Единство верующих
28.04.2015

Единство верующих

Статья из журнала «Братский Вестник» 1946, № 1

Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. — Ефес. 4, 3.

Вот истек уже год, как Союз евангельских христиан и Союз баптистов объединились в один Союз евангельских христиан-баптистов. Отныне церковь евангельских христиан и церковь баптистов объединились в одну церковь — церковь евангельских христиан-баптистов.

Прошедший год является не только годом совместной работы, но и годом торжества единства верующих братьев и сестер в нашей великой стране.

Этот прошедший год показал, что решение, которое было принято на совместном совещании в октябре 1944 года в Москве о единении евангельских христиан и баптистов, оказалось исторически верным актом, благословенным явлением и, вопреки маловерию отдельных лиц, торжествующе проводится повсеместно в жизнь.

Каждый глубоко верующий брат и сестра не могли не понимать, что евангельские христиане и баптисты это — братья, братья родные, братья по вере, а не «двоюродные братья», как некоторые говорили в пылу ревности.

Сознание, что «все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божий», делало свое великое дело. Как плуг поднимает целину, разрыхляет землю и готовит ее к посеву — так молитва и действительное стремление верующих к единству из года в год делали свое великое дело. Оглянемся на пройденный путь — он богат историческими датами, которые показывают, как постепенно созревал этот вопрос и как он был окончательно решен.

Вот эти исторические даты, которые подобно путеводным огням горят ярким светом на пути к единству верующих.

В 1884 году, на заре евангельского и баптистского движений, братья Пашков В. А. и Корф М. М. созвали в Петербурге первый съезд представителей церквей этих движений.

В 1920 году в Москве состоялся объединенный съезд евангельских христиан и баптистов, где в торжественной обстановке состоялось «обручение двух Союзов», как выразился уважаемый брат старец Павлов В. Г. Также неоднократно обсуждался этот вопрос и на других съездах.

И, наконец, в октябре 1944 года, в тяжелые дни Великой Отечественной войны, в Москве состоялось совещание руководящих работников евангельских христиан и баптистов, где и был окончательно решен вопрос единства и организован один Союз, называемый теперь Союзом евангельских христиан-баптистов.

Церковью Христа не является какая либо только определенная церковная организация, которая объединяется известной обрядностью, догматами, канонами или преданием. Она нечто большее. Церковь Христа является сонмом верующих, искупленных кровью Христа от всех времен, племен, и народов. Церковь есть духовное тело Христа, а Христос — Глава Церкви. Об этом великом сонме верующих апостол Иоанн говорит нам: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу». Откр. 7, 9 — 10.

Отрадно сознавать, что мы верующие во Христа являемся членами Церкви Христовой и носителями апостольского христианства. Об этом апостольском христианстве ап. Павел пишет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу...» Евр. 12, 22 — 24.

Вот уже около двух тысяч лет, Дух Божий продолжает совершать великое дело: одних побуждает к покаянию, других освящает великой истиной.

В дни Пятидесятницы среди верующих была не только общность материальных интересов, но господствовало и единодушие. Однако через короткое время единство взглядов было нарушено разномыслием по вопросу принятия язычников в члены церкви. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними...» Деян. Ап. 15, 1 — 2.

Этот чрезвычайно важный вопрос — должно ли христианство стать достоянием всего человечества или только достоянием еврейского народа — обсуждался на первом апостольском соборе. На этом соборе было выяснено, что язычники на равных правах с иудеями имеют право быть участниками Церкви Христовой. Таким образом христианство перестало быть национальным достоянием еврейского народа, сектой еврейской религии, а стало вселенской Церковью.

Это особенно глубоко понял апостол Павел. Во всей своей проповеди, которую он понес многим народам и странам того времени, дух вселенского христианства стал его путеводной звездой, стал принципом его духовной работы. Он понял всю глубину Христовой жертвы, которая должна быть достоянием всего человечества. «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божий». Римл.1,14;8, 14.

Широкие взгляды ап. Павла, который рассматривал христианство, как благую весть для всех народов, не были всеми одинаково поняты. Некоторые верующие из иудеев рассматривали проповедь ап. Павла, как измену иудейству, а другие соглашались с ним. Здесь сказалась натура человека, когда его происхождение и воспитание довлеет над его мыслями, душевными порывами и работой. Духовный рост человека является как бы своеобразным мерилом его вероучения и действий. На этом строится не только взаимное общение друг с другом, не только общение одной группы верующих с другой. Можно сидеть друг с другом, соприкасаться локтями, даже вместе молиться, но можно быть внутренне далекими друг от друга, как солнце от луны, и земля от солнца. И вот, когда верующие, в силу каких либо второстепенных взглядов, которые им кажутся важными, отделяют себя от единства веры, от сонма святых, от апостольской соборной Церкви, это может быть только в силу их младенчества, познания только начатков учения. «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе... Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» I Кор. 3, 1, 4.

Эта горькая правда разделения среди христиан красной нитью проходит через историю христианства и является отрицательным моментом. Как ручейки своими водами наполняют реки, а последние — моря и океаны, так и христианство из многочисленных церквей и исповеданий образует Церковь, которая является духовным телом Христа, Христос ее Глава, а мы — члены этого тела. Поэтому мы, как во Христе, так и по исповеданию являемся не «двоюродными братьями», но родными и близкими.

Слияние двух Союзов состоялось, а затем общины христиан веры евангельской (пятидесятников) также присоединились к этому единому Союзу. В этом совершившемся единении исполнилась первосвященническая молитва Христа: «Да будут все едино...» Иоан. 17, 21.

При изучении истории реформации и евангельских движений на западе, русские верующие преклоняются перед силой духа и волей тех верующих, которые, отвергнув оковы католицизма, в основе своего вероучения имеют Библию. Но, с другой стороны, мы скорбим о той разобщенности, которая уже много веков существует не только среди верующих разных направлений, но даже и среди верующих, крещенных по вере. Это разделение является темным пятном в истории христианской Церкви. Здесь для единства нужна добрая водя, и эту добрую волю проявили русские верующие.

Некоторые могут сказать, что совершившееся единство лишает церкви внутренней духовной свободы. Совершенно нет. Единство верующих не лишает церквей свободы духа. Даже более- того. Без свободы духа не может быть истинного единства. Где нет единства в союзе мира, там — разделение, где нет свободы духа, там — форма, обряд, смерть. Где духи -пророков не подчинены пророкам, где каждый верующий следует только своему собственному внушению духа и убеждениям — там нет единства, порядка и мира. Но Бог не есть Бог неустройства, но порядка и мира.

Мы твердо стоим на пути единства, которое осуществлено в Союзе евангельских христиан-баптистов, и которое с каждым днем и годом будет крепнуть и проникать в сознание каждого верующего, не насилуя его свободы духа и совести. Как солнечный свет, чтобы не ослепить нас своею яркостью, проходит через атмосферу и. имеет свойство разлагаться на разные цвета — так и свет небесный. Он достигает наших сердец или через величайшего законодателя и пророка Моисея, обличителя — пророка Илию, или — Иоанна Крестителя, пламенного апостола народов — Павла, столпов Церкви — апостолов Петра и Иакова, певца любви и откровений — Иоанна или — через Самого Иисуса Христа. Что нам до этого? Ведь Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению.

Иудейское сказание гласит, что таинственный свет сиял из драгоценных камней на груди Аарона попеременно — то лазурью сапфира, то темно-зеленым цветом изумруда, то мягким сиянием аметиста. То же самое будет и в наших церквах, где каждая церковь, по мере своего духовного роста и воспитания, по-своему сияет и отражает небесный, свет. Дух Божий, говоривший через пророков, — есть тот самый Дух Господень, который говорит, руководит и действует в наших церквах.

Проявление Духа многообразно, но Дух один. Членов в теле много, но тело одно. Церквей поместных много, но Христова Церковь одна. Блаженный Августин говорит: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, а во всем — любовь», что и является девизом в работе нашего Союза.

Хотя объединение евангельских христиан, баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников) уже состоялось, все основные разногласия устранены, имеется ясная договоренность по всем вопросам, но на этом не следует успокаиваться. Впереди предстоит большая воспитательная работа, как среди руководителей, так и среди рядовых членов по укреплению и внедрению союза мира и единства.

Известно, что среди нас имеются не только друзья единства, но, как говорят, — «твердые», которые приверженность к своему вероисповеданию ставят выше всего. Во имя своих твердых убеждений, они не прочь пожертвовать делом единства. Правда, таких «твёрдых» членов осталось не много, но Следует помнить, что их ревность не по рассуждению может вредить укреплению единства. О них ап. Павел говорит: «...я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному... желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». I Тим. 1, 3. 7.

Прошедший 1945 год закончился и 1946 год начался для нас верующих, крещенных по вере, торжеством единства верующих. В этом смысле можно сказать, что мы теперь стоим на несколько большей духовной высоте, чем в прошлом. Однако каждая достигнутая высота раскрывает нам новую. Духовный мир — лестница, соединяющая небо с землею, и никто не знает, где она кончается.

Друзья единства не только должны благодарить Господа за совершенное объединение, за один Союз, но и обязаны ежедневно укреплять достигнутое единство для славы Божией в нашей великой стране.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1946, № 1

 

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости