И.С. Проханов: Неверие и воскресший Христос
14.07.2015

И.С. Проханов: Неверие и воскресший Христос

Статья из журнала «Христианин» 1907, № 4

«Не будь неверующим, но верующим».

Иоан. 20:27

Если мы встречаем людей, выражающих неверие или сомнение в достоверности факта воскресения Христа, то поэтому поводу можно печалиться, но удивляться этому нельзя. Ни один из фактов, записанных на страницах Евангелия, не вызывал такого сомнения, как, именно, факт воскресения Иисуса. Фома, один из учеников и очевидцев событий земной жизни Христа, не верил и сомневался в воскресении своего Учителя - что же можно сказать о людях, отделенных от того времени девятнадцатью столетиями? Вполне понятно, что мы встречаем и теперь людей сомневающихся. Но из этого не следует, что мы должны оправдывать такое сомнение, признать его правильным. Нет, как сомнение Фомы было явление неправильное, так точно и всякое сомнение и теперь в отношении Иисуса и Его воскресения есть отклонение от правильного состояния. Цель воскресения Иисуса состоит не в том, чтобы питать сомнения или неверие, а в том, чтобы быть «нашим оправданием», высшим доказательством истинности нашей веры в Него и наиболее ярким проявлением Его Божественной силы в победе над смертью и адом. Поэтому воскресение Христа с одной стороны возбуждает сомнения близоруких человеческих умов и в то же время побеждает их и рассеивает их. Такое действие воскресения Христа оказало на Фому. Он пришел к воскресшему Христу или туда, где должен был быть воскресший Христос с неверием и сомнениями, и там вблизи Его сделался верующим и счастливым человеком. Воскресение Христа таким же образом привлекло к вере многие миллионы душ человеческих. И в наше время воскресение Христа не потеряло своей силы. Воскресший Христос и теперь жив. И теперь Он способен рассеивать неверие  и сомнения.

Иногда, когда мне приходится говорить о Христа людям неверующим, у меня является мысль: о, если бы я мог обладать красноречием и мудростью Экклезиаста, вдохновенностью Исайи, или силою речи Ап. Павла, чтобы убедить их... Но эта мысль тотчас же исчезает. Ученики Христа, в числе которых были даровитый Иоанн и мудрый Иаков, говорили и убеждали Фому, что они видели Христа, но их слова остались бездейственными. Только когда Фома увидел воскресшего Иисуса, когда Он Сам с ним заговорил, - только тогда его сомнения рассеялись и для него воссиял свет радостной веры.

Я хочу говорить о воскресении Христа, о неверии и сомнениях, какие оно возбуждает, но я знаю, что мои слова не в состоянии убедить кого-либо до тех пор, пока сам сомневающийся не подойдет к воскресшему Иисусу и внутренними очами веры не увидит Его. Тогда Воскресший победит. Поэтому я буду говорить о Воскресшем с глубоким желанием, чтобы сомневающийся сам приблизился к Иисусу и если мои слова будут содействовать этому, в какой-либо мере, я почту себя бесконечно счастливым.

О неверии.

Есть три рода неверия:

1)  Неверие нежелания.

2)  Неверие предубеждения.

3)  Неверие сомнения.

Примером первого может служить неверие книжников  и фарисеев. Эти люди видели, как народ массами начинал веровать в Христа, как в Мессию; даже их служители, которых они посылали убить Христа (Иоан. 7:32-50) возвратились к ним людьми верующими во Христа. Вместо того, чтобы исследовать причины, почему народ верует в Него, отчего у Него такая сила, они запрещали народу веровать в Него. Так, после воскресения Лазаря, вместо того, чтобы узнать, почему и как совершилось это событие, они собирают совет, на котором говорятся такие речи: «Что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него». Эти слова указывают на то, что они признавали истинность Его чудес и должны были видеть в Нем великого человека, но они не хотели признать Его посланничества, так как оно, по их мнению, должно было отнять у них или ограничить их власть. Такое же отношение ко Христу они проявили по случаю Его воскресения. Когда некоторые из стражи у гроба Иисуса прибежали и в страхе объявили о всем бывшем, то они вместо того, чтобы исследовать все происшедшее, дали довольно денег воинам и сказали: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Mф.28:11-15).

Из этого ясно видно, что книжники, фарисеи и первосвященники не столько не верили, сколько не хотели верить во Христа, ибо это было им не выгодно. Это тем более характерно для них, что, по свидетельству Ап. Павла, фарисеи признавали воскресение в общем смысле (Деян. 23: 8). Разве и теперь мы не встречаем людей, которые не верят во Христа не потому, что не видят истину или неспособны понять ее, а потому, что не хотят верить, ибо факт уверования во Христа должен изменить их жизнь или положение или помешать им вести излюбленную деятельность (политическую и т. п.), а этого они не хотят.

Неверие предубеждения ярче всего проявилось у доброго Нафанаила. Когда Филипп сказал ему о том, что они нашли Того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова из Назарета, тот ответил ему: «из Назарета может ли быть что-нибудь доброе?» (Иоан. 1:42—46).

Он знал, что Назарет был маленький захолустный городишка, а о Мессии он имел представление, как о Великом, Премудром Человеке и ему казалось невозможным происхождение Мессии из такого глухого места.

Не встречаем ли мы и теперь людей которые, разочаровавшись в одной известной внешней церкви или её служителях, вместе с тем получили предубеждение против всего учения христианского? Когда они слышат о живом Христе, о Его спасении, то у них сейчас же пред глазами предстают образы людей или учреждений, неправильно носящих имя Христа и недостойных Его и они, не признавая за ними никаких нравственных достоинств, вместе с тем считают и все христианское учете недостойным их внимания.

Неверие сомнения проявлялось в разных видах и особенно в рассматриваемом случай с Фомой, который усомнился в воскресении Христа. Но прежде чем говорить об этом случае подробно, мне хотелось бы сказать несколько слов о сомнении вообще.

Иногда встречается взгляд, что всякое сомнение - грешно; но это неверно.

Есть сомнете безвредное и даже полезное и хорошее.

Таково, например, сомнете в научной области.

Человек окружен множеством явлений, о которых он вначале судил по первым впечатлениям, но потом видел что ошибался, Ему, например, казалось, что где-то на горизонте небо сходится с землею, а оказалось, что этого нет в действительности; ему казалось, что солнце вращается вокруг земли, а оказалось на оборот и т. п.

Эти случаи убедили человека в том, что он не может относиться со слепой верой к своим чувствам, что он  должен проверять те впечатления, какие получает. Он должен сомневаться во всем, что он слышит и видит и пытливым умом проникать в суть явлений. Такое сомнете ведет к исследованию окружающего Mиpa и собиранию научных знаний. Оно ложится в основу науки и является источником многих открытий.

Но помимо того, есть полезные виды сомнения, которые рекомендует нам Слово Божие.

Укажем на некоторые из них:

1)       Coмнение относительно наших знаний. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает, как должно знать (1 Кор. 8:2-3). Из этого следует, что если мы думаем, что у нас много знания, мы должны подвергнуть это сомнению, проверить себя и если мы найдем, что у нас знания нет, то мы должны стремиться получить истинное знание (кто любит Бога, тому дано знание от Него, ст. 3).

2)       Сомнение относительно духов, которых мы слышим.

Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1Иоан.4:1). Христианину приходится встречаться с людьми, которые начинают ему говорить как бы от Духа Божия. Бывает также, что и в самом христианине раздаются разные голоса, которые говорят в нем от имени Божьего. Иногда плоть или враг душ человеческих превращаются в нем в ангела света и он готов голос плоти принять за голос Духа Божьего. Зная, насколько легко поддаться на эту удочку, Апостолы и советуют не верить таким духам, сомневаться в них и испытывать их по указанным им признакам.

3)       Сомнение  относительно нашего дела и труда. «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает себя; каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал. 6, 4). Человеку и даже христианину иногда может показаться, что он делает великое дело для Господа, что он заметная величина в царствии Божьем - такое состояние пагубно. Но если он станет почаще сомневаться в своем величии и вопрошать; так ли я делаю? делаю ли я свой труд, как пред Господом, с любовью к Господу или у меня есть и другие побуждения? и проверяя себя, станет исправлять себя - то, понятно, он получит большую пользу.

4)       Сомнете относительно веры. Испытывайте самих себя: в вере ли вы? (2 Кор.13:5). Христианин может впасть в такое состояние: он может говорить хорошие проповеди о вере, а между тем заботиться о завтрашнем дне, иметь большой достаток, а не благотворить, т. е. не заботиться о плодах веры - о делах без которых вера мертва, может бояться болезней и прибегать к человеческим средствам. В этом случае ему должно усомниться: в вере ли я? и увидев недостаток веры, просить у Господа и исправиться.

5)       Сомнение относительно самих себя. Там же (2 Кор.13:5) Апостол говорит: «самих себя исследуйте  или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть?» Христианин часто может не замечать противоречия между его жизнью и учением. По учению Христа он должен быть кроток, смирен, долготерпелив, на деле же он может быть горд и нетерпелив. Он должен время от времени усомниться в себе: «то ли я, чем должен быть?» и если нет, то силою Божьею исправиться в том, что неправильно.

6) Сомнение относительно «всего».  -  Все испытывайте, хорошего держитесь (Фес. 5:21). Здесь под словом «все» должно разуметь все, о чем христианин не может прямо сказать, что оно противоречив воле Божьей. Иногда случается, что христианин создает себе круг мнений и взглядов и ими живет. Если он слышит о другом христианине, у которого сложились иные мнения, то он может сразу же, не проверив их, осудить их просто потому, что они не согласуются с его собственным мнением. Но это неправильно. По совету Ап. Павла он не должен отвергать все сразу. Он должен исследовать, не правильнее ли поступает его брат, испытать это добросовестно и всего, что он найдет хорошего, при свете слова Божия держаться.

Во всех этих случаях сомнение относится к природе, к духам, к нашим делам, к нам самим, но не касается Господа и Его слов. Такое сомнение не греховно, так как рекомендуется самим Словом Божьим.

Оно должно содействовать нашему исправлению и потому полезно. Оно может быть бесполезным и вредным только в том случае, если человек предается сомнениям в своей вере, в самом себе и пр. без желания исправиться. Иногда такие люди доходят до сомнения в своем собственном существовали, без настойчивого стремления к утверждению в себе правильного смысла жизни. Такое состояние иногда приводит к болезни духа. Но если при этих сомнениях, указанных в слове Божьем, человек стремится к исправлению, то сомнение для него является полезным толчком по пути к совершенствованию.

Но есть сомнение безусловно греховное. Это сомнете в отношении слов или обетований Господа.

Степень греховности такого сомнения зависит от того, каким образом были переданы слова от Господа:

1)       Непосредственно от Него Самого. Когда Иисус сказал Петру: иди (по воде) и он пошел, но испугался и начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». - Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорить ему: маловерный, зачем ты усомнился? - Христос повелел Петру идти, но тот усомнился в силе слов Его и потому стал тонуть. Отсюда заключаем, что если Господь говорить прямо сердцу человека и он не поверить в силу Его слов, то погибнет, если не воззовет к Господу вовремя.

2)       Через ангелов: (Лук.1:18-21). Когда воля Господня была возвещена Ангелом Захарии о рождении у него сына, то мы видим, что он не поверил и потому сделался нем.

И так за сомнение в словах Божьих, переданных через Ангелов, следует наказание от Господа.

3)       Через человека.  - Что делает Господь, когда человек не верить благой вести, переданной через человека, - видно из примера Фомы. Мы не видим, чтобы Фома был наказан и, таким образом, можем сказать, что если человек сомневается в словах Божьих переданных ему людьми, но решается идти прямо к Господу за разъяснением, то он не наказывается за это Господом.

Характер сомнения Фомы.

Обыкновенно когда говорят о Фоме, то его ставят как бы примером человека, особенно склонного к сомнению. Так, например, указывают на один случай. Когда умер Лазарь и Христос говорил ученикам о Лазаре, о его смерти и прибавил (Иоан. 11:13-17): «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали, но пойдем к нему, то Фома сказал ученикам: «пойдем, и мы умрем с ним!» В этом случае Христос ясно говорил, что его отсутствие  при смерти Лазаря было к лучшему и что теперь Он идет туда с ними и там должно случиться нечто славное, что должно было заставить их уверовать. Словом, при доверии надо было идти с Иисусом бесстрашно и ожидать там нечто весьма радостное и хорошее.

Между тем мы видим настроение Фомы самое мрачное. Он думает, что смерть Лазаря случилась вследствие ужасных бедствий: эпидемий и т. п. И ему кажется, что и они должны будут там умереть. Словом, он проявляет открытое сомнение в словах Иисуса. Мало того, он распространяет это сомнение  среди своих товарищей.

Если принять во внимание, что Фома проявил сомнение  в двух случаях т. е. в случае  воскрешения Лазаря и воскресения Христа, то можно подумать, что у него существовало особое сомнение  по поводу воскресения. Отсюда можно пожалуй спросить, не был ли он заражен учением саддукеев, которые не признавали воскресения. Но на это нет  никаких данных. Тогда действительно остается предположить, что у Фомы был особенный склад ума, склонный к сомнению. В Слове  Божьем, которое рассказывает нам о многих славных деяниях  других апостолов, совершенно не упоминается Фома. Он не был выдающимся по уму или по деятельности среди апостолов. Отсюда видим, что вопреки распространенному мнению  сомнение, не есть свойство наиболее  сильных умов. По нашему мнению  сомнение  являются спутником умов, не обладающих гибкостью, воображением и проницательностью, тою проницательностью, которая дает иногда способность человеку  по одному внешнему   признаку получить твердое и ясное представление о внутренних свойствах предмета и отличить действительную сущность от кажущейся внешности. Таков был ум Фомы и таковы умы всех сомневающихся.

Сомневающиеся умы, предаваясь отрицанию и критике более  склонны к разрушению, чем к созиданию и потому не могут быть производительными в работе Для плодотворного труда нужны вера  и вдохновение.

Как относится Христос к сомневающимся?

Петра, усомнившегося в Его словах по малодушии,  погибавшего и воззвавшего к Нему, Он спасает, сделав ему дружеский упрек за сомнение.

Перед нами другой сомневающийся - Пилат. (Иоан.18:38). Этот тучный и пышный римский начальник допрашивал связанного и избитого Иисуса. Иисус говорит ему, что «Он пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». На это Пилат отвечает: «что есть истина?» Этот вопрос просто указывал на уверенное сытое сомнете в том, существует ли вообще истина. Ум такого человека, как Пилат, который был знаком с разными теориями тогдашних философов (мудрецов), противоречивших друг другу, давно изверился в них и пришел к спокойному убеждению, что истины нет или что ее никто не может определить. Это-то равнодушное сомнение выразилось в его вопросе: что есть истина? И что же ответил ему Иисус? Ничего. Он молчал. И это вполне понятно. Ибо сердце человека этого было лишено желания искать истину, и потому было неспособно принять истину Христа.

Как отнесся Иисус к сомневающемуся Фоме? Мы видим, что Он не сказал Фоме никакого упрека, как в случае с Петром, и не промолчал (как на вопрос Пилата). В словах Его, сказанных Фоме звучит дружеское участие и расположение.

Отчего Христос отнесся так снисходительно к сомневающемуся Фоме?

Во-первых, потому, что Фома, сомневался не в словах Господа, а только в словах людей.

Во-вторых, потому, что в воскресении Христа сомневался не один он, а все ученики Его. Так, мы читаем: Мария Магдалина (Мр.16:10-15) пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышавши, что Он жив и она видела Иисуса - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение и те возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати возлежавшим на вечери и упрекал их за неверие e и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И это были ученики Его, которые видели, как Он исцелял больных, слепых, как воскресил сына вдовы Наинской и Лазаря, которые слышали, как Он говорил, что Сыну человеческому много

должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и убиту, и в третий день воскреснуть (Мр.8:31).

В числе сомневающихся были:  Иаков, который потом в своем послании (Иак. гл. 1) писал против сомневающихся, одаренный, проникновенный Иоанн и др. Можно ли было требовать от малозаметного Фомы большего? Нет, Христос не мог осуждать его, раз передовые ученики Его оказались столь маловерными.

В третьих потому, что сомнение Фомы не было похоже на равнодушное, сытое coмнение  Пилата. Это было сомнете искреннее, серьезное и честное. Он не только сомневался, но он внутренне желал узнать истину, убедиться в ней. Кто из нас не испытал этого сомнения? Вас притягивает одна какая либо истина. Вы знаете твердо, что она есть, но она скрыта под грудой побочных явлений, фактов или разных человеческих заблуждений.

Вы знаете, что от усвоения скрытой для вас истины зависит ваше душевное равновесие и счастье. Но вы не знаете, в чем заключается истина. Вы читаете и слышите множество указаний и разъяснений. Одни говорят: воля Божия в этом, другие утверждают: нет, воля Божия в другом. Эти человеческие разъяснения противоречат друг другу и чем больше их, тем получается большая сумятица в вашем сердце и душе.

Ваша душа, раздираемая разнородными мыслями и чувствами, уподобляется морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1:6) и приходит в состоите невыносимого мучения. Это мучение усиливается все возрастающей жаждой познания истины, которая не дает вам покоя. Вы не спите, не можете работать, все ваши мысли прикованы к одному вопросу.

Наконец, вас достигает слово Апостола: если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрека - и дастся ему, но да просите с верою, не мало не сомневаясь (Иак.1:5-6). Вы следуете этому совету. Вы молитесь, но и в молитве вашей вас преследует сомнете.

И в молитве ваша душа страдает... Но жажда познания вас не покидает; молясь, вы продолжаете сражаться с сомнениями и вызывать в себе веру. Вы просите и молите о вере...

Таково состояние честного сомнения. В сущности, оно есть мучительная жажда познания истины; жажда, которая усугубляется мукой, происходящей от того, что пред человеком имеется 50 источников воды, но они все отравлены ядом за исключением одного, заключающего в себе чистую живую воду Христа.

Нужно найти этот один из числа других.

Какой же это источник? Вот вопрос, который терзает вас.

Таково было сомнение Фомы. Факт воскресения Иисуса казался его уму невероятным и невозможным. Но с другой стороны товарищи говорят ему, что видели Иисуса воскресшим. Он мог думать, что им явился призрак. Но вместе с тем он смутно припоминал, что Иисус что-то говорил о воскресении. Ему хотелось верить, что Он воскрес, но он боялся разочароваться: а вдруг, если Он не воскрес, тогда у них не будет защитника и они будут в большой опасности от Иудеев и тогда опасно быть в собраниях одиннадцати. Но если Он воскрес? и я не буду там, не увижу Его, и Он узнает, что я отверг Его? Не больно ли это будет Ему? И Фоме должно было стать тяжело на душе при этой мысли. Он воскрес! звучало в его душе. -  «Нет, не может этого быть!» раздавалось в той же душе через нисколько минут. - Но среди всего этого его ни на минуту не покидало горячее желание узнать истину. Оттого-то он не отверг слов апостолов, а выразил желание видеть Христа, вложить персты в раны Его и таким образом устранить свое сомнете и муки. Да, он сомневался честно! Христос, проникший в горницу учеников через закрытую, проник и в мятущееся сердце Фомы. Он видел в нем муки жажды и голода. Он, сказавший: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6), не мог оставить его страдать долее. Он чувствовал к нему сострадание. И прежде чем Фома открыл уста свои, Иисус уже зовет его; подай перст твой сюда и посмотри руки Мои:         подай руку твою и вложи в ребра Мои (Иоан.20,:27).

Дивная любовь! Христос Сам убеждает Фому.

Не сказано ничего, вложил ли Фома свои персты или нет, - скорее всего нет.

Вдали от Христа, от Его учеников, т. е. от Его церкви он готов был подвергнуть воскресшего Христа тщательному исследованию для того, чтобы признать только один факт воскресения Его. Когда же Христос явился к нему в славе воскресения и любви, то ему несомненно стало стыдно за свое намерение исследовать Иисуса. Его неверие e и сомнение мгновенно исчезло, и он сразу признал не только воскресение Иисуса, но и Его божественность, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!»

Не будет ничего удивительного, если эти строки попадут человеку находящемуся вдали от Христа и Его церкви и сомневающемуся. Друг мой! Серьезно ли, честно ли ты сомневаешься? Есть ли твое сомнение голос жажды истины? или равнодушия Пилата? Переживаешь ли ты душевные муки из-за того, что тебе неясно многое о Христе, о Его воскресении? Если да, то поступи подобно Фоме. Отвергни толки людское. Приди к Самому Христу, что ты можешь сделать через Его слово и молитву и вскоре у тебя будет предначертан Иисус Христос, как бы пред тобой распятый (Гал.3:11) и воскресший. Внутренними очами ты увидишь Его раны от гвоздей, перенесенные им за твои грехи. Ты увидишь Его полный любви взор, с лаской направленный к тебе и чуждый осуждения, хотя ты его и заслужил со своим сомнением. Ты услышишь Его кроткий голос: не будь неверующим, но верующим (Деян.20:27). И тогда ты сразу увидишь, подобно Фоме, что в факте воскресения нет ничего удивительного, раз Он - есть Господь и Бог. Невозможное человеку возможно Богу, который царствует над смертью, будучи вечным и единым источником жизни.

Счастлив был Фома, когда уверовал, но ты будешь еще счастливее. Об этом говорит Сам Господь: «ты поверил потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». И это блаженство дастся тебе.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1907  № 4

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.