Воскресные богослужения под угрозой?
22.09.2011

Воскресные богослужения под угрозой?

20 июня 2011 г. и.о. прокурора Октябрьского района г. Томска было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении пресвитера Церкви ЕХБ г.Томска за правонарушение, совершенное в нарушение ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании».

За последние время в г. Красноярске и г. Томске  местный органы прокуратуры неоднократно привлекали религиозные организации к административной ответственности за то, что те арендуют помещения для воскресных богослужений и при этом якобы не выполняют требования Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, шествиях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» так как не подают уведомление в местные органы самоуправления о проведении публичного мероприятия. 

В качестве примера приведу «свежий» факт. 20 июня 2011 г. и.о. прокурора Октябрьского района г. Томска было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении пресвитера Церкви Евангельских христиан-баптистов г. Томска по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающее правонарушение, совершенное в нарушение ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании», как организатора публичного мероприятия.

Между тем в материалах дела имеются документы, из которых усматривается, что между Церковью и организацией предоставивший зал  был заключен договор аренды, согласно которому нежилое помещение каждое воскресенье используется для проведения богослужений. Тем не менее, прокуратурой было возбуждено дело об административном правонарушении и передано в суд.

Следует отметить, что пару лет назад в том же г. Томске Местная религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской (пятидесятников) по тем же самым основаниям была привлечена к административной ответственности, при этом местные  судебные инстанции при решении данного  вопроса разделили точку зрения  прокуратуры. В г. Красноярске суд по аналогичному делу вынес решения в пользу Церкви. Данные факты побудили автора исследовать данный вопрос.

Конституция РФ в ст. 28 провозгласила гарантированное право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, включая, в том числе право исповедовать совместно с другими любую религию.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"  (далее Федеральный закон № 125) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

П. 5. ст. 16 Федерального закона № 125 предусматривает, что в иных случаях, то есть в случаях, не предусмотренных п.п. 1, 2, 3, 4 ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В свою очередь п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает, что проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Более того, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" целью создания религиозной организации является совместное исповедание и распространение веры, а совершение богослужений являются неотъемлемым признаком религиозной организации.

Согласно Письму Министерства Юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97 при отсутствии признака религиозной организации - совместных богослужений, речь может идти об утрате религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации, что в свою очередь может повлечь ликвидацию.

Таким образом, воскресные богослужения являются не только признаком религиозной организации, без которого организация не может существовать, но и ее внутренней канонической деятельностью.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных организаций от государства государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений. Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, а государство уважает внутренние установления религиозных организаций.

Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что  независимость религиозных общин от вмешательства государства является необходимым критерием плюрализма в демократическом обществе и находится в центре защиты свободы на вероисповедания (Решение Европейского суда по правам человека по делу Хасан и Чауш против Болгарии и др.)

Следует отметить, что богослужение не является публичным мероприятием определение, которого содержится в ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку целью его проведения является совместное исповедание веры, а не формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Также не является и собранием, поскольку не предполагает какого-либо коллективного обсуждения общественно значимых вопросов.

Богослужение является религиозным обрядом и представляет собой осуществление определенного ряда коллективных символических действий, обусловленных конкретным вероучением, чтением молитв и иным ритуальным поведением.

Если мы посмотрим Кодекс об административных правонарушениях, то согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушения.

В соответствии с требованием ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вышеприведенный анализ законодательства свидетельствует о том, что в случае если Церковь арендует помещение для проведения богослужения и при этом не уведомляет органы местного управления, она действует абсолютно законно.  И как следствие в ее действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающем производство по делу об административном правонарушении, при наличии которого производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Между тем, органы прокуратуры, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре» обязаны осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, становятся сами нарушителями закона, поскольку препятствуют гражданам осуществлять гарантированное конституцией право на свободу вероисповедания.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.