Церковь «Голгофа» вновь порадовала осенней премьерой. Органный вечер подарил слушателям несколько концертных сочинений эпохи барокко, классицизма и романтического периода.
Под руководством дирижера Ильи Маркеева прозвучали концерты для органа с оркестром, солисты – лауреаты международных конкурсов Мария Черепанова и Андрей Шейко. Первые произведения оркестр «MIRA orchestra» исполнил усиленным составом – с валторнами, трубами и литаврами, что стало красочным «подстрочником» 150 псалма.
Божественная музыка Карла-Филиппа Баха вышла в зал в виде концерта для органа и струнного оркестра Соль мажор. Это весьма масштабное, но незнакомое большинству меломанов сочинение. Карл-Филипп, будучи сыном великого Иоганна Себастьяна Баха, сам не случайно был назван Моцартом «отцом классицизма». Его музыка исполнена легкости и прозрачности, и при этом чрезвычайно содержательна и выразительна интонационно. К этому стоит добавить блестящую виртуозность, которой композитор столь щедро наделил органную партию.
Виртуозность жанра инструментального концерта с дальнейшим развитием музыкального искусства стала атрибутом и романтического стиля. Концерт Фа минор Максимилиана Хайдриха – тому свидетельство. Однако, помимо виртуозности этой пьесе-поэме присущи истинно романтические черты: экспрессия, драматизм, гармоническая изобретательность, красочность и масштаб. Появившись в 1911 году, концерт продолжил линию романтических опусов, таких как концерты Райнбергера или Босси.
Небольшим интермеццо между крупными сочинениями стала лирико-трагическая пьеса Фридриха Гернсхайма для органа и струнного оркестра. Музыкант не избежал влияния современников, именно поэтому его музыка так напоминает Adagio из развернутых симфонических циклов позднеромантического периода.
Концерты симфонической музыки именно в церкви не только наполняют нас ощущением неземной радости, возвышают над мирскими делами и напоминают о ежедневном Божьем присутствии в жизни каждого, особенно наделенного талантом человека, но и просвещают. Программа составлена так, чтобы мы научались разбираться в историческом контексте музыкального произведения, отличать влияние эпохи и мастеров на творческое настроение автора. Осень наполняется не только сезонным шорохом золотых листьев, но и вечными звуками хвалы Господу!
Алла Стамболиди