Баптисты не проповедуют баптизм, но Евангелие Христово
21.05.2012

Баптисты не проповедуют баптизм, но Евангелие Христово

Интервью с Председателем Российского союза Евангельских христиан-баптистов Алексеем Васильевичем Смирновым.

Интервью с Председателем Российского союза Евангельских христиан-баптистов Алексеем Васильевичем Смирновым.


Алексей Васильевич, на прошедшей некоторое время назад встрече баптистских лидеров с Патриархом Кириллом было отмечено, что такие встречи проходят нечасто, последняя встреча состоялась 4 года назад. Стала ли нынешняя встреча свидетельством сближения двух конфессий?

Мне проще объяснить нашу позицию. Мы, евангельские христиане-баптисты, исторически никогда не вели войн, не унижали представителей других религий, всегда придерживались принципа свободы совести для всех. Баптисты, позиционируя себя библейскими верующими, что как будто заключает в себе претензию на лучшее понимание воли Божьей, никогда не были воинственными людьми, никогда не отстаивали свою позицию с помощью силы или путем противопоставления себя другим. В наших поместных церквах мы говорим о недостатках самих верующих и призываем к святой и посвященной Христу жизни. Поэтому когда мы говорим о взаимодействии, о добрососедских отношениях с православной церковью, мы подразумеваем исключительно мирное сосуществование. Мы понимаем как верующие люди, что любая война, в том числе религиозная, не приносит ни славы Богу, ни успеха в деле благовестия. Мы не стремимся каким-то особым образом завоевывать благорасположение православных верующих, просто заявляем: «мы, баптисты России, придерживаемся евангельского учения, стоим за сохранение библейских истин, моральных, духовных»; и хотим, чтобы об этом знали и православные служители, поскольку в нашей стране именно православие — самая многочисленная христианская конфессия. Наши взаимоотношения с православными — это и свидетельство миру о том, что мы не ищем ни вражды, ни противостояния, открыты к диалогу по тем вопросам, которые вызывают в обществе жгучие переживания.

Я убежден, что евангельская церковь должна откликаться на современные проблемы. Идея встретиться с Патриархом у нас была давно. По моему поручению Виталий Кириллович Власенко, руководитель отдела внешних связей Российского союза евангельских христиан-баптистов, занимался этим вопросом. Периодически нас приглашают на мероприятия Московского Патриархата, в том числе и с участием самого Патриарха Кирилла: мы принимали участие в церемонии его интронизации, нас приглашают на празднования его дня рождения, но мы помимо этого вели подготовку к двусторонней встрече на самом высоком уровне. Так получилось, что даты нашей недавней встречи с Патриархом Кириллом совпали с датами проведения Съезда Евро-Азиатской Федерации союзов ЕХБ, на который съехались представители бывших республик СССР, главы баптистских союзов стран СНГ, зарубежные гости. Мы хотели, чтобы некоторые представители Федерации могли встретиться с Патриархом, заявить о нашем баптистском единстве, верности Писанию, о том, что, несмотря на появившиеся границы, наши прежние отношения сохраняются. На съезд также приезжал пастор Джон Аптон, президент Всемирного Баптистского Альянса, а также Ханс Гудериан, президент Европейского баптистской Федерации. Мы очень хотели, чтобы встреча с Патриархом состоялась. Чтобы он, как глава Русской Православной Церкви, мог увидеть мировое единство евангельских христиан-баптистов. Мы бы хотели, чтобы после этой встречи добрые отношения с Русской Православной Церковью развивались, как в России, так и за рубежом.


Виталий Кириллович Власенко в беседе упоминал идею создания межцерковной комиссии по взаимодействию в РПЦ. Она уже создана?

На встрече с митрополитом Илларионом, прошедшей несколько месяцев назад, мы договорились о создании такой комиссии, которая рассматривала бы ситуации во взаимоотношениях между РПЦ и Российским Союзом евангельских христиан-баптистов. Представители РПЦ уже на следующий день представили в этот комитет три кандидатуры. Мы так же выдвинули своих трёх представителей. Пока эта комиссия проводит подготовительные консультации: еще не до конца определены принципы ее работы. Однако, при возникновении спорной ситуации мы сможем встретиться и обсудить ее в рамках этой комиссии.

Патриарх Кирилл говорил, что, несмотря на богословские расхождения, есть ряд тем, которые сближают позиции православных и баптистов, он назвал их «антропологическими вопросами». С Вашей точки зрения, в каких вопросах мнение баптистов совпадает с мнением православных?

Если брать практическое богословие, то у нас есть расхождения, хотя с точки зрения библейского богословия, мы по основным доктринам христианской веры с православными совпадаем: непорочное рождение Христа, богодухновенность Писания, телесное воскресение и второе пришествие Господа. Расхождения касаются вопросов Традиции и Предания. И все-таки есть общехристианские этические ценности: нравственная чистота личности - заповеди «не кради», «не убей», «не прелюбодействуй». Такие же моральные принципы исповедуют и православные верующие, ведь в основе их веры находится Библия. У нас одинаковые взгляды на ценность семьи. И мы уже выражали свою консолидированную позицию на сохранение традиционной семьи. Понимание священства и рукоположения: ни православные, ни баптисты не рукополагают женщин во священники. И мы не планируем пересматривать эти позиции. Не потому, что мы — женоненавистники, а потому что так учит Священное Писание. Здесь у нас единая позиция, и мы не придерживаемся светской точки зрения о неограниченной свободе личности, граничащей с извращениями. И здесь мы планируем и впредь заявлять свою ясную позицию. Мы выступаем против либерализма, то есть неприятия Писания как Слова Божьего. Если православные выступают на стороне Священного Писания, мы их поддерживаем, так как именно оно — основа нашей жизни, устройства нашей церкви, нашей веры.


Патриарх с симпатией отозвался о «православных баптистах», то есть баптистах, живущих в преимущественно православной среде. Вы видите проявления влияния православия на баптизм?

Думаю, существует исторический и культурный аспект влияния, но не богословское влияние. Влияние, возможно, оказывается на практику жизни, на некоторые ее формы, на практику церковного устройства. Не думаю, что это граничит с отказом баптистов от почитания Слова Божьего или отвержения библейских истин. На баптистов влияют национальное искусство, народная музыка, народный эпос. Наше практическое богословие отличается от западного тем, что в нем меньше прагматизма, но больше мистицизма. И это тоже влияние православия. Нам в большей степени, чем на Западе, свойственно аллегорическое понимание Священного Писания. Таким образом, православная среда накладывает отпечаток, но не формирует евангельского верующего. Российские баптисты лучше понимают православное христианство, чем протестанты на Западе.


Каковы основные результаты встречи с Патриархом Кириллом?

Для меня лично они такие. Я встретился с человеком, представляющим значительную часть российского общества. Для меня это не просто человек, это духовный наставник большей части российского населения. Это значит, что если мы достигли понимания друг с другом, если мы можем открыто говорить друг с другом, то у нас возникают, если и не дружеские, то нормальные рабочие отношения, при которых мы не станем создавать друг другу проблемы, которые часто вызваны именно нежеланием понимать друг друга. Мы не станем свое непонимание распространять вокруг себя. Когда мы встречаемся, когда смотрим друг другу в глаза, наши личные взаимоотношения влияют на официальную позицию, на публичные заявления, которые мы делаем. Очень надеюсь, что Патриарх Кирилл считает меня христианином, как и я его. На встрече я выразил ему личную благодарность за то, что он проповедует евангельское учение. Он говорит о евангельском учении, о том, как оно должно реформировать общество. Патриарх впервые за долгие годы открыто призывает православных жить христианской верой. Если говорить об отношении к этой встрече в нашем братстве, то, думаю, в основном служители и простые верующие ее понимают, как и я. Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви и Председателя Союза евангельских христиан-баптистов дает дополнительную уверенность в межконфессиональном спокойствии в нашей стране, становится своего рода гарантом того, что в ближайшее время не возникнет жестокая борьба или противостояние, способное лишить нас возможности мирно сосуществовать и проповедовать Евангелие. На самом деле мы, баптисты и православные, не враги друг другу, если только эта вражда никем искусственно не раздувается. Сегодня мы имеем прекрасную возможность проповедовать людям в нашей стране настоящий христианский образ жизни. Поэтому если православная церковь займет позицию, которую мы отстаиваем давно, - реально оказывать влияние на общество через веру в Бога, это послужит утверждению наших общих позиций и создаст лучшие условия для проповеди Евангелия в нашей стране.


Митрополит Илларион недавно высказался о том, что православные готовы нести служение благовестия вместе с баптистами. Как вы оцениваете такое заявление?

Если просто прокомментировать это заявление, то скажу, что у православных верующих, мыслящих зрело, не может быть в отношении евангельских христиан-баптистов другого убеждения. Если православные ответственны и честны перед собой, то они могут смело признать баптистов своими братьями по вере. Есть, разумеется, точки несовпадения: вопрос преемственности, взгляд на баптистскую церковь как на секту. Но если смотреть на баптистов через призму Евангелия, то многие православные должны согласиться, что перед ними настоящие христиане. Поэтому, если православный верующий окажется перед дилеммой, может ли он проповедовать Евангелие вместе с баптистами или нет, у него не возникнет никаких препятствий.

Во-первых, потому что баптисты не занимают воинственную позицию по отношению к кому-либо. Они всех без исключения призывают к послушанию Слову Божьему. Если православные верующие будут призывать к тому же, то у нас по определению не может возникнуть конфликта. Во-вторых, если я призываю человека к Богу, то говорю ему, чтобы он искал Его повсюду, не только в баптистской церкви. Сегодня православная церковь тоже меняется. Патриарх проповедует Евангельскую весть. Мы молимся о том, чтобы православные священники начали проповедовать Евангелие, а не только традицию, исторические аспекты. Баптисты, проповедуя нашим гражданам, никогда не зовут к баптистам.

Баптисты не проповедуют баптизм. Баптисты проповедуют Евангельское учение. Мы приглашаем в свои церкви, но никакого внутреннего напряжения у нас нет с теми, кто пошел в православные церкви и нашел Бога там. Спасение обусловлено не конфессией, а личной верой в Сына Божьего Иисуса Христа. Православным людям нужно лучше знать Евангелие, чтобы освободиться от всего наносного и исторического. Поэтому митрополит Илларион, имея серьезное богословское образование, смело проповедует Евангелие в нашей стране, и баптисты в этом процессе могут помочь и быть рядом. Иногда такие возможности уже представляются: проходят, например, совместные детские мероприятия в молитвенных домах и православных храмах.

Люди вообще устали от религиозной борьбы среди верующих. Не думаю, что произойдет объединение наших церквей, но нести Благую весть вместе мы можем. Я это проходил в 1987 году на Арбате, когда эта улица только стала пешеходной зоной. У нас появилось привычное место. Через некоторое время стал появляться православный священник. Он задавал вопросы о нашей конфессии. Появился раз, и два, и три. Потом я поговорил с ним лично, объяснил, что мы не проповедуем баптизм, нашей стране нужен Бог. Я предложил ему просто проповедовать Христа. Он встал метрах в двухстах от нас и проповедовал так, как считал нужным. Ну а прохожие слушали и нас, и его и делали свои выводы. Ну а дальше нам всем судья Бог, чему и как мы учим.


Патриарх Кирилл говорил на встрече, что христианские ценности по-прежнему вымываются из повседневной российской жизни. Но последние события в стране на фоне возросшей политической активности масс коснулись и самого Патриарха: это и скандал с «Пусси рает», и причиненный вред книгам патриарха, оцененный в невероятную сумму денег, и история с дорогими часами, то исчезающими, то появляющимися на его руке. Как вы, будучи председателем союза баптистов, советуете относиться верующим своего союза ко всем этим новостям, как на все это взглянуть через призму Писания?

Первое, что я бы сказал, - все люди несовершенны. Патриарх - человек, на которого возложена ответственность вести православный народ к пониманию Евангелия. Как любой человек, он может ошибаться, быть искушаемым и впадать в согрешение. Как и для любого человека, для него одно из сильнейших искушений — власть и материальные блага. Наверное, он, как и любой другой человек, подвергаясь этим искушениям, не всегда может устоять. Тем более что в нашей стране эти искушения уже превратились в норму. Мы, с одной стороны, жалуемся на коррупцию, а с другой стороны — сами бесконечно носим дорогие подарки, всем без исключения. В этом сказывается, вероятно, наша национальная традиция: мы стараемся задобрить начальника, чтобы он лучше к нам относился. Это провокация для любого руководителя, когда ему несут со всех сторон, даже порой ничего не ожидая в ответ. Библия говорит, что подарки портят сердце человека. Сердце человека, привыкшего делать подарки, тоже становится высокомерным, надменным. Такие искушения могут приходить и в жизнь патриарха, важно, чтобы он научился их преодолевать. Второе - мы живем в греховном мире, подверженном влиянию сатаны. И потому в мире много людей нечистых на руку, на язык, сердцем. Я не берусь судить, насколько правдоподобно то, что доходит до нас через СМИ. Когда я читаю какие-то новости, связанные с Патриархом, о том, что он попал в какую-то сложную ситуацию, связанную с финансовыми делами, я не злорадствую, а искренне молюсь о нём.

Во-первых, Библия учит нас не судить никого прежде времени. Моя позиция такая — прежде, чем суд вынесет определенное решение, я вообще не могу судить, так как у меня нет на то оснований. Сплетни, склоки, распространяемые разного рода СМИ, - не основания для того, чтобы судить кого бы то ни было вообще, даже обычного человека. Кроме того, мы призваны молиться друг о друге и благословлять друг друга. Не благословлять наши греховные поступки, а благословлять человека. Патриарх в России один, и потому верующие должны молиться за него, чтобы он показывал добрый пример, чтобы Бог помог ему преодолевать искушения. Если нужно покаяться в чем-то, то чтобы он и покаялся и исправил то, что нужно исправить. Ведь на него смотрят миллионы людей: и верующих, и неверующих. Но сегодня в нашей стране желание сенсации, интриги захватывает умы журналистов. И они бесстрашно и бессовестно пишут то, что считают нужным. Я к информации, поступающей из различных СМИ, отношусь скептически. Уж слишком часто информация в СМИ бывает тенденциозной, нацеленной на то, чтобы увести людей в нужном какой-то группе людей направлении. Нам, христианам, надо держаться от этого подальше.


Во время массовых митингов было высказано несогласие с итогами выборов, а значит, с решением властей. Писание призывает верующих молиться и благословлять власти. Но если верующий в чем-то не согласен с властью, что ему делать тогда? Чем руководствоваться?

Страхом Божьим, прежде всего. Будучи верующими, мы не перестаем быть ответственными гражданами. Христиане — не пассивная масса людей, абстрагировавшаяся от всего, что происходит в обществе. Библия призывает молиться, и еще говорит: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Процесс обличения должен основываться не только на понимании окружающей культуры, политики, но и на понимании Священного Писания. Если кто-то хочет обличить кого-то за неправомерный поступок, пусть поступает так, как учит Библия. Напишите личное письмо тому, кого вы обвиняете. Я, такой-то и такой-то, считаю ваш поступок нарушением такого-то закона... Вашим адресатом может быть чиновник или президент страны. В то же время в основе нашего демократического государства лежит конституция страны. По ней мы как граждане страны имеем право высказывать свое мнение любыми законными средствами. И один из законных методов выражения несогласия — демонстрация. Мирные демонстрации, без хулиганских действий, без погромов, без кровопролития и революций, - это законная реакция общества на любое происходящее действие.


Мы в настоящий момент наблюдаем единичные примеры выхода верующих людей в активную политическую и общественную жизнь. Пример тому — недавний выигрыш выборов мэра города Тольятти евангельским верующим Сергеем Андреевым, которого Интернет-издания называют «баптистом». Верите ли вы, что управленцу, выходцу из христианских кругов, удастся создать вокруг себя команду высоконравственных и высокопрофессиональных людей? Можно ли изменить Систему на отдельно взятом региональном участке, учитывая, что в политической истории России практически не было примеров участия протестантов в политике на городском и федеральном уровне?

Вы правы, говоря, что в нашей стране опыта участия протестантов в политике еще нет. Даже в царские времена, если евангельские верующие стремились активно заниматься политикой, им всячески противостояли власти. Пример тому Дей Иванович Мазаев, купец-миллионщик, имевший большие связи и возможности, который выдвигался на самые высокие посты в дореволюционной России, в том числе и в Думу, но и ему не удалось занять сколько-нибудь значительной должности, так как он принадлежал к баптистам. И в этом смысле политическая практика в нашей стране до сего дня неизменна. Случай с Сергеем Андреевым (я бы не стал называть его баптистом, он — евангельский верующий) нетипичный для России. Это не продуманный план, а скорее стечение обстоятельств. Люди голосовали не столько за Сергея Андреева, сколько против другого кандидата. Я бы не стал преувеличивать значимость этого события, оно не говорит о начавшихся в нашей стране серьезных политических изменениях. В советские времена, верующие по определению не могли занимать важные должности на государственных постах. Сегодня существуют другие идеологии, препятствующие выдвижению на руководящие посты настоящих государственников, которых и так-то не очень много. Наша страна сильно теряет, исключая евангельских верующих из управления обществом, государством на разных уровнях. Обычно евангельские верующие — это трезвые люди, законопослушные граждане, которые живут и действуют, руководствуясь страхом Божьим. Но такие люди, как белые вороны, будут всегда выделяться. Их будут обливать грязью. Может ли евангельский верующий создать здоровую ситуацию на своем участке работы? Наверное, может. Но только локально. Чем выше будет такой человек подыматься по ступеням власти, тем труднее ему будет оставаться независимым, тем больше вокруг него будет людей с чуждыми ему убеждениями и принципами жизни. Но на каком-то производстве, в каком-то городе верующий человек может собрать команду профессионалов и достичь успехов в своих локальных проектах.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.