И.С.  Проханов: Пороки проповедников
26.05.2015

И.С. Проханов: Пороки проповедников

Статья из журнала «Братский Вестник» 1946, № 5

Проповедник является орудием Бога. Сатана стремится причинить вред всякому христианину, но он с особенным усердием направляет свои стрелы искушения против тех, кто проповедует Слово Божье. В результате у проповедников могут появиться особые пороки.

а) НЕРАДЕНИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ ЛЕНОСТЬ.

Проповедник может утерять ревность в деле, может начать работать без увлечения и энтузиазма, как бы подневольно, как. бы неся обязательную .службу. Ап. Павел предостерегает от этого Тимофея (I Тим. 4, 14—15): «не неради о пребывающем в тебе даровании» и советует ему «взгревать дар Божий» (2 Тим. 1, 6). Это возгревание есть не что иное, как постоянное обновление усердия и вдохновения в деле путем тесного общения с Богом.

б) ЧЕСТОЛЮБИЕ.

Первые проповедники, которых посылал Сам Христос, т. е. Его двенадцать учеников, проявили этот порок, когда занимались вопросом: «кто больше?» (Мф. 18, 1).

Выступая на кафедре перед большими собраниями и поучая их, проповедник незаметно начинает думать о себе, как о существе высшем, чем все остальные люди. Такая мысль влияет на самый образ действий его. Проповедник начинает думать о себе больше, чем о других, начинает ожидать особого к себе внимания, почета и т. п. Такому проповеднику невозможно признать, что есть проповедники больше и сильнее его. Само собою разумеется, такое состояние лишает проповедь должной силы.

Именно таким проповедникам следует прочувствовать и постоянно помнить слова Христа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мтф. 20, 26—27). Им надо уподобиться Сыну Человеческому, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

Ап. Павел советует Тимофею не самому себе искать чести, а воздавать честь, другим.

в) ПРИСТРАСТИЕ И ЛИЦЕПРИЯТИЕ.

Есть проповедники, которые охотно увещевают рядовых членов своей церкви. Но они никак не могут подойти со словом увещания к тем верующим, которые несут более или менее ответственное служение в общине. Иногда, в силу особого, личного, дружеского расположения к своим товарищам по духовной работе, проповедники считают неудобным указать кому-нибудь из них на их недостатки. Тяжело сознавать те печальные факты, когда в отношениях проповедников с диаконами, регентами и другими служителями церкви создается непозволительная «семейственность»: образуется кружок лиц, которые дело Божье приносят в жертву своему самолюбию и честолюбию. В этих случаях проповедники, которым приходится решать важные вопросы по устройству своей церкви, часто поступают пристрастно и по лицеприятию. Пристрастие и лицеприятие — ужасные пороки, которые служат причинами духовных болезней в целых общинах. Ап. Павел предвидел это и потому убеждает Тимофея ничего не делать по пристрастию (1 Тим. 5, 21).

г) ИЗОБРАЖЕНИЕ МНИМОЙ УЧЕНОСТИ.

Некоторые проповедники считают необходимым придавать своим мыслям научную окраску, путем употребления фраз тяжелых, запутанных или лишенных ясного, определенного смысла, но зато полных отвлеченных понятий и всяких тонкостей. В своих проповедях часто, совершенно некстати, они упоминают имена различных ученых, философов и писателей, подкрепляя их авторитетом самые простые и общеизвестные истины. Для того, чтобы блеснуть своей, часто мнимой, ученостью, они приводят длинные и скучные цитаты из различных книг или, приняв мечтательную позу, декламируют две-три строки из стихотворений какого-нибудь известного поэта. Говорить ясно, живо и горячо, так говорить, чтобы всякий слушатель мог тотчас понять их, они считают «несовременным».

Конечно, такие проповеди могут подействовать на чувства иных слушателей, которые предполагают, что если не видно дна, то это значит, что тут глубоко; а между тем часто бывает это лишь оттого, что вода мутна. Самые великие истины всегда могут быть изложены просто и ясно. Христос никогда не употреблял в Своих речах эффектных выражений или тонких философских рассуждений. Великие мысли Он излагал так просто, что даже дети могли бы их понять.

Проповедь, изложенная мнимо научным языком, не приносит никакой пользы; она свидетельствует лишь о тщеславии и недостаточной мудрости проповедника.

д) УНЫЛЫЙ ВИД И НЕПРИВЕТЛИВОСТЬ.

Есть проповедники, которые носят угрюмый вид, не стесняются в разговорах выражаться резко и грубо и даже впадают в злоречие, раздражение и ярость, особенно в беседах с теми, кто противится им или их учению. Ап. Павел по этому поводу пишет Тимофею: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2, 24—25).

Если от обыкновенных людей требуется, чтобы они были вежливы, то проповедники должны быть более чем вежливы: они должны быть .любезны (и притом искренне) со всеми и предупредительны к слабым и старым.

е) АЛЧНОСТЬ И КОРЫСТОЛЮБИЕ.

Что любовь к материальным благам оказывает огромное влияние в жизни духовенства исторических церквей, — это почти вошло в поговорку. Но алчность или корыстолюбив, может иметь место и при другом порядке вещей. Может случиться, что во главе церкви стоит ревностный проповедник, который приобретает любовь церкви и слушателей. Но в этом также может быть опасность, особенно когда эта любовь к проповеднику выражается в виде хорошего содержания, подарков и т. п. У проповедника невольно могут явиться желания иметь материальные блага в большей степени, чем надлежит.

Ап. Павел предупреждает против этого: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. б, 8).

Хотя получение проповедником содержания или вообще материальной поддержки от церкви, вещь вполне законная (2 Кор. 11, 8; 1 Кор. 9, 14), но Слово Божье дает нам еще более высокий пример для проповедников. Ап. Павел пишет о себе: «проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно» (1 Кор. 9, 18), «трудимся, работая своими руками» (1 Кор. 4, 12), очевидно разумея здесь тот факт, о котором написано в Деян. 18, 3, когда он по одинаковости ремесла (с Акилой и Прискиллой) остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге». Занимается ли проповедник каким либо другим трудом, который доставляет ему средства для существования, живет ли он от благовествования, — во всех случаях он должен беречь себя от алчности и корыстолюбия.

ж) ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К БРАКУ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Не может быть двух мнений о том, что на основании Слова Божья, идеальное состояние проповедника — это состояние безбрачия, как учит о том ап. Павел (1 Кор. 7, 7—8). Но если бы кто-нибудь возвел этот принцип в закон для церкви, тот подпал бы под прямое осуждение ап. Павла, который запрещение вступать в брак под каким-либо предлогом считает делом «духов обольстителей и учений бесовских» (1 Тим. 4, 1—3). Безбрачное состояние нельзя рекомендовать никому; оно принимается только теми, которые имеют к этому особое дарование от Бога. Все же, кто не имеет такого дарования, лучше пусть вступают в брак (1 Кор. 7, 9).

Так как большинство людей, несомненно, лишено дара безбрачия, то проповедникам лучше жениться в самом начале их проповеднического служения. Если проповедник не имеет особого дара от Бога и остается безбрачным, то может получиться двоякое зло: или он сам незаметно для себя попадет во власть нечистых мыслей и чувств (1 Кор. 7, 9) или некоторые девицы, вдовы и женщины, слушающие его проповеди, незаметно для самих себя увлекутся проповедником, как человеком; таким образом, вокруг него создается недуховная атмосфера. Практика жизни подтверждает мудрость апостольского совета.

Если проповедник женат, то ясно, что он должен быть образцовым семьянином. Он должен быть примером христианской жизни, прежде, всего для своей жены.

Для женатого проповедника всегда есть две крайности: или он слишком отдается интересам семьи, или совершенно о них забывает. В первом случае получается очень слабая проповедь и бесплодная работа, а во втором случае получается огромный вред для семьи. Относительно последнего ап. Павел весьма строг: «Если же кто о своих и особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1946, № 5

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.