И.С. Проханов: Качества проповедника
19.05.2015

И.С. Проханов: Качества проповедника

Статья из журнала «Братский Вестник» 1946, № 4

Важность надлежащих качеств проповедника

Проповедником, благовестником и учителем в деле служения церкви может быть не всякий, а только тот, кто удовлетворяет требованиям Слова Божия. «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению», — пишет ап. Иаков (3, 1). Смысл этих слов таков: делайтесь учителями только те, кто удовлетворяет требованиям Слова Божия.

Человек, не удовлетворяющий условиям Божиим и берущийся за дело проповеди, тем самым подрывает значение и влияние Слова Божия на людей и наносит вред делу Божию. Если в настоящее время проповедь христианская перестала влиять на людей, то только вследствие того, что проповедники не отвечают своему назначению.

Внутренние качества проповедника

1. ОБРАЩЕНИЕ. Первая цель проповеди — призыв людей к покаянию и обращению от злых дел к Богу живому (Деян. 26, 20) и к возрождению их сердца.

Но прежде чем лечить других, врач должен исцелиться сам. Тот, кто должен проповедовать прощение грехов во Христе, должен сам покаяться, обратиться и получить личную уверенность в прощении своих грехов. Учитель новой жизни должен сам получить эту жизнь через рождение свыше. Прежде чем выступить на поприще своего служения, проповедник должен испытать то, что испытал Исайя (Ис. 6, 7).

Чем ярче обращение, тем сильнее проповедник, и обратно: чем сильнее проповедник, тем ярче было его обращение.

Ап. Павел, сильнейший из проповедников, имел наиболее яркое обращение, которое и служило источником особой силы для него; об этом он сам говорит в 1 Послании к Тим. (1, 12—16) следующее: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение :в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».

Ангелы не могли бы так проповедовать, как ап. Павел, бывший гонитель Церкви, ибо они не испытали того, что испытал он.

Сила проповеди Лютера была неразрывно связана с его обращением, завершившимся при столь необыкновенной обстановке. Мы говорим о том моменте, когда он, совершая великий подвиг святости, т. е. поднимаясь на коленях по лестнице храма Св. Петра в Риме, вдруг был озарен великим откровением: «Праведный верою жив будет». Этот факт и был для Лютера неугасимым импульсом его проповеднической деятельности.

Необходимость для проповедника обращения — этого первого опыта духовной жизни — до очевидности ясна. Между тем жизнь наша полна аномалий. В настоящее время большинство проповедников больших исторических церквей люди не только не обращенные, но даже не знающие, что такое обращение. Многие из них не признают греха, истины искупления во Христе и даже не веруют в личного Бога. Существование таких проповедников в значительной степени объясняется строем церкви и почти неизбежно во всех церквах, где присоединение членов происходит без сознательного исповедания веры.

Само собой понятно, что проповедь не обращенных проповедников в лучшем случае является «медью звенящей», а в большинстве случаев приносит огромный вред, ибо дискредитирует самые основы христианства.

Не бесполезно привести здесь факт обращения необращенного проповедника.

Известный проповедник лютеранской церкви Франке (1663—1727) проповедовал, не испытав обращения. Он ревностно изучал Священное Писание на еврейском и греческом языках. Но изучая эти языки, он сознавал, что в нем было больше стремления к учености, чем к глубокому духовному познанию Слова Божия. Однажды, когда он готовился к проповеди на слова: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан. 20, 21) —он вдруг почувствовал, что он раньше никогда не получал такого посланничества. Он был охвачен мраком, и затем в нем началась внутренняя борьба, во время которой вся прошлая жизнь прошла перед ним. Ему казалось, что он как бы поднялся на высокую башню или гору и оттуда осматривал пройденный путь. Он упал на колени и молился о том, чтобы познать Бога и Спасителя в Его прощении и любви. Тогда же он получил ответ на свою молитву. Впоследствии он часто оглядывался назад, к этому времени, как ко времени возрождения своего сердца.

«С этого времени, — говорит он, — я серьезно отдался Господу, готовый страдать за Него, и с этого времени мне действительно пришлось больше страдать ради Него».

2. ПРИЗВАНИЕ. Проповедник должен иметь ясные непоколебимые доказательства того, что он призван от Бога на свое служение, ибо «как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10, 15). Немногие, однако, сознают это. Я знал одного престарелого почтенного христианина, который непременно хотел определить своего сына в миссионерское училище, в то время, когда тот открыто мечтал о том, чтобы сделаться офицером.

Призвание заключается, во-первых, в ясном, непреодолимом влечении к проповеди, а во-вторых — в наличии особого таланта (дара) для проповеди. Духовное влечение к проповеди может быть основано или на особом переживании, как у Исайи (Ис. 6 гл.), когда призыв передается в яркой форме видения, или — на постоянно растущем внутреннем убеждении, которое является результатом многократного молитвенного взывания к Господу. Дар или талант должен выражаться во всех тех качествах, которые делают проповедь сильною и действительною для слушателей.

Наличность таланта определяется не самим проповедником только, но главным образом голосом церкви, в которой проповедник служит.

Сам человек способен переоценить свои способности, что часто и бывает. Ему может казаться, что он обладает талантом проповедника, чего на самом деле у него нет. Такая ошибка в оценке способностей ведет к увеличению духовной гордости человека и часто к его падению; в то же время несоответствие между притязаниями проповедника и его способностями вредно отражается на слушателях и наносит ущерб делу самой проповеди. В большинстве случаев ошибка в оценке способностей у проповедников происходит вследствие того, что горячее сильное желание принимается за дар, которого на самом деле нет. Как в других случаях, так и тут может быть ревность по Боге без данных, которые бы ее оправдывали и направляли к истинной цели (Рим. 10, 2).

Одному молодому человеку, который не видел ясно своего призвания, я указал на пример Гедеона (Суд. 6, 36—40) и рекомендовал ему просить у Господа знамения. Лучшим знамением в этом случае будет обращение к Господу через вашу проповедь или беседу одной или нескольких душ, последовавшее в течение известного промежутка времени. Если это случится, значит, Господь хочет, чтобы вы делали Его святое дело проповеди.

В дарах проповедников может быть разнообразие: один может иметь способность более к призыву, другой — к назиданию, третий — к учительству. Один может чувствовать особую склонность рисовать величие Божие, другой — Его любовь и милосердие, третий — сердце человека с его недостатками.

Иногда приводят случаи, когда знаменитыми проповедниками делались люди, как будто не имевшие вначале призвания для сего. Так, например, Моисей не только не имел желания передавать людям волю Божию, но даже сопротивлялся посланничеству от Бога (Исх. 3 гл., 4 гл. 1—18).

Лютер также вначале не имел желания проповедовать. Только по необходимости, вследствие приказания начальника монастыря, он согласился проповедовать в первый раз. Но как только он начал проповедовать, в нем явилось сильное желание продолжать служение проповедью. Слушатели высоко оценили его дар; он был приглашен проповедовать в городском соборе в Виттенберге, куда его проповедь стала привлекать множество слушателей.

Но на эти случаи нужно установить правильный взгляд.

В обоих случаях имелись дары, которые, как у Моисея, так и у Лютера, выражались в способности влиять словом на сердца людей. Но у них не было желания к проповеди до тех пор, пока Бог их не призвал и не устранил все препятствия к этому. С ними было то же самое, что с пророком Иеремией, который говорил о себе следующее: «И подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог» (Иерем. 20, 9).

Нежелание проповедовать растопляется под действием огня призвания, которым загораются сердца проповедников и которым они горят, подобно кусту Моисея, никогда не сгорая.

Истинный талант проповедника не может остаться бездейственным. «Горе мне, если не благовествую», — говорит истинный проповедник (I Кор. 9, 16).

3. ЗНАНИЕ БИБЛИИ. Есть проповедники, прекрасно знающие богословские теории, знакомые с научными основами религии и т. п;, но совершенно незнакомые с Библией.

Если вы спросите таких проповедников, в каких именно книгах написан известный отрывок или стих Священного Писания, то они положительно теряются. Часто они не могут отличить, принадлежат ли известные слова самому Иисусу Христу или апостолам. Если их спрашивают, что обозначают такие-то слова, то они теряются, ссылаясь на то, что у них при себе нет комментариев и т. п. У нас можно встретить проповедников, которые искренно думают, что такие рассказы, как рассказ о нерукотворном образе и т. п., написаны в канонических книгах Нового Завета.

Отчего происходит это? Прежде всего, конечно, оттого, что у таких проповедников нет личной духовной жизни, и вследствие того, что они не читают Библии. Они берут иногда свою Библию только для того, чтобы проверить известный текст, необходимый для проповеди. Между тем истинное отношение к Библии не только проповедника, но и вообще всякого христианина, рисуется нам совершенно иначе. Живя искреннею духовною жизнью, христианин чувствует, что Слово Божие для его души — необходимый на каждый день хлеб (Мф. 4, 4), и потому он о законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1, 2). Он не может начать дня без чтения с молитвою своей Библии. Его память хранит в себе множество текстов из Св. Писания, которые он без труда применяет к делу.

Знание наизусть текстов для проповедника имеет огромное значение, ибо придает его проповеди особую силу.

Если у него имеется семья, то он с нею ежедневно читает Библию и разъясняет ее. Цель проповеди его именно и заключается в том, чтобы закон Бога был написан на сердцах людей, будут ли это члены его семьи, или его слушатели (Иер. 31, 33). Он должен как бы принять внутрь себя, как пищу, слова Божий (Иез. 3/1—3; Иер. 15, 16).

4. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. Проповедь налагает на человека обязанность согласовать дело со словом, жизнь — с учением, которое он проповедует. Проповедуя другим, он не должен оказаться сам недостойным (1 Кор. 9, 27).

Помимо покаяния, обращения и возрождения, проповедник должен учить народ о делах веры, о добродетели, об освящении. Как же может он учить других делать добро, если сам он его не делает?

Всякое несоответствие жизни проповедника с учением Христа внушает людям мысль о бессилии самого учения, о неистинности проповеди, настраивает людей враждебно ко всякой религии, оправдывает неверие и отталкивает людей от самого Бога. Если вообще всякий соблазн со стороны рядового христианина пагубен для душ (Мф. 18, б—7), то тем более губителен соблазн со стороны проповедника.

Проповедник должен быть образцом для верующих «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

Он должен быть «достойным», делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).

Об одном проповеднике был разговор между двумя слушателями.

— Какого он направления? — спрашивает один.

— Религиозный мистик, — был ответ.

— Что это означает?

— Это означает человека, который делает то, что проповедует.

— Вот это настоящее направление! — сказал первый собеседник. Единственно обязательное и единственно здоровое направление в деятельности проповедника — это согласование дела со словом.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1946, № 4

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.