Евангельские христиане-баптисты в России: история и современность

Россия издревле была страной многоконфессиональной. На пышном древе русского христианства росли не только православные, но и заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Среди протестантских течений, возникших на русской почве, первое место по численности ныне занимают евангельские христиане-баптисты.

Какие причины послужили основным толчком для возникновения баптистского движения в России? Во-первых, это крестьянская реформа 1861 года, проведенная царем Александром II. После отмены крепостного права у мыслящей части населения России резко усилилась тяга к духовным исканиям. “Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов, – писал епископ Алексей Дородницын. – Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в области духа”.

Всплеск богоискательства не нашел понимания среди казенно-бюрократической части православного духовенства. Напротив, его реакция была враждебной. Это вызвало чувство глубокой неудовлетворенности по отношению к господствующей церкви со стороны жаждущих активной духовной жизни. “Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие и неразвитость своих пастырей”, – замечал известный общественный деятель Анатолий Кони.

Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык всколыхнули интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно – в столичных городах и в отдаленных губерниях – стали образовываться кружки и группы по изучению Библии, в которых появились талантливые народные проповедники. Чисто обрядовый уклад церковной жизни уже не удовлетворял неутомимых искателей Высшей Правды. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви.

Крупные очаги евангельско-баптистского движения вспыхнули во второй половине 19-го века среди поволжских губерний, на Кавказе, на юге Украины и в Петербурге. В отдаленных районах первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, а в северной столице инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, богатый аристократ В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.

Участникам евангельского движения в народе присваивали всевозможные клички: “штундисты”, “пашковцы”, “сектанты”. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезных исповедников Христа объединяло вероучение и мировоззренческие принципы церкви христиан-баптистов. Слово “баптист” вытекает из греческого текста Нового Завета и происходит от “баптисмы”, то есть крещения, или омовения, через полное погружение в воду. Духовные истоки церкви христиан-баптистов восходят к земной жизни Господа Иисуса Христа и связаны с евангельским учением о крещении. “Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мф. 28, 19; Мар. 16,15-16). Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере при наличии твердых христианских убеждений и действительного отказа от греховного образа жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных мпровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Стремясь воссоздать живой дух христианства первых веков, евангельско-баптистское движение всегда на первое место ставило апостольское служение, то есть широкую проповедь Евангелия. Поэтому с самого начала своего возникновения русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. В далекие и самые глухие районы Российской Империи они в большом количестве доставляли Священное Писание.

Все крупные христианские движения неизменно порождали выдающихся духовных деятелей. На небосклоне русского протестантизма наиболее ярко сияют три имени, три самобытные личности: В.А.Пашков (1831 - 1902), В.Г. Павлов (1854 - 1924), И.С.Проханов (1869 - 1935). Петербургский аристократ В.А.Пашков основал в 1876 году “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Пашков и его сотрудники – граф М.М.Корф, княгиня Е.Г.Черткова, графиня Е.И.Шувалова—на свои средства за восемь лет издали более 200 наименований различных книг и брошюр духовного содержания. Общество выпускало сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, назидательные рассказы, а книгоноши эту литературу распространяли по всей России. Большую популярность среди народа обрел ежемесячный журнал “Русский рабочий”. Его тоже издавали друзья Пашкова. На страницах журнала публиковались рассказы из Священной Истории, проповеди Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.

В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд общин евангельско-протестантского исповедания. За активную духовно-просветительскую деятельность Пашков, вместе с Корфом, по инициативе Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева был изгнан из России и закончил свою жизнь на чужбине.

“Патриарх” русского баптизма В.Г.Павлов стоял у истоков евангельского движения, нес правозащитное служение, всю жизнь отдал на дело проповеди Евангелия, за что был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.

Религиозно-общественный деятель И.С.Проханов трудился как проповедник, организатор книгоиздательского дела, системы духовно-протестантского образования, христианского кооперативного движения. Он выступал на Государственном Совещании, организованном Временным Правительством в августе 1917 года, с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.

В истории русского баптизма мало было спокойных лет. Наиболее жестокие преследования обрушивались на головы христиан-баптистов в эпоху Победоносцева. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасным вольномыслием. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школы, проповедников ссылали на каторжные работы в районы Закавказья и Сибири.

В то время, когда единомышленники Победоносцева клеймили неправославных христиан как отщепенцев, наиболее образованная и широкомыслящая часть русской интеллигенции вставала на сторону гонимых, защищая свободу совести, и видела в преследуемых опору нации, людей самобытных, благородных, обладающих христианскими качествами души. Один из потомков славного рода Волконских, известный деятель русской культуры князь Сергей Михайлович не раз выступал перед общественностью России и западных стран с критикой религиозно-националистических взглядов. <169> Как можно запретить человеку причислять себя к тому или иному верованию? – вопрошал Волконский.  – Да я завтра сделаюсь баптистом, разве я от этого перестану быть русским? Сколько у нас, благодаря смешению терминов “русский” и “православный”, проникло в жизнь логически абсурдного и нравственно жестокого. Насилие над другими имеет развращающее влияние на совесть того большинства, ради которого оно творится. Яд, направленный против других, имеет возвратное действие. Смешение понятий внедряется в общественное сознание все более: только православный истинно русский, неправославный уже не настоящий патриот”.

Слова эти были написаны около 100 лет тому назад, но ощущение такое, как будто упали они с неостывшего пера в наше время сложного переплетения разнородных идей. Стремление превратить учение Христа в некое узко-идеологическое кредо - не ново в мировой и русской истории. Подлинные христиане не помышляют о создании единой господствующей церкви, ибо Христос учил не властвовать, а смиренномудренно служить всем в любви. Не случайно общехристианская молитва начинается со слов “Отче наш”. Неужели Всемогущий Господь есть Бог только одних православных? Или Бог баптистов? Бог католиков? Творец неба и земли – Отец всего рода человеческого, и во всяком народе чтущий Его заповеди свободен от духа обособления. Для христиан культурных, духовно воспитанных, живущих по Евангелию, не существует проблем межнациональных и межконфессиональных. Они легко общаются друг с другом, так как обращают внимание прежде всего на то, что объединяет, а не на то, что разделяет.

Христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, как и его предшественники, проводит регулярные встречи с руководящими служителями Союза церквей христиан-баптистов. Патриарх неоднократно делает публичные заявления по поводу того, что Московская патриархия не имеет никаких претензий к христианским конфессиям с историческими корнями в России и не благословляет выпуск недружелюбных брошюр. Что касается всевозможных экзотических культов и западных религиозных организаций с модернистским богословием, умаляющим божественное достоинство Иисуса Христа, то они вызывают естественную обеспокоенность со стороны христиан всех традиционных конфессий. Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

При советском режиме острые проблемы возникали у христиан-баптистов во взаимоотношениях с органами власти. Живая динамика баптизма, вольный дух открытого исповедания своих христианских убеждений часто наталкивались на глухую и жесткую ограду законов, позволяющих верующим лишь “отправление религиозного культа”. Являясь инструментом тоталитарного государства, изобилуя бесчисленными запретами, законы о религии, принятые в 1929 году и существовавшие почти без изменений до 1989 года, гасили всякую искру доброты, сковывая духовную и творческую жизнь верующих. Без контроля извне шагу ступить было невозможно. Детям категорически запрещалось присутствовать на богослужениях. Хочешь избрать служителей, нужно “благословение” властей. Ну, а если молодой человек или девушка заявляли о своем желании стать христианами, их принимались “воспитывать” по месту работы, всячески стараясь заглушить влечение к христианской вере.

В 1961 году выходит специальная Инструкция о порядке применения законодательства о религии, затем формируются комиссии по контролю за соблюдением закона при исполкомах местных Советов. Положение верующих еще более усугубилось. Пресвитеров заставляли подавать списки новообращенных христиан в органы власти, крестить молодежь до 30-ти лет не разрешалось, талантливых проповедников блюстители закона старались не допускать до церковной кафедры, всякие проявления живой веры за пределами молитвенных домов строго пресекались. Политика властей, направленная на грубое ущемление прав верующих, вызвала мощное движение протеста в недрах баптистских церквей. Тут же, повсеместно, была пущена в ход государственная репрессивная машина, которая с небольшими перебоями работала до 1989 года. Над активными верующими организовывали судебные процессы, отправляли непокорных в лагеря и ссылки. Молясь за своих гонителей, не держа на них зла в сердце, верующие просили у Бога терпения и стойкости для защиты права на свободное исповедание Христа.

Эпоха глобальных перемен, пришедшая в нашу страну за последнее десятилетие, изменила положение христиан-баптистов в обществе. Исполняя повеление Христа, баптисты России в меру сил и возможностей развернули духовно-просветительскую и благотворительную деятельность в медицинских, исправительно-трудовых и образовательных учреждениях. Баптисты уверены в том, что утверждение евангельских идеалов в душах людей поведет к всестороннему улучшению общества. Изменился сейчас и сам состав верующих, во многих церквах он помолодел, возрос образовательный уровень. Ежегодно в церкви христиан-баптистов вливаются 8 - 9 тысяч новых последователей Иисуса Христа.

Исконно благочестивому русскому народу всегда было присуще космическое, вселенское сознание и широта души. Русские баптистские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили видные проповедники И.С.Проханов, В.Г.Павлов, В.А.Фетлер. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без утраты собственного самобытного лица.

В целом русский баптизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока.

Благородные евангельские принципы христиан-баптистов обрели уважение во всем цивилизованном мире. Передовые страны Европы учились у баптистов демократии и духовной свободе. История баптистов не запятнала себя преследованием инакомыслящих. Баптисты провозглашают лозунг: “Свободная Церковь в свободном Государстве”. Баптисты убеждены в том, что духовную культуру народа созидают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего своего. “Толкуйте народу Евангелие неустанно, ибо гибель человечеству без Слова Божия”, - эти слова Достоевского, произнесенные устами старца Зосимы, близко к сердцу принимают духовно возрожденные христиане всех конфессий и баптисты в том числе. Потому и неудержимо стремились во времена гонений и в дни свободы сеять разумное, доброе, вечное ради спасения человека и восстановления в нем образа и подобия Божьего.

Владимир ПОПОВ, магистр богословия