Церковь и Миссия. Перспективы партнерства для большей эффективности

“Возведите очи ваши и посмотрите на нивы как они побелели и поспели к жатве!”

 

Пусть небеса коснутся скромных крыш

А Господа Любовь - сердец коснётся.

Мне ничего не надо, лишь молюсь -

Пусть Родина моя к Христу прижмётся!

Алексей Леонович

20 лет спустя...

"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам". (Мф. 28:19-20).

Как мы это делали 20 лет назад? Недавно прочитал книгу, в которой автор дает оценку того времени. Я понял, что оценки могут быть полярными. Но предлагаю сосредоточить наше внимание не на оценке того времени, а на анализе и сегодняшних возможностях и перспективах.

Церковь Советского времени свое предназначение выполнила: как только рухнула идеология, удерживающая людей в своем плену, общество стало искать “хлеб”, и церковь его предложила. И люди потянулись к ней, она давала что имела, как умела и сколько имела. Но церковь давала духовный хлеб! Малый результат? Возможно. Тому есть объективные и субъективные причины. Но сейчас речь о другом. Кратное увеличение церквей на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - это прямой результат молитвенной солидарности Евангельского сообщества. 90-е годы - голодные годы. Там, где миссии осуществляли программы помощи населению через церковь, они усилили авторитет церкви. 92г. - Евангелизация в Москве. Новая практика - основание новой церкви!

И в последующие годы “В-93” и “В-95” - это мощный инструмент в руках у церкви. Где церкви воспользовались методом, они умножились. Что важно? Эта миссия очень тонко учитывала веяние времени и шла авангардом, внедряя новые методы. Так Медиапроект был настолько нов, что многие до сих пор не поняли “что это и как?”. Однако не секрет, что служение благовестия сейчас все более популярно именно в малых группах!

В те же годы начало свое служение “Духовное Возрождение”, сосредоточившись на обучении, это тоже было своего рода “вооружение” служителей миссионерскими навыками и методами. Ведь у нас не было подготовленных благовестников и миссионеров.

Библейская Лига стала содействовать в распространении Евангелия, "Гедеоновы братья",  миссия "Новая Жизнь" с фильмом “Иисус” - западное ноу-хау! Но что интересно? Программы прижилось и длительное время пользовалось спросом, это  оказывало влияние! Каждый из них занимал свою нишу и вносил свою толику в созидание новых церквей.

Были и те, кто явно пренебрегал существующими церквями и потому стали сегодня примером негативного опыта. Миссия - “Комишн”. “Молодежь для Христа”, работая со студентами, не звали их в церковь и не знакомили с христианской молодежью. Это была гуманизация населения. Люди так и остались вдали от церкви. Говорим сегодня не для того, чтобы предать позору и заклеймить. Нет. Для того, чтобы не повторять этих ошибок.

Были случаи, когда и церкви поступали недостойно. Если миссия не давала денег на строительство или на другие церковные проекты, они не благословляли их на служение или запрещали членам церкви строить отношения с этой миссией! Или распространяли худые слухи. Иногда Миссии втягивали в коммерцию наших служителей или они Миссию, сегодня трудно сказать, кто был там инициатором, но как правило репутация служителя и организации на многие годы терялась. Ведь вся духовная жизнь протекала на фоне мощного оттока кадров. Церковь часто оставалась без служителя, она становилась ослабленной, а миссия выглядела мощной, сильной и целеустремленной. Не все сотрудники миссии соглашались переходить на з/плату от церкви.

Минусы. За эти годы мы разучились благовествовать. Передали это в руки “профессионалов”.За годы интенсивного участия миссий - церкви привыкли получать помощь и слово спонсор кажется милым и родным. Разучились жить от пожертвований. Миссии работали на себя, и пастор, получая поддержку от миссии, не очень чувствовал роль Союза или даже областного объединения. Ослабли связи.

Плюсы. Пастор, получавший миссионерскую поддержку, учился миссионерскому искусству, и это было профилактикой для церкви и своего рода инвестиция в миссионерское служение. Каждая миссия имеет обученных людей. И это наши люди, это наше достояние! Мы учились мастерству служения обществу в различных сферах. Все ресурсы остались в церквях и сегодня являются инструментом для миссионерского служения. Церкви России познакомились и породнились с зарубежными церквами. Появились сотни новых церквей, новых миссионеров и служителей.

Потом церкви и миссии выстроили отношения и стали учиться работать вместе. Некоторые проекты получились, но это на федеральном уровне. А в регионах у церквей развивается своя жизнь, и они уже не ощущают необходимости в миссиях, устанавливая побратимые или партнерские отношения с западными церквями. Т.е. связи стали еще слабее. По причине слабой коммуникации, накопленных ошибок мы не достигли уровня доверия и тревоги друг за друга. Мы познакомились, но не подружились! Финансовые изменения в мире внесли свой вклад, и мы скоро можем потерять друг друга. И при общей обвинительной риторике в адрес Запада и всего не русского, туда же склоняются и церкви. Забыв, что от голода и полного развала страны спасали Россию всем миром. Итогом прошлого 20-летия нужно признать:

Тысячи новых служителей вышли на Божие дело!

В три раза выросло количество церквей - с 600 до 1800!

Только за последние 10 лет число крещаемых составило более 39 тысяч человек!

Контекст

Но изменилась политическая ситуация и в стране и в мире. И чтобы достигнуть Благой Вестью еще неохваченные народы и души, нам необходимо иметь  регулярные встречи. Для объективной координации усилий и согласования планов и намерений. Для этого, в частности, при Российском братстве мы создали Совет Миссионерского Служения - СМС. Для координации всех направлений миссионерского служения!

“Весь мир лежит во зле” - так Писание характеризует общество, и мы это ощущаем.

Те, кто занимаются миссией, не могут не чувствовать и не понимать необходимости некоего культурологического и даже духовного "риска", связанного с тем, что благовествование сегодня уже не может уместиться в рамках благочестивой лексики. Задача современной миссии - чтобы истины Евангелия были восприняты не абстрактными жителями некоей идеальной "Святой Руси", а нашими реальными соотечественниками - отвязной и развращённой молодёжью, циничными политиками, прагматичными бизнесменами, погружёнными в быт домохозяйками и так далее. Поэтому успешная миссия невозможна без очень хорошего понимания, в каких общественных условиях мы существуем.

Любая религия порождает свою мораль и свою культуру. Религия Денег - не исключение: она также имеет свою мораль, по которой, собственно, и живёт сегодня Россия: готовность приносить Деньгам даже и человеческие жертвы; непорядочность как норму существования, ложь, цинизм, холуйство перед высшими и жестокость к низшим, и тому подобное. Мораль Религии Денег колеблет основу социальной жизни - семью: до чрезвычайности распространены, скажем, браки по расчёту, супружеские измены, аборты, пренебрежение детьми и проч.

Эстетика, производимая Религией Денег, также на виду: это то, что называется "гламуром". Стадность, полное "опопсение" (от слова "попса") культурного пространства, тщеславие, культ плоти, гедонизм - вот некоторые её характеристики. Особенно значима эта эстетика (а на деле, конечно, анти-эстетика) в молодёжной среде. Кто кумиры современной молодёжи? отнюдь, увы, не свв. Александр Невский и Сергий Радонежский, а гламурные персонажи типа каких-нибудь Ксении Собчак и Сергея Зверева.

Нынешнему миссионеру всё это необходимо учитывать. Мы должны, очень хорошо осознавать, что наша проповедь обращена не к детски невинным людям, которые исторически случайно подпали под чуждое им заблуждение, и стоит только открыть им глаза на эти заблуждения, как они тут же и обратятся к вере прадедов (специально не употребляю выражение "вера отцов", потому что вера наших отцов - богоборческий большевизм). Сегодня мы обращаем Евангельское слово к добровольным и сознательным адептам Религии Денег, гедонизма и гламура.

Возникает вопрос: есть ли в современной церковной жизни ресурсы - прежде всего внутренние, духовные, - для осуществления полноценной миссии в таких условиях? На мой взгляд, таких ресурсов у нас скорее нет, и вот почему:  отсутствие общественного интереса оборачивается незаинтересованностью Церкви в системной миссионерской работе; она становится уделом исключительно энтузиастов… Церковь оказывается всего лишь одной из частей народной жизни - причём эта часть всё уменьшается и маргинализируется, ибо таковы общемировые процессы.

В динамике миссионерской работы и церковного роста в России наметились тревожные тенденции снижения активности и замедления. Разочарование в идеалах коммунизма, духовный голод и интерес к религии в годы перестройки сменились культом потребительства, возрождением традиционных религий, показной обрядовостью; вместо веры в Бога распространилась вера в религию (согласно опросам, в России православных гораздо больше, чем верующих). Часто евангельские церкви воспринимаются как нетрадиционные и чужие. Отношение российского общества к миссионерской деятельности протестантов становится все более враждебным. Международные христианские миссии ассоциируются с западными державами-конкурентами, капитализмом, либерализмом.

Наша встреча происходит на фоне ухудшающейся экономической ситуации в мире! Это накладывает на нас еще большую ответственность и испытание на верность призванию. В России сегодня - 20 млн мужчин трудоспособного возраста. Из них 1 млн в тюрьме, 5 млн безработные, 1 млн - наркоманы, 4 млн - алкоголики. (Минрегионразвития В.Яковлев.2007г.) Если учесть, что у нас ещё 4 млн - в силовых структурах, то фактически на одни рабочие руки приходится около 20 иждивенцев. Это серьезная проблема для общества, но это и вызов для нас! Будем ли мы в стороне от этого или примем участие в боли наших соотечественников. Мы не можем жить спокойно среди боли!

Перспективы

Миссия церкви в двух направлениях: внутреннее - “созидание святых” и внешнее - “вы - свет миру”. Без формирования личности в церкви и обучения как можно быть полезным Богу и служить Ему, не уходя в “монастырь” нам не достигнуть Евангелием мир, в котором живем! Поэтому миссии не должны подменять церкви в их миссионерской работе. Вклад миссий заключается в помощи церквям всевозможными ресурсами, обмене опытом, выработке новых подходов и распространении миссионерского видения. Миссии могут представлять международный опыт и ресурсы для реализации миссионерского плана местных церквей.

Сегодня, когда уровень жизни в России значительно вырос, содержать полностью миссионеров очень сложно. Поэтому “вместо рыбы, нужна удочка”! Сегодня в обществе больше уважают человека-профессии! Поэтому нам крайне важно это понимать и учитывать в направлении миссионеров на служение! Необходимо всячески поощрять нашу молодежь получать высшее образование, чтобы они могли выполнять потом служение.

Мы должны рассматривать перспективу не с позиции сиюминутного результата или спринтерского, а с позиции марафона. Например: сегодня кто живет и осваивает мегаполисы? Вчерашняя периферия - приезжие! Если мы сегодня, когда в стране не хватает преподавателей в школах, отправим наших сыновей в пединституты! Завтра они -педагоги для мальчишек и девчонок и их родителей  будут в авторитете, плюс влияние на коллег, плюс без вредных привычек - карьерный рост. Жилье и з/п - государство, которое приняло программу до 2017 года обеспечить всех педагогов жильем.

Организация профессиональных христианских ассоциаций  позволяет им делиться актуальными ноу-хау в своей профессии, приглашать неверующих коллег на встречу, обмениваться опытом свидетельства на рабочем месте. Но это скорее всего будет актуально если сохранится достаточная свобода.

Миссия малочисленным народам - наша любовь и участие в их судьбе - это Божий подарок этим людям. Перевод Писания, просвещение, милосердие.

Организованные реабилитационные центры - это попечение церкви и рука Божия. Кстати, там, где церковь практикует такую разновидность милосердия, количество крещений заметно больше!

Перспективным представляется организация творческих и спортивных молодежных клубов, создание Интернет-порталов, воспитательно-профилактическая работа с подростками.

Миссионерское служение является приоритетным направлением служения РСЕХБ. Ведь все служения существуют для выполнения задачи повсеместного открытия новых церквей. Эту задачу перед нами ставит наш Господь Иисус Христос. “И вы будете Мне свидетелями...”

Целью миссионерского служения является создание христианских общин в каждом районе. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Задача 1. Осуществлять миссионерское служение посредством всех существующих методов и практик, согласующихся со Словом Божиим.

Задача 2. Организовывать в церквях поместные миссионерские комитеты, заботящиеся об осуществлении церквями миссионерского служения.

Задача 3. Мотивировать все наши церкви вносить свой вклад в общее миссионерское служение братства, создавая условия, в которых каждая существующая церковь принимает участие в открытии новых церквей.

Основание новых церквей должно стать видением каждой церкви, формируя миссионерскую направленность ее служения и наполняя ее жизнь позитивной динамикой.

К сожалению, сейчас наблюдается угасание миссионерского горения. Масса примеров свидетельствует об этом. Еще в древности церковь стала служить Византийской империи - и "проморгала" ислам, не отреагировала миссионерски на его появление, а потом было уже поздно. Немного статистики: только в Москве и области рост мусульманского населения за последние 10 лет вырос в 250 раз. Из 11 млн жителей, только 4,6 млн принадлежат к славянским национальностям.

 Миссия Церкви священна. Это вся жизнь Церкви, но эта внутренняя жизнь Церкви основывается на «пограничных» отношениях «Церковь - мир». В этом смысле каждый член Церкви призывается свидетельствовать о Христе, христианин - значит миссионер.

Миссия, или свидетельство, присуща природе Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему творению (Мк. 16:15).

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди, данной  Господом  Своим ученикам. Поэтому миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.