И. С. Проханов О Духе Святом
09.05.2015

И. С. Проханов О Духе Святом

Статья из журнала «Христианин» 1906, № 6

Кто из человеков знает, что в человеке,

кроме духа человеческого, живущего в нем?

 Так и Божьего никто не знает кроме Духа Божьего.

 Но мы приняли не духа Мира  сего, а Духа

 от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

(1 Кор. 2:11-12)

Человечество развивается; каждый день мы читаем и слышим о новых завоеваниях ума человеческого. Наука исследовала законы и силы природы, искусство применило их на пользу и для удовольствия человека. Ум человека проник в глубины земли и извлек оттуда драгоценные металлы, дивные камни (мы говорим о радии, светящемся во тьме) и разные полезные минералы. Он достиг небесных планет, исследовал их пути и вычислил их взаимные расстояния. Он исследовал законы общественной и государственной жизни и построил новые формы общественных отношений. Он открыл неведомые лучи, проникающие через твердые тела (лучи Рентгена и т. п.) и дающие возможность видеть внутренние части тела живого человека.

С одной стороны, какое славное победоносное шествие разума человеческого! Понятно, почему при виде достигнутых успехов разум невольно впадает в состояние довольства самим собою, и мы слышим его утверждения: «я все могу, я всемогущ!». Приходя к такому заклю­чению, разум человека провозглашает себя независимыми и неограниченным владыкой, отрицая всякую мысль о существовании Вечного источника и Творца жизни и его самого.

Но утверждая свою неограниченность, человеческий ра­зум невольно приходит к границе. При более  глубоком исследовании для него становится ясной одна печаль­ная истина. Он исследовал или открыл силы природы: свет, теплоту, магнетизм, электричество, лучи Рентгена и т. п., но он не знает и не может объяснить их вну­тренней сути. Он создает множество теорий (учений) и гипотез (предположений) и они сменяют друг друга, а для человека остается все-таки необъясненным вопрос: что такое свет? что такое электричество?

Он высказывает разные предположения и определения, но сам же их опровергает. В лучшем случае он основывает свои объяснения на элементарных (простых) понятиях, как то: пространство и время. Но рассуждая об этих понятиях, он познает их условность, ста­рается проникнуть в свою собственную сущность и, рас­суждая логически (последовательно), приходит к сомнению в реальности (действительности) существующего и к отрицанию возможности познания бесконечного - конечным, безграничного – ограниченным.

Итак, тот же разум провозглашает себя всемогущим и признает себя ограниченным несовершенным.

Вместе с Ньютоном он восклицает: «я подобен мальчику играющему ракушками на берегу, в то время, как передо мною плещется безграничный океан истины, полный дивных тайн». Вот истинное положение разума: стремясь к самому широкому развитию и исследованию себя и природы, (что хорошо и полезно) он вместе с тем сознает, что его познания обнимают только самую незначительную часть существующего, что при всем, что он приобрел, он окружен не исследованным безграничным океаном, полным дивных тайн. При этом он сознает, что некоторые из этих тайн он может познать, а другие для него непостижимы по самой ограниченности его. К числу первых относятся такие, которые открываются не одному разуму, а разуму и чувству, т. е. всей духовной природе человека.

К числу же тайн этого рода относится великая тайна о Духе Святом. Один разум человеческий не может понять Его и потому отвергает Его. Он охотно старается понять электричество и другие силы природы, но высшую из всех сил: Дух Святой - Дух Божий он не стремится познать. Между тем та же тайна о Духе Божьем (о Духе Святом) легко открывается всей духовной природе человека (включающей совесть, чувства и т. п.) Здесь сбывается слово Христа: «Ты утаил cиe от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Mф.11:25.

«Младенец» неспособен увлекаться рассудочной жизнью: в нем нет разлада; он живет цельной жизнью и потому ему открыта великая истина. Всему нашему существу свет понятен до такой степени, что даже вопроса не возникает: что такое свет? Мы поль­зуемся им и нам ясна сила света, как и наше соб­ственное бытие, а одному разуму он непонятен. Так и с Духом Святым.

Но в то время как разум напрягает все силы к исследованию света и т. п. он не проявляет склонности к познанию Духа Божьего. В нем преобла­дает интерес к вещественным началам т. е. к материальной стороне существующего. Это видно из того, что он менее всего знает свойства своего человеческого духа. Психология (наука о душе) менее всех обо­снована. Тем менее она знает Духа Божьего. А между тем Дух Божий заслуживает того, чтобы человек отодвинул на задний план все другие предметы изучения и отдался бы всецело делу познания Духа Божьего.

Дух это единая, все созидающая, всеобъемлющая и животворящая сила.

Дух Святой, Дух Божий  -  сила созидавшая жизнь при создании миpa. В то время, когда еще земля была безвидна и пуста, Дух Божий носился над во­дою. (Быт.1:2).

Еще не было ни одной из сил природы известных науке (ни света, ни т. п.), а Дух Божий уже носился над водою. Да иначе и быть не могло. Ни свет, ни электри­чество, никакая другая физическая сила не могли быть творческими силами, из которых бы вытекли все другие силы и в том числе силы духовный. Для этого при создании должна была быть сила высшая, всеобъемлющая, заключающая в себе источник всех других сил. И этим источником, этим разносителем жизни и устроителем её среди хаоса был Дух Божий, Дух Святой.

Дух Святой — сила освобождающая и устрояющая жизнь народов.

Вот перед нами человек робкий, нерешительный заика. Но о нем мы читаем, что среди невыразимо тяжелых условий он освобождает свой народ (Израильский) из под ига Египтян, ведет в новую землю, и среди царившего тогда во всем мире и, особенно в культурном Египте, многобожия дает им законы и запо­веди Единого и Вечного Бога. Законы и заповеди, дан­ные через него, до сих пор еще не превзойдены ни кем (кроме Христа). Откуда такая сила у этого человека? Об этом мы читаем его собственный рассказ.

Однажды Израильтяне стали роптать на недостаток мяса и требовать от него. Обыкновенно твердый, он почувствовал, на этот раз тяжесть бремени и ему стало так тяжело видеть с одной стороны волнение народа, с другой невозможность удовлетворить его, что он стал просить, чтобы Бог лучше умертвил его, чтобы ему не видеть бедствия его.

И сказал Господь Моисею: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых... и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою; Я сойду и буду говорить там с тобою и возьму от Духа, кото­рый на тебе и возложу на них, чтобы они несли с то­бою бремя народа, а не один ты носил» (Числ. 11:16-17).

Моисей был наделен высшей силой и притом в большей мере, чем это необходимо для одного человека и эта сила была Дух Божий, Который и совершил через него великие дела: великое освободительное движение народа и устройство его народного быта.

To же самое было со всеми пророками.

Дух Святой — сила, обновляющая и просветляющая жизнь общества (социальную жизнь).

В Иерусалиме, где пророки были побиваемы камнями, где был распят Сын Божий, необычайное движение.

Множество Иудеев принимает учение Христа, которого они недавно распяли. «И они пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах; был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме».

«Bсе же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:42-45) «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». (Деян.4:32).

Какая сила могла так тесно соединить столь разнородных людей, устранив разнообразный перегородки и главным образом ужасную силу эгоизма (себялюбия), создав одно сердце и одну душу, дав высочайший образец решения социального (общественного) вопроса? Эта сила была ничто иное, как Дух Святой излитый в день Пятидесятницы.

Дух Святой сила -  возрождающая жизнь каждого отдельного человека.

Молодой даровитый законник и фарисей Савл охраняет одежды Стефана, мученика за имя Христа, побиваемого камнями (Деян.7:58). Савл одобряет y6иение его; Савл терзает церковь Христову, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавая в темницу (Деян.8:1-3); Савл дышит  угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9:1-3). А через некоторое время мы видим: Савл молится, Савл проповедует в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Все слышали  его, дивятся и говорят: не тот ли это самый, ко­торый гнал в Иерусалиме призывающих имя сие (Христа) (Деян.9:1-21).

Бывший гонитель церкви Христовой сделался ревностнейшим распространителем учения Христа. Какая сила совершила такое чудо?

На это он отвечает сам: говоря о свидетельстве Божием, о том, что он решил ничего не знать кроме Христа распятого, о мудрости Божией и о будущей жизни, Ап. Павел заключает: «а нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2:10).

Духом Святым была открыта Ап. Павлу истина Христа, которая совершенно изменяет человека, перерождает его и делает новою тварью во Христе.

Таким образом, сила Духа Божия всеобъемлюща. Подобно закваске, поднимающей тесто, она из ничего воз­двигла мироздание, возвышает, освобождает жизнь народа, преображает жизнь общества и возрождает жизнь каждого отдельного человека. «Дух все проницает и глу­бины Божии». (1 Кор.2:10).

Но если так велики и могущественны действия Духа Божия, то почему, спрашивают нас, не все народы воз­вышены и освобождены, не все общества преображены и не все люди рождены для новой жизни?

Электричество пронизывает нашу землю, но оно не собрано в виде озера, а разливается токами по телам которые проводят его. Через тела же, которые не проводят электрического тока он не проходит.

To же самое с Духом Святым. Он подобно молниеносному электрическому току наполняет жизнь народа, общества или человека, принимающего Его добровольно. Но Он не входит ни в чей дом против воли хозяина. Он не насилует никого, Он не врывается с грозою в жизнь народа, общества или человека. О, нет! Где Дух Господень, там свобода (2 Кор.3:17).

Он кротко стучит в сердце народа, общества или человека и если видит хоть слабый признак желания принять его, входит, вселяется и начинает Свою дивную великую работу. Блажен народ, блаженно общество, блажен человек, кто откроет дверь для Духа Божьего Он вселится в них, создаст Свой храм, Свое царство и порабощенное сделает свободным, разрозненное единым, мертвое живым, а грешное святым, как Он Сам свят.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" Выпуск № 6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.