Юбилейное празднество в Москве
30.05.2014

Юбилейное празднество в Москве

Живая вера в Бога, исторические события и характер эпохи определили специфический характер евангельско-баптистского движения на просторах Отечества. В чем же его уникальность и основные самобытные черты?

130-летию образования Союза баптистов на территории Российской империи был посвящен большой праздничный вечер в майские дни в Москве. Инициатором проведения этой духовно-просветительской акции в формате «Гостиной» выступил Христианский культурный центр «Логос» и Институт Духовной Музыки. Центральная тема вечера: «Евангельско-баптистское движение в России. В чем его уникальность?».

Преподаватели Института напомнили присутствующим, что в конце апреля 1884 года, в селе Ново-Васильевке, Бердянского уезда, Таврической губернии состоялся исторический съезд баптистов, на котором был создан Союз церквей. Основная цель Союза – координация и развитие миссионерского служения.

Месяцем ранее, в том же 1884 году некоторые устроители и делегаты баптистского съезда побывали на необычном форуме в Петербурге. Аристократы-евангелисты, гвардейский полковник Василий Пашков и граф Модест Корф организовали первый в истории России слет представителей всех евангельских течений. В столицу прибыли баптисты, штундисты, евангельские христиане, братские меннониты. Приглашая верующих, организаторы подчеркивали, что Иисус Христос пострадал на Голгофском Кресте, чтобы рассеянных чад Божьих собрать воедино.

На том необыкновенном собрании царила атмосфера братской любви. За одним столом сидели графы, князья и простые крестьяне. Знатные дамы-аристократки своим единоверцам из далеких захолустных деревень. Общение верующих во дворцах княгини Ливен, Чертковой, Пашкова вдохновили баптистов на необходимость проведения в скором времени первого самостоятельного съезда.

Живая вера в Бога, исторические события и характер эпохи определили специфический характер евангельско-баптистского движения на просторах Отечества. В чем же его уникальность и основные самобытные черты? Два начала, аристократическое и простонародное вошли в плоть и кровь этого движения за духовное обновление личности и общества. Евангелизм аристократический и евангелизм народный слились воедино. Это была значительная духовно-общественная сила, которая противодействовала материализму, атеизму и классовой борьбе.

Провозвестники Евангелия шли по стопам Христа, а потому претерпевали великие гонения и преследования от власти царской и от власти советской. «Патриарх» русского баптизма Василий Павлов прошел 40 царских тюрем, его сподвижник Василий Иванов 30 тюрем, тюремный и лагерный стаж Николая Храпова исчисляется 28-ю годами. Последний узник за веру, одесский пресвитер Николай Бойко был выпущен на волю только в 1989 году. Неслучайно в известной повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» выведен невыдуманный образ Алешки-баптиста. Этот юноша получил 25 лет лагерей за активную веру. Алешка-баптист стал таким образом в один ряд с образами русских праведников, готовых страдать за Христа.

Евангельско-баптистское движение – значительная часть отечественной истории и культуры. Выросшая на родной почве церковь евангельских христиан-баптистов, органично вошла в мировую христианскую семью, создавая уникальный сплав восточной и западной духовности. Образно говоря, отечественный баптизм – это гармоничное сочетание христианства Марфы и Марии. Из духовного опыта Востока он унаследовал склонность к неспешному Богосозерцанию, к глубокой молитвенной жизни и размышлению над Словом Божьим. Из духовного опыта Запада отечественные баптисты взяли навыки по организации миссионерского служения, образовательных центров, служб социальной помощи населению.

Президент Христианского центра «Логос» и ректор Института Духовной Музыки говорил на вечере о плодах культурного творчества евангельских христиан-баптистов в области христианского музыкального искусства. В церковных недрах выросла блестящая плеяда евангельских композиторов. Самобытную композиторскую школу сформировали: Каролис Инкис, Николай Казаков, Альберт Кеше, Григорий Драненко. Евгений Семенович подробно осветил жизнь и творчество всесторонне одаренного музыкального служителя, Альберта Кеше, в связи с его 125-летием. Композитор, регент, вилончелист, полиглот десятки лет провел в суровых краях Магадана, оставаясь верным Богу и своему призванию. Альберт Кеше, христианин высочайшей культуры и образованности, написал более 20-ти гимнов, заложил основы музыкального служения в церквах ЕХБ, наметил пути развития евангельского искусства в России.

Самобытное лицо российского баптизма определяет огромный пласт оригинальных песнопений и народных гимнов. Часть этого наследия прозвучала в исполнении сводного хора коллектива «Логос» и студентов Института Духовной Музыки. Многие студенты приезжают на учебные сессии из самых отдаленных регионов России и некоторых стран СНГ. Несмотря на трудности и суровую спартанскую обстановку, им интересно здесь учится, так как это учебное заведение не имеет аналогов в России, в ближнем и дальнем зарубежье. Высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, разнообразный набор специальных и общеобразовательных предметов, практические занятия, встречи с известными деятелями науки, литературы, искусства существенно расширяют кругозор. В течение 35-лет Институт является своеобразной визитной карточкой Союза евангельско-баптистских церквей России.

Непосредственным участником праздничной «Гостиной» оказалась Лия Ивановна Моторина, 90-летняя старица, представитель семьи, члены которой сотрудничали с Прохановым, Казаковым, Каревым. Лия Ивановна, несмотря на преклонный возраст, сохранила хорошую интеллектуальную форму. К удивлению молодежи и студентов, она без опоры на текст, бодро, энергично и с воодушевлением продекламировала поэму русского поэта Семена Надсона «Христианка».

Завершил вечер первый пресвитер Второй Московской церкви ЕХБ, проректор Богословской семинарии, доктор Богословия Геннадий Сергиенко.

 – Наша богатая история – это замечательный отвес для сверки состояния современной церковной жизни, - сказал Сергиенко. – Наши предшественники старались развивать дух единства, позицию широкого сердца, а сейчас, к сожалению, возобладал дух разобщенности и равнодушия к истории, к тому, чем живет братство, какие нужды и трудности испытывает. Очень печалит и то, что подчас узко-национальные, местнические интересы берут верх над духовными ценностями. Мы благодарим Бога за то, что «Логос» подарил москвичам и гостям столицы необыкновенный праздник, праздник духовного единения во Христе.

Да, этот вечер в год славного юбилея был не только данью памяти подвижникам Евангелия, положившим головы свои за духовное возрождение Отечества. Он стал праздником веры и надежды на восстановление духовной преемственности, на активное приобщение современных церквей к истокам, к неоценимому духовному наследию.

Владимир Попов

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте. Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей и статей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Google+ и Twitter.