О духовном песнопении
18.01.2016

О духовном песнопении

Статья из журнала «Братский Вестник» 1956, № 3-4

"...во благодати воспевая в сердцах ваших Господу". Кол. 3, 16.

На вопрос: "Что представляет собой духовное песнопение и каковы его задачи и цель?" - лучший ответ дает Священное Писание.

При чтении Ветхого Завета с самого его начала мы убеждаемся, что первое упоминание о духовном песнопении содержится в Исходе (15, 1 - 19). В этом месте Моисей и сыны Израилевы воспели хвалу Господу за то, что Он спас их от преследования фараона, ввергнув его и все войско его в Черное море. Затем во Второзаконии (32, 1 - 43) содержится хвалебная и вразумляющая песнь Моисея. В книге Судей (5, 1 - 31) мы встречаем хвалебную и благодарственную песнь Деворы и Варака, которые благодарили Господа за то, что Он помог им одержать победу над царем Ханаанским Иавином. В хвалебной песне Анны (1-я книга Царств, 2, 1 - 10) слышится радость и благодарность за рождение сына Самуила. В первой книге Паралипоменон (16, 8 - 36) Давид воспевает хвалу Господу у ковчега. В книге пророка Исаии (12, 1 - 6) содержится благодарственная песнь израильтян. Упоминаются песнопения еще в книге пророка Сафонии (3, 14), в книге пророка Захарии (9, 9) и т. д. В Ветхом Завете о пении вообще и о духовном песнопении в особенности упоминается в шестидесяти главах. Кроме того, почти во всех псалмах Давида говорится о пении и музыке.

При чтении Нового Завета с самого начала мы убедимся, что первое упоминание о пении содержится в 26-й главе Евангелия от Матфея. Этот текст является единственным во всей Библии, в котором говорится об участии в пении нашего дорогого Спасителя Иисуса Христа (Матф. 26, 30). Затем мы встречаем хвалебную песнь матери Иисуса Христа Марии (Лук. 1, 46 - 55) и пение ангелов в Рождественскую ночь (Лук. 2, 13 - 14). В Деянии Апостолов мы читаем о хвалебной песне Павла и Силы (16, 25). В Откровении Святого Иоанна (5, 9 и 14, 3) говорится о новой песне, которая является хвалебной. В той же книге (Откр. 15,. 3 - 4) идет речь о том, как массы победителей поют, стоя на стеклянном море, песнь Моисея и песнь Агнца.

О пении - о духовном, хвалебном и вразумляющем пении - говорится в Новом Завете всего в семнадцати главах. Интересно отметить, что самое первое и самое последнее упоминания о пении, содержащиеся в Библии, связаны с Моисеем (Исход, гл. 15, и Откров. гл. 15).

Прочтя внимательно все упомянутые здесь, а также неупомянутые тексты, в которых говорится о пении (такие тексты встречаются в общей сложности в семидесяти семи главах Библии), мы убедимся, что духовное песнопение является самым прекрасным и самым мощным средством восхваления и прославления Господа. Это означает то, что, когда наше сердце переполняется благодарностью, мы не в состоянии выразить ее словами, любвеобильный Господь Сам дарует нам средство, при помощи которого мы выражаем чувства, и этим средством является пение.

Апостол Павел советует верующим вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями.

Подводя итог всему вышесказанному, можем сказать, что пение, а именно духовное песнопение, есть Господом дарованная людям способность, которая дает возможность достойным образом хвалить, прославлять и благодарить Его, особенно в тех случаях, когда не хватает слов; для выражения переполняющей сердце благодарности. Песнь предназначена Господом также для поучения и вразумления.

Так же как и любовь является особым, не требующим перевода, языком в общении между собой людей и народов, так и песнь и музыка, воспринимаемые непосредственно нашим сердцем и нашими чувствами, оказывают особое по сравнению со словами действие.

Позволительно задать себе вопрос, какими должны быть певцы, поющие общие песни, а также и хористы?

Ответом, а одновременно и руководством являются слова апостола Павла (Кол. 3, 16), что воспевать Господу мы должны в сердцах наших.

Можно ли проверить, исходит ли песнь из нашего сердца, или нет? Да, можно! Воспевает ли Господа сердце другого человека, установить, конечно, трудно, но сам себя каждый певец в этом отношении проверить может. Господь сделает это лучше всех, так как Он насквозь видит, что творится в сердцах наших.

В чем же выражается настоящая, из сердца исходящая благодарственная и хвалебная песнь? В одной лишь силе? Король проповедников Сперджен ("Золотые уста"), описывая свое обращение, рассказывает, что однажды, когда он собирался пойти на одно богослужение, его отговаривали, утверждая, что в этом приходе так громко поют, что может заболеть голова. Сперджен все же отправился на это богослужение, так как он хотел узнать, каким образом можно достичь блаженства, а это было для него важнее, чем головная боль, как он сам выразился.

Но сила исполнения может быть различной, и тот факт, исходит ли данная песнь на самом деле из сердца, или нет, может быть подтвержден и другими свойствами пенья, как, например, темпом и т. п.

Только что сказанное относилось к массовому пению. А как же обстоит дело с хоровым пением и хористами? Какими должны быть они, чтобы отвечать словам апостола Павла?

Каждый хорист должен прежде всего сознавать, что его труд является святым трудом. Ведь воспевая хвалу, благодарность и славу Господу, он является одновременно и проповедником святого Евангелия посредством песни. Каждый певец должен знать, что он такой же посредник между Богом и людьми, как каждый брат, входящий на кафедру для того, чтобы возвестить волю Божию.

Каждый хорист должен быть глубоко верующим человеком, воплощающим свою веру в делах, он должен быть человеком молитвы. Он должен проверить себя самого, по какой причине он участвует в хоре: привлекло ли его сюда его благодарное сердце, или Господь Сам призвал его на этот труд; или он поет для того, чтобы сделать хоть что-нибудь для Бога, а быть может, только потому, что и другие поют. Может быть, иной поет в хоре только для того, чтобы чаще встречаться с другими, или по привычке, или для удовлетворения потребности в музыке?

Влияние хоровой песни на слушателей и ее глубина зависят не только от текста и от мелодии (или музыки), но и от того, каково сердце, какой духовный уровень певцов. Само собой разумеется, что все требования, предъявляемые к певцам, относятся и к дирижеру. Ведь если каждый хорист должен быть человеком молитвы, то тем более должен быть таковым дирижер. Прежде чем выбрать какую-нибудь новую песнь, провести репетицию или выступление или предпринять какое-либо действие, находящееся в связи с хором, каждый дирижер обязан обратиться с глубокой молитвой к Господу.

Если дирижер, являясь сам человеком молитвы, сумеет и в хористах пробудить молитвенный дух, то они будут приходить на репетиции и на выступления в собраниях после предварительной домашней молитвы, и это окажет такое глубокое воздействие на качество песнопения, исполненного данным хором, что слушатели скажут: "Да, это было действительно духовное песнопение".

Так же как и проповедники, говоря с кафедры, используют все законы и правила красноречия (правильный язык, хорошая дикция, логичное построение фразы и т. д.), - так и певцы и дирижер должны использовать все законы и правила музыки (гармония, темп, динамика, дикция, равновесие различных категорий голоса и т. п.). Как проповедники, так и певцы и дирижер должны это делать для того, чтобы в одном случае речь, а в другом случае пение были бы логичными, гармоничными, ясными и действенными. Надо всегда следить за тем, чтобы как сама музыка, так и ее элементы не превращались в самоцель, а оставались всегда лишь средством восхваления Господа, средством возвещения Его Слова и истины.

Не годится, чтобы проповедник, говоря с кафедры, блистал одним красноречием, оставляя без внимания духовное содержание и глубину. Но с другой стороны, и любая глубоко содержательная духовная проповедь не принесет пользы, если проповедник неясно произносит слова, отчего его проповедь понимается с трудом. Поэтому и в хоровом пении нужно обращать особенное внимание на четкое произношение слов (текста песни) и на ясную и образцовую передачу духовных мыслей и музыкальных фраз, помогающих воплощать эти мысли, так как в противном случае музыка может оказать воздействие на одни лишь наши чувства, а это опасно, потому что они нас легко обманывают. Дух же, не получая животворной, вечной пищи, чахнет.

Хористы вместе с дирижером должны стараться быть полностью освященными верующими и по образу своей жизни достойными петь в святом хоре. Они все должны сообща стараться достичь и того, чтобы слова каждой хоровой песни были понятны слушателям и принесли каждому из них духовную пользу.

Вспоминая мысли одного брата, говорившего в своей проповеди о том, что единственной длящейся в вечности работой в пользу Царствия Божия и осуществляемой здесь, на земле, является хвалебная песнь, хочется подчеркнуть этот великий дарованный Господом по Его щедрости дар, дающий нам возможность, еще живя на земле, чувствовать силу, радость и благословение хвалебной песни вечности, продолжающейся бесконечно в Царствии Отца нашего Небесного.

Да дарует Господь каждому хористу, дирижеру, участнику массового пения или человеку, поющему у себя дома, способность так воспевать Господа в своем сердце, чтобы эта песнь достигла Отца и радовала Его.

И если наше сердце в благодарности воспевает Господа, тогда и все то, что исходит из него: наша жизнь, труд, дела любви, речь, слово, песнь - все это будет служить почитанию, похвале и славословию Господа за Его величие и вечность.

Братья и сестры, певцы! Будем же с благодарным сердцем восхвалять Господа нашим пеньем в любой день и в любую минуту нашей жизни, помня слова псалмопевца Давида: "Буду петь Богу моему, доколе есмь" (Пс. 145, 2).

И если мы поем в хоре, то пусть наша песнь станет молитвенным и восхваляющим Господа общим мощным песнопением, захватывающим и вдохновляющим как самих певцов, так и всех верующих и слушающих его!

Вардо Холм

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1956, № 3-4

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.