"Пробуждения" и "возбуждения" евангельского христианства
24.12.2007

"Пробуждения" и "возбуждения" евангельского христианства

Царь-батюшка объявил преемника. Он оказался с русской фамилией: Медведев. Очень легко запоминается, когда смотришь на символ партии «Единая Россия».

Царь-батюшка объявил преемника. Он оказался с русской фамилией: Медведев. Очень легко запоминается, когда смотришь на символ партии «Единая Россия». Так получилось, что образ царя и его фамильной династии, в отличие от демократических временщиков, стал символом стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Цари, кстати говоря, были также знаменательными фигурами для ветхозаветного Израиля: пришел на трон благочестивый владыка — народ благодетельствует; пришел царь нечестивый — народ бедствует. Но в каком смысле фигура «благочестивого президента» с показательной репутацией и прекрасным послужным списком станет благоприятной для христиан в нашем государстве? Да и для всего общества. Будет ли это способствовать духовному и экономическому благоденствию народа? Ведь «пробуждение» Израиля и Иудеи было прямо связано с характером царского величества. И, может быть, в России вместо такого желанного «пробуждения» мы, как всегда, получим весьма сомнительное «возбуждение». «Как всегда» — в контексте нашей современной истории.

А в чем разница? Если говорить о православном понимании настоящих вещей, они могут заверить общество, правда, используя несколько другое слово, что «возрождение» России уже состоялось. Согласно красноречивым пояснениям православных спикеров, мы наблюдаем в нашей стране восстановление храмов и церквей, возвращение монастырям земли и пр. Все это как раз понятно, ведь активная «христианизация» россиян уже закончилась: крестились все, кто хотел. Однако в православном понимании «возрождения» мы не находим какую-либо этическую составляющую, ведь 60% россиян не прошли необходимой катехизации и не стали членами церковных общин. Уровень социальных аномалий невероятно растет, возрастает количество зараженных СПИДом, увеличивается количество преступлений и разводов и пр.

"Пробуждения" и "возбуждения" евангельского христианстваЕсли же говорить о евангельском понимании этого феномена, то нужно, прежде всего, обратить внимание на то, как понимают «пробуждение» в популярном русле протестантские руководители. Как кажется, у нас в этом вопросе порой происходят какие-то недоразумения. И при внимательном рассмотрении очередного «пробуждения», оказывается, что это вовсе и не пробуждение, а всего-навсего очередное «возбуждение».

Для харизматов или «харизматствующих» пасторов понятие «пробуждение» характеризуется массовым приходом людей в церковь. Конечно же, в их церковь. С высоты амвона служители молятся не просто о людях, а о бесконечных нулях. Ситуация рисуется следующим образом: благодаря экспрессивному ходатайству пастора и верующих, молитвенным хождениям («крестным ходам»?) «Божьих генералов» по Красной площади вдруг, ни с того ни с сего, неверующие люди (крещенные в православии) начинают ощущать жуткую потребность утолить свои духовные нужды в протестантском собрании. Пробуждение ли это? Если следовать библейскому пониманию сего феномена, вряд ли. Как говорит Павел: «И как проповедовать, если не будут посланы…», «прекрасны ноги благовествующие благое» (Рим. 10:15). Вера, продолжает апостол, от слышания. А слышание имеет смысл тогда, когда проповедуется послание Библии (ст. 17).

Как можно «пробудить» фактически мертвого человека? Россию «пробуждали» бесконечными стадионными проектами в течение нескольких лет. А национальным евангельским церквям пришлось еще долго разгребать тянущийся шлейф, который оставила после себя «заморская миссия». Человеку мертвому, говорит в другом месте Павел, нужно проснуться от глубокого мертвого сна, а не прийти в себя от дремоты. Из мертвого состояния человек переходит в живое только при слышании Божьего Слова (Еф. 5:14).

"Пробуждения" и "возбуждения" евангельского христианстваНо как быть с массовыми «пробуждениями» в Америке? Американская история знает два великих пробуждения! Свою роль в них сыграли Джон Уэсли, Джонатан Эдвардс, Джордж Уайтфильд. Из современной истории США (вспомним 50-ые и 60-ые годы) мы знаем, к примеру, Билли Грэма, который обратился с библейским посланием к миллионам человек! Не пробуждение ли это? Можно ли повторить его в России?

Как сказал один экзегет об историческом толковании Библии: «Текст без контекста становится пре-текстом (предварительным текстом) для возникновения мнимого значения текста». История также подчиняется подобным правилам.

Когда английские проповедники приезжали в Новый Свет, они, как правило, находили сформировавшиеся собрания, имеющие уже приличную историю существования и свои культурные традиции. К этому времени Джон Уэсли, познакомившись с пиетистами-гернгутерами уже создал концепцию «внутреннего переживания». Человек, считал англичанин, должен пережить определенные драматические чувства, которые свидетельствовали бы о его подлинном духовном рождении. Идея «внутренних переживаний» стала краеугольным камнем в понимании евангельскими христианами концепции «рождения свыше».

И случилось следующее: дальнейшие поколения пилигримов, приехавших в Америку из Европы, перестали ощущать эти «драматические переживания». Эдвардс, в принципе, «каял» тех, кто без всякого энтузиазма посещал собрания и не вел благочестивый образ жизни, как приличествует святым. Взамен привычного желания проводить время в пивном баре Эдвардс «побудил» и «пробудил» в новом поколении христиан новое пассионарное чувство, так называемое повторное посвящение, которое заставило их вернуться на церковные скамейки для более активного христианского образа жизни. Именно это эмоциональное и переполненное драматизмом переживание пуритан, потеряв свой интеллектуальный элемент, стало впоследствии основанием для харизматизма.

А как быть со вторым великим пробуждением? Как бы это ни было ироничным, но второе пробуждение, как и первое, имело дело с поколением детей верующих родителей («ДВР»), которые некогда стали целевой аудиторией «явленных в славе и силе» британских проповедников!

Но вернемся к современному периоду. Билли Грэм. Если посетить его евангелизационные мероприятия в Америке или Англии в начале пятидесятых, вы решите, что к вам обращается не южно-баптистский проповедник, а голливудская звезда! Посмотрите на его фотографии в молодости! Перед вами за кафедрой находится загорелый красавец! Этот человек, обладающий бархатным голосом, красноречиво напоминает вам о скором и внезапном прибытии Христа. Ввиду его личной принципиально негативной позиции по отношению к возрастающей опасности мирового коммунизма, он, вдобавок, стал довольно-таки символичной и патриотичной фигурой для многих американцев. В яркой и пафосной манере, с разгоряченной жестикуляцией этот «стиляга» говорит вам о необходимости принятия решения «Христа ради».

К кому обращался Билли Грэм? Как в свое время Эдвардс и Уэсли, так и Грэм свое послание адресовал достаточно подготовленной аудитории. Америка в послевоенное время пережила настоящий евангельский бум. Личная харизматичность Билли Грэма, его природный талант и респектабельность, с одной стороны, и налаженная организованность крусэйдов, с другой, — все это также служило основанием для успешной проповеднической миссии американского евангелиста. Людям было интересно не только прийти на очередное собрание ревайвалиста (англ. «агитатор пробуждения»), но и поглазеть на яркого и впечатляющего молодого проповедника.

Вернемся к нашему царю-батюшке. В Израиле и Иудее, и вправду, «пробуждение» страны тесно было связано с благочестием монарха. Возможно, в контексте политических реалий нашей родины подобная политическая структура имеет некоторый смысл и весьма желательна. Однако о личности Медведева судить нам в полной мере придется далеко не скоро. И пока нет никаких гарантий, чем обернется для баптистов правление нового преемника, мы, евангельские христиане, должны потуже затянуть пояса. Живущие в период Нового Завета, а не древнего иудейского царства, должны понимать, что в России погоду делают только отдельные личности. А если они яркие и харизматичные фигуры и их деятельность основана не на фондах иностранных миссий, а на личной инициативе, таланте и продуманной стратегии, мы всерьез можем ожидать серьезных перемен. И задача церкви заключается в том, чтобы распознать и благословить таковых для дальнейшего служения. Тогда можно будет избежать и ненужных «возбуждений». Только вот где эти личности?

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.