Тихая революция
27.03.2014

Тихая революция

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" разработан по итогам мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций, а также норм международного права в данной сфере и в сфере соблюдения прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Основными целями законопроекта являются:

1) отмена противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод требования о необходимости подтверждения пятнадцатилетнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации;

2) совершенствование правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций;

3) отмена обязанности религиозных организаций ежегодно помимо отчета по установленной форме предоставлять дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.

Вступившим в законную силу 10 марта 2010 г. решением Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд) по делу "Кимля и другие против России" (жалобы №№76836/01 и 32782/03) установлено несоответствие части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой обязательным условием для регистрации религиозной организации является необходимость подтверждения существования религиозной группы на протяжении не менее 15 лет, положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд указал, что названная норма не отвечает критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека.

Европейский Суд отметил, что "такого рода положения о сроках рассмотрения и ожидания находятся в противоречии с обязательствами ОБСЕ о предоставлении религиозным группам юридического статуса хотя бы базового уровня.., что конкретная форма юридического лица зависит от правовой системы, но возможность получать какую-нибудь из таких форм абсолютно необходима для согласия с принципами ОБСЕ" (пункт 68).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П, не только Конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения Европейского Суда по правам человека - в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, - являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений.

В связи с изложенным предлагается отменить обязанность представлять для государственной регистрации создания местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию, документ, подтверждающий ее существование в качестве религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет (пункт 5 статьи 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Отмена "правила 15 лет" позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур, при условии обязательного проведения в отношении таких религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. №53 "О государственной религиоведческой экспертизе".

Данным изменением обусловлено предложение о корректировке ограничений, установленных действующей редакцией Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в отношении религиозных организаций, не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет. Так, помимо отмены требования о ежегодной перерегистрации таких организаций до наступления указанного пятнадцатилетнего срока, законопроект предусматривает сокращение периода, в течение которого на местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, будут распространяться ограничения, установленные абзацем четвертым пункта 3 статьи 27 действующей редакции Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Кроме того, законопроект предполагает изменение порядка уведомления о создании религиозной группы: такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций.

Это позволит, с одной стороны, избежать необходимости представления для государственной регистрации местной религиозной организации, не входящей в структуру централизованной религиозной организации, специального подтверждения, выданного органом местного самоуправления.

С другой стороны, уведомление органа юстиции о создании религиозной группы, в котором будет содержаться информация о местах совершения богослужений, других обрядов и церемоний, позволит религиозной группе воспользоваться правом беспрепятственно без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях, помещениях и иных местах, специально предоставленных религиозной группе для этих целей на основании гражданско-правового договора. Актуальность подобных изменений обусловлена приведением статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П).

Наряду с указанным законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" изменений, направленных на приведение его положений в соответствие с нормами базового Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части правового регулирования порядка взаимодействия органов юстиции с налоговыми органами и сроков принятия отдельных решений при государственной регистрации религиозных организаций. Законопроектом также предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").


Ознакомиться с кокретными формулировками вносимых изменений в статьях закона можно здесь.


 

ИНЫМИ СЛОВАМИ

Любая группа россиян сможет учреждать религиозную организацию, не дожидаясь этого права 15 лет. Такой законопроект внесло вчера правительство в Госдуму. Но если эта «религиозная организация» не будет частью крупной конфессии, то в первые десять лет ей нельзя будет иметь учебные заведения и издавать газету, а также проводить свои обряды в больницах и тюрьмах.

Испытательный срок в 15 лет был заложен в закон «О свободе совести и религиозных объединениях» с момента его принятия в 1997 году. И касался он исключительно тех «религиозных групп» и «религиозных организаций», которые не имели прямого отношения к одной из мировых религий. Но в 2010 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по жалобе российских представителей Саентологической церкви признал, что столь длительный срок, в течение которого религиозная группа вправе существовать лишь неформально, противоречит международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Во исполнение решения ЕСПЧ правительство РФ и разработало поправку к закону «О свободе совести...», исключив из текста слова «пятнадцать лет».

Теперь, по версии правительства, учредить «религиозную организацию» по-прежнему могут не менее десяти россиян, входящих в «религиозную группу». Она будет официально признана с момента уведомления Минюста о своем существовании. Но при этом группа обязана будет сообщить еще и «сведения о вероисповедании, местах совершения богослужений, других обрядов и церемоний, о руководителе и гражданах, образовавших религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства».

Сейчас столь подробная информация от «группы» не требуется. Более того, действующий закон предусматривает для «религиозных организаций» довольно широкие гуманитарные и социальные права: от учреждения СМИ и образовательных заведений, совершения обрядов в больницах и тюрьмах до «исключительного права приглашать иностранных граждан в целях проповеднической деятельности». По новой версии таких прав в «течение десяти лет» не будет у «местных религиозных организаций, не входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания».

Подобные новации, считают эксперты, могут привести к тому, что право на полноценную деятельность останется лишь у конфессий, представляющих мировые религии, которые в России называют традиционными. «Этот законопроект — попытка контролировать религиозную жизнь в стране»,— заявил «Ъ» президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин. Сейчас, по его словам, «религиозные группы могут собираться на квартирах, а это не устраивает власти, в том числе ФСБ». По его прогнозу, «отслеживать будут в первую очередь деятельность протестантов и мусульман, у которых большое количество групп не зарегистрированы».

«Сейчас в России зарегистрировано 3,5 тыс. исламских организаций, а незарегистрированных вдвое больше,— сообщил «Ъ» профессор Центра по изучению религий РГГУ Анатолий Пчелинцев.— Государство решило таким образом ужесточить борьбу с ваххабизмом. Но пострадают все организации. Теперь, если два-три человека в выходной день захотят попить чай и почитать Библию, они должны об этом уведомить органы юстиции».

«Определенные сомнения» вызывает у главы думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова (фракция ЛДПР) уведомительный принцип регистрации религиозных групп. «А если группа не уведомила о себе органы юстиции, то она, выходит, нарушила закон»,— рассуждает господин Нилов. Кроме того, ограничение в правах на десять лет, по его словам, означает, что государство воспринимает «религиозные группы» с долей недоверия. Основания для этого есть, отмечает депутат: в стране зарегистрировано 25 тыс. религиозных организаций, представляющих 50 разных конфессий, и множество религиозных групп, «которые не включены в статистику». В этом множестве, по его словам, возникают проблемы «с религиозным экстремизмом, проникновением нетрадиционного ислама». Но в России действует «презумпция невиновности», подчеркивает господин Нилов, значит, закон не может базироваться на подозрении в противоправных намерениях «людей, которые просто создали религиозную группу». Все эти «противоречия», полагает он, будут сняты по ходу работы над проектом в Госдуме.

Коммерсантъ

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.