Олег Герсонович Пузанков, координатор направления миссионерского служения РС ЕХБ «Миссионерские комитеты области и церквей»:
- Каково отношение к миссионерскому служению в евангельском сообществе сегодня?
- Сегодня многие верующие люди понимают важность личного участия в миссионерском служении. Многие верующие желают участвовать в миссионерском служении и благовестии и понимают важность Великого поручения Христа, но они не знают, что делать и как сегодня можно быть вовлеченным в дело благовестия. Хочется уточнить, что благовестие - это не только раздача духовной литературы, но постоянное, ежедневное и ежечасное свидетельство о Христе среди нашего окружения своей жизнью, добрыми делами, а если необходимо, то и словами, среди родных, соседей, коллег по работе и учебе или просто «случайных» людей.
- Что изменилось в благовестии за 30 лет, прошедших с момента распада СССР?
- За последние 30 лет очень многое поменялось в жизни верующих. До распада СССР верующие и церкви подвергались прессингу и даже гонениям со стороны атеистического государства. Человек, который уверовал во Христа, должен был сделать выбор: или быть со Христом или идти против Него вместе с окружающим миром. Уверовавшие люди часто теряли работу, учебу из-за своих убеждений, иногда у них даже отнимали детей, но они считали своим долгом свидетельствовать этому миру о Христе. После распада СССР наступила свобода проповеди Евангелия, благовестия и открытия новых церквей. В связи с участием многих организаций в миссионерском служении пришло так называемое проектное благовестие, когда церкви и, естественно, верующие участвовали в разных миссионерских проектах. После проведения мероприятий в церковь начали приходить новые люди, которые подключались к миссионерским программам, а в остальное время они не свидетельствовали о Христе. Новообращенным не объясняли, что благовестие – это не миссионерские проекты, а в первую очередь постоянное каждодневное свидетельство своей жизнью о Христе тем, с кем нам Господь дает возможность соприкасаться в жизни. Поэтому в среду христиан пришло равнодушие к благовестию, а материальное благополучие, комфорт и новые законы, ограничивающие миссионерскую деятельность, загасили желание служить на миссионерском поприще.
- Готовы ли сегодня церкви поддерживать и благословлять миссионеров?
- Скорее всего, большая часть церквей готовы поддерживать миссионеров и готовы благословлять их на миссионерскую деятельность.
- Отличается ли ситуация в разных регионах?
- В разных объединениях ситуация отличается по отношению к миссионерскому служению. Проблема в том, что некоторые объединения слабые, в других объединениях нет команды, которая бы могла работать стратегически, планировать свое служение и помогать церквам в развитии миссионерского служения. Часто у старшего пресвитера нет помощника и нет команды (Миссионерского совета объединения – МСО), которая помогала бы ему в осуществлении миссионерского служения в объединении. Часто не все служители объединения понимают важность организованного миссионерского служения.
- Какой должна быть поддержка миссионера, полной или частичной?
- Полная или частичная поддержка миссионера во многом зависит от местности, где работает миссионер, а также от условий его загруженности и ответственности. У меня такое понимание, что если миссионер начал новую церковь в селе или районном центре, то лучше всего, если он будет работать, полностью или частично, т.к. это - хорошая возможность для общения с людьми, быть для них примером, ведь в селах люди всё знают друг о друге. Также если люди видят, что миссионер работает, то они будут уважать его. В больших городах другая ситуация, но если к миссионеру приходит для общения несколько человек, он также может иметь полную или частичную загрузку на работе.
- Как оценить эффективность миссионерского служения?
- Оценить эффективность миссионера можно по регулярным отчетам, где есть реальные свидетельства о его служении и фотографии; по личным встречам с миссионером раз в месяц; по посещению миссионера и его семьи несколько раз в год.
- Расскажите о вашем опыте миссионерского служения.
- У меня опыт личного миссионерского служения начался с построения отношений с неверующими людьми и свидетельстве им о Боге: на учебе, в армии, на работе, с родными, знакомыми, соседями. Некоторые уверовали и начали посещать нашу церковь. Около пятидесяти раз показал фильм «Иисус» в разных организациях, а также организовывал показ фильма в домах культуры, кинотеатрах и театрах. Также участвовал в материальной и духовной поддержке пасторов, служение которых было направленно на миссионерскую деятельность и открытие новых церквей в Объединении церквей. Участвовал в подготовке миссионеров к открытию новых церквей, духовной и практической помощи им при становлении церкви. Также участвовал в организации больших миссионерских проектов проповедью Евангелия и устройством последующего обучения основам веры пришедшим после евангелизационных собраний в пятидесяти крупных городах на реке Волге, на Урале и в Сибири. Десять лет участвовал в организации и проведении Института евангелизации, где обучились около 600 человек из разных церквей России. Участвовал в разработке миссионерской стратегии для РС ЕХБ. Также постоянно занимаюсь организацией миссионерского служения в церкви «Преображение», а также в Самарском и Ульяновском объединениях. Кроме этого, до сих пор по-возможности стараюсь общаться с разными людьми. С несколькими неверующими людьми поддерживаю отношения, молясь за них и стараясь показать им Христа своей жизнью.
- Как повлияла пандемия на миссионерское служение?
- Из-за пандемии были отменены некоторые массовые мероприятия, особенно детские рождественские праздники, летние и зимние программы. Были отменены запланированные миссионерские конференции и семинары. В данных условиях необходимо сделать акцент на личное благовестие каждого верующего в церкви. Думаю, что нужно больше мотивировать верующих через проповеди и личные свидетельства, а также обучать их практическому благовестию. Необходимо верующим объяснять суть Евангелия и Великого поручения Господа. Необходимо менять подходы в миссионерском служении с учетом пандемии. Если, например, мы не можем провести большой праздник для детей, то можно приехать к детям домой по заявке, провести небольшой праздник и вручить подарки (конечно, с учетом всех необходимых мер безопасности, таких как маски и дистанция). Мы можем побуждать верующих строить долгосрочные отношения с неверующими людьми, приглашая их к себе домой, и постоянно молиться за них.