.  Мы пришли в новое время. Если ранее  нас объединял, относительно общий образ жизни, личностные отношения, то сегодня  в церкви  количество потомственных верующих, в процентном отношении, значительно ниже, чем было в предыдущей эпохе. В церковь пришли новые люди, отступают на задний план многие вещи, которые казались ранее важны. Теперь в церквях преобладают новые верующие и старые схемы либо не действуют, либо совершенно недостаточны для решения сегодняшних проблем. Например, в России всегда играла огромную роль межцерковная кооперация. Сегодня же, в эпоху глобализации, мировой баптизм стал задумываться в богословии о межцерковной кооперации, которой, как таковой, до этого не было, так как не было и проблемы, были достаточны те отношения, которые существовали. Ранее не было серьёзного пасторского богословия, а сегодня общество требует компетентных пасторов-профессионалов и пресвитер, значительную часть своей жизни должен отдавать образованию. Чтобы стать профессионалом, он должен отвергнуть другие возможные пути развития в своей жизни, поэтому пастор должен быть защищен. От начала и до революции, влиятельную роль в церкви играли советы общин, то есть коллегиальное управление, что оправдывает себя, и этот институт уже давно сложился, но осмысления этой формы управления, так же до сих пор ещё не произошло.

В сегодняшнем мире сокращается зона общения, атрофируются элементарные навыки общения, традиционные же христианские общины предлагают уровень общения и уровень откровенности, к которому современный человек не готов. Поэтому, многие люди отстраняются от общения, предлагая: «давайте сделаем, приход», «давайте общаться “по-аське”», «мы члены Вселенской церкви». Церковное общение – это конкретное общение, мы общинное христианство и сегодня необходимо обосновать богословием общинное церковное существование.

Сельская община сегодня уходит в прошлое, мы перестали быть аграрной страной, урбанизация – это необратимый процесс. Церкви сейчас городские, люди много работают, даже одновременно на многих местах и отсутствие времени приводит к пассивности членов поместной церкви, и возникает ситуация, когда большая часть членов церкви не активна, а пассивна.  В людях нужно серьёзно воспитывать правильное понимание церкви, не просто: давайте, давайте, а важно развивать богословие церковного порядка, чтобы не было отрыва порядка от конечного результата.

Церковь становится не эсхатологичной, она перестаёт ждать Христа, думать о вечном, зацикливаясь на текущих вопросах, текущих проектах, сегодняшних проблемах, она уклонилась от эсхатологии.

Сегодня много можно услышать споров о форме нашего служения, но не будет никакого результата, потому что нет критерия. У баптистов отсутствует изначальный богословский ориентир и всё остаётся делом вкуса. Здесь тоже есть проблема с богословием церковного устройства, потому что есть тяга к сакраментальному церковному православию.

Глобализация и создание всеобщего информационного пространства, приводит к экумении, всеобщему общению, так что человек может услышать тысячу и одно мнение, миллиард мнений по интернету и в литературе. Нужно реальное богословие экуменического диалога, хорошие разработки, что такое конфессия и межконфессиональные отношения. Обособление, индивидуализация людей и прежние подходы нам уже не помогают, а подчас, только мешают.

Ранее важно было «застолбить», что Христос спасает, а не церковь, как посредник. Церковь созидает, хранит, воспитывает, приводит к духовному росту и освящению своей благодатной средой. Сегодня же, нужно вновь осознание взаимосвязи между спасением, церковью и Христом. И так как церковь есть тело Христово, а члены – орудие Христа, осознать полную связь с главой Христом. Церковь – это сообщество исполняющих волю Христа, через которое Бог хочет, силой Духа Святого, совершать великие дела, совершать свою работу на этой земле.

Базис – это наше вероучение, это наш вероучительный опыт и наши библейские принципы. Никакое богословие не может претендовать на исчерпывающую истину, но то, что открыто для нас сегодня, должно найти правильное применение. Богословие не может развиваться только на основании академии, но и в здоровой церковной среде. Богословие, исторически, появлялось, как ответ на ситуацию и утверждалось в церкви по необходимости.

Определенное изменение сознания, которое становится более сегментированным, требует всё большего осознания. У людей  от Духа Святого есть потребность в христианском мировоззрении. Если пастор церкви являет собой буквальное христоподобие, то члены церкви будут стремиться к этому. Чтобы люди думали о Боге, Бог должен быть приоритетом пастора и Бог должен быть у него вначале списка. Нужно развивать практическую мысль, чтобы не было разрыва, как сегодня наблюдается, между церковной духовной основой и образованием. Пусть люди будут духовными, церковными и образованными. Сама образованность не даёт реально духовный прогресс, а плодит бездуховных и нецерковных людей. Желательно, чтобы наши студенты, в духовных заведениях были ориентированы не только на самореализацию, но и на церковные духовные вопросы, ориентированы на реальную тематику, чтобы они «церковно дышали». Мы, как Церковь Христа, будем сохранять оптимизм в этом меняющемся мире, потому что Церковь – бессмертна!»

Конференция «Баптистское церковное устройство» прошла в МосквеКроме того, с докладами выступили: преподаватель СПХУ, магистр богословия Неволин Михаил Тимофеевич («Необходимость формы), проректор ДХУ по научной работе и кандидат исторических наук Панич Елена Ивановна («Концепция евангельской церкви в позднее советское время: духовное и социальное измерения»).

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.