Добрый подвиг веры
16.12.2015

Добрый подвиг веры

Вход в помещение, где располагается Культурный центр на Покровке, сразу в глаза не бросается. Попасть в него можно только изнутри тесного старомосковского дворика. Но, несмотря на скромное местонахождение и отсутствие какой-либо широкоформатной вывески, в небольших залах и комнатах здесь изо дня в день кипит особая творческая жизнь.Якор

Этот Культурный центр – крупный очаг духовно-просветительской работы в российской столице. Вот уже на протяжении многих лет здесь на лекциях, семинарах и вечерах встречаются люди науки, искусства, образования и представители разных христианских конфессий.

9 декабря 2015 года в старинном уютном зале центра прошел большой вечер по теме: «Женщина и вера». Инициатор и организатор вечера – Надежда Белякова, кандидат исторических наук, сотрудник Центра по изучению религий при Институте Всеобщей истории Российской Академии Наук.

Надежда Алексеевна – неутомимый, азартный исследователь духовного опыта и религиозных практик. Она много времени проводит за пределами Москвы, в поисках архивных материалов, документов, прямых или косвенных живых свидетелей духовно-исторических процессов, повлиявших на судьбы отдельных людей и судьбу России. Результатом таких интенсивных полевых исследований стала недавно вышедшая в свет книга: «Женщины в евангельских общинах», подготовленная Беляковой в соавторстве с Мириам Добсон, ученым из Великобритании.

В поле научных изысканий вошла Украина, Прибалтика и Центральная России, в частности, Тамбовщина. Неслучайно, на Вечер были приглашены члены Тамбовской церкви евангельских христиан-баптистов: проповедник Владимир Попов и религиовед Екатерина Миронова. Демонстрируя длинный фоторяд сестер, они рассказывали о нелегких судьбах христианок Тамбовщины послевоенной поры. Многим из сестер пришлось взвалить на свои плечи не только семейные тяготы, но и вести духовное служение в церквах.

Мария Дудина, руководительница церкви ЕХБ в селе Горелое, организовывала посещение узников, страдавших за веру в Тамбовской тюрьме. Сестры и их дети-подростки шли пешком в Тамбов 25 километров, нагрузив себя нехитрыми деревенскими «деликатесами» для передачи узникам: картошкой, тыквой, творогом. Один из узников, молясь за эту сестру, сказал: «Паси вверенное тебе Божье стадо».

Во времена тотальной слежки за носителями христианского мировоззрения и евангельских добродетелей Дудина проводила ночные собрания с Причастием. На эти собрания добирались верующие с детьми из отдаленных деревень. На пути стояла преграда – полноводная река. Взрослые и дети переправлялись на лодках. Посреди реки, в спокойную погоду, при свете полночной луны кто-нибудь запевал известный псалом: «Тихое озеро Геннисаретское».

Антонина Терехова, вдова погибшего в застенках сталинского ГУЛАГа мужа, возглавляла церковь ЕХБ в райцентре Рассказово с конца 30-х около 20-ти лет. В 1946 году она с большим трудом и упорством добилась регистрации, организовала хор, постоянно проповедовала. Местные и областные власти не давали покоя труженице, изобретая одну придирку за другой.

В эпоху господства одной-единственной идеологии, в местных газетах то и дело появлялись статьи, устрашающие обывателей «кознями сектантов». В них активных женщин-христианок, так много сделавших добра для страны, называли «баптистскими кликушами». На городских центральных улицах Тамбова в специальных сатирических газетах выставляли образы верующих женщин в виде несчастных жертв сектантов. Кроме видимых атак, сестер часто вызывали на тайные допросы, используя методы угроз и применяя психологическое давление. Можно ли было выдержать все эти нападки без твердого упования на Бога? Без ясного понимания того, что подлинная вера и страдания за нее – неразделимы?

Старший пресвитер по Смоленской области Виктор Игнатенков кратко поведал о судьбе своей матери Ольге Павловне. Отец ее, Павел Афанасьевич, принял смертную казнь в советском ГУЛАГе, в памятном 1937 году как христианин. А дочери пришлось испытать ужасы войны, жизнь в оккупации, угон в Германию. После возвращения на родину с 1949 года начались ухищренные гонения: по тайным указаниям увольняли с работы. Чтобы избежать голодного существования, Ольга Павловна вынуждена была   жертвовать здоровьем, устраиваясь на тяжелую физическую работу.

Органичной иллюстрацией к теме Вечера прозвучали записанные на диске старинные баптистские песнопения: «Страшно бушует житейское море», «Сокрой свое горе». Комментировал эти сочинения Ректор Института Духовной Музыки, профессор Евгений Гончаренко. Слушатели узнали, что собрание песнопений в исполнении хора «Логос», под названием «Антология русской протестантской музыки», как раз выражают скорбный, многострадальный путь исповедников евангельской веры в России.

В рамках Вечера состоялась презентация упомянутой книги Надежды Беляковой и Мириам Добсон «Женщины в евангельских общинах». Выступающие отмечали кропотливый труд, проделанный исследователями: дотошную работу с архивными материалами, многочисленные интервью с членами евангельских церквей, написание разделов аналитического содержания. В итоге получился уникальный сплав документов, личных свидетельств и глубокой научной аналитики.

И книга, и этот тематический вечер, несомненно, внесли существенный вклад в науку, в сохранение исторической и духовной преемственности поколений. Авторам книги и устроителям вечера удалось воссоздать голоса и судьбы женщин-христианок из евангельских церквей, которые самоотверженно подвизались добрым подвигом веры.

Владимир Попов

фото Зои Бардиной

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.