Третья научно-историческая конференция в Великом Новгороде
23.09.2015

Третья научно-историческая конференция в Великом Новгороде

Третья открытая научно-историческая конференция «Русский протестантизм» прошла 12-13 сентября в Великом Новгороде в церкви «Храм Христа». Конференция приурочена к особой дате в истории - 600-летию казни в г. Констанце (Чехия) известного священнослужителя-реформатора Яна Гуса.

Участники конференции - ученые, историки, архивисты, филологи, богословы, философы, священнослужители, журналисты - прибыли из разных городов Новгородской области, Санкт- Петербурга, Москвы. Проводил конференцию основной ее вдохновитель и организатор Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области. 30 лет назад Анатолий Иванович был рукоположен на служение пастора на Новгородчине. Его супруга Любовь и вся его благословенная семья служит Господу.

В своем приветственном слове Анатолий Иванович раскрыл тему: «Ян Гус - человек-знамя». Как отмечает Анатолий Иванович, «Ян Гус стал ярким протестантским знаменем не случайно. Ян Гус говорил об Истине через Писание. Писание - базис нашей веры... 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен на костре. Вместе с ним в огонь отправилась и Библия в его переводе на чешский язык. Чем же она была так опасна? Священное Писание на родном языке отодвигало контроль римской и немецкой курий за местным богослужением, представители которых зачастую не владели чешским языком, а через это ослабляло иностранное влияние, потому что открывало двери в теологию, науку и культуру местному населению. Оно еще и получало возможность сравнить постановления Римской церкви с первоисточником. Прах первого чешского реформатора был развеян над водами Рейна. Но его идеи не умерли вместе с ним!» Богословие Яна Гуса, открывшее дверь в теологию, познание Слова Божия, подвиг веры Яна Гуса повлияли на ход развития евангельского движения во всем в мире.

Темы докладов на конференции освещали важные моменты развития евангельского движения как в России, так и в мире: «Ян Гус. Оглушающее смирение», «Мартин Лютер и Реформация», «Достоевский и Лесков как свидетели евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге». М.С. Каретникова «Вопреки всему», «Апокалипсис в поэзии В.Набокова», «Духовные истоки творчества М.М. Пришвина», «Пути протестантского богословия в контексте чешского религиозного движения гуситов». Среди докладчиков были постоянные участники конференции - известные историки и филологи. В. А. Степанов, заведующий Библиотекой христианского общества «Библия для всех», историк-исследователь, архивист.  Йозеф Барон - лютеранский архиепископ, профессор Нового Завета. О. Н. Соколова - филолог (СПб.). Все доклады содержательно раскрывали темы, обогащая присутствующих знанием представленных тем. О разнообразии докладов А. И. Корабель сказал, что «когда мы изучаем историю, литературу, или биографию личности, то начинаем больше понимать, что, где и как переплетается. Нужно этим заниматься и изучать. Мы допускаем к чтению разные доклады. Слава Богу, что они есть! Мы не должны заниматься только историей протестантов, евангелистов. Хорошо, когда мы через литературу выходим на творческую верующую интеллигенцию». На конференции Анатолий Иванович представил свою статью «Переселение латышей в Новгородскую губернию» (33 страницы), опубликованную от  Российской Академии наук в Новгородским историческом сборнике из 500 страниц. В статье говорится о пятом переселении на Новгородчину верующих латышей, которые начали проповедовать Слово Божие, организовали церковь и открыли свои Молитвенные дома и школы.

По материалам конференции планируется выпуск научно-исторического сборника. На конференции состоялась презентация журнала «Христианское слово», миссия журнала - представление евангельских христиан России, жизни церквей, истории протестантизма российскому обществу. Присутствующие по достоинству оценили важность этого издания.

13 сентября в церкви «Храм Христа» прошло праздничное богослужение, посвященное празднику Жатвы, на котором радость торжества с членами церкви разделили и участники конференции. Жатва – это праздник особой благодарности Господу за все, что Он дает в нашей жизни. А научно-историческая конференция «Русский протестантизм» - это демонстрация духовных плодов со всего мира.

На праздничном богослужении также состоялась презентация журнала «Христианское слово».

Русские протестанты несут важную миссию благовестия в России. Своими впечатлениями о конференции поделились ее участники.

Михаил Васильевич Шульц, пресвитер церкви «Храм Христа»:

- Для меня эта конференция очень важна. Я был на всех трех конференциях. Надо молиться, чтобы такие конференции проходили ежегодно. Здесь мы растем духовно, потому что познаем очень многое. Ведь приезжают специалисты своего дела. Конференции проходят на определенные темы и лично мне через это многое открылось. Я думал, что знаю о Яне Гусе почти все, оказалось, это совсем не так. Я обогатился знанием истории как протестантского движения в целом, так и русского протестантизма. Я как-то проповедовал в гуситской церкви в Праге, где протестанты считают себя последователями Яна Гуса. Я очень тщательно готовился. На конференции я понял, как я  мало знал! История о Яне Гусе, герое веры, на конференции меня просто поразила. Понял, что надо учиться, заниматься и познавать еще больше. Если будут конференции именно такой направленности, то будет стимул к духовному росту, потому что услышанное можно передать другому через проповедь, общение. Хочу сказать докладчикам большое спасибо, потому что все доклады были направлены к одной цели, на подвижничество, на то, что нам так необходимо.

Виталий Борисович Третьяков, пастор церкви г. Пестово:

- Мы, современные люди, на таких конференциях через историю вспоминаем жизнь людей, которые посвятили себя Господу. Это вдохновляет, ощущается сила Божия, потому что совершались замечательные дела через людей, ходившие в Духе Божьем, несмотря ни на что. Ощущается сила свидетельства веры той, прошлой, жизни для нас сейчас. В Писании Господь показывает нам облако свидетелей, чтобы мы взирали на их кончину, подражали их вере. Через такие конференции реально ощущается влияние героев веры на нас, простых людей, как будто нет этих сотен прошедших лет, разделяющих нас.

- Нужно ли открыто заявлять тему: «Русский протестантизм»?

- Мне лично это очень интересно. Когда начинаешь углубляться в эту тему, то увлекаешься. Мы встречаемся с теми же самыми проблемами, искушениями в жизни. Они для нас - пример свидетельства веры в жизни, обогащение.

- Пожелание служителям?

- Не пренебрегать возможностью познать историю братства, протестантов. Это укрепляет и соединяет нас вместе.

Сергей Николаевич Заболоцкий, учитель истории, советского права. Сейчас заведует канцелярией церкви «Храм Христа», и.о. диакона церкви, г. Великий Новгород.

- Какова польза для верующих и для общества от таких конференций?

- Есть и польза, и плоды. Но все только начинается, лишь третий год идут подобные конференции. Есть публикации докладов и статей на тему протестантизма. Проявляется определенный интерес.

- Что вы, как историк, вкладываете в понимание «Русский протестантизм»?

- Русский протестантизм - это уже явление в истории России, данность, объективная реальность. На такой конференции можно услышать малоизвестные или вообще неизвестные факты, что формирует отношение к протестантам и меняет иногда в какую-то сторону мировоззрение. Приобретается что-то новое, полезное, что можно почерпнуть и сопоставить с тем, что имеешь. Это движение.

- Что вы бы сказали православным, которые говорят, что протестанты - это западная, не русская вера?

- От чего зависит поиск Бога человеком? Разве он зависит от сторон света: запада, востока? Человек может задуматься о духовности на основании своих знаний, а потом оказывается, что он в этих вопросах ничего не понимает. Есть выражение «вполне себе верующий», а потом выясняется, что он ничего не знает, даже не знает о существовании Библии. Вера не зависит от принадлежности к Западу или Востоку. Просто человек начинает испытывать потребность в духовности, нравственности, в тех истинах, о которых говорит Святое Писание. Верующий человек понимает, что поиск Истины идет от Господа. Бог постепенно открывается человеку.

- Ян Гус был чехом...

- История имеет преемственность. Возникают такие важные ключевые фигуры в духовной истории, как Ян Гус, Мартин Лютер, это все по наитию свыше. Господь посылает побуждение человеку, твердое сердце в вере, как у Яна Гуса, он должен выстоять в определенный момент, утвердить свою веру, прежде всего, самому себе, а получается огромная польза для человечества, эпохи. Он, может быть, не задумывался о каких-то глобальных вещах, а получилась Реформация. Россия входит в мировую историю, хотим мы этого или нет, мы все делаем историю каждый день, каждую секунду.

- Ваши пожелания?

- Необходимо участвовать в таких конференциях. Нам нужен диалог с миром через научно - исторические темы. Господь сказал: «Идите и научите!» Конференция – это форма поиска, выхода в духовно - просветительскую историю. Кто-то заинтересуется, придет, послушает, а потом с ним происходят какие-то изменения.

Йозеф Барон, лютеранский архиепископ, профессор Нового Завета, г.Санкт-Петербург:

- Я уже третий раз имею честь и возможность принимать участие в такой конференции. Тема моего доклада была связана с юбилеем Реформации. Ведь через два года мы будем отмечать 500-летие с того дня, когда 31 октября 1517 г. Мартин Лютер опубликовал свои знаменитые 95 тезисов. На этой и предыдущих конференциях я почувствовал христианский общий дух, содружество, христианскую взаимную любовь. Все доклады на этой конференции были интересными, глубокими. Хочу пожелать братьям евангельской веры Великого Новгорода и епископу Корабель Анатолию дальнейших успехов в служении Господу. Я был очень рад участвовать в юбилее – 30-летии рукоположения, которое отмечал в эти дни А. И. Корабель. Нахожусь постоянно в общей молитве за него и его родных и близких, а так же  сослужителей.

- Нужно ли напоминать обществу о русских протестантах?

- Русский протестантизм не особо большая величина на Руси, в России. Но это подталкивает к тому, что мы должны изучать феномен русского протестантизма. Потому что русский протестантизм возрождался в 70-ые годы 19 века. Евангельскому движению Анатолий Иванович посвятил свою замечательную книгу«Via sacra. Святой путь». Это движение не искусственно создано, а возродилось в недрах русского православия, если говорить более объективно. Само желание узнать больше о Слове Божьем, Священном Писании подтолкнуло тогда наших предшественников к этому шагу. В России не было разделения церквей, ухода евангельских христиан от православия, а осуществилось особое духовное возрождение, которое за собой увлекло упрощение внешних форм церковности и пышного символизма, которые свойственно православию. Евангельское движение в России, об этом в свое время и Проханов говорил, - это русское движение, а не немецкое или английское. Оно родилось в недрах русскости. Это уже история России. Конечно, евангельское движение связано и с Англией, и Голландией, и Германией. Но в России евангельское движение было возрождением и интересом именно к Слову Божьему.

- Кем для вас является Ян Гус?

- О Яне Гусе я узнал еще в советское время в образовательной школе из программы 6 класса «Истории средних веков». На конференции я сопереживал истории и подвигу Яна Гуса. Какое страшное пятно остается в истории католической церкви в связи с таким историческим событием. Папа Иоанн Павел II в 2000 г. специально созывал международную конференцию в Ватикане, где были разные представители, ученые, историки, изучающие феномен инквизиции, тогда пришли к выводу, что был такой менталитет у средневекового человека, что многие тогда не воспринимали инквизицию, костры как что-то страшное. Папа римский Иоанн Павел II не раз извинялся за ужасные ошибки, которые были допущены Католической Церковью. Если говорить о евангельском движении на Новгородчине, мы знаем, что многие в советское время за веру пострадали, особенно в 30-е, 40-е, 50-е годы. Дух свидетельства Христова, который так ярко выражен в трагической гибели Яна Гуса, ярко выражается в протестантизме. Думаю, что частица этого Духа остается и на Новгородчине. Чувствовался этот Дух свидетельства и на конференции.

Анатолий Иванович Корабель, епископ евангельских церквей ЕХБ Новгородской области:
- Стоило приурочивать конференцию к определенной дате?

- Дата, или событие всегда привлекает внимание людей. А это начинает обязывать человека относиться к этому событию серьезнее, становится какой-то вехой в жизни. Важно, когда есть люди как знамя веры, таким был Ян Гус. Через дату люди начинают размышлять, думать об этом. Это как забитый гвоздик, веха на своем месте. Если я хочу вспомнить историю, то вспоминаю событие, расставленные вехи, тогда у меня появляется ориентир.

- Обязательно ли делать акцент на теме: «Русский протестантизм»?

- Это главная тема конференции. Такое направление делает конференцию не собранием, а органом, работает как девиз конференции, а не просто как логотип. Русский протестантизм. Мы делаем заявление, что мы - русские! Если мы возьмем любую церковь, то в ней есть корни. И православная церковь не русская, потому что пришла из Византии. А в Византию Церковь пришла из Рима. А в Рим Церковь пришла из Иерусалима. Это исторический святой путь, которым прошла Церковь. Со временем локальные церкви стали называться Русской Православной Церковью, а мы – Русская Протестантская Церковь. Христианство делится на три категории - православие, католицизм и протестантизм, как бы кто ни сопротивлялся.

- Владимир Степанов делал доклад о жизни писателей Лескова и Достоевского. В чем важность таких тем?

- В России все думают, что Лесков и Достоевский были православными. Из истории мы видим, что если Достоевского можно считать православным, то Лескова - нет.

Православные его не отпевали, не хоронили. Он близко дружил с Толстым, у которого секретарём был Владимир Чертков, племянник  жены В.А. Пашкова. Достоевский, Лесков, Пашков имели один и тот же круг общения, где были евангельские верующие. Лесков не считал себя православным. Достоевский отстаивал православие, тем не менее, он был знаком с евангельскими верующими.

- Была озвучена тема по поэзии Набокова.

- Алексей Олегович Филимонов, набоковед, решил представить такой доклад. В ранних журналах «Христианин» есть статьи, переведенные Набоковым под издательством Проханова, на которых стоит имя: В. Набоков. Когда мы изучаем историю, литературу, биографию личности, понимаем, что все переплетается. Нужно этим заниматься и изучать. Мы принимаем разные доклады. Слава Богу, что они есть! Мы не должны заниматься только историей протестантов, евангелистов...

- Важность таких конференций для просвещения евангельских служителей?

- Такие конференции дают новые знания нашей истории. Эта конференция для всех. Нет отбора какие должны быть религиоведы, служители, студенты. Мы пишем, что такие конференции полезны библиотекарям, архивистам, религиоведам, служителям, писателям, историкам. Всем полезно. История - это факты. Планируем издать сборник по материалам конференции  2015 гг.

- Вы 30 лет как рукоположенный пастор. У вас интересная преемственность...

- 30 лет назад в сентябре 1985 г. меня рукополагали епископ Северо-Западного края ЕХБ того времени Сергей Иванович Николаев, пастор церкви г. Пскова Василий Тимофеевич Косяков, пресвитер Великого Новгорода Василий Семенович Корнев и пастор Центральной баптистской церкви в Стокгольме (Швеция) Гёте Сульбере. Николаева в своё время рукополагали Жидков и Бычков, которых рукополагал Карев. Карева рукополагал старший Жидков, которого рукополагал Проханов в 1924 г. В Союзном архиве ЕХБ и у нас есть документ Проханова. Проханова рукополагали в 1924 г. в Праге моравские братья. У моравских братьев строго записано, кто кого рукополагал. Они - последователи Яна Гуса. А Ян Гус тоже принял священство, был рукоположенным служителем. Сегодня христиане совершено другие. Складывается впечатление, что сегодняшние христиане не склонны страдать за Христа. Писание говорит, что мы должны вспоминать наставников своих, подражать их вере, взирая на их кончину. Не было бы Яна Гуса, не было бы гуситов, моравских братьев и т.д. Не было бы рукоположения Проханова и конференции. Это плод, результат.

- Как оживить наше христианство?

- Христиане расслабились. Сегодняшний обыватель нуждается в зрелищах и хлебе. Если есть праздник с чаем, хлебом, то это настоящий праздник для всех. Привязки к событиям, героическим личностям очень важны. Не один же Ян Гус был сожжен на костре, таких были тысячи, но никто их не помнит. Яна Гуса помнят, потому что это была фигура значимая - человек-знамя. Об этом надо говорить, привлекать к этому внимание. Нужно, чтобы человек шел в Церковь как на праздник. Нужно пробуждение. Мы молимся продолжительное время о пробуждении. Если Дух Божий не будет касаться, то ничего не сделаешь, не поможет ни образование, ни наши проповеди, ни наши музыкальные таланты.

Владимир Андреевич Степанов, историк-архивист, автор двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» (2011, 2013); заведующий библиотекой Христианского общества «Библия для всех» (СПб.):

-Радует, что исторические конференции в Великом Новгороде проводятся ежегодно. Это заслуга епископа, а  А. И. Корабель сам является энтузиастом исторической науки. Формат конференции подходит историкам для того, чтобы поделиться новейшими исследованиями, оценить публично качество проделанной ими работы и правильность полученных выводов. Конференция нужна для обмена идеями, для поддержания старых связей и для обретения новых, ведь вместе мы способны сделать значительно больше. Всё это было и на прошедшей конференции. Организаторы постарались, чтобы участники чувствовали себя хорошо, чтобы конференция обогатила всех и оставила добрый след в памяти. Огорчило, что некоторые из заявленных участников не смогли приехать. Правда, их отсутствие отчасти компенсировалось присланными и зачитанными от их имени докладами. Конференция была посвящена 600-летию мученичества Яна Гуса. Русские евангельские историки проявляют всё больше интереса к истокам европейской Реформации. Таким образом, с каждым годом расширяется сфера их интереса и поле исследований. Этот интерес подогревается грядущим через два года юбилеем – 500-летием европейской Реформации. Изучение евангельской истории помогает нам понять, как действуют на практике библейские законы, как складываются на каждом этапе истории отношения Господа и Его народа. Библия полна призывов помнить историю, собирать и передавать ее детям. Чтобы история сохранилась, мало ее исследовать нужно писать и печатать качественные книги, создавать исторические сайты, снимать документальные фильмы. Библия дает много оснований думать, что у любого сообщества, не интересующегося своей историей, будь то христианская конфессия или отдельный народ, просто нет будущего.

- Пожелание служителям России?

Евангельские историки в процессе своей работы чувствуют мало интереса и помощи со стороны церковных руководителей. Их служение, как правило, осуществляется на личном энтузиазме и на собственные средства. Такое положение дел служит серьезным тормозом в развитии евангельской исторической науки. Более того, даже написанные книги по истории ЕХБ остаются часто непрочитанными. Сейчас в Санкт-Петербурге в Христианском обществе «Библия для всех» имеется на складе около 100 экземпляров книги «Рожденные свыше на берегах Ижоры» (том 2). Книга содержит уникальный материал. В основном это биографические очерки евангельских христиан и баптистов, мучеников, отдавших свои жизни за Христа в советское время. Такого рода книг единицы в нашей отечественной евангельской историографии. Почему не сделать иной раз централизованной закупки и не распространить такую литературу по библиотекам поместных церквей? Польза была бы многоплановая. Библиотекари увидели бы заботу о себе и пополнение книжного фонда, читатели – доступ к хорошей и нужной книге, а историк - что его труд не тщетен здесь на земле.

Соколова Ольга Николаевна, филолог, литературовед, главный редактор альманахов «Синь апельсина» и «Искры озарений»:

- На этой конференции «Русский протестантизм» её участники вплотную подошли к осмыслению того, что называется основой бескровной реформации Духа, к вопросу трансформации ума христианина. В чём же она заключается? Я считаю, что нужно начинать с себя, попытаться реформировать сначала свой характер, начать не извне, а изнутри, со смирения перед Богом и людьми. Ведь «чем глубже человек в смирении, тем лучше видит небо», - сказал Св. Филарет, митрополит Московский. Ему вторит Ян Гус, говоря: «Мы учимся вести за собой людей только через смирение, а через осознание своего ничтожества учимся находить правду». Устроителем этой конференции был Господь! Не нашими, а Его усилиями, не по нашей, а по Его воле, собрал Он всех нас воедино в Великом Новгороде в Храме Христа 12 сентября 2015 года.

- Необходимы ли такие научно-исторические конференции?

- Да, конечно! Ведь вовлекая нас в Свою конференцию, Бог даёт нам понять, что мы находимся в центре событий, а не на периферии, в гуще Его, Божьего деяния, Его замысла. Это даёт нам ощущение общности, придаёт смысл работе. Привлекая, но не подталкивая, уча, но не распекая, поощряя, но излишне не опекая, не делая за нас то, к чему мы призваны, Дух Святой ведёт нас к Истине через пламя Святого Евангелия, устанавливая внутри нас Свои высокие стандарты.


Зоя Бардина


Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.