«Да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен»
(2Тим. 3:17)
В церквах нашего братства существует множество различных видов служения: пасторское, миссионерское, малые группы, молодежное, Воскресные школы, женское, детское и др. И, несмотря на различные исторические периоды в жизни нашего братства, опыт этих служений всегда передавался из поколения в поколение. И даже после времен гонений, войн церковь достаточно быстро возобновляла необходимое количество новых служителей. У церкви, как у живого организма, есть уникальная способность «воспроизводить» новое поколение верующих, а так же служителей. И этот процесс не останавливали никакие препятствия. Понимание этой способности может помочь и современной церкви эффективно развиваться. В основе способности церкви воспроизводить новых служителей лежат ученичество, наставничество и душепопечение.
Ученичество – это процесс, в котором новообращенный осознает себя учеником Христовым. Он делает первые шаги, а опытный наставник ему оказывает помощь: отвечает на вопросы, наставляет, поддерживает. Так в близком общении с опытным верующим и при активной работе Духа Святого развивается новая духовная личность. Наставничество – это процесс, неразрывный с ученичеством и душепопечением. Наставник помогает духовно возрастающей личности формироваться духовно, помогает понять свой духовный дар и им служить (1 Кор.12:14-12, Еф.4:11-16). Наставник проявляет себя как душепопечитель в момент, когда человек духовно заболевает. Тогда опытный душепопечитель помогает не только решить возникшую проблему, но, что более важно, восстановить отношения с Господом. Эта неустанная забота проявлялась среди лидеров каждого служения (Ев.13:17). Более опытные служители назидают молодых, поэтому церкви всегда имели возможность «выращивать» новых лидеров, несмотря на то, что возможность обучаться, например, в богословских учебных заведениях, была не всегда доступна. Существовали формы личного обучения. Поэтому возникает вопрос: «Насколько важны для духовно здоровой церкви программы внутрицерковного и богословского обучения?»
Слово Божье дает ответы на эти вопросы. Бог, прежде всего, призывает нас передавать Его истину новому поколению – обучать (Мф.28:19-20). Библия раскрывает перед нами то, как это делали апостолы.
Посмотрим на жизненный путь апостола Павла. Павел, имел прекрасное образование, как духовное (до своего обращения ко Христу он учился у ног Гамалиила – Деян.22:3), так и светское, которое он получил после обращения. Из книги Деяний апостолов (17 гл.) мы помним, что он цитировал греческих философов и поэтов, изучать труды которых иудей не мог, так как считал это нечистым. Почему Павел, будучи христианином, приобрел светское образование? Потому что хотел говорить на языке тех людей, которым Бог призвал его проповедовать. Эти знания помогали ему аргументировано убеждать своих оппонентов (Деяния 17:22-32). Он знал, как думают эти люди. Духовное же образование помогало ему понимать Бога и духовные традиции своего народа. Благодаря этому образованию он понимал духовную суть того, что желал донести. Но лишь личное духовное пробуждение Павла дало духовную силу его словам и делам, силу Духа Святого, возрождающего сердца.
На примере Павла мы можем видеть те педагогические принципы, которые применяют современные христианские педагоги. Знания о Боге, знание контекста, особенностей людей, которых мы обучаем, чтобы правильно подобрать методы обучения, и всеобъемлющая сила Духа Святого – вот составляющие успешного обучения, изменяющего сердца людей.
Обращаясь к истории нашего братства, мы видим, что предыдущие поколения, наши отцы и деды, прекрасно это понимали. Так, первая баптистская община в Тифлисе направляла братьев за границу получать богословское образование. Одним из этих братьев был Василий Гурьевич Павлов, которого церковь направила на обучение в Гамбург в баптистскую богословскую семинарию для получения богословской подготовки и изучения организации баптистских общин. Так же существовали служители, которые обучали людей в церкви светским предметам, например, грамматике и т.д., так как в тот исторический период все начальное образование осуществлялось в церковно-приходских школах. Выходя из православия, дети из семей баптистов теряли возможность обучаться многим дисциплинам, и поэтому братья в церкви восполняли этот недостаток. Церковь заботилась о том, чтобы дети и молодые люди активно обучались, во-первых, духовному познанию Бога, а во-вторых, различным предметам из курса начальной школы. Современное молодое поколение так же стремится получать как богословское, так и светское образование.
Прекрасно, когда все находится на своих местах. В церквах есть внутрицерковное обучение, центром которого является Бог, практикуются принципы ученичества. А когда духовные личности подрастают, наиболее одаренных из них церкви направляют учиться, продолжая наставлять их также внутри общины. Некто сказал: «Книги – это мозг ушедшего к Господу человека, его опыт, духовные искания». Обучаясь, мы учимся не только на своем опыте, но и на опыте людей, которые многое пережили в Господе, совершая служение. Таким образом, зная опыт других людей, мы можем избежать многих ошибок.
Важно отметить, что, например, в процессе духовного формирования у апостола Павла всегда были наставники: он учился у ног Гамалиила, а после обращения ко Христу ему помогал Варнава. Главным же наставником для Павла был, прежде всего, Дух Святой.
Для того чтобы все формы духовного обучения были эффективны, важно, чтобы, прежде всего, в церквах нашего братства в различных формах внутрицерковного обучения (таких как разборы Библии, малые группы, Воскресные школы и др.) существовало ученичество и наставничество, в котором трудятся три личности – Бог, человек и наставник. Это необходимо для того, чтобы помогать молодому поколению, прежде всего, научиться общаться лично с Господом и возрастать в практической духовной жизни. Мы не должны растить «головастиков» – людей, все знающих, но мало что применяющих, ведь таким образом мы растим слабых христиан, которые не способны быть водимыми Духом Святым.
И не смотря на то, что существует множество хороших программ, в которых правильно прописано, мы не всегда видим положительный духовный результат, так как ключевым моментом в процессе формирования преподавателя является его духовное состояние, ведь мы не человеческим усилием приводим людей ко Христу, но души возрождает Дух Святой. Наша задача – научиться самим и научить учеников быть благопотребными сосудами, через которые Дух Святой действует в этом мире.
Для формирования служителей важно, чтобы, получая богословское образование, рядом с молодым служителем был наставник – человек, который с помощью Божьей содействует формированию в новичке качеств опытного служителя.
Мы должны направлять на служение только подготовленных верующих, чтобы они были готовы встретиться лицом к лицу с первыми разочарованиями, чтобы их не испугали неудачи, заставил оставить труд для Бога, важно, чтобы молодых служителей не смогли одолеть мирские искушения.
Наверное, каждый служитель переживал непосильную усталость от тех усилий, которые он тратит на преодоление трудностей, зачастую не связанных даже с духовными факторами. Это простое человеческое непонимание, неорганизованность и т.д. Насколько было бы легче, если бы в наших церквах было широко развито наставничество среди опытных служителей, в котором активную роль играло бы пожилое поколение служителей. Уже сформировавшимся служителям необходима помощь в преодолении трудности «середины пути служения», когда, казалось бы, человек уже известен церкви как опытный служитель, но, сталкиваясь с трудностями, может проконсультироваться с еще более опытным служителем. Современной церкви необходимо, чтобы ученичество, наставничество и душепопечение сопровождали каждого верующего на протяжении всего его жизненного пути.
Да благослови нас Господь брать самое лучшее из опыта прошлых поколений (ученичество, наставничество, душепопечение), а так же, используя современные формы обучения, с Божьей помощью, взращивать новое поколение служителей, способных приумножать число духовно зрелых тружеников Божьих!