В.А. Попов: Братство любите
10.05.2016

В.А. Попов: Братство любите

Статья из журнала «Логос» 2015, № 21

Собрание, община, храм духовный, Божья семья, Тело Христово — весь этот ряд библейских понятий представляет собой яркие штрихи к портрету Церкви. В этот, далеко еще не полный перечень наименований, входит и слово «братство».

Братство в широком христианском смысле — это не только поместная церковь, но все мировое сообщество духовно возрожденных детей Божьих. Каждый ученик Христа призван любить братство. А что это значит практически? Можно ли любить братство, не проявляя интереса к его многострадальной истории, не имея понятия о его родословной? Ведь Слово Божье говорит: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой» — Вт. 8:2. Можно ли по-настоящему любить братство, не обращая внимания на текущую жизнь церквей? Не вникая в нужды, испытания и трудности, переживаемые народом Божьим в разных частях земного шара? Что можно сказать о христианской общине, если больные и престарелые члены ее оставлены без надлежащей заботы и попечения? Пребывает ли в ней любовь Христова?

Много ли найдется сейчас верующих, которые просматривают журналы, газеты, несущие информацию о событиях и животрепещущих проблемах в церквах? Многие христиане имеют доступ в Интернет, получая возможность знакомиться с новостями церковной жизни. Но в Интернете серьезная информация тонет под массой информации пустопорожней. В печатной форме существуют издания духовно-назидательные, информативные, публицистические, где обсуждаются насущные нужды и острые проблемы братства. К сожалению, не только рядовые члены церквей, но и служители пробегают мимо ценных материалов, ссылаясь на занятость сиюминутными делами.

Церковное братство — это большая духовная семья, где неизбежны конфликты. Конфликт разных поколений, конфликт отцов и детей — явление древнейшее. Между старшим и молодым поколением часто отсутствует взаимопонимание. В какой-то мере тут сказываются возрастные особенности. Не случайно возникла народная поговорка: «Молодым не грех смеяться, а старым не грех ворчать».

Конфликт поколений может принять весьма болезненный характер. Какие же шаги могли бы быть наиболее эффективными для его смягчения и преодоления? Всегда существовала и существует одна широко распространенная проблема — нежелание и неумение представителей разных поколений слушать друг друга. На многих молодежных семинарах, конференциях и слетах представители старшего поколения вообще не присутствуют. Так называемые молодежные лидеры по возрасту недалеко ушли от тех, кого они воспитывают и наставляют. Складывается ненормальная ситуация, когда молодежь пытается назидать друг друга, не имея для этого ни опыта, ни духовных знаний, ни достаточной мудрости. Бывает, что на иные молодежные общения приглашают довольно зрелых служителей. Однако, к сожалению, на подобных встречах не всегда возникает атмосфера доверительного диалога. На собраниях молодежи из уст почтенных проповедников часто звучат длинные монологи. Служители, не замечая, что они злоупотребляют временем и вниманием, пытаются во что бы то ни стало втиснуть заготовленный материал в умы и сердца слушателей. Но всякое многословие рассеивает внимание и ослабляет духовные усилия.

У молодежи есть вопросы, есть собственные мнения, им хочется совместно обсудить волнующие их проблемы. Но, иные проповедники и наставники, привыкшие к монологам, не дают им вставить ни словечка. Слушать другого — это особый вид христианского служения. Услышать другого — значит себя поставить на его место, разделить его боль, страдание, беспокойства, переживания. Диалог — трудный способ общения, но более плодотворный для обеих сторон. Когда вспыхивают кровопролитные войны? Чаще всего в тех случаях, когда переговоры между враждующими сторонами заходят в тупик, диалог не получает развития. Неумение поддерживать диалог, отсутствие воли к его продолжению и развитию порождает поле битвы с применением боевых средств уничтожения человека и всего живого на земле: танков, самолетов, ракет.

Конфликт поколений начинается со взаимного отчуждения, изоляции и нежелания понять друг друга. Та или иная истина оседает в умах и сердцах не путем односторонних назойливых поучений, а путем совместного размышления над ней. Молодежь, как правило, не любит поучений, нотаций и чтения прописной морали. С молодежью надо учиться разговаривать.

Конфликтные ситуации идут на спад при наличии совместного служения и общего ответственного дела. Вспомним апостола Павла и Тимофея. У этих служителей была большая разница в возрасте, противоположные характеры, неодинаковый духовный опыт, но Господь чудесным образом устроил духовный союз юноши и старца в деле распространения Евангелия и созидания церквей. «А его верность всем известна, — пишет Павел, — потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» — Флп. 2:22. Тимофей сопровождал апостола в труднейших миссионерских путешествиях, помогал переносить тюремные узы.

О лорде Редстоке, известном английском миссионере, Николай Лесков писал, что в семье проповедника двенадцать детей и все они от мала до велика евангелизируют. Дети участвуют в жизненном деле отца. Все семейство подвизается на одном христианском поприще. Ныне же во многих церквах мы наблюдаем печальную картину. Отцы и дети не могут присутствовать вместе даже во время богослужения. Родители поклоняются Богу обычно в утренние часы, а дети идут в церковь на свое собрание во второй половине дня, где звучит легкая музыка, примитивные песни и ласкающая слух, пересыпанная изрядной долей юмора, одна проповедь. Как же в таком случае можно сохранить дух христианской преемственности? Ведь о важности духовной преемственности апостол Павел неоднократно напоминает в своих Посланиях: «О Тимофей! Храни преданное тебе» — 1 Тим. 6:20. Тимофей был призван хранить веру евангельскую в неповрежденном виде. Эта вера обитала в сердце бабушки его Лоиде и матери Евнике.

Уже в апостольские времена многие христианские церкви оказались перед лицом серьезной опасности, связанной с искажением основополагающих Божественных истин. Лжеучители разных мастей внушали ученикам Христа ложную надежду на спасение, утверждая, что благодать Божья якобы автоматически снимает все сознательные и бессознательные грехи. Подобные учения Павел называет «пустословием» и «лжеименным знанием» — 1 Тим. 6:20.

Духовная преемственность ограждает церковь от проникновения в ее среду ересей и всевозможных пагубных заблуждений. Передача библейских традиций от одного поколения к другому связывает отцов и детей в единую семью. Пример посвященной христианской жизни действует во сто крат сильнее, нежели беспрерывные поучения. «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу», — обращается апостол Павел к верующим. — 1 Кор. 4:16.

Изучение и приумножение духовного опыта предшественников, совместный труд во славу Божью и на пользу других создает благоприятную почву для плодотворного диалога старшего и молодого поколений. Искренне, от всего сердца любить братство — это Божье повеление. От верного и всестороннего исполнения его напрямую зависит высота личной духовной жизни и благосостояние церкви.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 2015, № 21

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.