Спасение от власти суеты
26.11.2025

Спасение от власти суеты

На вопрос — от чего спасает нас Христос, мы не задумываясь, отвечаем: от вечного осуждения, вечной гибели ада, власти греха, зла.

И это истинно так. Но Священное Писание, кроме того, указывает на особое бремя, от которого также освобождает и спасает Искупительная Жертва Христа: «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Петр.1:17-20).

Указанный текст ясно говорит о том, что жизнь, наполненная суетой, уже представляет серьезную опасность и угрозу для нашей судьбы в вечности. Ведь ради избавления от этого бремени, как свидетельствует апостол Петр, претерпел тяжкие муки Креста и умер Христос.

Само слово «суета» - греческого происхождения. И означает оно — тленность, тщету, пустоту, бессмыслицу.

Суета многолика и многообразна. К примеру, грех идолопоклонства Библия отождествляет с суетой: А народ Мой оставил Меня: они кадят суетным... (Иер.18:15). Что было причиной бедственного положения сынов Израилевых? Что вызывало опустошительные нашествия врагов Израиля? Оставление Бога Живого и обращение к идолам: «И презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились... (4Цар.17:15).

Примитивное идолопоклонство в наше время встречается довольно редко. Разве только у некоторых народов. А зависимость от гаджетов не является ли одним из видов современного идолопоклонства? Когда человек ни днем, ни ночью не может обойтись без них? Безудержная погоня за материальными благами не есть ли идолослужение, не есть ли поклонение мамоне? Не похожи ли торгово-развлекательные центры на языческие капища, надолго затягивающие человека в свои глубокие недра?

Да и самого человека, учитывая краткодневность и хрупкость его земного бытия, Слово Божье называет суетой: «Вот Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает кому достанется то» (Пс.38:6).

Одна из евангельских притч Христа представляет очень успешного в делах практических оборотистого бизнесмена. Он энергично, с упоением, с надеждой на себя, на свои силы и способности, ломает старые житницы, быстро строит новые намного более вместительные для сохранения богатого и прибыльного урожая. Довольный собой и своими успехами, он обращается к душе: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: ешь, пей, покойся, веселись» (Лк.12:19).

Этот самоуверенный самонадеянный человек почему-то не подумал — надо ли все это душе? Может ли бессмертная нематериальная душа насытиться подобной пищей? Отдавший силы и время ради внешнего благоденствия и успеха, он неожиданно слышит Божий голос: «Безумный! В сию же ночь возьмут душу твою у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20).

Все неимоверные потуги и усилия человеческие пошли насмарку в конечном итоге. Человек не подумал о Боге-Жизнедателе, живя только для себя, много и усердно работал, но не удосужился потрудиться для Бога и вечности. Крайне печальна участь человека, «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21).

Нам вряд ли удастся обойтись без повседневных забот. Но чрезмерные заботы ведут к суете. «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом.  А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее», - приходит на память известное замечание Христа, сделанное сестре Лазаря — Марфе и Марии (Лк.10:41-42).

Это не осуждение Марфы, а предупреждение о чрезмерной многозаботливости. Кто-то склонен считать Марию, сидевшую у ног Христа, в то время как Марфа хлопотала о столе, праздной, ленивой, непрактичной. Но время, проведенное в слушании Слова Божьего, не может быть напрасным. Оно поможет Марии без суеты успешно справиться с необходимыми делами домашними.

В Библии представлен опыт Екклесиаста с его экспериментом поиска счастья и смысла жизни. Испробовавший все и вся на личном опыте, приходит к неутешительному выводу: «Все суета и томление духа». Да, в жизни есть какие-то мимолетные радости и невинные удовольствия. Но насыщают ли они душу? Как избавиться от пустоты и разочарований? Главный урок Екклесиаста — жизнь без Бога — суетна и лишена возвышенного смысла. «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай», - делает он финальное открытие и призыв.

И по слову апостола Петра, уверовавшие во Христа как Господа и Спасителя, искупившего их от суетной жизни, должны теперь «со страхом проводить время странствования» (1Петр.1:17).

От рождения и до смерти человек живет в атмосфере страхов разного рода. Ребенок боится темноты, взрослый боится болезней и житейских невзгод. Природные катаклизмы, тяжелые кризисы в экономике и политике нагнетают всеобщую атмосферу страха. Весь этот набор относится к чисто человеческим страхам.

Библия же говорит о страхе Божьем. Он кардинально отличается от страха человеческого. Страх Божий исходит от любви к Богу, от глубокого чувства благоговения перед Ним. Потеря благоговения, утрата чувства священного — вид суеты. Жертва Каина оказалась неугодной Богу. Почему? Каин принес ее без священного трепета, страха и благоговения. Надав и Авиуд были поражены Богом. За что? За то, что приступили к священнодействию легкомысленно, без страха, не научившись отличать священное от несвященного.

Чем-то похожий вид суеты проникал и в церковь, в дни апостолов. «Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся», - со скорбью говорит апостол Павел об отдельных верующих в Фессалониках (2Фес.3:11). Такие люди могут быть активны и энергичны в религиозных сообществах. Но их активность носит характер религиозной суеты, так как исходит не от сердца, не от духа, а от плоти. Они, как правило, преследуют какие-либо личные интересы.

Христос Спаситель пришел в мир, насквозь пораженный всеобщей суетой. По вине грешного человека суета охватила даже природный мир: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим.8:20). Мир, плененный греховной и религиозной суетой, не понял и не принял Освободителя, изгнал Христа, возвел на Крест.

Одни художник, изобразивший Христа, распятого на Кресте, начертал внизу картины надпись: «Я это сделал для тебя, а что ты сделал для Меня?». Не пора ли взойти на Голгофу? Стать у подножия Креста? И вспомнить о самом главном в деле спасения? О том, «что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни..., но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца»? Иначе, где нам искать спасения от заражения пагубной суетой в наш неимоверно суетный век?

Владимир Попов

Поделиться в соц.сетях: