О военной службе.
20.04.2015

О военной службе.

Статья из журнала «Братский Вестник» 1945, № 3

Всем общинам евангельских христиан и баптистов в СССР

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Из всех вопросов нашей гражданской жизни самым серьезным является вопрос исполнения воинской обязанности. Этот вопрос касается не только братьев, но и сестер, поскольку от правильного понимания его зависит единство в наших рядах.

Настоящим письмом мы хотим, со Священным Писанием в руках, осветить его. Пусть не будет ни одного брата и ни одной сестры в наших общинах, которые бы понимали вопрос о военной службе неправильно.

В первую мировую войну 1914 — 1918 гг. и евангельские христиане и баптисты, за немногими исключениями, служили в армии с оружием в руках. Этот вопрос был ими тщательно разобран на основании Священного Писания и решен положительно.

В 1926 г. на 10 Всесоюзном съезде евангельских христиан и 26 Всесоюзном съезде баптистов этот вопрос был снова подвергнут самому тщательному исследованию, и оба съезда на основании Слова Божьего вынесли резолюции о полном признании евангельскими христианами и баптистами военной службы с оружием в руках.

Мы считаем полезным привести здесь тексты обеих резолюций.

Резолюция 10-го Всесоюзного съезда евангельских христиан гласит: «Признать всякую военную службу за оброк, то есть за обязанность для евангельских христиан на общих основаниях со всеми гражданами страны».

Резолюция 26-го Всесоюзного съезда баптистов гласит: «Обсудив вопрос об отношении к Государству и военной службе и, принимая во внимание, что в числе государственных обязанностей баптисты всегда признавали и признают исполнение военной службы на одинаковых основаниях со всеми гражданами, что выражено в 13-м члене нашего Вероучения, изданного в 1906 году, — поэтому 26-й Всесоюзный съезд баптистов СССР постановил… принять 13-й член Вероучения баптистов, изданного в 1906 году, а именно: Мы веруем, что правительство и в новозаветный период не напрасно носит меч, но имеет права и обязанность, по Божьему закону, употреблять его против делающих злое в защиту обижаемых, а посему мы считаем себя обязанными нести, когда потребует от нас этого правительство, военную службу» (Деян. апост. 23, 12 — 23; Лук. 3, 14; Деян. 10, 1 — 2).

Несмотря на то, что в этом вопросе как будто не должно быть места сомнениям и колебаниям, из среды верующих все же раздаются отдельные голоса, вопрошающие: как могут ученики Христа употреблять оружие и проливать человеческую кровь?

Несогласные с военной службой и отрицающие употребление оружия обычно берут в доказательство своих взглядов три места Священного Писания: 1) заповедь «Не убивай» (Исх. 20, 13); 2) слова Христа, сказанные Петру в Гефсиманском саду: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч мечом погибнут» (Матф. 26, 51 — 52); 3) слова Христа в нагорной проповеди: «Не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую», и далее: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Матф. 5, 39 и 44).

Вот на этих словах мы и остановим наше внимание. Итак, запрещает ли заповедь «Не убивай» употребление оружия и убийство вообще? Знаете ли вы, братья и сестры, что в Библии 351 раз говорится о мече, и если мы внимательно исследуем все места, где речь идет о мече, то мы увидим, что Бог не только не запрещает употреблять его, но в целом ряде случаев даже повелевает употреблять его. Получив от Бога через Моисея заповедь «не убивай», не пошел ли Израиль, под руководством Иисуса Навина, воевать против жителей Ханаанской земли? Кто из нас, верующих, скажет, что меч Иисуса Навина был нарушением воли и заповеди Божией?

А что скажем мы, прочтя такие слова6 «Проклят, кто удерживает меч Его от крови»? (Иерем. 48, 10).

Можно было бы привести множество мест из Библии, где ясно сказано, что употребление меча не только не является грехом в очах Божиих, но даже выполнением Его божественной воли. Все великие праведники Ветхого Завета — Иисус Навин, судьи, Самуил, Давид и многие другие имели меч и пускали его в ход, не считая, что они этим нарушали заповедь «не убивай», а наоборот, смотря на свой меч, как на меч Божий.

Рассмотрим теперь слова Христа. Он повелевает Своему ученику вложить меч в ножны. Значит ли это, что Христос вообще против употребления оружия? Петр хотел защитить мечом своего Учителя в тот момент, когда Он добровольно отдавал Себя в руки врагов, чтобы совершить наше искупление. Петр пустил в ход оружие и был готов помешать этому. Как мог Христос не остановить его? Кроме того, в своей необдуманной горячности, Петр подвергал себя опасности быть растерзанным врагами, и Христос предостерег его словами: «Взявшие меч, мечом погибнут».

Но, встречая воинов, сотников римских войск, воинов с мечом на бедре и с верой в Него, как Сына Божия, в сердце, Христос ни единым словом не выразил Своего недовольства по поводу их оружия, — наоборот, Он хвалил веру их и ставил их, как образец, перед израильским народом. Оружие не мешало им быть глубоко верующими и преданными Христу людьми. Такими были и офицер Корнилий в Кесарии и темничный страж в Филиппах после своего обращения. «Не противься злому», «любите врагов ваших» — все эти повеления Христа относятся к нашим личным врагам. Вот здесь, в сфере наших личных отношений, мы имеем великий простор для проявления таких качеств, как терпение, смирение, любовь и милосердие. Здесь мы можем подставлять другую щеку. Но если негодяй ударил по одной щеке ребенка, а ты скажешь: «ничего, пусть ударит и по другой»; если на твоих глазах терзают злодеи беззащитную женщину, а ты, стоя рядом, рассуждаешь: «не имею права помочь — я должен любить врагов и благословлять их», — братья и сестры, не будет ли такое отношение самым настоящим нарушением любви с нашей стороны? Конечно, да. Когда дело идет о причинении злодеем страдания нашему ближнему, то попустительство в таких случаях будет бессердечию подобно. Нет, долг каждого христианина и каждой христианки прийти на помощь обиженному ближнему, вплоть до применения оружия против злодея. И в этом не только нет греха, но даже, наоборот, исполнение закона любви.

Таким образом, заповедь «Не убивай», слова Христа о вложении меча в ножны, о непротивлении злому и о любви к врагам относятся исключительно к нашим личным врагам, но отнюдь не к врагам общества или государства. Горе, если милиция начнет применять эти слова к злодеям, нападающим темной ночью на мирных прохожих, или к бандитам, врывающимся в наши квартиры для грабежей и убийств. Милиция выполняет великое дело любви, когда ограждает несчастные жертвы силою оружия от руки злодеев. Такова же и задача воинов, защищающих страну и ее мирных жителей от банды разбойников, именуемой вражеской армией. Как было хорошо сделано, когда для защиты апостола Павла от злоумышленников, искавших случая лишить его жизни, тысяче начальник Лисий отрядил двести пеших, семьдесят конных воинов и двести стрелков, которые и охраняли жизнь великого слуги Христа на его пути в Кесарию (Деян. Апост. 23, 23).

Именно такое употребление оружия на защиту ближнего имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он — Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римл. 13, 4).

Такова точка зрения Всесоюзного Совета евангельских христиан и баптистов. Так смотрят на военную службу и употребление оружия и все наши братья и сестры.

Да благословит вас всех Христос!

С горячей братской любовью к вам — ваши братья во Христе.

Члены президиума Всесоюзного Совета евангельских христиан и баптистов:

Я. И. ЖИДКОВ, М. И. ГОЛЯЕВ, М. А. ОРЛОВ, А. В. КАРЕВ, П. И. МАЛИН

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1945, № 3

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте. Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей и статей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Google+ и Twitter.

Похожие новости