Н. А. Левинданто: Благочиние поместных церквей или церковная дисциплина
14.12.2015

Н. А. Левинданто: Благочиние поместных церквей или церковная дисциплина

Статья из журнала «Братский Вестник» 1955, № 3-4

Вселенская невидимая Церковь и поместные церкви

Слово Божье учит, что всякий грешник, поверивший в искупительную жертву Иисуса Христа, чрез покаяние перед Богом, силою Духа Святого получает новое, духовное рождение и становится одним из членов Тела Христова, то есть вступает в члены Вселенской (невидимой) Церкви Христовой, которая есть собрание искупленных душ всех времен и народов, где духовно царствует Сам Бог во Христе Иисусе (Ефес. 1, 22 — 23; 3, 10; 5, 24 — 25; 1 Кол. 1, 18; Евр. 12, 23; 1 Фее. 2, 12; и другие).

В Слове Божьем имеется также указание на учреждение, по воле Божьей, на земле видимых поместных церквей — со вступлением в них обращенных и возрожденных душ через водное крещение по вере, с надлежащим для таких церквей внутренним устройством, обязанностями и правами (Матф. 18, 17; Деян. Ап. 14, 23; 1 Кор. 4, 2; и другие).

Принадлежность к одной из таких церквей — общин составляет обязанность для всякого обращенного и возрожденного человека (Деян. Ап. 2, 41), что необходимо для совершенствования, взаимного выполнения членами обязанностей в отношении друг друга и распространения общими силами евангельской истины (Марк 16, 15; Деян. Ап. 2, 47; и другие).

В учении Слова Божия об устроении поместных церквей, наряду с другими великими признаками и условиями для истинных церквей (как то: крещение по вере, хлебопреломление и пр.), мы встречаемся с весьма важным и безусловно необходимым в целях жизнеспособности церквей и выполнения ими своего высокого назначения на земле условием, называемым благочинием, или современным словом — дисциплиною (1 Кор. 14, 33, 40; Матф. 18, 17 и т. д.).

Несомненно, практика и жизнь каждой поместной церкви должна проходить в полном соответствии со Словом Божиим, если она хочет верно выполнить свое ответственнейшее и вместе с тем благословеннейшее назначение на земле, — спасать грешников и утверждать спасаемых в вере и послушании Богу. Поэтому здесь, на ряду с полной духовной свободой, не может быть места произволу, своеволию и личному усмотрению кого-либо из членов как в личном поведении, так и в жизни и деятельности всей церкви. Здесь должны осуществляться взаимное наблюдение и поддержка, общая духовная жизнь и работа в полном согласии со Словом Божиим и велениями Духа Святого, чему внешне способствует общий порядок церкви — благочиние (дисциплина). Это вовсе не значит, что духовная жизнь, духовное саморазвитие каждого члена должно определяться известным установленным строем и непременным соглашением с чьим-либо мнением о тех или иных духовных вопросах, не касающихся основных истин нашего вероучения, что могло бы привести к формализму. Здесь идет речь только о чисто церковном порядке в смысле благочиния, последовательности и согласованности всех действий церкви в проповеднической и воспитательной работе в различных ее видах.

Вообще же следует отметить, что область духовной жизни безмерно велика и обширна и вместить ее раз и навсегда в какую-либо рамку — норму, невозможно, а потому в жизни и деятельности церкви необходимо усердно и напряженно прислушиваться к велениям и руководству Духа Святого, проверяя все Словом Божиим.

Итак, к нарушителям заповедей Божьих и внутреннего порядка церкви — бесчинным, непокорным и согрешающим должны применяться соответствующие меры не только чисто духовного воздействия, но и меры церковных взысканий, что является прямой заповедью Самого Христа, указанной в 18 главе Евангелия Матфея, ст. 17, которую апостолы и церкви первых времен соблюдали и при вразумлении от Духа Святого употребляли сообразно тяжести проступка и отношения виновного к своему согрешению.

Меры церковного воздействия, применяемые Коринфской церковью, апостол Павел определил как «взыскание» (2 Кор. 7, 11), а потому и мы будем называть их «мерами церковных взысканий».

II. Не следует смешивать духовное воспитание с мерами церковных изысканий

Слово Божье различает духовное воспитание в прямом смысле от применения мер взысканий в порядке церковного благочиния, хотя и последние меры тоже имеют воспитательное значение. Но все же следует отличать обыкновенное духовное воспитание от применения мер духовной дисциплины. Духовное воспитание — это наставление, научение, в котором, естественно, нуждаются вступающие в церковь. При правильном духовном воспитании и нормальном духовном возрастании членов церкви они будут неуклонно совершенствоваться, и присущие их младенческому, детскому возрасту мышление, разговор, поступки, недостатки и даже малые проступки будут соответственно исчезать и без применения к ним мер взыскания. Здесь в наставлении, научении необходимо проявлять христианское, отцовское долготерпение и любовь, чтобы подрастающих духовных детей не «запугать», не «задергать», не привести их тем самым к «тупости» и возможному отчаянию неоднократными замечаниями, ежеминутным «одергиванием», «криками» на них (образно говоря) и т. п. Конечно, всё это не исключает возможности и необходимости применения и к таковым мер взысканий, когда обыкновенное духовное воспитание сознательно ими не приемлется. И тем более меры взысканий необходимы в случаях согрешений, явного своеволия, непослушания. Но все же к ним, то есть к духовным младенцам и отрокам, наиболее применимы слова апостола Иуды: «К одним будьте милостивы с рассмотрением» (стих 22), так как малый их духовный возраст, неопытность и, может быть, отчасти, дурное влияние на них некоторых старших членов, или возможно неправильное духовное воспитание поспособствовало их проступкам, а потому здесь весьма уместно снисхождение к ним, принимая во внимание все обстоятельства, при которых был сделан проступок или согрешение. А других, которые сознательно пошли за лжеучителями, грешат и не обнаруживают раскаяния, приходится спасать страхом церковного отлучения и вечного наказания (Иуд. 23 ст.).

И вот это-то указание апостола должно всегда соблюдать и .иметь в виду при встретившейся необходимости суда церкви над каким-либо членом. Образцом для нас в этом отношении могут служить действия апостола Павла, который, как мы видим во 2 Послании Коринфянам 10, 5 — 11, носил в сердце евангельскую строгость «о всякому греху и к проявлению у верующих ветхой плоти; но, приступая ко взысканию, апостол стремился употреблять кротость и снисхождение (2 Кор. 10, 1). Некоторым из коринфян такое его поведение показалось признаком слабости (9 — 10 ст.), на самом же деле он проявлял мудрость домоправителя и, желая достигнуть лучших результатов, старался быть милостивым с рассмотрением. Он предупреждал, обличал, давал время и возможность принести покаяние согрешившим даже тяжко, чтобы затем, придя к ним, то есть, значит, через известный промежуток времени, не применить к ним строгих мер взыскания (2 Кор. 13, 1 — 2, 10). В другом же случае, в 1 Кор. 5, 1 — 7, он сразу произносит приговор и даже обличает церковь за нерадение и попустительство согрешившему, и это только потому, как мы видим, что согрешивший и вместе с ним община возгордилась. Община молчала и не искореняла грех. Так, очевидно, достаточно прошло времени, и медлить было вредно и опасно для положения самой церкви. Но в указанном выше случае апостол проявлял мудрость, терпение и заботливое отношение к душам и к делу Христову, прося согрешивших оставить грех и раскаяться, чтобы не вынуждать его употреблять власть к, суду и наказанию.

Долг учителя не сразу наказывать за проступок, но исправлять, выжидая результатов от принятых мер к исправлению, а потому апостол, проявляя снисходительность и долготерпение, вовсе не заискивал, не льстил, а делал это совсем по другим основаниям. Так как Богом была дана ему власть не к разорению, а к созиданию, то он проявлял её с осмотрительностью, испробовав первоначально все меры к исправлению виновного. Только с теми, которые оставались в упорстве и нераскаянности, он поступал строго; таким он писал, что если они и после предложенных им увещаний не покаются, то, придя к ним, он не пощадит их, то есть не будет дальше откладывать наказания (2 Кор. 12, 20 — 21; 13, 1-2).

III. Меры взысканий церковного благочиния

1. Обличение

Как с одной из первых мер взысканий мы встречаемся в Слове Божием с обличением. Обличение — старание удалить человека от беззакония и возвратить его к правде. Обличить — значит обнаружить, указать согрешившему на его согрешение, независимо от того, осознал ли он свой грех в момент согрешения, или согрешил несознательно и уразумел свой проступок после согрешения.

Обличение человек может получить непосредственно от Бога, через чтение Св. Писания и от Духа Святого (Иуд. ст. 15; Иоан. 16, 8), или наблюдая примерную жизнь верующих; но независимо от этого Слово Божье повелевает увидевшему согрешающего брата незамедлительно пойти к нему и обличить наедине, чтобы предохранить его от горьких последствий согрешения, а других предотвратить от соблазна (Матф. 18, 17; 2 Тим. 4,2; Тит. 1, 13).

Обличение может быть обыкновенным или более строгим в зависимости от тяжести согрешения, от отношения обличаемого к своему согрешению и от его духовного возраста. С обличением к нему нужно подойти с любовью и мудростью, в свое время и в соответствующей обстановке, предварительно помолившись вместе с обличаемым, а если последний не пожелал бы, то и без его участия.

Слово Божье научает нас обличать согрешающего брата вначале наедине, и если он не раскается, обличить его вновь в присутствии 2 — 3 братьев-свидетелей, и если все же обличение им не будет принято, нужно тогда сказать церкви; если и церкви не послушает, подвергается отлучению от церкви. Но если грех его еще до обличения стал явным для многих, тут уже нельзя ограничиться одним обличением наедине, и хотя бы он раскаялся, нужно сообщить об этом пресвитеру, чтобы тот довел до сведения общины в целях прекращения соблазна и всяких кривотолков. Община это дело не рассматривает на совещательном собрании, довольствуясь раскаянием согрешившего и свидетельством об этом служителей церкви, вникавших подробно в это дело.

Обличать должно немедленно, как только кто увидел согрешающего брата, а тех, которые своевременно этого не сделают, впоследствии нужно за это самих увещевать.

2. Увещание

Увещание — не укор (1 Тим. 5, 1) а любовное вразумление с соответствующими доводами и доказательствами (1 Тим. 1, 5).

Увещание и обличение по существу однородны, но все же на практике различаются (Тит. 2, 15 и 2 Тим. 4, 2). Например, увещание может применяться вообще к делам веры (Деян. Ап. 14, 22), тогда как обличение только при наличии проступка. Затем, обличение следует тут же как обнаружилось согрешение брата, а увещание как длительное вразумление и убеждение виновного требует известного времени, продолжительность которого зависит от усмотрения служителей церкви, но все же оно не должно длиться без конца во избежание подрыва церковной дисциплины. За увещанием должны последовать дальнейшие церковные взыскания, если виновный будет упорствовать и оставаться неисправимым.

Продолжительность увещания (не одной беседы) вообще будет зависеть от серьезности вины, отношения виновного к своему согрешению и от степени принятия им увещания. Безусловно, здесь нужно избегать затяжки, излишнего промедления, но также не следует и поспешать, а дать достаточное время, чтобы он мог одуматься, и вообще надо приложить все старания и средства к размягчению сердца или выяснению дела.

3. Запрещение (2 Тим. 4, 2)

Увещание сопровождается воздержанием увещеваемого от участия в Вечере Господней, потому что приносящий дар Богу должен находиться в мире со всеми, а вкушающий Вечерю Господню должен быть достоин этого, чтобы не быть самому соблазном и преткновением для других.

Причем в случаях обвинения в тяжких проступках, согрешениях или в неоднократном нарушении церковного благочиния увещеваемый должен устраниться и от участия в церковных совещательных собраниях, а также и от служения в церкви, если он является проповедником, диаконом, хористом и т. д. Право сделать увещеваемому запретительное предупреждение принадлежит церкви, а также и пресвитеру с советом, которые, смотря по надобности, даже в случае покаяния виновного вправе в целях испытания его смирения и исправления и для доказательства внешним строгости со стороны церкви ко всякому греху, запрещение служения могут оставить в силе на известный срок или на неопределенное время, в зависимости от доказательств искренности в покаянии и от степени приобретения им вновь доверия и уважения к себе от церкви, как к духовному работнику, достоинство которого восстановилось (1 Кор. 9, 27; 2 Тим. 2, 15).

Апостол Павел, преподавая указанное правило Тимофею, имел в лице его уполномоченного своего, который должен был все апостольские наставления передавать в дальнейшем церквам для соблюдения; поэтому церкви и в настоящее время имеют обязанность применять в должных случаях как меру церковного благочиния и запрещение.

4. Замечание (2 Фее. 3, 14)

На замечании церкви фактически уже находится каждый согрешивший член во время длительного его увещания, когда он уже лишен участия в Вечере Господней и отстранен от служения в церкви.

Согрешивший оставляется на замечании церкви на известный срок по усмотрению церкви или церковного совета, но не свыше б месяцев, в течение которого он должен прийти к сознанию и исправиться, после чего с него замечание снимается, или он — при нераскаянности — отлучается от церкви.

5. Отлучение

Необходимо отметить, что об отлучении в Новом Завете в применении к извергаемым из церкви нигде не упоминается, и о нем мы читаем лишь в Ев. Луки 6, 22; Иоан. 9, 22; 12, 42, где говорится о существовавшем у иудеев отлучении от синагоги. Впоследствии христиане стали называть отлучением акт изъятия развращенного из среды церкви, и это, очевидно, потому, что оно наиболее ясно характеризует совершаемое действие.

Отлучение есть полное разобщение, потеря всяких прав членом церкви и указывает на его обособленность от церкви. Отлучение противополагается соединению, скреплению, связи. Например, этим словом апостол Павел обозначил стремление злых делателей отделить от него галатов, то есть заставить последних порвать с ним всякую связь и общение (Гал. 4, 17), а также в послании к Римл. 8, 33 — 39, когда говорил о крепости, неразрывности Божьего союза с верующим человеком, которого никто не может отлучить от любви Божьей. Но мы знаем, что человек может сам себя отлучить и лишить свой дух общения с Богом, когда будет делать грех. И в послании к Римл. 9, 3 данным словом апостол противополагает состояние людей вне Бога пребыванию в Нем, говоря, что он желал лучше сам быть отлученным от Бога ради братьев своих по плоти иудеев, находившихся в отлучении от Бога.

Итак, внешне отлучение значит — извержение, изъятие из среды церкви развращенного члена (1 Кор. 5, 2 — 13). Затем, чтобы определить духовное значение отлучения, мы неизбежно должны остановиться на следующих текстах Св. Писания: Матф. 16, 19; 18, 18; Иоан. 20, 21 — 22, которые, как известно, между христианами понимаются далеко не одинаково. Согласно общему смыслу и духу Священного Писания мы не можем эти тексты принять в буквальном понимании, что будто правосудный Бог выжидает приговора церкви или её прощения согрешившему, чтобы затем только, во вторую очередь, «связывать» или «разрешать» на небе, так как при таком понимании останутся без ответа многие вопросы, о которых мы отчасти говорим в пункте «ж» настоящего раздела, а потому мы должны найти в этих текстах под внешним, образным выражением сокровенный духовный смысл.

Истина, что человек духовно стоит и падает перед своим Господом и духовно судится Им Одним, — незыблема, так как кто может прощать грехи, кроме Бога? Поэтому целесообразнее будет здесь уразуметь указание Божье на единство, солидарность Его действий с действиями церкви, и обратно, тесную, неразрывную связь Его приговора с приговором поместной церкви или прощения Им покаявшегося с прощением последнего церковью, что будет согласно с общим смыслом и духом Св. Писания.

При признании церковью необходимости подвергнуть отлучению порочного члена не должны возникать сомнения в полной согласованности данного приговора с приговором Божьим, Который всевидящим оком несомненно предварил перед тем такое действие церкви, а не наоборот. Предваряя действия церкви Своим абсолютно беспристрастным приговором, Господь одновременно побуждает через Духа Святого и церковь в единстве с Ним произнести приговор «внешнего» отлучения, или обратно, прощения согрешившего члена, которого она прощает, потому что так угодно Христу (2 Кор. 2, 10), после искреннего покаяния человека перед Ним.

В таком случае церковное отлучение является важною частью в домостроительстве, когда церковь властью, данной ей Богом, открыто свидетельствует о внутренне состоявшемся уже отлучении человека от Бога, так как грех произвел разделение между ним и Богом (Ис. 59, 2), о выступлении его из Вселенской невидимой церкви, почему теперь он не может оставаться и членом поместной церкви. При этом отлучение имеет приблизительно такое же значение при отпадении человека, какое крещение водное имеет при вступлении его в церковь. Как крещение не дает человеку возрождения и не спасает его, а лишь символизирует, свидетельствует о совершившемся факте духовного возрождения человека и о вступлении его во Вселенскую невидимую церковь, точно также и отлучение свидетельствует об отделении, отсечении человека от Господа (Ис. 59, 2; Иоан. 15, 2; Римл. 11, 22) и выступления его из Вселенской церкви, а теперь еще и об изъятии его из поместной церкви.

А потому отлучение применимо только в случаях открытого и доказанного греха, отпадения от веры или уклонения в ересь после того, как были приняты все евангельские меры к духовному вразумлению согрешившего и тот оказался неисправимым.

Отлучению подлежит не тот член церкви, который согрешил хотя бы и тяжким грехом, но потом раскаялся и исправился, а тот, который остается во грехе или согрешил прежде и не покаялся, а его сознание и раскаяние существенно необходимы, как свидетельство его искренности и осуждения им своего греха (2 Кор. 12, 21; 13, 2).

Отлучение, как заповедь домостроительства, безусловно должна своевременно выполняться в отношении тех членов церкви, которые подпадают под условия выше нами отмеченные, так как это необходимо ради исправления и раскаяния отлучаемого и чтобы не допустить запятнания церкви и избежать соблазна для других.

а) Отношение к отлученным со стороны церкви

Строгость в отношениях к отлученным определяется не свойством совершенного ими греха, а отношением их ко греху (1 Кор. 5, 11). Поэтому отлучение от церкви может иметь несколько оттенков в смысле отношения членов церкви к отлученным.

Одни из отлученных ставятся в положение мытарей и язычников (Матф. 18, 17), в обществе которых бывал Сам Христос во дни Своей земной жизни. Если они после отлучения не перестают тяготеть к церкви, как льнули ко Христу язычники и мытари, искавшие в Нем спасения, и сознают и осуждают свой грех, но в силу каких-то причин пока ещё не имеют сил порвать с ним, они заслуживают со стороны церкви снисходительного общения.

Более сурового отношения к себе заслуживают отлученные, которые, оставаясь во грехе, называют себя братьями, иначе говоря, оправдывают свой грех и не проявляют христианского смирения (1 Кор. 5, 11), и те также, которые не были «наши» и вышли от нас потому, что они не были «свои» Богу по крови Христовой, не были возрожденными и вошли в церковь путем обмана в своекорыстных целях (1 Иоан. 2, 19), и особенно отлученные за лжеучение, и неисправимые в этом отношении (Тит. 3, 10; 2 Иоан. 10), и подобные им сознательные обманщики, которых апостол назвал лютыми волками в овечьей шкуре, не щадящими стада Христова (Деян. Ап. 20, 29; Лук. 7, 15). С такими отлученными затруднительно даже и домашнее духовное общение, так как совсем бесполезно бросать перед ними жемчуг (Лук. 7, 6).

В Слове Божьем мы встречаемся со следующими апостольскими указаниями, которые практически означают то же самое отлучение от церкви с соответствующим отношением к отлученным, например: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фее. 3, 6); «остерегаться и уклоняться от производящих разделения» (Римл. 16, 17), «еретика отвращайся» (Тит. 3, 10 — 11) и т. д.

Конечно, всякое из перечисленных положений отлученных может иметь ещё несколько разновидностей, в соответствии с которыми и определяется неодинаковое отношение к ним.

Определение того или иного отношения к отлученному члену зависит от решения церкви при его отлучении на основании текста Св. Писания, но не от усмотрения в отдельности одного или нескольких членов церкви, что могло бы привести к разброду во взаимоотношениях между членами церкви и к взаимообвинениям друг друга и т. п.

При этом следует иметь в виду, что Слово Божье говорит о разобщении с отлученными исключительно на духовно-моральной и церковной почве, но отнюдь не в общественно-гражданском отношении, например, между сослуживцами или в семейной жизни между родными по плоти и т. п. Здесь должны сохраняться самые дружественные взаимоотношения как между гражданами и товарищами по труду и любовные семейные взаимоотношения между родителями, детьми, супругами, родственниками и т. д.

Подвергшийся замечанию или отлучению служитель церкви — диакон, проповедник и прочие — после покаяния и снятия с него замечания или отлучения остается отстраненным от служения на срок по усмотрению церкви. Но во всяком случае избрание на прежнее или новое служение должно состояться вновь в обычном порядке, с учетом всех обстоятельств его прошедшей жизни и работы, конечно, без нового рукоположения на служение, если он на таковое был уже ранее рукоположен.

Здесь мы пока не имеем в виду пресвитеров, о порядке суда церкви над которыми говорим в специальной главе IV настоящей статьи.

б) Об анафеме и отлучении до пришествия Христова

В послании к Галатам 1, 8 и 1 Кор. 16, 22 мы встречаемся с положением некоторых людей, находящихся под анафемой.

Собственно анафема — значит проклятие, которое всегда противополагается благословению Божию. Проклятие — бедствие и пагуба, под действие которого люди, лишая себя благословений Божиих (так как они противятся и не желают), автоматически подпадают, осуждая на это себя сами, но не Бог и не церковь (Псал. 108, 17; Втор. 11, 26 — 28; Притч. И, 27).

Спрашивается, возможно ли отлучение до пришествия Христова, о чем как будто бы говорит апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам 16, 22, если признать правильным примечание под этим текстом.

«Маранафа» — слово сирийское и понимается далеко не одинаково. В древних толкованиях отцов церкви, например, Иоанна Златоуста, бл. Феодорита и т. д., оно гласит: «Господь наш пришел»; точно такой же смысл ему дан и в первом издании, 1820 г., посланий апостольских на славянском и русском языках, выпущенном Российским Библейским Обществом. Стоящее перед словом «маранафа» слово — «анафема» говорит о том, что человек может сам себя поставить под проклятие, и в таком случае здесь общий смысл получается следующий: кто не любит Господа Иисуса Христа — тот находится по собственной вине под проклятием, а Господь наш пришел, чтобы Его благословить, и значит, если человек станет любить Иисуса Христа, то получит Его благословение.

В других переводах Нового Завета, например, немецком, латышском, смысл этого слова объясняется так: «Господь наш грядет». В таком случае общий смысл получается следующий: человек остается под проклятием по собственной вине, так как не любит Христа, Который грядет, а человек должен приготовиться к сретению Его.

Но если даже «маранафа» по смыслу означает «до пришествия Христа», мы все же здесь не видим, чтобы апостол Павел высказывал против не любящих Христа проклятие до пришествия Христа, а лишь констатировал факт, что они находятся под проклятием, но для них есть еще благоприятное время для покаяния, пока они на земле живых, и они могут возлюбить Иисуса Христа и выйти из-под проклятия, тяготеющего над ними по их собственной вине. И после этого Бог благословит их в Иисусе Христе (Ефес. 1,3).

Поэтому евангельско-баптистские церкви не предают анафеме и не отлучают до пришествия Христова хотя бы впавших в тяжкий грех и, может быть, неоднократно, «о оставляющих и открыто исповедующих свой грех и возвращающихся к Богу принимают обратно.

Мы не можем обойти молчанием и указываемое апостолом Павлом в 1 Кор. 5, 3 — 5 «предание сатане во измождение плоти». Приблизительно не в таком ли состоянии однажды находился праведный Иов, хотя, конечно, с другой целью там для испытания преданности (Иов. 2, 4 — 6), а здесь для наибольшего вразумления, чтобы был оставлен грех. Предать — не значит отдать сатане, но как бы оставить его без защиты, поскольку он сам добровольно предался на служение сатане и теперь пожинает горькие плоду этого и лишился благодати и помощи Божьей, а потому по воле Божьей он может быть наказываем и телом, чтобы дух был спасен. Не указывает ли, может быть отчасти, «а это апостол Па вел в 1 Кор. И, 32?

в) Об обратном принятии в церковь неоднократно отлученных

Вопрос — сколько же раз можно отлучать и обратно принимать в церковь — вряд ли возможно определенно решить для всех мест и случаев. Если применить к данному делу притчу о бесплодной смоковнице, оставленной еще на третий год — «не принесет ли плода... а потом срубишь ее» (Луки 13, 6 — 9) и слова Иова 33, 29 — 30: «Вот все это делает! Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от смерти и просветить светом живых», то, казалось бы, по мнению некоторых, что принятие отлученного вновь возможно не более, чем после 2 — 3 случаев отлучения. Но так как прямых указаний нет в Слове Божьем, то здесь необходимо соблюдать особую осторожность, прислушиваясь в каждом отдельном случае к голосу Духа Святого, Который, несомненно, научит церковь, как она должна будет поступить в таких случаях. И вообще, такое положение, когда пришлось бы иметь дело с человеком, подвергнувшимся 2 — 3 раза отлучению, возможно очень редко, ибо Бог поругаем не бывает.

г) Исключение из списков членов общины

Отдельно следует отметить, что указание апостола Павла к Римлянам 16, 17 нельзя применять к выступающим членам не в чуждые нам по духу христианские организации, когда выход их будет носить мирный характер, без агитации между другими членами за разделение церкви или выход из нее, которая обычно сопровождается нехристианскими приемами и т. п. Такой порядок, конечно, неприменим в случае присоединения члена к отлученным церковью, и тогда примыкающий к ним также подлежит отлучению. Отлучаются и такие, выступление которых из церкви будет являться фактически бегством от угрожающего им взыскания или отлучения за нехристианскую жизнь.

Вообще отношение церкви к выступающим из церкви членам может устанавливаться в каждом отдельном случае сообразно делу. Выступающие из церкви мирно, после письменного их о том заявления, исключаются из списков членов общины. К иным отношение может быть такое, как к тем, которые подверглись вразумлению со взятием их на церковное замечание, или даже более мягкое, как к таким, которые не могут принести свой дар Богу, пока не примирятся с братом своим, или которые не свободны для участия в Вечере Господней и совместной духовной работе, чтобы их устыдить, привести к сознанию и не поощрять действий, нарушающих мир и единение, вызывающих соблазны и тормозящих развитие дела Божия.

Иногда полезнее будет некоторым членам, живущим недружелюбно с церковью, не разделяющим ее понимания и направления в деятельности и попутно имеющим тяготение к церквам, не чуждым нам по духу, просто предлагать выйти из церкви и зачислиться в церковь, к которой они имеют тяготение, если такие есть в данной местности, с исключением таких из списка членов церкви.

д) Ошибки в отлучении

Ошибки в отлучении возможны, и даже могут быть случаи сознательно несправедливого изгнания из церкви под влиянием диотрефов (3 Иоан. 9-10), а потому, если отлученный пожелал бы, чтобы его дело пересмотрели в присутствии посторонних братьев-служителей, то в важных случаях и особенно где с постановлением об отлучении есть несогласные члены, что могло бы грозить осложнениями и разделением, непременно следует просить старшего пресвитера или ВСЕХБ прислать для этой цели уполномоченных нейтральных опытных братьев-домостроителей, решение которых должно быть обязательным для обеих сторон. Такой порядок, конечно, не может применяться при отлучении за явный грех, а лишь только в делах разномыслии и т. п.

е) Об извинении в церкви согрешивших и покаявшихся до отлучения

Согрешившие и сознавшие свой грех и чистосердечно в нем покаявшиеся перед Господом до отлучения извиняются также и перед церковью за причиненные ей страдания, «запятнание» и т. п., свидетельствуя таким фактом открытого извинения осуждение своего проступка и искренность покаяния и смирения. Но это вовсе не значит, что раскаявшийся член должен непременно выступать с личным извинением на совещательном собрании церкви, но будет вполне достаточно, если пресвитер о его раскаянии и примирении доведет до сведения церкви, а в иных случаях, по усмотрению пресвитера и совета, может и этого не быть. В менее серьезных проступках или когда дело не приобрело огласки, член церкви, извинившись перед увещателями, лично перед церковью не выступает.

ж) Покаяние отлученных и пути возвращения их в церковь

Отлученный и покаявшийся перед Господом в своем согрешении впредь до обратного принятия в церковь остается пока лишенным братского общения и практически несет наказание. После его покаяния совет церкви вправе установить известный срок для испытания искренности его раскаяния и по удостоверении в этом, после его извинения перед церковью, обратным принятием в церковь получает полную свободу в Господе.

Извинению перед церковью, несомненно, предшествует покаяние перед Богом, и если раскаивающийся не будет иметь в сердце готовности загладить последствия греха открытым искренним извинением перед церковью, то покаяние его вряд ли можно считать искренним, так как он не хочет согласиться с Божьими условиями.

Конечно, если он был готов на указанные условия и не мог их выполнить по независящим от него обстоятельствам перед отходом в вечность, то не снятый внешне приговор церкви не может оставить его без Божьего прощения, когда он принес Ему покаяние с полной готовностью выполнить все предложенные условия. Он, очевидно, будет точно в таком же положении в отношении спасения, как и возрожденный и не противящийся заповеди о водном крещении по вере и по независящим от него обстоятельствам не успевший таковую исполнить.

Также если кто-нибудь из членов церкви, выехав в место, где нет церкви, грешит там и остается до конца своей жизни номинально членом церкви, не подвергшись отлучению приговором поместной церкви, то он все равно понесет одинаковые последствия наравне с теми, которые, находясь в таком же духовном состоянии, к тому были еще связаны приговором церкви. Или не одна ли будет участь тайно грешившим, которые поэтому и не могли быть отлучены церковью?

Например, упомянутый в 1 Кор. 5 блудник, с отлучением которого община замедлила, состоя пока еще формально членом церкви, фактически, несомненно, уже был лишен Божьего общения, почему апостол настоятельно и предлагал изъять — отлучить его; но когда тот же человек раскаялся и находился в большом сокрушении, а церковь также медлила с его обратным принятием, апостол просил простить и принять его, так как, очевидно, он был уже прощен Господом. И просил простить его не потому, что он еще не был прощен Богом, но чтобы он в отчуждении не впал в отчаяние и не предался большему нечестию, чем сатана причинил бы ущерб и самой церкви окончательной потерей теперь уже покаявшегося отлученного. Иначе говоря, чтобы неумеренностью наказания не погубить того, кто через покаяние стал уже добрым (2 Кор. 2, 4 — 11).

Видим отсюда, какое заботливое отношение должно быть к отлученным, сокрушающимся о своем падении, и это научает нас, что меру наказания нужно назначать не только по свойству соделанного греха, но, вместе с тем, сообразуясь со свойством духа и состояния самого отлученного.

Также научаемся и тому, что покаяние перед Богом не делает еще свободным отлученного без снятия с него приговора поместной церковью, отлучившей его, но, если можно так сказать, он прощается Богом с условием, что примирится с церковью или чтобы он был готов на это, хотя, может быть, не успеет этого сделать, неожиданно перейдя в вечность по воле Божьей. Церковь не прощает сделанный грех, грехи прощаются Богом (см. главу 4 статьи), а только прощает согрешившему все причиненные ей боли, неприятности и т. д., делает его вполне свободным и восстановленным во всех правах члена церкви. О тех, которые не пожелали бы этого сделать по своеволию или гордости, мы знаем одно, — они остаются связанными приговором церкви и без примирения с нею не могут быть вполне свободными, что даст затем свои последствия.

Отлученный должен получить прощение от отлучившей его церкви и только в случае выезда его в состоянии отлучения в другое место он может извиниться письменно при засвидетельствовании его покаяния и исправления той церковью, где он проживает. Где нет церкви и отлученный живет в одиночестве, он прощается по письменному заявлению по изучении обстоятельств его жизни, протекшей в отлучении и покаянии, и сопровождающих покаяние переживаний. Лучше всего это установить через посылку к нему уполномоченных церковью.

В случаях каких-либо технических затруднений и невозможности получить от отлучившей церкви ответ на обращенную к ней просьбу отлученного о прощении и принятии, это может сделать та церковь, которая была свидетельницей его покаяния и исправления.

IV. О суде церкви над пресвитером (1 Тим. 5, 19 — 21)

Вообще изъятия из применения мер дисциплины ни для кого не существует, и порядок их применения одинаков для всех за некоторым исключением, когда этому подвергается пресвитер церкви.

Мы не должны упускать из виду, что Тимофей в Данном случае являлся уполномоченным апостола Павла и ему приходилось в своей работе в церквах участвовать в разборах дел по жалобам на пресвитеров, поэтому, может быть, даже по его просьбе апостол Павел и предлагал указанное правило.

Это нас научает тому, чтобы церкви не судили обоих пресвитеров без участия старшего пресвитера или уполномоченных Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов. Конечно, в случаях явного греха или уклонения в ересь церковь немедленно должна отстранить пресвитера от его служения, но разбор дела и окончательное решение должно состояться при участии других служителей, уполномоченных Союза, которые достойно начальствуют (17 ст).

Принимать обвинение на пресвитера при 2 — 3 свидетелях не значит, что только в присутствии свидетелей должно быть выслушиваемо обвинение, что в общем само по себе благоразумно и похвально, но чтобы само предъявляемое обвинение подтверждалось бы двумя, тремя свидетелями, что будет уже достаточным основанием для учинения расследования и суда над пресвитером. Если не будет этого, «не принимай», то есть не подвергай церковному разбирательству.

Итак, обвинение на пресвитера должно было приниматься при подтверждении обвинения несколькими свидетелями, что не исключало также необходимости самому Тимофею расследовать дело, а обличение пресвитера во грехе, который теперь очевиден, должно быть перед всеми, то есть пусть пресвитер наравне со всеми согрешающими предстанет перед церковью и там, получивши обличение, примет решение церкви, должное по делам. На это указывает далее 21 ст., где апостол просит Тимофея избегать пристрастия, которое, конечно, когда дело касается пресвитера и вообще служителей, скорее возможно, чем в отношении остальных членов.

Здесь отнюдь не говорится о том, чтобы всякий, увидевший пресвитера согрешающего, сразу же начал бы обличать его, где застал и перед всеми — будь то несколько или часть членов церкви, или посторонние. Данные тексты научают нас осторожности в обличении пресвитера и указывают на порядок и место, где он должен подвергнуться обличению, то есть по тщательному расследованию и в церкви, чтобы прочие страх имели, но не где попало и кем бы то ни было. Последнее отдавало бы пресвитера на произвол всякому, кто бы захотел под предлогом обличения опорочить пресвитера, или заведомо ложно свидетельствуя на него или же просто доверившись кому-либо другому.

Данный порядок установлен, очевидно, во избежание поспешности обвинения пресвитера, который скорее, чем остальные члены церкви, в силу своего положения и служения, может подвергнуться неприязни со стороны согрешающих, слабых духовно, неспокойных элементов, и, может быть, враждебных ему лиц, действующих под влиянием вожделений плоти, и особенно со стороны волков в овечьей шкуре, которые стремятся оклеветать, опорочить прежде всего пресвитера, чтобы более успеть в разрушении дела Божьего. Кроме того, нужно иметь в виду, что суд над пресвитером сопряжен с опасностью разномыслии и даже разделений церкви, так как часть членов при малейшей неясности дела может воспротивиться другой части, от чего пойдет вражда, ссоры и разногласия и за ними другие тяжкие последствия для церкви и дела Божия.

В каких случаях греха пресвитер лишается навсегда и где бы то ни было права нести служение пресвитера, точно определить затруднительно вследствие отсутствия ясных указаний Слова Божия, но все-таки такое лишение права вряд ли можно применять распространительно, за исключением тяжких случаев греха, как прелюбодеяние, блуд и т. д.

Свидетельство от внешних для установления виновности всякого члена церкви должно принимать сугубо осторожно, чтобы во время отразить лукавство и возможное с их стороны лжесвидетельство из-за враждебного отношения к церкви и ее отдельным членам.

V. О порядке рассмотрения церковных дел

Вот что, например, в этом отношении мы читаем в статье «Церковь Христова», написанной пионером русского баптистского братства незабвенным В. В. Ивановым и опубликованной в журнале «Баптист» № 18 за 1909 г.

«Молодые и новые члены церкви, не наученные еще опытом христианской жизни, пользуясь равными правами при решении дел, выступают наравне с старшими братьями в качестве устроителей общины и вершителей судеб народа Божия, тогда как практика апостольских времен показывает совершенно противное. В книге Деяний Апостолов мы читаем: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. Ап. 15, 6). При этом рассмотрении мы не слышим речей никого из прочих членов церкви, но по предложенному вопросу говорят только столпы церкви Симон-Петр и Иаков. Все же остальные, затаив дыхание, слушали их объяснение по делу и доводы на основании Священного Писания и единогласно утвердили предложение Иакова «не возлагать никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. Ап. 15, 6 — 29). Вот этого-то порядка и должны держаться члены церкви. Каждому определяется его служение и его обязанности. «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1 Кор. 12, 29 — 30). Конечно не все.

В Церкви Христовой должен быть во всем строгий порядок, полнейшее повиновение «младших пастырям» (1 Петр. 5, 5) и глубокое почтение к «достойно начальствующим пресвитерам», особенно тем, «которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17). Порядок этот и повиновение и уважение к старшим должен быть порожден глубоким сознанием долга каждого члена. Всякий труд на пользу общины и на пользу царствия Божия должен высоко цениться, и ко всем трудящимся должно относиться с большой благодарностью, «чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая» (Евр. 13, 17).

Молодые члены церкви должны с покорностью и любовью принимать от пресвитеров вразумление, увещание и обличение. Новые члены общины должны учиться в смирении и не выступать в роли учителей и устроителей церкви Божьей до тех пор, пока долголетнее пребывание их в общине не даст им совершенное познание и опытность в делах царствия Божия. Конечно, в церкви Христовой всем членам предоставляются равные права на получение благословения от Господа, а при решении дел в общине предоставляется одинаковое право решающего голоса. Но этим не отнимаются преимущества у пресвитеров и учителей в церкви, которые обязаны руководить народом Божиим. А потому во всех совещательных собраниях молодые и новые члены церкви при обсуждении вопросов, касающихся духовной и гражданской жизни общины, должны только прислушиваться к суждениям старших, не оставляя смирения. По выяснении же дела дать свой голос за или против.

Когда же молодые и новые члены церкви позволяют себе тотчас же вступать в суждение о делах общины, то этим они развивают в себе гордость и неуважение к старшим, и, не имея духа смирения и кротости, они «производят больше споры, нежели Божье назидание в вере» (1 Тим.. 1, 4). Такое отношение новых членов к старшим и вообще к делу Божью служит большим препятствием для достижения высоких целей учеников Христовых».

К этим замечательным словам брата В. В. Иванова можно добавить следующее: вовсе не обязательно привлекать молодых и новых членов церкви к обсуждению церковных дел на совещательных собраниях церкви. Лучше будет, если они сами будут устраняться от участия в подобных собраниях, чтобы больше пребывать в спокойствии духа и возрастать в познании и смирении, имея в виду, что члены Церкви Христовой имеют не одинаковый духовный возраст, а одни из них в духовном смысле «сильные юноши и отцы», а другие еще только «младенцы и отроки» (1 Иоан. 2, 12 — 15), которым свойственно по младенчески говорить, по-младенчески мыслить, по-младенчески рассуждать (1 Кор. 13, 11).

Некоторые, ссылаясь на Матф. 18, 17 («скажи церкви») Деян. Ап.-15, 22 («апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили»); Деян. Ап. 6, 2 («созвали множество учеников»); 1 Кор. 5, 4 («в собрании вашем»), утверждают, что церковные дела должны рассматриваться всею церковью или во всяком случае большинством ее членов. Но так может думать лишь тот, кто видит букву Библии, но не видит ее существа. Здраво рассуждая, невозможно предположить стопроцентного участия членов церкви в совещательных собраниях, а в иных случаях нельзя собрать на них даже и большинства членов по независящим от церкви причинам и обстоятельствам, особенно в общинах, насчитывающих многие сотни, тысячу и больше членов. А если даже иногда и удалось бы это осуществить, то при большом многолюдстве успешное обсуждение и решение церковных дел вряд ли было бы возможным и привело бы лишь к бесплодной затрате драгоценного времени и к расстройству, а не к созиданию (2 Кор. 10, 8).

Опыт показывает, что нередко на церковном собрании даже с большинством членов церкви при голосовании решения по делу принимались таким большинством голосов, которое по отношению к общему количеству всех членов церкви фактически оказывалось меньшинством, но тем не менее принятое решение признавалось закономерным, как решение церкви.

В нашем братстве сейчас имеется немало крупных общин с многочисленным членским составом, например, в Москве — свыше 4-х тысяч членов, в Лениграде — около 3-х тысяч, в Таллине в церкви Олевисте — 2 тысячи членов и т. д., где созыв общих церковных совещаний практически неосуществим. Здесь как бы сама жизнь возлагает на пресвитера и совет церкви вместе с церковным активом полную ответственность за рассмотрение дел, возникающих в жизни церкви, так что принятые ими решения по церковным делам будут, конечно, не менее авторитетны сравнительно с решениями указанного выше меньшинства членов церкви на совещательном собрании.

На практике именно пресвитер, члены совета и ревкомиссии, члены двадцатки, диаконы, контингент проповедующих и другие наиболее опытные старейшие члены церкви, составляющие вместе церковный актив, несут всю тяжесть труда и ответственности за состояние церкви в духовном и гражданском отношении.

Обобщая вышеуказанное, мы приходим к следующему выводу:

1. В каждой благоустроенной церкви управление ее делами должно осуществляться пресвитером вместе с его соработниками, избранными церковью и составляющими церковный совет под председательством пресвитера (Ефес. 4, И — 12).

2. Все возникающие в церкви дела прежде всего должны быть основательно рассмотрены советом, повседневные дела совет решает сам, а церковному собранию передает только наиболее сложные вопросы, разрешение которых требует авторитета церкви, например, избрание служителей церкви, смещение их, сооружение и капитальный ремонт молитвенных домов, избрание членов совета и членов ревизионной комиссии.

3. В общинах, где созыв общецерковных совещаний практически неосуществим, лучше будет, если решающее значение в делах церкви оставить за пресвитером и советом церкви вместе с церковным активом, чем предоставлять рассмотрение дел случайному, некомпетентному меньшинству членов общины, которое могло бы оказаться беспомощным на совещательном собрании. Пресвитер и совет церкви вместе с церковным активом по- своему духовному удельному весу могут иметь дерзновение решить любое церковное дело, если этого потребуют обстоятельства жизни церкви, условия времени и интересы дела Божия. Можно не сомневаться в том, что решение, принятое ими, встретило бы духовно-моральную поддержку и братское понимание со стороны всей церкви, так как у «ее вряд ли возникло бы противоположное мнение или решение, если община и ее руководящий состав находятся в здравом духовном состоянии: ведь пресвитер и совет вместе с церковным активом представляют собою лучшие способности и мнения церкви.

Нельзя останавливать правильное течение жизни народа Божия и откладывать рассмотрение церковных дел из-за недостатка должного числа членов на собрании, которое, кстати, вообще у нас не считается установленным, или из-за объективных трудностей созыва общецерковных совещаний, ибо в таком случае духовная деятельность церкви значительно пострадала бы.

Теперь мы обсудим отдельно вопрос о порядке принятия новых членов в церковь и об отлучении от церкви членов, впавших в грех и неисправимых.

1. О том, как принимались в церковь обращенные в первые века христианства, мы не имеем никаких указаний. Однако нельзя думать, чтобы заявившие о крещении проходили испытание на совещательных церковных собраниях, например, каждый из числа трех тысяч, уверовавших и присоединившихся через крещение к церкви в тот же день и т. д. (Деян. Ап. 2, 41).

Но, очевидно, в апостольские времена допущение новообращенных к крещению лежало на ответственности апостолов, пресвитеров и других служителей церкви, обязанных дать Богу отчет за опекаемые ими души (Евр. 13, 17).

В нашем братстве для заявивших о крещении существует испытательный стаж не менее года, для проверки искренности и глубины их убеждений и твердости намерения вести новую жизнь. За это время пресвитер со своими соработниками должны усердно потрудиться над приготовлением испытуемых к крещению, выяснить их духовное положение путем личных бесед с каждым в отдельности, основательно ознакомиться не только с ними, но и с их убеждениями и поведением.

После всего этого вполне достаточно, чтобы заявивший о крещении был испытан в церковном совете и затем представлен пресвитером самой церкви путем оглашения о нем на собрании, что он успешно выдержал испытание и признан достойным к принятию в полное общение церкви. И если не поступит в это время от членов церкви каких-либо новых сведений, которые могли бы воспрепятствовать принятию испытываемого в церковь, последний допускается к крещению без повторного его испытания в собрании церкви, потому что в этом уже нет решительно никакой надобности, так как на собрании повторялись бы вопросы, уже высказанные в беседах с ним в церковном совете, или задавались бы со стороны малосведующих членов второстепенные и мелкие вопросы, не имеющие существенного значения для решения вопроса о его принятии в церковь. Каждому понятно, что церковь должна предохранять себя от затраты излишних слов и времени.

2. В Новом Завете нам не описывается также и процесс, через который впавший в грех и неисправимый член церкви извергался из церкви. Из этого молчания мы можем сделать вывод, что в этом отношении мы не связаны какой-либо определенной формой отлучения от церкви, обязательной для всех времен и мест.

В соответствии с общими принципами рассмотрения церковных дел, изложенными выше, следует считать правильным такое положение, когда всестороннее исследование любого дела по нарушениям церковного благочиния производится пресвитером с членами церковного совета и с привлечением себе в помощь и других опытных членов церкви, если это потребуется по ходу дела. Они же увещевают и вразумляют согрешившего и в случае его упорства, располагая необходимыми данными и выводами по его делу, фактически предрешают исход дела и передают свое заключение церкви на санкцию. И если здесь не выявится непредвиденных, но важных по делу новых обстоятельств, могущих повести к изменению в чем-либо принятого ими решения, оно принимается как окончательное, без повторного разбирательства дела на собрании. Было бы совсем нецелесообразно затрачивать на собрании драгоценное время на долгие и бесплодные рассуждения по делу, уже тщательно исследованному доверенными служителями церкви. Вполне естественно, если церковь при этом более доверится пресвитеру с советом, тщательно расследовавшим дело, чем впервые на собрании слышащим о нем братьям и сестрам, которые вряд ли смогли бы предложить лучшее решение, чем совет, долго занимавшийся этим делом.

Помимо всего, разбирательство на совещательном собрании церкви таких дел нередко сопровождается, как показал опыт, различными неблагоприятными осложнениями. Например, лица, любящие заниматься такими делами по любопрению или по плотскому любопытству, особенно когда разбирается интимное дело, находят благоприятную почву для своих вредных словесных упражнений. А простодушные братья и сестры, особенно молодые и новые члены, претыкаются и соблазняются нередко с печальными последствиями для своего духовного состояния.

Неуравновешенные и больные духовно члены пытаются иногда оказывать на присутствующих в собрании моральное давление в противовес пресвитеру и совету церкви и вносят дух разделения. Если малоосведомленные члены в прениях случайно выскажут неудобовразумительное, то это может быть превратно истолковано недоброжелателями церкви и повредить ее внутреннему или внешнему благополучию.

В заключение отметим, что подобные явления на совещательных собраниях возможны при обсуждении любого вопроса, а потому не следует увлекаться устройством таких собраний с рассмотрением на них церковных дел, которые с успехом могут быть своевременно и более тщательным образом рассмотрены и решены в совете или вместе с активом без всякого ущерба для авторитета церкви и без нарушения Слова Божия.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1955, № 3-4

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.