Обвинение в иностранизме Евангельского движения в России
01.01.2016

Обвинение в иностранизме Евангельского движения в России

Статья из газеты «Утренняя звезда» 1910, № 36

1-го сентября 1910 г. начал свои занятия съезд баптистов при 160 участниках, съехавшихся с разных концов России. Для широкой публики с именами евангелистов, баптистов, и др., связано представление о чем - то совершенно нерусском, глубоко иностранном. Это представление особенно сильно поддерживается синодальной прессой, создавшей из него пугало для русских православных сердец. В таких журналах и газетах как «Колокол» и др. приходится читать о том, что русские штундисты якобы переодеваются в немецкое платье и принимают совершенно немецкий вид. При этом всегда прибавлялись страшные комментарии. Для авторов таких вымыслов полезно было бы побывать на заседаниях съезда Они увидели бы перед собою собрание людей с длинными бородами и такими русскими лицами и речами, что они должны были бы совершенно забыть об иностранизме и сказать: «там русский дух, там Русью есть». Но понятно это не тот «истинно русский дух», который кричит России: «стой»! или «назад»! а дух новый, громко взывающий: «вперед! вперед!».

Это наблюдение могло бы помочь им стать на более широкую точку зрения и бросить взгляд на всю русскую жизнь. Тогда бы они увидели что иностранизм пленил всю Россию и Россия основана на иностранизме.

Русская медицина  - основана  на иностранных авторитетах: русская техника живет иностранною энергией и изобретательностью, русский флот без английских чертежей не может соорудить ни одного дредноута, русская авиация - тоже, русский антисемитизм  -  организуется по образцу иностранного, русская национальная партия подражает германским националистам и т. п.

Мало того. Самая религиозная жизнь русского народа от начала и до конца создана и поддерживается из иностранных источников! Все содержание православной религии взято целиком из Греции в таком виде как ее создали эллины и за почти тысячелетнее существование её в России  не было сделано  ничего для её развиты. При изучении богословских произведений, являющихся продуктом деятелей господствующей религии оказывается, что все их содержание взято из иностранных: католических или протестантских источников.

Говоря по справедливости все формы религиозного сознания в России  как господствующей церкви так и нововерия - иностранного происхождения. (Исключение пожалуй составляет хлыстовство и скопчество).

Нам скажут: есть разницу между философскими и научными позаимствованиями и религиозными влияниями. Первый не отражаются на национализме людей, а вторым изменяют национальное самосознание у людей. Этот неверный взгляд опровергается жизнью. Чехи, не смотря на свой частью протестантизм и частью католицизм, не только не утратили своего национального самосознания, но еще являются главными вдохновителями славянского патриотизма.

С другой стороны, несмотря на единство религии, греки и славяне ведут непримиримую борьбу между собою с такою вражду, что турки должны играть роль примирителей между ними.

Где вы найдете другую страну с таким ярким сознанием национальной идеи, как Соединенные Штаты Америки? А между тем, они состоять из сотен различных интернациональных вероисповеданий и сект, что не только не мешает им сознавать свое племенное единство, но еще делает их патриотизм более сознательным и могучим. Поэтому должно признать, что не только иностранное происхождение религиозных учений не вредно, но вообще приходится согласиться с тем, что иностранизм составляет необходимый элемент всей русской жизни. Да и станет ли кто-либо здравомыслящей упрекать русских медиков за то, что они усваивают способы немецких авторитетов: Вирхова, Эрлиха и др., или Пушкина за то, что он усвоил английский байронизм и т. п.

Ясно, что сознание большинства русского народа возвысилось над средневековыми понятиями и вполне усвоило тот принцип, что надо смотреть не на происхождение, а на качества предметов. Если они приносят пользу, то их надо иметь если бы даже они были из заграницы: если они приносят вред, то их надо отвергнуть, хотя бы они были русского происхождения. Чем дальше, тем русская жизнь принимает все более интернациональный отпечаток. Никто уже не упрекает наших философов, за-то, что они воспринимают из иностранных  источников доктрины рационализма, пессимизма, гегельянства, нитшеанства и т. п. Эти учения не принадлежать какому-либо отдельному народу, а всем культурным народам Mиpa. Так точно и течения религиозной мысли: протестантизм, методизм, баптизм и т. п. не принадлежать одному какому-либо народу, а всему культурному Миру, так как они имеют себе последователей во всех странах и среди всех народов.

А что эти интернациональные религиозные течения приносят пользу у нас в России можно видеть уже из того, что те самые мужички, которые несколько времени тому назад не имели никакого понятия о Священном Писании, в настоящее время, произносят пламенные и весьма основательный речи по важнейшим вопросам христианской веры и практического богословия.

Полностью читать в PDF формате - Газета «Утренняя звезда» 1910, № 36

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.