«Великая благодать была на всех...»
31.10.2011

«Великая благодать была на всех...»

В октябре пастор Юрий Кириллович Сипко посетил Амурскую обасть и приграничные районы Китая. Мы предлагаем его рассказ об этой поездке.

В октябре пастор Юрий Кириллович Сипко посетил Амурскую обасть и приграничные районы Китая. Мы предлагаем его рассказ об этой поездке.

Давняя мечта побывать в Китае исполнилась неожиданно. Получил приглашение посетить Благовещенск и церкви Амурской области.

В аэропорту Благовещенска встретил меня Светлов Павел Викторович с супругой Еленой и сыном. Брат совершает служение Старшего пресвитера в Амурской области, а также является первым пастором Центральной церкви ЕХБ в Благовещенске.

Приглашение посетить Амурский край я получил ещё весной в Санкт-Петербурге, когда участвовал в Национальной утренней молитве. По окончании служения, подошел брат Михаил Дарбинян, пастор Церкви «Новое поколение» и пригласил в Благовещенск для проповеди слова Божьего. Церковь «Новое поколение» проводит свою конференцию «Стражи на стенах». Затем уже связался с братом Светловым и получил благословение и приглашение от него. Дважды пришлось мне проповедовать на конференции «Нового поколения». Народ с блокнотами и ручками жадно ищет Божьего слова. Меня порадовал искренний интерес к именам тех, кто прошёл дорогой страданий впереди нас. Имя Делякова, захороненного в Гильчине, имя Ярла Пейсти, радиопроповедника вызвало неподдельный интерес у аудитории. Слава Богу! Церковь имеет дом молитвы на тысячу мест. Очень много молодёжи. Активная в проповеди Евангелия. Совершает служение реабилитации наркоманов. Транслирует свои служения через местные телекомпании.

Город Благовещенск не старый, основан в 1856 году. Равнина в слиянии рек Зея и Амур — воды без края, земля плодородная — стала рубежом России. Известный Генерал-губернатор Муравьёв, ставший Амурским, закрепил владение России территорией левого берега Амура в мае 1858 года, подписав договор с китайскими представителями. Вместе с ним архиепископ Иннокентий заложил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, этим же именем и назван город.

Благовещение библейское представляет собой пророчество о рождении в мир Божьего сына. «А все это произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Вот, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: „С нами Бог“» — это цитата из Евангелия от Матфея. Благая (радостная ) весть утверждает, что скоро родится Сын Божий, Эммануил, что значит: с нами Бог! Таким образом, в названии города можно услышать не просто возвещение добра, но и утверждение: С нами Бог!

Город хорош. Нет небоскрёбов. Много зелени, улицы широкие, народ радостный. Обыкновенная российская пыль, в дождливые времена превращающаяся в грязь, возвращает в детство. О другом городе поэт Рождественский когда-то написал: «Где- то есть город тихий, как сон, // Пылью текучей по грудь занесён, // В медленной речке вода как стекло, // Где то есть город в котором тепло, // Наше далёкое детство там прошло...» — но и к Благовещенску вполне подходит этот вздох…

Брат Павел Светлов привёз меня в свою квартиру. Шесть детей у них с Еленой: три мальчика, три девочки. Одна дочь приёмная. Вот сила духа! Вот сила веры! Семья – главная любовь Павла и Елены. Все заботы – дети. Их духовная безопасность, их обучение, их здоровье, их друзья, их вера, их настоящее и будущее. Вместе с ними живёт и бабушка Елены. Таким образом, девять человек в трёхкомнатной хрущёвке, да и ещё и я с ними. Но это сибирское гостеприимство. Дом Павла открыт для молодёжи всей области Амурской. К нему идут парни и девушки за советом, у него тепло и сытно, ибо вместе с хлебом насущным в их доме управляет Господь. Его слово Библия открывается раньше, чем кран в умывальнике. И закрывается после того, как глаза Павла уже закрыты! Точное отображение слов древнего псалмопевца: «Когда я просыпаюсь, я всё ещё с тобою».

Этот дух братолюбия проявился буквально через час, когда мы оказались в зале здания Центральной церкви в окружении служителей Амурской области. Братья и сёстры, приехавшие на областное совещание, были действительно братьями и сёстрами. В обстановке семейного доверия и открытости пролетели как миг несколько часов, и даже тот факт, что некоторым нужно было ехать 600 километров до дома, не нарушал радости общения. Повеяло библейским духом первоапостольской церкви. «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба, и в молитвах».

В Благовещенске четыре церкви, входящие в Объединение ЕХБ. Господь благословил меня посетить каждую. Центральная церковь уже отметила 120 лет своего пребывания в Благовещенске. Знала многие радости и горести. Дом молитвы самый древний стоит и сегодня, в центре города, подпорченный пожаром, но самое главное, подпорченный веком безбожия, когда утверждались принципы «делить и отнимать». Но он помнит и времена, когда в нём совершал служение брат Винс Яков Яковлевич. Гонимый ещё царской властью, он осел в Канаде, которая приютила несметное количество беженцев российских, страдающих за веру. Однако как только открылась возможность вернуться на родину, Яков Яковлевич, не задумываясь, сделал это и в 1919 году вернулся в Россию. Проживал в Благовещенске, где совершал пресвитерское служение вплоть до 1928 года. Советская власть изгнала его, и он вынужден был вернуться в Канаду. Дом молитвы стоит, молчаливо свидетельствуя о боли народной. Подпаленный, он ещё более ярко говорит о болезни нации. Даже после пожара в нём ещё проживают люди, и на требование церкви вернуть историческое здание, власть ничтоже сумняшеся отвечает: «Пожалуйста, берите, только вместе с людьми там проживающими». Позади годы репрессий, разрушений. Годы благословений. После изгнания из страны Винса пресвитерское служение совершал брат Шипков Георгий Иванович, вплоть до 1935 года, собственно до ареста. Осуждён, приговорён к расстрелу. Умер в Омске в тюремной больнице в 1938 году. Георгий Петрович Винс вспоминает в своём стихотворении о родном для него Благовещенске, что в нём бывал и Степанов — известный служитель братства. Дважды в этом городе бывал и Одинцов, принявший мученическую смерть в Восточной Сибири. В этом городе проповедовал слово Божье Каргель, богослов и служитель братства. Беддекер, которого он называет пастором каторжан, и, конечно, Деляков. Выходец из Ирана, христианин Деляков посвятил свою жизнь проповеди евангелия. Он известен в Российском Поволжье. Но приехал на Дальний восток, проповедовал Евангелие до кончины своих дней. Могила Делякова восстановлена на кладбище в Гильчине. Памятник оригинальный, отреставрирован местными верующими, могилка поддерживается в приличном состоянии. На памятнике надпись, среди других: «Здесь покоится прах проповедника Евангелия Якова Деляковича Делякова»!

Сегодня центральная церковь возвела прекрасный дом молитвы, ещё не завершено строительство, не подключено отопление. Постсоветский рынок, с коммунистическим запашком предлагает неизвестные доселе условия. Чтобы купить тепловую энергию у местных хозяев, нужно заплатить за так называемые техусловия. Сумма немалая. 800 тысяч рублей. Этот приём отъёма денег существует везде в России. Страсть забирать деньги при всяком удобном случае осталась ещё со времён продразвёрстки. Кстати в каждой беседе меня просвещали местные патриоты россияне. Регион производит много электроэнергии, так что гидроэлектростанции работают не на полную мощность. Однако и новую Бурейскую станцию запустили, затопив изрядные пространства. Так вот выход нашёлся. Электроэнергию продают в Китай. Цена российской электроэнергии в Китае в четыре раза ниже, чем в России. При этом в Китай мы без всяких плат за техусловия проводим нужные инженерные коммуникации. Это рынок. Китайцы себя уважают и любят. В церкви, несмотря на все трудности, атмосфера радости и восторга, любви и служения. Хор этой в принципе небольшой церкви на редкость слаженный и спетый.

Амурская земля известна в истории евангельского движения как форпост, бывший в своё время центром благовестия, для всего Дальнего Востока. Благовещенск стал утрачивать своё стратегическое положение с пуском транссибирской железнодорожной магистрали. До этого времени город Благовещенск был крупнейшим на всём Дальнем Востоке России. Например, в переписи 1897 года значится: Владивосток – 28896 человек. Сегодня более миллиона. Хабаровск – 14932 человека. Сегодня около 600 тысяч. Благовещенск – 32834 человека. Сегодня 219 тысяч человек. Путь прошёл мимо города. Это стало и спасением города. В противном случае, он вряд ли смог сохранить свой дух покоя. От центральной церкви в разное время и разными путями организовались ещё три церкви ЕХБ. Пастор одной из них, Андрей Андреевич Зайцев, военный врач, участник боевых сражений. Божий человек. Лицо озарено улыбкой светлой, тут видимо влияние старшего пресвитера, ведь его фамилия Светлов. Заботлив. Церковь молодая: и по времени своего бытия, и по составу членов. Имеют Дом молитвы. В их здании проводят богослужения ещё две церкви, одна из которой состоит из китайцев. Заглянув вечером в воскресенье в зал, я увидел радостных людей, громогласно воспевающих радостные песни. Громкие «аллилуйя» и «аминь» в ответ на чтение слова Божьего, очень живой отклик на слова проповедника отличают их от привычного нам покоя, иногда переходящего в равнодушие. Ещё одна церковь совсем молодая, даже можно сказать, студенческая. Они проводят богослужения в здании центральной церкви. Пастором служит брат Грицан Юрий Валерьевич. В своё время совершал служение среди студентов, потому и до ныне его главная аудитория – студенты. Уверовал он в общине пресвитериан, там познавал азы христианства, возрастал и получил призвание от Господа. Яркий, преданный делу Божьему. В общении служителей города Благовещенска, которое братья регулярно проводят, именно он сделал предложение противостать духам злобы поднебесной и его представителю — Кашпировскому. В городе ожидали его приезда, главная театральная площадка была готова к его приезду. Братья единодушно выступили в поддержку предложения и согласовали действия.

У Юрия Валерьевича прекрасная семья. Ну и, наверное, самая молодая, однако имеющая свой дом молитвы, церковь, в так называемом Верхнеблаговещенске. Пастором служит Коваленко Александр Васильевич. В прошлом известный мотогонщик, чемпион многократный и разнообразный, затем тренер, воспитавший чемпионов СССР. Титулованный брат, гордость и города, и области. На его лице улыбка. Он счастлив, что Господь даровал ему спасение. Служит беззаветно, жертвенно. В городе есть община Совета Церквей, дом молитвы которой, конечно, лучший. Прекрасное здание, ухоженный двор, всё говорит о том, что обитают здесь люди высокой культуры. Встретиться с их служителями мне не довелось.

Посетили Китай. Это особое переживание. Неожиданное, хоть и желанное. Не буду говорить о страсти жизненной, которая сегодня выдвинула Китай на первое место в мире по производству валового продукта. Скажу, что более всего меня вдохновило: сила жизни евангельских верующих. Собрание, которое мы посетили вечером в понедельник. Помещение заполнено. Это лидеры домашних церквей. Это движение как в апостольское время. Нет иерархии с привычным нам рукоположением. Нет формалистики. Да и свободы для собраний нет. Мы подъехали в темноте, вышли из машины, я как всегда громко расспрашиваю, где мы и куда тут нам идти. Ведущий просит: тихо. Нам нельзя привлекать внимание. Народ в собрании уже поёт. Поют все. Ведущие впереди, видно, что пение поглощает их абсолютно. На глазах слёзы. Не знаешь языка, не понимаешь слов пения, однако дух пронизывает всё естество и мурашки по спине. Хочется вместе с поющими сливаться в поклонении Богу и восхвалении Его подвига веры. Дружные аплодисменты не воспринимаются иначе, как только единодушное восхваление Господа и Его любви. Вообще эти для нас ставшие экзотическими и чуть ли не греховными элементами рукоплескания и «аминь», и «слава Богу», и «аллилуйя», на самом деле, выражение единства, единства веры, единства поклонения, единства благодарения. Общее поклонение, общее благодарение, община в этом служении явлена зримо, сильно и ярко. Громогласное «аминь», когда пастор совершает молитву. «Аминь» у них не означает «конец», как у нас. «Аминь» у них после каждой фразы молитвы. «Аминь» после каждой цитаты из Писания. Они не встают, когда читается текст Писания. Но их «аминь» после прочтения демонстрирует такое единство, такое утверждение «истинно так», что хочется снова вернуться в текст, и уже прочесть его как слово откровения Бога человеку. Быстро пролетели два часа. Если это были лидеры домашних церквей, то у каждого есть по крайней мере несколько людей, с которыми они изучают Писание и рассказывают другим о Христе. Это Дух Святой. Это Благодать.

Наверное, настало время рассказать о человеке, который сделал для нас возможным посетить церковь китайскую, который переводил наши проповеди и который помог нам в общении с китайскими лидерами. Это Игорь Курлянов. Интересная судьба у него. Яркая, как и у всех призванных Богом. Мне, быть может, более всего стало дорого именно то обстоятельство, что в его жизни Бог проявился бесспорно и властно. Классный брат, сердце которого Господь прилепил к китайцам. А дело было так. Еще в прошлом веке в Бугульме родился мальчик. Дали ему имя Игорь. Радость родительская была недолгой. Мама Игоря умерла, когда ему было 7 лет. Бабушка Игоря стала ему и мамой, и папой. Наши российские бабушки, они как атланты держат на своих плечах могучую Россию. Бабушка не только согревала Игоря, но и любовью своею берегла от растления улицы и ещё вложила в его сердце ум, интерес, ответственность, любознательность и заботливость. Китай стал его любовью: культура, история, борьба и искусство – всё манило, всё было привлекательным, всё хотелось узнать и испытать. Но где Татарстан, и где Китай. Однако Бог царствует.

Некто Кальвин Леонг, преуспевающий бизнесмен, христианин, посетил Россию. Перестройка. Гласность. Рухнувший железный занавес. Христианское сердце Кальвина Леонга не выдержало увиденного: безнадёжность безверия, хаос в умах и в сердцах, беспорядок в обществе вызвал в его сердце страстное желание посвятить свою жизнь Иисусу. Он оставил бизнес. И стал служить Господу, призывая и других к миссионерскому служению. Именно с этим он приехал в Гонконг, дабы побудить тамошних верующих молиться за Советский Союз, народы там проживающие и церкви там пребывающие. Молодые люди, увлечённые словом Божьим, приехали в Россию, оказались в Татарстане и в Бугульме, пригласили жителей города на беседу о Господе, о Библии. Игорь узнал об этом случайно, уже под конец их пребывания в Бугульме. Пришёл, познакомился и успел обменяться фотографиями на память с лидером той команды. Эдмонд Чэн, так звали нового друга Игоря. Поскольку встреча была устроена местной общиной, Игорь приходил на собрания каждое воскресенье. Слушал пение и проповеди, мало что понимал, но приходил снова, ведь он ждал послания от человека, с которым обменялся фотографиями и адресами. Писем не было почти год. За это время Игорь покаялся и почувствовал призыв к служению. Тут возникает ещё одна удивительная деталь. Представители миссии «Redstok Ministries» оказались в Татарстане и выразили готовность оказать поддержку в обучении. Они взяли на себя материальные издержки и помогли брату Игорю поступить в Донецкий Христианский университет.

Редсток – известен в России не только евангельским верующим, но и власть предержащим. Запрещённый в царское время проповедник Евангелия, кажется исполнил своё служение. Дивен в своей благодати Спаситель! Дело Его живёт. Редсток продолжает своё дело в миссии, взявшей его имя и его служение. Эта скромная миссия в своё время сделала возможным десяткам миссионеров России получить в своё распоряжение компьютеры и проекторы, с помощью которых стало возможно показывать христианские материалы и различные свидетельства. Эта миссия помогла миссионеру в Ханты-Мансийске обрести автомобиль. Скромно. Но год за годом в каждое село огромной территории брат привозит евангелие, утешая верных, ободряя уставших, поддерживая слабых и призывая к покаянию грешных.

Когда-то Пётр, рыбак уставший, увидел на берегу озера человека. Сердце вздрогнуло: «Это Господь»! Там на берегу Пётр получил апостольство. Он сохранил его даже до смерти. Скольких таких уставших рыбаков ободрили скромные деяния Редстока, и его соработников, последователей, которые приходят в самую трудную минуту со словом ободрения. Слава Богу.

Донецкий университет имеет известность как университет миссионеров. Известный уже нам Кальвин Леонг приезжает в Донецкий университет. Его свидетельство и призыв вновь обостряет желание Игоря ехать служить Богу в Китае, служить китайцам. Это не последняя встреча Игоря и Леонга. Но пока ещё всё происходит в Донецке.

Иногда у молодых людей возникает любовь. Оксана из славного города Черкассы приехала в Донецк учиться. В церкви были нужны образованные учителя для воскресной школы. Но Господь готовил ей иное служение. Игорь предложил ей стать его женой. С перспективой служения в Китае. И Церковь города Черкассы благословила её в славное послушание. Только молодость и вера могут быть такими дерзновенными, чтобы как Авраам в своё время выйти из дома отца и пойти туда, не знаю куда… Но когда призывает Господь – когда Господу угодны пути человека – Он всё устрояет, и даже врагов примиряет с ним. Три года учёбы. Три года искания путей поездки в Китай. Вдруг Вальдемар Курц — встреча неожиданная, Библейская лига ищет человека для служения в Китае. Чудо. Окончание учёбы, окончание раздумий, круг замкнулся. Господь не опаздывает. Молодая семья чудаков с новорождённым Костей, первенцем — в имени царские корни и царские перспективы — едут туда, откуда все мало мальски дееспособные бегут. Приезд в Хабаровск, центр Дальнего Востока. Мучительное искание средств. Места проживания.

Тут возникает ещё один брат, имя которого знает христианский мир, — Игорь Требушной. Он приехал на Дальний Восток из Казахстана. В Амурской области на ту пору был период трудный. Служителей не осталось, церкви обезлюдили, и он, вместе с другими братьями приехал, как миссионер в этот край. Благовещенск, город где Игорь жил и совершал пасторское служение, был городом, граничащим с Китаем, — именно то что и нужно Игорю. В Благовещенске Библейская Лига открывала центр обучения миссионеров для региона. Игорь Требушной пригласил Игоря Курлянова в Благовещенск. Он принял его в своём доме с евангельской любовью. Это был прорыв.

Замечу, что имя Игоря Требушного много раз встречал я в разговорах с братьями. Каждого из служителей, кто сегодня совершает дело Божье в области, он тем или иным образом согрел, ободрил, поддержал, наставил. Игорь Владимирович был тем человеком, который поддержал и благословил церковь «Возрождение» на самостоятельное служение и помог преодолеть болезни роста. Как велико прикосновение человека Божьего. Сам Епископ области брат Павел Светлов прямо говорит о том, что именно брат Игорь Требушной был тем человеком, который утвердил его в вере и в минуты горестных переживаний поддерживал. В городе Белогорске пастор церкви свидетельствовал, что и сегодня он обращается к Игорю в трудные минуты. Всегда он получает совет и поддержку, хоть Игорь в настоящее время живёт в США и служит пастором церкви в городе Сиэтле. Кстати это служение Игорь принял как Божье призвание, придя в трудную для общины минуту и буквально пожертвовав своим более чем устроенным положением.

Но вернёмся на Амур. Китай. Вот где его сердце. Бог делает чудо. Бог всегда делает чудеса. Игорь получает возможность обучаться китайскому языку в Китае. Он поступает в Университет в Пекине, получает финансовую помощь и в течение года интенсивно изучает премудрость этого сложнейшего языка. Бог делает чудо. Бог всегда делает чудеса. Игорь осваивает язык. Игорь говорит на китайском. С детства заложенная любовь к Китаю помогает ему проявлять любовь к народу, понимать народ, и служить этому народу. Теперь новый этап — служить вместе с семьёй. А к этому времени у них с Оксаной родились ещё пара богатырей. Их имена Кирилл — опять царское имя, — следующий Карим — это национальное, но не менее царское. Дочь Камилу они взяли в семью, когда ей было 4 года. Это подвиг христианской семьи. Прекрасная китаянка обрела в этой семье дом и любовь. Это в рассказе бывает всё гладко, всё сладко. Но в жизни, которая складывается из часов и дней, где в каждое мгновение нужно решать тысячи вопросов, всё гораздо сложнее. Дом до сих пор не построен. Даже электричество не подведено. От соседского дома, по доброте душевной, протянули проводок. Но, слава Богу, есть тепло. Крыша. В тесноте, но не в обиде. Это теперь, в Благовещенске. Но до этого были три года жизни в Китае, в Харбине. Жена обучает детей, русской школы нет, обеспечивает мужа всем нужным. Он служит, помогая китайским миссионерам, проводя для них обучение, расширяя зону благовестия. Проникает в среду культурную, преподаёт в школе здоровья курсы оздоровительной гимнастики. В одном из видов китайской борьбы он становится чемпионом.

Интересный эпизод из жизни Божьего человека. Опять Леонг. Приглашение в Гонконг. Возможная встреча с тем самым миссионером, который десять лет назад первым прикоснулся к сердцу Игоря. Встреча была радостной и грустной. Эдмонд Чэн был в унынии. Он переживал усталость и разочарование. Годы благовестия не дали никакого результата. Игорь достал фотографию. Подпись, дата. 19 августа 1994 года. «Сегодня 19 августа 2004 года. Десять лет назад твоё слово и свидетельство тронуло моё сердце. Теперь мы вместе вспоминаем о Божьих дивных делах. Теперь уже я в Китае, как десять лет назад ты был в Бугульме, в Татарстане. Моя семья принадлежит Господу. Мы проповедуем Евангелие». Чэн ободрился. Слёзы выступили, выдавая внутреннюю борьбу. «Спасибо, брат Игорь». Помолились, обнялись. Братья!

Через год Господь привёл Игоря на большую конференцию, посвящённую благовестию. Он вновь встретил Чэна, тот был очень занят, рассеянно отвечал на вопросы Игоря, всем своим видом показывая, что ему сейчас не до него. Началась конференция, и оказалось, что главный докладчик на конференции Чэн! Его глаза горели огнём. Сердце его пылало страстью. Это был огонь Духа Святого. Десять лет назад посеянное слово любви вернулось к нему с удесятерённой силой, поднимая его на новые подвиги веры. В каждом дне Господь прикасается к каждому из нас через незаметных братьев и иногда прикасается к заметным братьям через нас. Мы связаны взаимно скрепляющими связями…для созидания самого себя в любви… Тайна жизни. Тайна церкви.

«Как ты оцениваешь развитие евангельских церквей в Китае?» — спросил я Игоря. Домашние церкви хоть и незаконны, однако власть допускает их существование, очевидно внимательно наблюдая. Это самое начальное христианство, которое неизбежно будет развиваться, углубляясь в Писание и меняя образ жизни людей. Кто будет способствовать росту этих сотен тысяч и миллионов христиан Китая? Нужны посвящённые служители, которые готовы посвятить себя на служение в Китае. Русские люди близки Китаю. Лучшими и наиболее успешными миссионерами могут и должны стать миссионеры из России. Это призыв. Я видел глаза людей в том собрании лидеров домашних церквей города Хэй-Ха. Я видел, как старательно они записывали слова проповеди Евангелия. Для них Игорь — уважаемый учитель, авторитетный Божий апостол. Брат Лю, по нашему Павел, встретивший нас в Китае и сопровождавший два дня, координирует работу многих лидеров в разных местах региона. Обучение проводит Игорь и те, кого он уже обучил. Читай книгу Деяние Апостолов. До края земли вы будете Мне свидетелями. И всё продолжается по Его слову. Слова Иисуса: «Я создам Церковь Мою. И врата ада не одолеют её», — находят изумительное подтверждение в Китае. Церковь Божья живёт, слово Его действенно, власть Его безраздельна. И кто это там захныкал, что всё потеряно, вера утрачена, служителей нет, братства нет, и будущего нет, всё пропало и пропахло? Поезжайте в Китай. Господь царствует!

До сих пор в сердце моём горит огонь страсти верующих китайцев поклоняющихся Господу. Нет страха. Нет уныния. Нет печали. Есть восторг, есть вера, есть спасение!

Возвращение в Благовещенск — дело несложное: формальности пограничные прошли мы без особых напряжений. Осталась в сердце боль от того, что несколько рейсов катеров, перевозящих людей в Китай и в Россию, имеют очень ярко выраженную характеристику. Туда, в Китай, с пустыми сумками. Оттуда, в Россию, навьюченные до не могу, лишь бы таможня пропустила. Зрелище вполне похожее на потоки беженцев, как их показывают иногда с мест военных действий или природных катастроф. Китайский город на берегу Амура вырос как торговый центр за последние двадцать лет. До этого времени эта была деревня, ничем не примечательная. Сегодня это почти Лас-Вегас, сверкающий огнями ночью. Блистающий стеклом современных зданий днём, этот город предлагает россиянам всё. От чая до мяса и хлеба, от экзотики национальной до суперсовременных продуктов нанотехнологий. Для одного брата мы везли электронику, произведённую в Японии. Так дешевле. Китайцы любят себя, любят других китайцев.

Теперь поедем в Тамбовку. Узнаёте? Тамбов, уменьшительное ласкательное, имя родное. Основали это село молокане, изгнанные из Тамбовской губернии. Пустынные земли Дальнего Востока были предложены как компромисс. Сильный народ российский. Если не мешать, горы свернёт, двух генералов прокормит, молокане тем более. Движимые верой эти люди не только выжили в суровых условиях, но так укрепились, развили своё хозяйство, что к революции имели прекрасные дома, торговлю своими продуктами и на восток, и на запад, и на юг. Людмила Барабаш в своей книге воспоминаний говорит: «Зимой с отцом ездили в Китай. На лошадях, через замёрзшую реку Амур. Туда везли сливочное масло, мёд, свинину, говядину, баранину. Всё быстро продавали и на вырученные деньги покупали рулоны разной ткани». Сегодня туда пустые – назад всё. Однако! Баптистская община в Тамбовке организовалась более 120 лет назад. Конечно, сейчас, как и вся страна разрушена буйством стихии, разрушена и церковь, разрушены души людские. Век безбожия оставил после себя духовную пустыню. Воспоминания о былом расцвете лишь усиливает чувство горечи. Некогда возделанные земли остаются без пахарей и жнецов. Сёла в запустении. Лишь в некоторых местах новодел привлекает внимание. Вездесущие китайцы проникают в пустеющий Восток России. Земли плодородные, равнины как в Украине. Чернозём, пусть не столь богат как в Краснодаре, но кормивший поколения первопроходцев молокан. Так кормивший, что сёла окрестные были богатыми, дома добротными, ещё и сейчас видны следы былого преуспевания. Божья формула справедливости видна повсюду. Что человек посеет, то и пожнёт. Мы жнём посев атеизма, посев человеконенавистнической идеологии безбожия, посев безответственности. Как включили мы, словами поэта говоря: ваше время, товарищ маузер! Так маузер и расчистил поляну. Кто не успел убежать, тех обобрали до нитки, отправили в лагеря. Кожаные тужурки с маузерами, заменившие мозолистые руки и смышленые головы, привели страну в тупик бессмысленности. Но есть ещё и доныне на кого наставить маузер. Сильна Россия. Проезжая долгую дорогу в Зейско – Амурской долине, мы глядели на горящие поля, чёрный дым, поднимающийся над стонущей землёй, повторяя слова почившего пророка. «Кто сказал, что земля умерла? …Нет! Она почернела от горя»!

Тамбовка. Уже упомянутый Гильчин. Окрестные сёла. Тут самое время сказать пару слов о брате Кобзеве Викторе Михайловиче. Он пастор церкви в Тамбовке. Но он настолько активен и непоседлив, насколько активен и непоседлив был в миру, до покаяния. Возрождённый Духом Божьим и Словом святого Писания он получил благодать спасения в полной мере. Будучи заикой, не имея возможности общаться словом, он получил исцеление и проповедует слово Божье. Будучи пропойцей (весельчак и балагур в России не может остаться трезвенником) он получил полное освобождение от всех греховных пристрастий. Он даже молча проповедует всему селу: каков был без Бога и как Бог изменил! Он пастор всех групп и церквей в этом углу Амурской области. В своё время он совершал служение старшего пресвитера области, и как был, так и остался благовестником. Мы видели его любовь в общении с верующими в Тамбовке. Мы видели эту любовь в его слове наставления к церкви. Мы видели его заботу о могиле Делякова в Гильчине. Как настоящий духовный отец относится Виктор Михайлович к верующим села, их там немного. Каждого знает, помнит их горести и радости. Голова его так устроена, что он видит извилины материи так, как мы, обыкновенные люди, не видим и даже не представляем. Его комната в квартире полна разного рода головоломок, которые он изготовил своими руками. Бутылочки с находящимися внутри конструкциями, кубики и ромбики, параллелепипеды и квадраты, шары и пирамиды, чего только не придумал брат. Никто из нас ничего не смог раскрутить или распутать, но и сложить не смогли мы также. Однако все предлагаемые нам задачи сам Виктор Михайлович решал без труда. Мастер! Хлебосольная жена его Мария устроила нам царский обед. Всего, что было приготовлено нельзя перечесть, не то чтобы съесть. А нам ведь ещё ехать в Белогорск, там собрание святых. Город своим названием говорит о белых горах. В равнине, где куда не кинь взгляд земля уходит в небо без каких либо препятствий, увидеть горы, да ещё белые очень заманчиво. Однако проехав полторы сотни километров, мы оказались в Белогорске, так и не увидев гор. На мой вопрос, братья ответили: есть горы, но до них надо ещё ехать. А мы ведь не туристы, мы баптисты. Поэтому мы в Дом молитвы. Прекрасно. Дом молитвы пока ещё в стадии строительства. В цокольной части, практически на стройплощадке, проходят собрания. Дом молитвы, бывший у церкви, ранее сожгли «доброжелатели».

Пожары на Приамурье — дело, как я понял, обычное. Исторический Дом молитвы в Благовещенске, как я уже говорил, подпален. Дом молитвы, бывший у церкви, где пастор брат Зайцев Андрей, сожжён доброжелателями. Дом молитвы в Свободном также подожжён, хоть и не успел выгореть окончательно. Вспоминается классика: «А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят»… Как у нас водится доблестные правоохранительные органы не могут поймать злоумышленников, виноватых нет, так что можно с уверенностью ждать новых пожаров. Но и русская классика: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», также продолжает работать. Участок для нового Дома молитвы приобрели в более удобном месте. Вид его ещё и недостроенного внушает уважение. Строят всем миром. Пастор Вадим Юрьевич Воронов просит Старшего пресвитера Павла Светлова организовать помощь: от всех церквей направить молодых братьев, дабы установить фермы и закрыть кровлю, ведь зима уже на носу.

Собрание несмотря на вечер рабочего дня полно, народ радостный, вечер пролетел как один миг. Слово Божье проповедовали и старший пресвитер брат Павел Викторович, и Зайцев Андрей Андреевич, и Грицан Андрей Валерьевич. Мне особое удовольствие доставило это служение, именно потому, что мог назидаться прекрасными проповедями братьев. Чувствовалось глубокое посвящение в Слово, ясность учения, и от того сердце переполнялось благодарностью Богу и уверенностью в силе братства Амурской области. Дом пастора всегда полон странников, всегда хлебосолен, и ещё нигде и никогда не удавалось уехать после собрания домой. Так и в Белогорске, несмотря на то, что ехать полторы сотни километров, уже ночь, однако зайдём, чайку попьём, затем и в путь. «А то и оставайтесь на ночлег», - предложил Вадим Юрьевич, «утро вечера мудренее». Память хранит и церковь в Варварке. Посёлок рабочий, каких много в России. Развал Советского Союза. Безнадёга породила расцвет пьянства, которое всегда жило в городах и сёлах наших. Глава администрации посёлка была неравнодушна к процессу распада. Она обратилась в церковь ЕХБ в городе Райчихинске, с просьбой, приехать и рассказать людям о Боге. Обратить людей от пьянства к вере, от отчаяния к надежде. Первую просьбу братья проигнорировали, были заняты посещением своих групп и церквей, но когда пришло повторное приглашение, отказывать было грех. Так посещение за посещением и в Варварке родилась церковь. Десятки людей спасены. Слово Божье живо и действенно. Все уверовавшие люди в прошлом без всякого опыта веры, но это, быть может, только способствует тому, что в церкви мир, согласие и любовь.

На собрание приехало несколько человек из соседнего села, хоть соседство здесь может быть и за сотню километров. Брат Александр Николаевич, человек с сединой рассказал немного о временах ушедших. Преследование за веру. Гонения и репрессии. Неожиданным было услышать добрые отзывы о братьях старших пресвитерах времён советских. Брат Максимчук - бывший в Своё время старшим пресвитером на Дальнем Востоке. Он приезжал из далёкого Хабаровска и помогал верующим в этих сёлах Амурской области. Своими руками он делал электрическую проводку в доме, который все вместе строили верующие. Он же вспомнил и о брате Раевском, жившем в Иркутске, который был в своё время старшим пресвитером в Восточной Сибири. Забываются имена верных Божьих слуг. Иногда покрываются имена недоброй молвой, распущенной в своё время ребятами в кожаных тужурках с маузерами. Но вот старец, который вспоминает со слезами на глазах любовь Господню, которую он воспринял через верных своих рабов. «Поминайте наставников ваших», вспомнил я слова Писания. «Подражайте вере их»! Что-то скажут и о нас.

В городе Свободном, название которого заманчиво и обманчиво, известном ныне по уже работающему космодрому есть прекрасная община ЕХБ. Это именно тот город, который стал узловым центром на построенном Транссибе. Свободный в своё время город был центром БАМЛАГа, где были сосредоточены несколько распределительных лагерей. В нём же размещалось и управление СВОБОДЛага.

Подъезжая к городу, со стороны Благовещенска открывается изумительный вид. Холмистая дорога делает возможным вид сверху. Излучина реки Зеи создаёт красивое «лукоморье», и все связанные с ним картины встают перед глазами. И конечно, самое красивое в этом городе – церковь Иисуса Христа. Долгое время совершал служение пастора брат Светлов Павел Викторович, ныне старший пресвитер в Благовещенске. Его помнят и ныне, и как сказала сестра в общении: «Мы все вспоминаем то время, нам жалко, что брат уехал, но мы рады, что наш пастор совершает служение в Благовещенске и во всей Амурской области». Как я уже сказал, дом молитвы подожжён, но церковь ещё раньше усмотрела для себя вариант строительства нового дома молитвы. Процесс идёт успешно. Зал для собраний прекрасен, просторный и светлый.

И завершая описание пережитого в Амурской земле, я могу сказать: половину не сказано мне. Город Благовещенск тронул сердце моё и русскостью своей, девственностью своих улиц, скверов и домов. Дом молитвы молокан, ныне кардиологический центр медицинской академии - украшение города. Католический храм, построенный в 1896 году, хоть и в распоряжении Русской православной церкви, но от того не менее красив. Здания постройки тех времён, сохранившееся и восстановленные радуют глаз. Планировка города осталась прежней. Амур как главная перспектива города, набережная, большие площади, здания городской и областной власти. Самое прекрасное в городе и области люди! Смелые, свободные, поклоняющиеся Богу. Труженики, отцы и матери, геройски противостоящие господству растления. «Те, которых весь мир не был достоин», но имена которых Господь вписал в Книгу Жизни!

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.