Д.И. Мазаев: Единство и разделение
28.08.2015

Д.И. Мазаев: Единство и разделение

Статья из журнала «Баптист» 1909, № 2

 «Да будут все едино» (Иоан.17:21).

«Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было

между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». (1 Кор. 1:10).

Молитва Господа Иисуса Христа к Отцу Богу и мольбы апостола Павла к его духовным детям, одинаково имеют своею целью единство народа Божия. Необходимость единства есть вместе с тем естественное следствие единства происхождения и единства целей впереди, ибо как сказано: «все от Единого» (Евр.2:11). В послание к Ефесянам апостол разъясняете основание этого единства более подробно, он говорит: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (4:3-6). Конечно, эта одна вера, исходящая из одного источника, распространялась в мире  посредством многих - Павла, Кифы, Аполлоса и других, но кто Павел и кто Аполлос? они только служители, и свет, который чрез каждого из них светил в той или другой местности, в сущности исходил из одного общего источника, лучи которого, чрез кого бы они ни распространялись, одинаково вели души человеческие из тьмы и  мрака к тому единому центру, который Один просвещаете всякого человека, приходящего в мир. А потому основанием для деления не может служить то, что один говорит: я Павлов, а другой - я Аполлосов, ибо они суть лишь отдельные служители одного Христа и различные проповедники одной и той-же истины, и апостол, увидевший в Коринфе разделения, предложил им единственно возможный в сем случае вопрос: «разве разделился Христос»? а так как Христос не разделился и так как кроме Христа никто другой за нас  не распялся, то ученики не могли ни в чье другое имя, кроме Христа, креститься и, естественно, не имеют никаких нравственных и разумных оснований к делению.

Не очень давно мне пришлось быть присяжным заседателем при окружном суде и священник, который постоянно находится в суде, заметив, что я не присягал, подошел однажды ко мне и стал расспрашивать о моей вере, и когда узнал в чем дело, то в заключение сказал: «я не фанатик, и не могу не только преследовать, а и обвинять человека за его верования; но все же скажу, что разделение христианства есть его общий позор и его общий недуг: не будь этих разделений, христианство представляло бы собою силу, как масса, а главное -  оно имело больше нравственного уважения в глазах не христианского населения земного шара. Теперь же христианство раздроблено и, следовательно, не имеет того обаяния, которое оно непременно бы имело при единстве, и теперь оно в глазах не христиан не является единым учением, а является множеством сект и, что еще более печально и обидно, заключил свою речь священник, так это борьба христиан между собою». И это верно и это действительно стыд и позорь христианства, а особенно если вглядеться в самые основания и причины делений: - или имена служителей (Павлов, Кифин или Аполоссов), или понятие о законе и обрезании, или поняла о Марии (Богородица или Христородица), или имя Самого Господа (Иисус или Исус) - спорь, который назван очень верно спором основанным на типографских ошибках, - или, наконец, спорь и разделения из за названия.

Спаситель молился о единстве, и мы также должны непрестанно молиться об этом; апостол Павел умолял христиан «остерегаться производящих разделения» и «сохранять единство духа в союзе мира» - будем это делать также и мы. Но чтобы яснее показать нашим немощным братьям вред разделений я приведу несколько исторических сведений. -Израиль некогда представлял собою один народ и одно царство, центром которого быль Иерусалим, «город святой», куда, в определенные Господом времена, «восходили все колена Господни», чтобы по закону Израилеву славить имя Господне. Таким образом этот центральный город был, одинаково свят и дорог в глазах всех колен Израиля и в глазах каждого отдельного Израильтянина, и радостно было смотреть как каждый из них шел туда «с даром в руке своей» и каждый не только «просил мира Иерусалиму», но и заботился о материальной поддержке этого общего города. Но так было не долго и наступил скорбный час,  когда единство Израиля было разорвано и когда из одного некогда народа вдруг образовалось два враждебных друг другу царства, из коих отделившаяся половина не только ввела у себя чуждый народу Господню языческий культ, но и в конце концов дошла до такого забвения своего национального и некогда духовного единства, что подавила чувства родства и под стенами святого города оказалось войско Израильского царя Факея, в сопровождены язычника Рецина, царя Сирийского с его войском (Ис.7:1). Конечно, Господь быль силен, чтобы угасить эти две «дымящийся головни», но все же это зло и зло происходящее именно от разделения...

Было некогда нечто похожее на это и истинно печальное и у нас в России. Россия управлялась князьями, а в общем была под властью татар. Княжеский престол переходил к наследнику или по воле отца-князя или по известному праву старшинства, но не редко являлись среди княжеских детей личности властолюбивые, который ни по воле отца, ни по праву старшинства получить княжения не могли, то они отправлялись в Орду к ханам и там, как некогда Ефрем у Ассура, «подарками приобретали расположение к себе» (Ос.8:9) и добывали ярлык на княжение, почему и не удивительно было видеть наряду с князьями, княжившими по завещанию отца и по праву старшинства, княживших и на основании ханского ярлыка. Все это, конечно, унижало и ослабляло Росою и возвышало и упрочивало Орду.

То-же самое может быть и в церкви. В здоровом состоянии церковь, конечно, ничего подобного не допустит, но при состоянии нездоровом, при распрях и особенно при разделении этого только и надо ожидать. Когда церковь находится в единстве духа и скреплена союзом мира, то она ведет дело правильно, ни пред кем не заискивает и никому не делает поблажек: её учение, как здоровая и питательная пища, питает и взращивает её чад во спасение; но когда союз мира нарушен и единство духа потеряно, то порождается конкуренция со множеством уступок и поблажек и нередко в чистые сердца юных духовных чад вливается отрава в виде питья «с примесью злобы своей» и все это оканчивается в лучшем случае тем, что одна из сторон овладевает местами собраний и изгоняет из них другую, а в худшем случае дело доходит до правительственных ярлыков.

Мы, как и Иоанн Грозный, не можем признавать счастливым царства, когда оно «от попов владомо», а равно не можем признать желательным чтобы церковь Христова, за которую Он пролил Свою кровь, - управлялось каким-нибудь чиновником, а потому естественно должны быть на страже и всеми силами души отстаивать свободу церкви. Мы хорошо знаем, как жилось западной Европе под деспотическим гнетом Римских пап, и хорошо знаем как живется тем церквам, которые находятся во власти мирских чиновников. Господство Римских первосвященников создали сами короли и герцоги, которые из мелочных подачек униженно лобызали их туфли, а кто закрепостил церковь мирским владыкам? - Библия по крайней мере полна упреков по адресу Израиля, что он, потеряв ум и сердце, «истаптывал обувь», ходя то в Египет, то в Ассирию к языческим царям и тем «унижался до преисподней». Пророк же Иеремия, говоря о господстве язычников над евреями, упрекает Иудею. что она «сама приучила их начальствовать над собою» (Ос.7:11; 8:9; Ис.57:9; Иер.13:21). - То же самое может случиться и в наши дни, если только, - сохрани Бог,  - произойдет церковный разрыв...

Далее. Когда Христос возвестил миру благую весть Евангелия, то еврейский народ разделился на двое и образовалось два отдельных общества: церковь Господня и еврейская синагога. Отношения этих двух общин друг к другу было до крайности противоположное: церковь Господня, созданная любовью, дышала к евреям искренней любовью, возвещала им мир и радость спасения; еврейская же синагога стала по отношению к церкви в крайне враждебное - даже в недобросовестно враждебное - отношение и повела борьбу. Теперь, интересно взглянуть на эту борьбу. - Пришел к евреям Христос, «слава Израиля» и они Его не приняли, когда же к тем самым евреям пришел Иуда, - предатель. - то они не только приняли его, а даже еще при этом обрадовались (Лук.22:3-5). Думаю, что если бы в это время стали пред еврейскими старейшинами проводить сравнение отвергнутого Иисуса с принятым ими Иудой, то это едва ли могло иметь хоть какое-нибудь значение, равно было бы бесполезно убеждать их, что Иуда уже не только не апостол, а даже и не ученик и что он в церкви Господней получил печальное наименование «сына погибели». Им в их данном положены нужно было не качество человека, а его отношение к церкви и, раз он служил им желательную службу, то этого им было вполне достаточно, и они радовались. Нам хочется еще раз и уже не сказать, а крикнуть: братья! берегитесь разделений, а иначе и здесь может быть тоже самое: людям передовым и заслуженным не будет места, а изгнанным и отпавшим, служащим Иудину службу, будут с радостью открыты двери...

Любезные братья! Ищите мира и стремитесь к нему; не увлекайтесь ничем и единство церкви ставьте выше всего. Ваша работа в этом направлены имеет поощрение и надежную поддержку в молитве Господа и в совете апостола. Настанет день расчета и все созидающие единство как «добрые и верные рабы» войдут в радость Господина; все же разгоняющие единое стадо будут публично посрамлены и изгнаны из обители вечных радостей как «делатели неправды». Бог в помощь вам, святые и верные братья!

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 2

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.