Что я могу сказать о Боге, и как я это делаю

Активная миссионерская деятельность – одна из главных характерных особенностей евангельских церквей. В своем личном опыте я следовал максимам «каждый баптист - миссионер» и «ни дня без благовестия людям». Недавно же я задумался не о том, как надо, а о том, как я живу. Я постарался воспроизвести свою позицию, выразить ее в нескольких тезисах.

1. Евангелие уже проповедано до края земли, поэтому миссионерство связано с освоением новых земель, но с реконкистой, новой христианизацией Европы, а также свидетельством в странах нехристианского большинства. И Евангелие не должно быть новым учением, скорее возвращением к забытому, подлинному, глубинному. Христианин должен пойти вместе с современниками в их духовных странствиях, направлять их в поисках, чтобы вернуться к Единому Богу, сотворившему весь мир и умершему за всех, включая мусульман и атеистов. В глобальном мире Евангелие должно быть раскрыто как общечеловеческое.

2. Прежде, чем стать другом, нужно научиться добрососедству. Надо строить мосты с людьми, отношения с ближайшим окружением, чтобы быть рядом и в состоянии готовности на случай нужды.

3. Не спеши, быть первым нужно не всегда. Нужно быть готовым к ответу, но все же дождаться, пока вопрос будет задан.

4. Наш христианский монолог унижает человека. В диалоге же восстанавливается личность. Бог не только говорит человеку, но говорит с человеком. Богу интересно слышать человека. Благая весть в привычных формулировках «не работает» без попытки понять людей, без внимания к личности, без уважения к каждому человеку. Дай человеку высказаться. Это нужно не только ему, но и нам. Нельзя говорить о Боге, не слушая человека.

5. Не всем интересно христианство, что значит быть христианином. Но все интересен человек, что значит быть человеком. Отсюда и нужно идти. Задаться вопросом о подлинном образе человека и далее сказать о том, что Бог восстанавливает этот образ.

6. Быть христианином и быть человеком не всегда одно и то же. Многие христиане усердно стараются не грешить перед Богом, но грешат против естественных человеческих принципов. Обращенность к Богу для них соседствует с забвением человека. Но как люди могут увидеть в тебе христианина, если не увидят прежде человека? Стань человеком, а потом люди вглядятся в тебя и увидят там образ Божий, в глубине настоящего человека можно встретиться с Богом.

7. Евангелие неотделимо от человеческих форм, в которых выражается. Нет «благовестия» наряду с христианской культурой, социальным служением или христианским просвещением. Нет «благовестия и…» есть «благовестие в…», «благовестие через…». Благая весть «говорит» посредством понятных и узнаваемых форм. Величайшим вызовом и вместе с тем интересной творческой задачей является выражение Евангелия, преломление евангельских истин и ценностей в социокультурных формах.

8. Бог говорит на языке людей. Божье Откровение открыто и обращено к внешнему миру, актуально для каждого поколения людей. В то же время Церковь, толкующая Откровение, использует свой внутренний язык, архаичный и эзотеричный. Многим «официальным представителям» нравится роль шифровщиков, хранящих тайные знания. Между тем катастрофически не хватает переводчиков, которые делали бы понятным для мира язык священных текстов и церковного служения, соединили бы мир Библии и мир современности.

9. Переводить, помимо всего прочего, означает находить в чужом языке аналоги для передачи смысла своих слов. Многие библейские понятия и христианские догматы можно пояснить через истории и образы человеческой культуры. Распространенный прием церковных проповедников – толковать один текст Библии через другой, находить параллельные места, согласовывать Ветхий и Новый заветы. Все это интересно для «своих». Мирскому же человеку интересно другое – как слова Библии отзываются в его памяти, в известных ему образах, какие ассоциации вызывают, какими жизненные примерами иллюстрируются.

10. Большинство христиан живут внутри своего искусственного мира, на «малой земле», в субкультуре. В лучшем случае они соглашаются, что надо время от времени «идти к людям». На самом деле к людям не надо ходить, с ними нужно жить. Помимо готовности к подвигам, свойственной крестоносцу; помимо возвышенных чувств миссионера, приехавшего на время из прекрасной страны к диким аборигенам; нужно открыть в себе спокойную уверенность человека, живущего здесь – «своего», местного, друга, отца, земляка, гражданина, «благочинного этого округа»… Этот мир создан Богом, я у себя дома. Когда Христос вернется, Он преобразит это земной дом, обновит его. Пока же я Его посланник, Его полномочный представитель, а не партизан или бунтарь, а тем более не прохожий и не турист.


Опубликовано в блоге автора Ad hoc

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.