В. Попов: «Джон Буньян и его книги»
05.08.2015

В. Попов: «Джон Буньян и его книги»

Статья из журнала «Логос» 2008, № 16

Книги — это реки, напояюшие Вселенную, это источники мудрости, ими мы в печали утешаемся, они узда воздержания, ими же поучаемы на путь покаяния», — считал древнерусский летописец Нестор. В середине семнадцатого века мировая сокровищница подобных книг пополнилась духовной аллегорией под названием «Путешествие пилигрима в небесную страну». К русскому читателю это произведение пришло в конце восемнадцатого столетия и до сих пор оно не сходит с полок христианских библиотек.

В чём же секрет столь необычной многовековой популярности этой книги? В том, пожалуй, что каждый вдумчивый читатель узнаёт в главном персонаже самого себя, свою мятущуюся душу со всеми страстями и сомнениями. Любую книгу, а тем более духовную, невозможно отделить от личности автора.

Книга «Путешествие пилигрима в небесную страну» — это художественное изображение духовного и жизненного пути её создателя, — великого английского проповедника Джона Буньяна.

Будущий проповедник родился в 1628 г. в окрестностях Бедфорда. Школа, где учился Джон, не прививала своим воспитанникам никаких понятий о вере и благочестии. Бойкий, грубоватый нрав толкал Джона на дурные шалости и влёк к разгульной жизни. Он очень рано стал солдатом и много лет воевал на стороне короля с армией парламента. Зрелище каждодневной смерти тревожило его душу. Тяжёлые мысли не давали покоя. Близость смерти рисовала пугающие картины. Джон представлял себя отвергнутым Богом, осужденным на вечный ад и мучения. Как мог он отгонял от себя мысли о Боге и Вечности и снова искал общества легкомысленных друзей для пустых развлечений.

По совету добропорядочных людей Джон решил жениться. Женой его стала дочь набожного человека, очень тихая и скромная девушка. Семья её не имела никаких сбережений. В качестве приданого она принесла в дом мужа лишь две христианские книги: «Практическое благочестие» и «Как достичь Царства Небесного?»

Под влиянием глубоко верующей жены у Джона появилось желание посещать воскресные богослужения.

Однако религиозные пристрастия Джона находили очень однобокую внешнюю обрядность. К тому же сама атмосфера окружающей жизни приучала даже активных церковных прихожан к обрядоверию и раздвоенности. В промежутках между официальными богослужениями молодёжь устраивала шумные игрища и забавы. Случалось так,  что и юный Джон, прослушав проповедь, тут же убегал на встречу с весёлой компанией. Нередко, в самый разгар азартной игры некий голос звучал внутри: «Хочешь ли расстаться с грехом и получить вечное блаженство, или жить в грехе и быть ввергнутым в ад?» Джон дрожал от страха, бичевал себя за дурное поведение, пытаясь освободиться от тяги ко греху. Иногда он достигал успеха, начинал исправляться, но постоянно чувствовал свою слабость в борьбе с греховной природой. Ожидание Божьего возмездия преследовало душу, долгое время Буньян искал избавления от внутренних терзаний.

Однажды, двигаясь по полю с тяжелым настроением. Джон был остановлен внезапной мыслью: «Твоя праведность на небе». Джон молитвенно поднял глаза ввысь и увидел таинственный облик Христа. Буря сомнений угасла. Глубокий мир и покой снизошел в душу. «В Нём, во Христе распятом за наши грехи, мы можем сделаться праведными пред Богом», — вдруг со всей ясностью понял Джон Буньян. В сердце молодого человека загорается особая любовь к Библии. Он подолгу штудирует Священное Писание, читает комментарии Мартина Лютера на Послание Апостола Павла к Галатам.

Огонь живой веры требовал выхода наружу. Джон Буньян искал поприще труда для Бога. В двадцатипятилетием возрасте он присоединился к церкви христиан-баптистов города Белфорда. Как помощник пастора он ревностно исполнял все поручения: навещал больных, поддерживал духовно ослабевших, проповедовал Слово Божие на христианских собраниях в разных местах. От постоянных трудов и чрезмерного усердия он лаже тяжело заболел, но вскоре поправился. И вновь толпы людские стекались отовсюду послушать глаголы вечной жизни из уст любимого проповедника. Среди слушателей было немало тех, кто шёл на проповедь просто из любопытства. «Простой котельщик — и проповедует? — недоумевали они. — Что он может нам сказать?» Опираясь на Библию. Джон Буньян говорил от сердца. Он свидетельствовал о силе Божьей благодати, и простые, безыскусные слова проповедника разили твердокаменные души, как молния. Те, кто намеревались осмеять или уничижить проповедника, оставались на молитву, каялись в сокрушении о грехах своих и сами становились свидетелями Иисуса Христа.

В 1660 г. в Англии произошло восстановление и укрепление монархии. После прихода к власти дом Стюартов тут же попрал элементарные принципы свободы совести. Началось массовое преследование инакомыслящих. Все активные проповедники, не входящие в официальную англиканскую церковь, были объявлены вне закона. Им категорически запрещалось проповедовать.

Джона Буньяна арестовали во время проповеди в небольшом селении. На суде ему было заявлено, что котельщик не имеет права выступать с проповедью. Судьи пообещали Буньяну, что он тотчас будет отпущен на свободу, если даст подписку о прекращении проповеди. «Могу ли я дать такое обещание? — горячо воскликнул подсудимый. — Не проповедовать живого спасительного Божьего Слова? Никогда! Пока жив! Горе мне, если не проповедую. Если я сегодня получу свободу, то завтра же начну проповедовать вновь».

Непокорного проповедника 1 ноября 1660 г. заточили в Бедфордскую тюрьму. Тюремные камеры были переполнены до отказа. На ночь в них запирали до шестидесяти человек. Джон Буньян оказался среди головорезов и мрачных злодеев. Страдания Буньяна увеличивались от беспокойства за судьбу жены и четырех малолетних детей. Незадолго перед арестом скончалась его первая жена, и он женился во второй раз. Новая супруга была также стойкой и терпеливой христианкой. Но и ей приходилось бороться с неимоверными трудностями. Дети от первого брака Буньяна требовали заботы и ухода. К тому же одна из дочерей была слепа от рождения. Безуспешно жена Буньяна обивала пороги государственных учреждений, умоляя помиловать мужа. Многие пороки, страшные преступления и беззакония легко прощались, но к проповедникам христианской Любви и Добра отношение было очень суровым.

Джон Буньян находил утешение и ободрение в том, что сознавал себя мучеником совести. Он просил у Бога сил для безропотного перенесения всех скорбей и злоключений. По слову великого страдальца за Истину Апостола Павла, «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). Враги Буньяна просчитались. Оторванный насильственно от своей паствы проповедник, неожиданно, по Божьему усмотрению, обрёл невероятно обширную аудиторию. Кроме непрерывных духовных бесед с заключенными, Буньян начал писать книгу для душеполезного чтения. Этот человек, не получивший официального образования, создал в тюрьме великое произведение. Его искренняя сердечная вера, живое воображение, проницательный ум сумели нарисовать жизненный образ христианина-странника. Личный опыт исканий Бога и Божьей праведности, полоса искушений и страданий за веру, — всё это нашло воплощение в аллегорическом повествовании о следовании человека по стопам Христа.

К концу двенадцатилетнего заключения тюремные строгости несколько поубавились. Буньяна стали отпускать на прогулки и на работу за пределами тюрьмы. А 13 сентября 1672 г. последовал указ короля Карла Второго об освобождении религиозных диссидентов.

Джон Буньян явился к пастве как опытный воин Иисуса Христа, закаленный духовной борьбой и долгими страданиями. Сразу же после освобождения он с жаром принимается за исполнение пастырских обязанностей. На первое место в служении он ставит проповедь Слова Божьего. Джон Буньян проповедует в ломах, в храмах и на лоне природы. Его церковь в Бедфорде растёт день ото дня. Он путешествует в другие районы Англии, часто устраивает многолюдные духовные собрания в Лондоне. В адрес Буньяна идут предложения от влиятельных лиц занять солидные проповеднические кафедры в крупных городах. Буньян отклоняет предложения, предпочитая оставаться в Бедфорде со своей паствой.

Широкое пастырское сердце Джона Буньяна согревало каждого. Он вёл постоянную переписку с отлученными, увещевая их не оставлять Божий путь. Регулярно посещал больных, устранял раздоры между братьями. В народе Буньяна называли «Епископом», он же считал себя тружеником Господним и слугою всех. Этот пастырь и проповедник не был узким сектантом и законником.

Из-под пера Джона Буньяна продолжали выходить книги. Тематика их охватывала текущие богословские проблемы и практические нужды христиан. «Закон и Благодать», «Духовная война», «Книга для юношей и девиц», «Моё исповедание веры» — в самих названиях этих книг очерчен круг тем, волновавших автора. Но вершина духовного творчества Буньяна. главное его детище — «Путешествие пилигрима в небесную страну». Эта книга быстро пробила себе дорогу от маленького простонародного кружка в образованные, культурные, высшие слои общества. Везде, куда бы ни попадала эта вещь, она несла духовное пробуждение и оживление веры.

Смерть застала Джона Буньяна посреди самоотверженных пастырских трудов. Спасая от крупных скандалов и раздоров одно семейство, Буньян проделал утомительный путь в холодную дождливую погоду. Заболев сильной горячкой, неутомимый странник-христианин покинул в августе 1688 года землю навеки.

Вполне вероятно, что и сам Джон Буньян у ворот Небесного Иерусалима услышал слова Ангелов Божьих, запечатленные им на страницах своей знаменитой книги: «Вы будете наслаждаться покоем за все ваши труды. Вы пожнёте то, что посеяли — плоды ваших молитв, слёз и страданий за Царя Небесного. Вы будете служить Ему непрерывной хвалой, благодарениями и носить золотые венцы».

На могиле Джона Буньяна нет роскошного памятника, и глубокомысленной эпитафии. Всего лишь простая плита. Самым наилучшим и неувядающим памятником жизни и трудов подвижника Истины служит его христианская повесть-притча. Возвышенный дух этой книги захватил в своё время Александра Пушкина, и он написал поэму «Странник». В 1882 году дочь поэта-партизана Дениса Давыдова, усердная христианка Юлия Засецкая сделала второй перевод аллегории английского проповедника на русский язык. Ныне она переведена более чем на семьдесят пять языков и диалектов. О странствиях паломника через Город Разрушения. Топь Уныния, Замок Сомнения к Горнему Иерусалиму с упоением читают христиане разных конфессий. А художники пишут картины и создают иллюстрации, но мотивам этой книги. Спустя столетия автор бессмертной аллегории будит наши души, указывая на нетленные блага Царства Небесного.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 2008, № 16

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.