"Странствующая" церковь - это благословение для нас

"Странствующая" церковь - это благословение для насЦеркви "Святой источник" г. Астрахани исполняется этой осенью 8 лет. Собрания в настоящий момент проходят в зале РОСТО (прежнее название ДОСААФ). Наш опыт служения без собственного дома молитвы показал, что жить и развиваться таким образом можно довольно успешно. Об этом я хочу рассказать в этой статье.

Очень часто идея собственного дома молитвы, в наших христианских кругах становится самодовлеющей, и успех служения напрямую связывается с его наличием или отсутствием. На мой взгляд, это не совсем правильно, и опыт нашего служения это доказывает.

За эти годы мы сменили 4 помещения. Меняли их по разным причинам: одни мы перерастали числом, а сейчас у нас более 70 членов церкви и около 20 регулярных посетителей, в других нам бывало, не своевременно отказывали. Но конечно, сразу оговорюсь, что иметь свое помещение – это огромное благословение, так как в арендованных залах, мы сталкивались и сталкиваемся до сих пор со множеством трудностей: попытки необоснованного завышения цен со стороны администрации, неожиданности типа: «А мы на Пасху не работаем и зал дать не можем», и необходимость постоянно что-то с собой привозить, т.к. это нельзя оставить на месте и т.п. Поэтому я вовсе не хочу утверждать, что без своего помещения лучше, чем со своим. Конечно, нет! И мы с радостью купили бы себе или построили, будь на то средства и возможности. Просто делаю попытку показать, что при тех минусах, что несет в себе «кочевая жизнь» есть и свои небольшие плюсы. Пусть они прозвучат в ободрение тем миссионерам, которые «как пришельцы и странники», не имея постоянного «града» в виде дома молитвы, раскидывают свои «шатры», где Господь позволит.

Так вот, о плюсах. Во-первых, двигаясь по городу и меняя помещения, церковь такого, «кочевого» типа захватывает проповедью евангелия все новые и новые аудитории людей. Причем силу присутствия церкви в том или ином месте переоценить не возможно. Вот, например, когда мы начинали собрания в центре города, в Музее боевой славы, то часто пили чай в соседнем парке. Приносили для этих целей термос и прямо на лавочках устраивали «чайхану». И со сколькими людьми удалось поговорить в то время! Многие заинтересовывались – что это за общество тут «чаёвничает», и подходили с расспросами. И нам даже не надо их было привлекать, настолько привлекательно мы, "Куча молодых людей, которые в парке распивают… чай", смотрелись сами по себе. Даже милиция подходила, недоверчиво глядя на наши термосы и понюхав их содержимое, отходила в недоумении. А крутящимся рядом местным, полубеспризорным детишкам мы отдавали свое печенье и приглашали на наши собрания. Так появилось детское служение и сейчас, есть в нашей церкви, покаявшиеся и крещеные «дети» из того парка, которым сейчас уже под 20 лет. И в каждом районе находились люди, которых наша церковь, как магнит, притягивала к себе. И двигаясь, таким образом, по городу мы «обрастали» людьми, как снежный ком – снегом.

Вторым, немаловажным плюсом, является вера, необходимая для такой жизни. Именно в ситуации постоянной нестабильности растет упование на Бога. Когда есть стойкое ощущение, что ты не можешь контролировать ситуацию, тогда начинаешь всецело полагаться на Того, кто Один на это способен. Например,  подходит предпасхальный четверг, когда церковь принимает причастие, как Иисус принимал со Своими учениками перед распятием, а у нас "негде есть пасху". Выходишь в город и молишься: «Господи, я знаю, что тебе точно угодно, чтобы мы собрались, значит Ты укажешь где!». И так помолившись, идешь, от одной организации к другой. И почти в каждой слышишь: «Какое собрание? Какая церковь? Мы не сдаем зал для таких целей!». Но не смотря на это, внутренне чувствуешь – есть у Господа в этом городе «свои» люди, которые предоставят нам «горницу». И точно! В очередной организации откликаются: «Да конечно можно! Приходите!» И цену скидывают до смешной: «Вы же не коммерсанты!». Добавлю, что такие собрания вся церковь и ценит намного больше, так как все молились за успех, все напрягали веру и все пожинают победу!

Есть и еще один плюс, который не лежит на поверхности, но по-прошествии этих лет, он стал очевиден для нас. Церковь, которая раз в полтора-два года меняет помещение, не может привыкнуть к одной, устоявшейся форме служения. Казалось бы какая малость, что в «стационарной» церкви все стоит на одном и том же месте годами. А на самом деле недвижимость вокруг нас очень часто повергает нас в «недвижимость». Появляются формы, которые освящаются временем и закрепляются, закрепляя нас к ним. И напротив, некое непостоянство вокруг нас и необходимая гибкость для жизни вне закрепленных форм, приводит к определенной «гибкости» в духовной жизни. Может я сложно выразился. Проще говоря, вот, все только привыкли, что пианино стоит тут, проповедник и кафедра там, а поющие – здесь, и вдруг все меняется коренным образом! Теперь проповедник должен стоять здесь, поющие – в другом, непривычном месте, а кафедру вообще не поставишь! И тогда церковь начинает привыкать, что форма служения и окружающий ее антураж весьма непостоянное и второстепенное явление. А посему нечего придавать этому столь большое значение – суть и содержание формы важнее ее самой! Это позволяет церкви концентрироваться на главном и не рождает споров о второстепенном. А чего спорить – через месяц, возможно, все снова поменяется!

Другой опасностью является подмена миссии церкви. Как часто начинающая община из 10-15 человек, «потрепыхавшись» 2-3 года и не увидев плодов своей евангелизации, делает заключение, что все дело в отсутствии дома молитвы. И начинается поиск денег, спонсоров, материалов, а не грешников. Община на годы уходит в строительство здания, отложив свою основную задачу – приобретение людей для Царства Божьего. Мне кажется, строительство должно начинаться только тогда, когда людей достаточно много, для того, чтобы основной состав служителей не начал «пещись о кирпичах», оставивши дело благовестия. А для этого, пока, важно суметь найти ту форму существования без дома молитвы, которая позволит общине достигать проповедью неверующих людей. Что это будет? Не знаю, думаю, Господь укажет. Может это будет сеть домашних групп (как в ранней церкви), а может найдется все же подходящее помещение для аренды. В любом случае, важно понимать, что подменять миссию, ища панацею в постройке здания - несерьезно.

Еще одно наблюдение. Заметил, по церквям нашего города, что существующая церковь почти никогда не перерастает то помещение, в котором собирается. Вроде и покаяния есть и крещения, а какой объем занимала церковь изначально, тот и продолжает занимать. Будто стены ограничивают ее рост. Как тут не вспомнить выражение Уинстона Черчилля (упомянутое Риком Уорреном в похожих рассуждениях): «Мы строим свои дома, а затем они строят нас»! Напротив, арендованное помещение, в случае его заполнения, легко оставить и буквально в следующее воскресение оказаться в новом, более просторном. Замечу, что желательно, чтобы существующее помещение имело достаточно свободного места для посетителей, а не было загружено «под завязку». Иначе новым людям просто не захочется лезть в эту сутолоку. Поэтому в новое помещение лучше начать перебираться раньше, чем все будет заполнено до отказа в существующем.

И последний плюс. Церкви, не имеющие своего помещения и постоянно живущие в опасности получить отказ в аренде и лишиться помещения для собраний, более остро нуждаются в наличии домашних групп, чем «стационарные» церкви. Все понимают, что остаться без аренды – реально и потому сеть домашних групп – это жизненная необходимость, а не приятное дополнение! Именно в хорошо отлаженных домашних церквях и продолжится жизнь церкви, если вдруг она останется без зала для собраний. Я иногда размышляю, а что будет, если церковь, имеющая свой дом молитвы и привыкшая к воскресному типу существования, вдруг без него останется? Сумеет ли она без сбоев, спокойно продолжить жизнь на неделе, не впадая в состояние дезориентации и депрессии? Слава Господу, если да! Для церквей же «кочевого» типа, вопрос «иметь или не иметь» не стоит и потому развитие служения домашних групп для нашей церкви приоритетное направление на всю «ближайшую» жизнь.

Я еще раз повторюсь. Это не выводы сделанные только из рассуждений, а это жизненный опыт нашей церкви. Не говорю о том, что это панацея. Но думаю, нам всем есть о чем подумать. Церквям, не имеющим своего помещения, я предложил бы обратить внимание на упомянутые выше плюсы и извлечь максимум полезного из вашего положения. А церквям, имеющим свои дома молитвы, можно обратить внимание на возможные минусы с тем, чтобы это благословение было действительно полным.

Сергей Лагуткин - пастор-миссионер церкви "Святой источник", г.Астрахань.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.