И. С.  Проханов: Свобода слова  в деле религии или свобода проповеди.
01.05.2015

И. С. Проханов: Свобода слова в деле религии или свобода проповеди.

Статья из газеты «Утренняя звезда» 1910, № 4

Под вероисповедной свободой в Западо-Европейских культурных странах разумеется: 1) свобода религиозных мнений; 2) свобода культа т е. свобода религиозных собраний и 3) свобода слова, свобода проповеди или свобода пропаганды.

У нас в России во времена Победо­носцева признавался только первый вид свободы или вернее сказать не признавалось никакой свободы. т. к. в сущности ведь никого на свете нельзя лишить или  ограничить в свободе мнений.

После опубликования Высоч. Указа 17 апреля 1905 г. о веротерпимости и Высоч. Указа 17 октября 1906 г. «о ста­рообрядческих и сектантских общинах» основы свободы религиозных собраний были обеспечены.

В практике, однако, совершается очень много явлений, которые являются нарушением принципа этой свободы. Эти нарушения  проистекают из двух причин: первою причиною является со­противление местных гражданских или духовных властей, живущих при старых понятиях о веротерпимости. Вто­рая причина более важного порядка и вытекает из того, что в России не признается третьего вида религиозной свободы: свободы пропаганды.

На основании суждений бывшего Ко­митета Министров, а также недавних правительственных разъяснений в Госуд. Думе право свободного привлечения принадлежит только господствующей церкви. Все же остальные, существующие в России христианские вероисповедания лишаются этого права.

Юридически это обусловливается су­ществованием ст. 90 в Новом  Уголовном Уложении, которое гласит:

«Виновные в произнесении или чтении  публичной проповеди,  речи или сочинении или в распространении или публичном выставлении сочинения или изображения, возбуждающих к переходу православных в иное вероисповедание или секту, если сии  деяния учи­нены с целью совращения православных, наказываются заключением в крепости на срок не свыше одного года или арестом.

Статья эта является некоторым смягчением статьи старого уголовного уло­жения.

Новое уголовное уложение определяется извлечением из журнала бывшего комитета министров, как отли­чающееся в отношении преступлений и проступков против веры отныне действующих уголовных законов, между прочим, тем, что «совращение в другое вероисповедание признается преступным только в том случае, если оно сопровождается обманом, насилием, или обещанием выгод, совращение же с помощью убеждения не наказывается».

Приводимая нами 90 статья нового уголовного уложения показывает, что не только «совращение» убеждением, но деятельность, могущая быть, поставленной только в связи с таковым явлением, т е. произнесение или чтение публично проповеди, речи или сочинения, или распространение, или  публич­ное выставление сочинения или изобра­жения возбуждающих к переходу православных в иное вероисповедание карается законом.

С точки зрения чисто юридической может быть, что совращение  «убеждением» надо понимать в смысле совращение путем частных непубличных бесед.

Но дело в том, что в практике жизни к произнесению проповеди публично могут быть отнесены, например, случаи беседы о вере в присутствии  двух или трех лиц в закрытом помещении или с одним лицом на улице и т. п.

Вообще же говоря, надо установить факт, что новое уложение наказывает распространение религиозных учений  и воспрещает публичное, письменное или устное изложение всех таких учений.

Прежде всего, нельзя не упомянуть, что для христианских вероисповеданий лишение их свободы распространения учения путем проповеди или сочинений составляет один из самых чувствительных видов ограничений.

Всякая христианская церковь, община, секта, искренно проповедующая учение Христа, в самом основании своего нравственного существования несет импульс к проповеди учения, заключающейся в словах Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марка 16:16).

Это стремление возвестить другим истины, драгоценные для нас, соста­вляет, неоспоримую потребность всякого христианского общества, так как основана на глубоком альтруизме, на желании помочь душевному спасению ближнего. Биологические законы рождения,  питания и размножения ложатся одинаково в основу как физической, так и духовной природы Давать пра­во рождения  (отделения от старой церкви и присоединены к новой) и питания (свободы богослужения) и ли­шат права размножения (пропаганды проповедью или сочинением значит нарушать один из законов природы духовных организаций. На западе уже давно сознали это и потому право пропаганды (проповеди) признано там таким же важным правом, как право свободного богослужения (культа) и лич­ной веры. Там  не существует статьи,  воспрещающей публичную проповедь или чтение, направленное к распространению какого – либо религиозного учения.

Существование же её в наших законах должно привести к следующим практическим результатам. Упомянутая статья воспрещает, пуб­личное произнесение проповеди или чтения сочинения, излагающих учение какой-либо общины (кроме православной), если сии деяния совершены с целью совращения  православных… Под определение этой статьи в сущности подходит всякое публичное собрание старообрядцев или сектантов, на котором могут присутствовать православные. В руках лиц пристрастных она будет служить постоянной причиной возбуждения судебных процессов  и наложения указанных наказаний, как это и было с подобными статьями старого уложения.

Таким образом, религиозные собрания  старообрядцев и сектантов даже устраиваемые с целью  6огослужения могут быть преследуемы, и сама свобода исповедания может быть стесняема в значительной степени. В другом случае допустим, что несколько лиц, посещавших в течении некоторого времени  co6рания  старообрядцев или сектантов заявили желание присоединится к их общинам. Хотя они имеют полное право сделать это на основании Высочайшего указа 17-го апреля, а духовные наставники общины не должны преследоваться за принятие таковых членов и совершение над ними обрядов, но эти же наставники могут быть преследуемы на основании указанной статьи за произнесение публичных проповедей, послуживших причиной перехода православных в иное вероисповедание. Что возмож­ность таких преследований есть нечто реальное, можно легко понять из того уже соображения, что всякий случай перехода из одной  церкви в другую сопровождается возбуждением чувства ревности со стороны членов  прежней церкви. Это ярко подтверждается судебной практикой прежнего времени.

Эго положение еще усиливается существованием статьи вроде 83-й, в которой сказано о том, что совращение «обещанием выгод»  наказывается ссыл­кой на поселение.

Как показывают бесчисленные су­дебные процессы из практики применения старого уложения, в большинстве случаев совращения не было и не могло быть обещания выгод просто потому, что переход из православия в сектантство был связан с целым рядом невыгод: лишением  прав преследованием  и т. и., и т. п.  Между тем, по таким  обвинениям на обещания выгод  ссылались многие. Объясняется это просто тем, что охранители и ревни­тели церкви не по разуму пользовались непроверенными  слухами, сплетнями доносами по злобе, или просто клеве­тою. На основании того, чего невинные люди подвергались уголовным наказаниям.

При возбуждении страстей,  вызываемом переходом лиц из православной церкви в другие христианские об­щины при раздражении и слепой ревности иногда невежественных охранителей церкви, нет никакого сомнения, что эта статья будет служить причиной притеснений многих людей из-за религиозных причин.

Между тем, истинное понимание веротерпимости  требует создания таких  условий,  чтобы на всём  пространстве обширной Российской  Империи не нашлось ни одного человека, который бы томился в заключении по обвинениям, связанными с религией.

Это же возможно только при устранении всяких статей о наказуемости распространения религиозных учений с предоставлением полной свободы всем церквям  религиозным общинам в деле свободной проповеди их учения путем или живого,  или печатного слова наравне с господствующей церковью. Единственным препятствием к  этому служит опасение, что это послужит к ущербу православной церкви. В действительности же, наоборот, запрещение пропаганды всем другим религиозным общинам, кроме православной церкви, ведет к тому, что пропаганда посторонних учений в их паствах запрещена уголовными законами, естественно теряют свою бдительность и энергию в деятельности, результатом чего является недостаточное развитие духовной жизни в их приходах и лёгкое отпадение прихожан в разные толки.

Полностью читать в PDF формате - Газета «Утренняя звезда» 1910, № 4

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости