Святая жизнь и как ее прожить
16.09.2015

Святая жизнь и как ее прожить

Статья из журнала «Христианин» 1908, № 1

Причина прошлых падений.

«Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» Ис.59:2.

«Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» Пс.25:2.

На пути искания святости, на который мы вступаем, нам нужно прежде всего разобраться в том, что мешало нашей святости раньше и что мешает теперь. Что какая то помеха есть, это для нас несомненно. Мы не то, чем хотели бы быть и не то, чем должны были бы быть. Мы имеем горькое сознание того, что наш христианский опыт полон разочарований. Мы не имеем той святости, на которую надеялись при вступлении в союз со Христом. Что помешало нашему росту? Нам нужно это узнать. Ищущего святости Бог прежде всего призывает к самоиспытанию. Он требует, чтобы оно было совершено с полною искренностью и правдивостью. Нельзя скрывать уголки, в которых запрятано что-либо недозволенное. Нельзя извинять трех, называя его слабостью. Нельзя дозволить вкрасться гордости от прежнего духовного опыта и помешать строгости нашего самоиспытания. Надо дать Господу обнаружить нам всю нашу скверну и со стыдом и горем каяться в раскрытом Им грехе. Выдавать себя не за то, что мы есть: это фатально, пагуба для святости. Единственная наша надежда на усовершенствование в полном и честном открытии нашего истинного положения перед Богом. В ветхозаветный времена Пасхи, когда Бог посещал Свой народ особенными благословением, евреям было приказано: очистите дома ваши от закваски. «Ничего квасного да не будет в них». Это приказание тщательно исполнялось. Еврей знал, что в том доме, в котором останется закваска, благословения не будет. Это противно Богу, и Он не посетит этот дом. Поэтому ни одна комната не оставалась не выметенной, каждый уголок, куда могла бы попасть частица закваски, тщательно осматривался, с зажженной свечой, и все, что находилось кваснаго, выбрасывалось вон. Даже после этого, из опасения, чтоб не осталось чего-либо незамеченным евреи имели формулу, которая называлась проклятием закваски и произносилась перед Богом, «я сделал все, что мог, чтобы удалить закваску; если она все- таки есть у меня в доме, я проклинаю ее и отказываюсь от неё всецело.

То, что делали евреи, нужно сделать и нам. Если мы хотим, чтобы Господь вошел в нашу жизнь с полнотой благословения, мы тщательно должны исследовать нашу жизнь, чтобы найти то, что может оскорбить Его, и Его же силою изгнать это. И даже, когда это будет сделано, не воображайте, что ваша жизнь чиста, но сознавая свою греховность, которая может быть недостаточно вам видна, смиренно молите и ожидайте очищения от него. К этой работе самоиспытания приглашаю я вас теперь. «Испытаем пути наши и обратимся к Господу».

1.       Начнем с сокрытой жизни нашей. Испытаем ее Каждый из нас живет внутренней жизнью, которая видна и известна только одному Богу. Это - жизнь мыслей, который никогда не находят выражений; мечтаний, которые никогда не осуществляются; решений, которые никогда не выполняются. Это - жизнь, о которой не подозревает никто из наших близких, жизнь, которую мы переживаем одни. И сколько в ней греха! Когда Божественный свет упадет на эти темные уголки, мы невольно вздрогнем. Смотрите, что он обнаружит. Дурные мысли. Дурные мысли о Боге; ропот на Его деяния; протест против Его воли; жалобы на то положение, в которое Он нас поставил. Мысли иной- раз такие темные, что, выразись они в словах, это было бы страшным богохульством. Мысли эти никогда не сообщались другим, а слагались в тайниках души. Дурные мысли о людях, завистливые, недоброжелательные, лукавые, презрительные, выраженные словами это были бы проклятия, а делами - убийства. Только благодаря благодати Божьей в нас, они не выходят наружу. Дурные мечтания и желания. Их много можно найти в наших сердцах. Мечтания нечистые и недостойные часто, увы, гнездятся в них и мы их лелеем; мечтания, иной раз с поразительной ясностью выступающие в наших снах. За этими мечтаниями поспешно следуют сильные и страстный желания, который могли бы выразиться в безумных и нечистых поступках, если не было сдерживающего влияния Духа Божия. Это две формы, в которых обнаруживается закваска греха в тайниках нашей жизни. Но Господь в описании нашего сердца, говорить еще о других. Мы прочтем это с молитвой о том, что бы при чтении этих слов сокрушились сердца наши перед Богом и вся наша гордость и проклятое самообольщение оставили бы нас. «Изнутри, из сердца человеческая, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:15-23) Какие ужасные открытия делает святость Божия, когда она обращается на нас! В сокрытой жизни нашей есть закваска, есть грех, и это является препятствием в нашем стремлении к святости.

2.       Теперь испытаем себя по отношению к нашему обычному чтению и занимает большую часть нашего времени и оказывает большое влияние на нашу жизнь. Книги очень действуют на нас и иногда действуют нехорошо. В книгах, которые мы читаем, мы часто можем найти тайную причину многих неправильностей в нашей жизни. Вы, может быть, замечаете понижение в вашей духовной жизни? У вас меньше радости во Христе, чем было раньше; меньше усердия в служении Ему; меньше свободного полета и силы в молитве. Чем объяснить это? Вы читали скептически книги, (книги, в которых проповедуется сомнение или неверие), в которых бесчестится имя Христово и слово Божие, и неверие закралось в ваше сердце и удалило вас от живого Бога. Или вы читали обычную литературу, всякая рода книги, худые и хорошие, полезные и вредные, и они вытеснили Библию и назидательные книги из вашей жизни. Что же удивительного, если ваша духовная жизнь понизилась и ослабела! Вы отравляли ваш ум и в тоже время пренебрегли о Божественном противоядии; вы питались соломой не насыщающей алчущую душу и отвергали небесную манну. Ныне, когда Господь говорить вам «испытайте пути ваши», откройте ваши книжные полки пред Господом и просите Его изгнать оттуда все, что Он не одобряет.

3.       Третье, что требует тщательного испытания, это наша обычная еда, питье и одежда. Может показаться странным, что, говоря о святости, мы касаемся этих предметов. Многие возмутятся упоминанием о них, но мы желаем, чтобы наше самоиспытание было тщательным. Господь давно уже предупреждал нас, что вопросы «что нам есть? что пить? во что одеться? могут занять слишком большое место в наших сердцах. И, без сомнения, оно так и есть. Самооправдание в этом деле является в настоящее время одной из величайших помех для достижения личной святости. Как мы огорчаем Господа Иисуса, когда Он видит на столах Своих детей много бесполезных излишеств, а тысячи бедных, которых он оставил в наследие Своей Церкви, чуть не погибают с голода. Как грустно должно быть Христу видеть, что христиане позволяют себе употреблять то, что приводить к погибели тысячи душ и теле и ведет к стольким преступлениям и несчастиям в нашей стране! Что может подумать наш Спаситель, когда именующие себя Его последователями потакают своей гордости и тщеславию в своей манере одеваться и уподобляются в этом неверующему миру, вместо того, чтоб слушаться сказавшего: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».  В этих обыденных, но весьма важных делах, испытаем себя и свои пути и обратимся к Господу.

4.       Теперь перейдем к испытанию нашей домашней жизни и посмотрим, каковы мы по отношению к нашей семье. Христианство есть главным образом религия домашнего очага. В нашей домашней жизни мы можем найти, и многие найдут причину прошедших неудач в деле нашего стремления к святости. Часто в семейной жизни позволяют себе такие грехи, которых (постыдились бы) никогда бы не потерпели вне этой жизни. В нашей домашней жизни находится закваска препятствующая Божьему благословению. Может быть, она лежит в нашем характере, этом ужасном разрушителе мира в семье. Сколько вреда принесла одна эта форма греха! Сколько от него было несчастий! Ссоры между мужем и женою, горячие раздражительные (гневные) слова, обвинения и взаимные упреки вылетали из уст тех, кто клялся пред Богом любит друг друга. Ссоры между хозяйкой и прислугой; придирки, колкости и брань с одной стороны и упрямое сопротивление с другой. Ссоры между братьями и сестрами, омрачающие семейную жизнь и нарушающие мир в доме. Или же себялюбие и необдуманность ведущие к умножению скорби, без всякого намерения со стороны того, кто ее причиняет. Муж, возвращающийся с работы домой, своим ропотом на то, что обед не готов, или дом не в должном порядке, может причинить невыразимое огорчение любящей и преданной жене, которая может быть не успела за всем присмотреть, потому что дети не здоровы. Брат шумно влетающий в дом, может своим шумом обеспокоить больную сестру, раздражить её нервную систему и отсрочить её выздоровление. Все это может казаться пустяками, но ничто не должно считаться мелочью, если оно может огорчить Бога. Не были ли мы часто виновны в этих мелочах? Не случалось ли нам раздражаться, поступать необдуманно и эгоистично в нашей домашней жизни? Не мудрено тогда, что наш христ1анск1й опыт весьма неудовлетворителен. Если мы тут были неправы, будем искать благодати восстановляющей нас, потому что и эти мелочи имеют большое жизненное значение. Как они ни малы, а все же это мухи в благовонной масти, портящие её аромат, куски закваски в доме, мешающие Спасителю войти в него.

5.       Как мы проверили пред Господом нашу внутреннюю, домашнюю жизнь, так проверим и внешнюю, общественную. В ней найдется много помех к святости и, быть может, именно в том, как мы поступали в обществе наших, друзей окажется причина несовершенства нашей христианской жизни. Мир почти также противится Христу теперь, как противился во времена составления Библии. И теперь остается верным, что дружба с миром есть вражда против Бога. Все общество целиком вполне морское; дух мира владычествует в нем. И потому, в нашей общественной жизни, где мы часто руководствуемся общественным мнением, может оказаться много неугодного Христу. Христос учит людей презирать богатство, а общество поклоняется ему. Христос говорить, «отложив всякую ложь, говорите истину друг другу», а общество учит нас скрывать наши чувства и говорить вещи часто совершенно лживые. Христос повелевает нам не злословить вовсе; общество делает злословие главным предметом разговора. Как должна огорчать Господа вся эта лживость и неискренность нашей общественной жизни! Что должен он думать о нашей видимости любви по отношению к тем, которых мы ненавидим, об наших выражениях восхищения перед тем, которым мы, в сущности, завидуем? об оказании уважения тем, которых мы в душе презираем. Лицемер1е, притворство и мелкий обман в нашей общественной жизни должны безмерно Его оскорблять. Будем молить Его открыть нам наш грех и в этой трудной сфере нашей жизни вести нас Своим путем.

6.       Прежде, чем мы кончим нашу работу самоиспытания, обратимся еще к нашей служебной деятельности. Некоторые воспротивятся этому и скажут в своем сердце то, что другие говорят открыто - а именно, что религия человека не должна вмешиваться в его деловую сферу. Но если религия не может касаться деловой жизни человека, то её вовсе не стоить иметь. В служебной деятельности многих именующих себя христианами лежит тайная причина их неуспеха и падения в христианской жизни. Многим читающим эти строки придется совершенно изменить свою служебную деятельность, если они ищут святости. Помехи тут могут быть разных родов. Может быть самый характер деятельности. Она может быть противна Богу по существу и вредна для души и, если христианин сознал это, он должен оставить ее, чего бы это ему ни стоило. Затем, самая деятельность может быть недурной, но деньги, который она приносить, могут занимать недолжное место в сердце. Далее, могут быть долги. Это одна из самых обыденных помех к святости, хотя об ней мало думают. Тысячи христиан нашли в уплате долгов как бы дверь, ведущую к новой благословенной жизни. Может быть также отсутствие заботливости о благе своих подчиненных, причиняющее им горе и обиды, который не были умышленны с нашей стороны, но набросили тень на имя Христа, которое мы носим. Каковы бы не были наши грехи в общественной жизни, Господь нам их откроете если мы смиренно будем просить Его об этом.

Теперь наше самоиспытание окончено. Но какие ужасные открытия мы сделали; сколько зла, какую пропасть греха открыли мы в себе. В нашей внутренней жизни небрежность в молитве, неверие, непослушание, худые мысли, пустые мечтания, дурные желания: в семейной жизни раздражительность, себялюбие, невоздержность; в общественной жизни лицемерие, зависть, неискренность, сплетни, пересуживание; в деловой жизни стремление к обогащению, обман, скупость, жестокость. И в глубине всего этого сердце, исполненное всякого зла «лукавое более всего и крайне испорченное». Немудрено, что мы падали, когда терпели столько зла в своей жизни. О, как смирит нас открытие всего этого зла! Как заставит взывать: «Боже, будь милостив к нам, грешным»!

Но что же делать с грехом? спросите вы. Прежде всего, сознайтесь в нем. Не старайтесь его скрыть. Не придумывайте извинений для него. Честно откройте его перед Богом. Затем отвергните его, изгоните прочь, удалите от себя. «Но этого-то я и не могу сделать», скажете вы. Вы дошли до этого сознания? Ну, и слава Богу; если вы сознаете свое полное бессилие в деле самоочищения, то это уже первый шаг к освобождению. Сознавая свою вину и свое бессилие, принесите ваши грехи Господу Иисусу Христу. Предайтесь Ему вполне. Скажите:

К Тебе несу я все грехи Исчислить их нет сил,

Омой их Сам в Своей крови,

Которую за нас Ты лил.

Когда вы с этой мольбой преклоните колени, то услышите милостивые слова «окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших, очищу вас» (Иез.35:25).

Невозможное вам - возможно Богу. И Он совершит это теперь же, если вы предадитесь Ему вполне. Если вы отдадитесь в Его руки, то Он, открывшей сокрытый грех Своим святым светом, обратит на вас руку Свою и как в щелочи очистит с вас примесь, и отделит от вас все свинцовое. (Ис.1:25).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1908  № 1

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.