Баптисты о рекламном бизнесе и пиаре
27.12.2009

Баптисты о рекламном бизнесе и пиаре

Каких принципов надо придерживаться верующим рекламистам и пиарщикам? Кто несет моральную ответственность за ложь в рекламе и «черный» пиар – заказчик, исполнитель или потребитель?

Slon.ru продолжает публиковать мнения представителей главных российских и мировых религий о тех видах бизнеса, которые связаны с человеческими пороками или неоднозначным поведением. Наш новый опрос посвящен рекламному бизнесу и пиару, который верующие нередко винят в сотворении ложных кумиров и пропаганде греховного поведения.

Каких принципов надо придерживаться верующим рекламистам и пиарщикам? Кто несет моральную ответственность за ложь в рекламе и «черный» пиар – заказчик, исполнитель или потребитель? Можно ли священникам и жрецам сниматься в рекламных роликах? Допустимо ли приукрашивать и преувеличивать, если рекламируется благое и нужное всем дело? Разрешена ли реклама с участием Бога?

Отвечает Евгений Бахмутский, пастор Русской Библейской Церкви, руководитель молодежного отдела Российского союза евангельских христиан-баптистов

1 Допустимо ли использование рекламы и преувеличений в рекламе для верующего бизнесмена?

Библейское учение не прописывает всех деталей современной экономики. Оно дает ясные принципы. И говорит, прежде всего, о Боге и о вечном спасении.

Также нельзя согласиться с тем, что реклама обязательно является преувеличением или чем-то абсолютно негативным. Ведь реклама может носить и просто информативный характер. Да и рекламировать хорошие товары всегда приятно.

Поэтому и рекламный бизнес может быть вполне приемлемым для верующего человека. Некоторые вещи и товары нуждаются в активном продвижении, и здесь без здорового пиара и соответствующей рекламной кампании не обойтись.

Например, настало время рекламировать Библию. Наше общество совершенно не читает эту вечную книгу, являющуюся самым великим бестселлером человечества. Россияне плохо знают эту книгу. Нужна настоящая пиар-акция через все средства массовой информации. Только тогда у России появится возможность оправдать название «Святая Русь».

2 Как ваше вероучение относится к пиару и тому, что пиар-агентства целенаправленно формируют информационное поле в интересах конкретных лиц?

Здесь нужно учитывать сугубо моральный вопрос – что за компания, кто эти конкретные люди.

К сожалению, часто приходится слышать, что цель любого PR – это не более чем пускание пыли в глаза, создание нужного образа, который отвечает запросам медиа. Появились новые слова: «черный пиар», «белый пиар», «отпиарить», «пропиарить» и так далее, которые окончательно дискредитировали сущность самого понятия.

Не стоит вступать в полемику с теми, кто видит PR именно таким. Но все-таки стоит отметить, что PR не является системой, созданной для того, чтобы искажать смысл происходящего или выдавать дурных людей и негативные явления за нечто иное. Как пишет в своей книге «PR. полное руководство» известный североамериканский теоретик маркетинговых коммуникаций Джо Маркони: «Конечно, некоторые неэтичные PR-деятели могут провернуть ловкий фокус и ввести окружающих в заблуждение, однако такие приемы недолговечны».

Ошибочное предположение и в том, что назначение PR – привлечение внимания общественности к какому-либо явлению через СМИ. Аббревиатура PR (Public Relations) буквально переводится как "связи с общественностью". Мы можем заметить, что цель PR – это разговор с обществом: возможность слышать общество, а также объяснять то, что происходит в той или иной организации, жизни конкретного человека, почему происходит, и какие последствия происходящее будет иметь для самого общества. Самое страшное для этого самого общества – это неизвестность. Когда нет информации, тогда рождаются слухи и подозрения.

Заведомо ложная информация не принесет правильной пользы для человека. Она станет основанием для его осуждения в день суда Божия. Более того - «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» - Марк 4:22. Поэтому ложь в любом случае будет раскрыта. Да и “всякая неправда есть грех” (1 Иоан.5:17).

Зачем собирать себе гнев Божий на голову еще новыми грехами? Я уже не говорю про правоохранительные органы.

3. По-разному ли ваше вероучение относится к разным видам рекламы и пиар-услуг?

Принципиальной разницы нет. Главное, чтобы провозглашались правильные ценности, и это делалось честно и справедливо.

Виды рекламы никак не отличаются друг от друга в религиозном аспекте. Существует только ряд рекомендаций:

- не печататься в сомнительных изданиях;
- не появляться в аморальных передачах;
- не рекламировать товары или услуги, которые заведомо наносят физический или моральный вред человеку;
- не использовать греховные образы и т.п.

 

4 Каких принципов следует придерживаться верующему, который занимается рекламным или пиар-бизнесом?

Принципы таковы:

1. Не говорить ложь или клевету.

2. Служить обществу пользой – т.е. рекламировать и продвигать полезные товары и услуги.

3. Не продавать свою совесть за деньги.

Несомненно, верующий человек имеет высокое право не участвовать в рекламе или продвижении греховных и наносящих вред обществу вещей, людей или движений. Это означает, что он должен будет ограничить круг своих клиентов, если любит Бога, ценит свое государство и уважает свое общество.

5 Может ли священнослужитель давать советы, за какие рекламные и пиар-заказы браться, а за какие – нет?

Священнослужитель может в определенных случаях выступать в качестве консультанта, помогающего разобраться в том или ином явлении, чтобы христианин-бизнесмен мог принять верное решение.

6 Использование каких образов, идей, символов, персонажей недопустимо в рекламе?

Конечно, существует ряд образов, которые недопустимо использовать в рекламе. Все их перечислить не представляется возможным. Причем, они могут разниться в зависимости от того или иного момента. Но есть ряд практических рекомендаций:

1. Не показывать Бога. Во-первых, Он Сам запретил Себя изображать. Во-вторых, Он – не предмет торга или юмора.

2. Не использовать все те образы, которые возбуждают страсти или побуждают людей к противоправным и аморальным поступкам.

3. Не спекулировать различными образами или картинами ради создания заведомо неверного или обманного представления или мнения.

Священники могут сниматься в рекламе. Но это редкий случай. Не так много вещей, которые стоит и возможно рекламировать священнослужителю.

7 Каковы условия рекламы религиозной деятельности и продукции?

Самая большая трудность религии в нашем обществе – она играет минимальную роль, занимает незначительное место в жизни людей, почти не влияет на их выбор и поступки. Поэтому нужда в религиозной рекламе высока. Она должна иметь две основных цели – просветительскую и информационную.

8 Допустимы ли преувеличения в рекламе благих дел?

Верующий человек не будет принижать свои моральные ценности или предавать свои принципы в зависимости от того, что ему предстоит рекламировать. В пиаре борьбы с раком или при продвижении коммерческих услуг он будет руководствоваться одним и тем же набором нравственных установок и убеждений.

Грех в глазах Бога остается грехом. Ложь, обман, преувеличение – это те строительные материалы, из которых никогда не построишь счастье.

9 Каковы для бизнесмена последствия лжи в рекламе и недобросовестного пиара?

Всякий грех достоин осуждения и смерти. Так говорит Библия: «Возмездие за грех - смерть» (Рим.6:23). Именно грехи человечества пригвоздили Христа на крест на Голгофе. Поэтому последствия для согрешившего верующего бизнесмена будут такими:

1. Обличение совести.

2. Осуждение от Духа Святого.

3. Потеря морального права свидетельствовать другим о Боге.

4. Потеря нравственной составляющей своего бизнеса.

5. Потеря Божьего благословения в своем труде.

Если человек не оставляет такое поведение и не раскаивается, то священнослужитель должен будет обличить его и указать на опасность такого пути.

Если человек не осознает и не отказывается от такого поведения, то он будет взят на церковное взыскание, вплоть до отлучения от церкви. Это может оказаться единственным способом помочь ему спасти душу.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» – Евангелие от Марка 8:36.

10 Кто несет больше ответственности за ложь в рекламе и недобросовестный пиар – заказчик или исполнитель?

Несомненно, есть различные ситуации, когда заказчик и не просил устраивать черный пиар, или, напротив, рекламная контора настолько креативна, что сумела избежать неправильных технологий для своего заказчика. Но это не так важно, когда дело касается общего сговора обмануть, скрыть или приукрасить. Все это является грехом, который противен и ненавистен Создателю.

«Сделанный грех рождает смерть» – Иак.1:15

Конечно, Страшный Суд будет беспристрастным и нелицеприятным, основанным на наших поступках. И, конечно, наказание и воздаяние будет разниться в зависимости от степени или сути греха, но даже минимальный грех будет лишать человека неба. Поэтому каждому из нас необходимо иметь личные отношения с Христом через наше личное покаяние и личное доверие Ему, чтобы получить прощение грехов и не оказаться на этом Суде.

11 Какой грех тяжелее – ложь в рекламе или ростовщичество, азартные игры, невозврат долга, кража?

Нам, людям, свойственно оценивать степень грехов того или иного человека. Обычно свои мы выгораживаем, и они нам кажутся незначительными. Это связано с нашим неверным пониманием характера и личности Бога. Перед Его святостью даже незначительный грех достоин смерти и осуждения, наказания и отвержения.

Если представить наши грехи как различные величины, то мы, несомненно, найдем большие и малые числа. Но если Бог – это бесконечность, то их величина меркнет перед бесконечной Божьей святостью и величием. Нам нет нужды сравнивать себя друг с другом. Как сказал пророк Исайя – «Вся праведность наша - как запачканная одежда». (Ис.64:6). Нам надо сравнивать себя с Богом.

Потом мы не можем оценить степень греха того или иного поступка. Ведь какая-то кража может привести человека к отчаянию и самоубийству, а ложная реклама может послужить причиной какого-то заболевания или напрасной траты времени и денег.

Грех намного разрушительней, чем нам кажется на первый взгляд.

Не случайно Библия так говорит о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).

Когда человек говорит ложь, он выступает как сотрудник сатаны.

12 Как государство должно ограничивать рекламный бизнес и деятельность пиар-агентств?

Государство не имеет права навязывать людям исповедание той или иной веры. Но заботиться о благосостоянии и нравственной защите населения обязано. Поэтому должны быть соответствующие регулирующие ограничения нравственного характера, наказания за заведомо ложную рекламу, ограничение или препятствие рекламе, которая разжигает различного рода ненависть или постыдные страсти в обществе. Общество, которое пропитано ложью, будет уничтожать себя само изнутри. Чтобы спасти себя, нужно не только защищать это общество, но и продвигать правильные ценности и вещи – например, здоровый образ жизни, полноценную семью, уважение к старшим, заботу о детях и т.п.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.