V Пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета
05.05.2017

V Пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета

26-го апреля 2017 года в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге прошел V Пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета, посвященный теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».

Во встрече приняли участие представители православных, католических и протестантских христианских общин из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии.

Сопредседателями ХМКК были – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, ординарий католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и Председатель Российского Союза Евангельских христиан-баптистов Алексей Васильевич Смирнов.

Приветствие в адрес участников пленума направил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Послание было оглашено заместителем начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Михаилом Владимировичем Белоусовым.

С вступительным словом к участникам пленума обратился председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Илларион. Он отметил, что события столетней давности воспринимаются в обществе чрезвычайно остро, и участники заседания собрались вместе, чтобы поразмышлять о духовных причинах тех событий, чтобы через их анализ помочь избежать в будущем повторения прежних ошибок, способных привести к новым трагедиям.

В приветственном слове Председатель Российского Союза Евангельских христиан-баптистов Алексей Васильевич Смирнов отметил важность работы ХМКК. Также он сообщил присутствующим, что по согласованному решению на следующие два года от протестантов сопредседателем в ХМКК  предлагается архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр.

Далее прозвучал доклад митрополита Волоколамского Илариона. Отметив, что V Пленум ХМКК проходит в год столетия двух русских революций, за которыми последовала гражданская война, «красный террор», массовые репрессии, православный иерарх подчеркнул: «Эти трагические события коренным образом изменили судьбы наших народов и сказались на ходе истории всего человечества. До сих пор их последствия отражаются на политической картине мира и вплетены в канву глобальных процессов, происходящих на планете»… «Духовное ослепление многих и многих людей проявилось и в революционных событиях, и в братоубийственной бойне гражданской войны. Каждый отстаивал свою правду и ради нее был готов убивать и терзать своего брата. У этого явления причины не экономические, не политические и не социальные: они лежат в духовной плоскости. Нечто такое произошло с душой значительной части народа, что заглушило в ней голос совести, разума, сострадания». Председатель ОВЦС также остановился на причинах и последствиях тяжелейших гонений, которые обрушились на верующих в результате революции.

Трагические события XX века показывают, что никакие идейные разногласия, цивилизационные и иные отличия не должны становиться причиной для разделений в обществе, приводящих к вражде, войнам и крови, уверен митрополит Волоколамский Иларион: «Никакая человеческая правда не может ставиться выше правды Божией. Как неустанно напоминает Святейший Патриарх Кирилл, свобода всегда сопряжена с ответственностью. Стремление понять и простить ближнего должно преобладать над страстным желанием утвердить свое превосходство. Вера в Бога неистребима никаким насилием, а власть, решившая построить общество без Бога, непременно падет, ибо дом, построенный на песке, не может устоять (Мф. 7. 26–27)».

«Сегодня наши народы живут в разных государствах и строят свое будущее самостоятельно во взаимодействии друг с другом и со всем миром. Дай Бог, чтобы в основе их развития всегда лежали нравственные ценности, любовь к Богу и ближнему, стремление созидать свое счастье собственным трудом и неприятие всякой вражды. Тогда нам не придется вновь усваивать страшные уроки, пройденные в недавнем прошлом», – завершил свое выступление председатель ОВЦС.

С докладами по теме пленума также выступили ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и епископ Даугавпилской епархии Лютеранской Церкви Латвии Эйнарс Алпе.

В беседе с журналистами по окончании первого заседания V Пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «То, что мы собрались здесь, свидетельствует, прежде всего, о нашем единстве. Мы приехали из разных стран, но у нас единая вера во Христа. Мы принадлежим к разным христианским конфессиям. Мы все верим в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, мы верим в Святую Троицу, мы верим в то, что именно в христианстве – будущее наших отечеств, потому что мы здесь представляем разные страны. Я думаю, что это главное. Уроки, которые мы сегодня осмысляем, в том числе уроки революций 100-летней давности, свидетельствуют о том, что любое общество, которое строится не на религиозном основании, обречено на тяжелейшие испытания, как это произошло после революции 1917 года, когда власти провозгласили политику борьбы с Церковью. Это обернулось для народа неисчислимыми бедствиями. Когда часть народа пошла за теми, кто провозгласил курс на борьбу с религией, кто открыто противостал Богу, это и стало причиной нашей величайшей национальной трагедии, последствия которой мы до сих пор испытываем на себе. Поэтому мы верим, что наше будущее – в вере в Бога, в вере во Христа как Бога и Спасителя».

После перерыва обсуждение продолжилось в рамках четырех круглых столов. Круглые столы, разделенные по четырем темам, хронологически охватывающим все этапы XX столетия:

  1.                   «Разделения и противостояния в обществе: духовно-нравственные причины и последствия». Cобытия 1917 года имели духовные причины: утрату корней, отход от веры. Роль конфессий – выявить и показать эти причины, которые стали предпосылками раскола общества;
  2.                 «Вера и нравственность – основа бытия народов. Трагедии и подвиги столетия». Новомученики: подвиг и торжество веры. Подвиги духовные, ратные, трудовые. Эмиграция;
  3.                       «Феномен духовного возрождения: свидетельство и вызовы». Возвращение народа к Богу, возрождение веры. Семья и традиционные ценности. Христианское свидетельство в условиях постсекулярного общества. Ответ на новые вызовы. Взаимодействие конфессий в социальной сфере;
  4.                       «Христианская надежда – основа для созидания будущего». Наличие скрытых вызовов, которые проявятся в будущем. Указать на них способны христиане; Возникновение в обществе попыток спровоцировать новые разделения, противостоять которым могут именно христианские конфессии, имеющие печальный опыт XX века и способные передать данный опыт обществу.

В атмосфере открытости, готовности слышать и принимать друг друга, не смотря на разность взглядов, прошли обсуждения за круглыми столами.

Обобщение всех обсуждений консультативного комитета нашло отражение в Обращении.

Обращение участников V Пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета.

Санкт-Петербург, 26 апреля 2017 года.

Мы, представители христианских конфессий Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии, собрались в Санкт-Петербурге для участия в V пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета, посвященного теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».

В этом году мы вспоминаем о событиях столетней давности, которые наложили неизгладимый отпечаток на жизнь наших народов, повлияли на ход истории всего человечества. Историки и политики по-разному оценивают события XX века. Но мы размышляем, прежде всего, о духовных причинах и следствиях тех потрясений, которые произошли на территории наших стран.

Революция 1917 года пробудила в народных массах низменные и темные начала, стала причиной страданий и гибели миллионов людей. Многие погибли в братоубийственной войне, умерли от голода, были замучены в лагерях и тюрьмах. Другие оказались в вынужденном изгнании, испили горькую чашу пребывания на чужбине и неизбывной тоски по Родине.

«Не из праха выходит горе и не из земли вырастает беда» (Иов 5:6). Причины катастрофических событий прошлого столетия коренятся в отступлении значительной части общества от Бога, потере духовно-нравственных ориентиров, разобщенности среди христиан, пренебрежении христианской моралью, охлаждении христианской любви и иных добродетелей, утрате подлинного смысла религиозного образования, усугублении социальных противоречий и обострении классового антагонизма. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:1).

Раны тех событий дают о себе знать до сих пор. Их исцеление требует не только времени, но и духовного подвига: покаяния и взаимного прощения. Каждая сторона конфликта отстаивала свою классовую или социальную правду. Но история учит, что, если такая, всегда частичная, правда, абсолютизируется и на основании этого одна из частей общества противопоставляется другой – происходит гражданский взрыв, рушащий основы государственного порядка и социальных отношений. Призывая к прощению и покаянию, христиане свидетельствуют, что есть более высокая правда: правда принятия другого, любви к ближнему и служения друг другу. Именно следование этой правде является основанием для мирной и созидательной жизни людей и народов.

Социальный раскол, порожденный революцией и гражданской войной, имел длительные последствия. Репрессии безбожных властей против населения собственной страны, в том числе – против христиан, стали естественным следствием этого раскола. С христианской точки зрения никакие цели не могут оправдать ни принудительную коллективизацию, ни репрессии против целых социальных групп, ни насильственное переселение народов. Эти проявления террора лишили наши народы их лучших представителей, нанесли серьезный ущерб нравственности и привели к утрате многих духовных ценностей.

Христиане разделяли судьбу своих соотечественников. В нечеловеческих условиях ГУЛАГа они несли своим товарищам по несчастью весть о надежде, дарованной Христом. Трагические события явили подвиг христианских новомучеников, кровь которых стала новым семенем христианства. Идя на смерть за свою веру, они молились об Отечестве, будучи уверены, что Бог принесет духовное пробуждение нашим народам. Господь всегда особенно близок к тем, кому приходится проходить через испытания. Христиане прошли этот путь вместе со всем народом, сохраняя верность Господу и прилагая все усилия для процветания своего земного Отечества и его защиты в страшные годы Великой Отечественной войны. И это – в условиях, когда за веру во Христа приходилось терпеть притеснения, а подчас – и прямые гонения!

Историки по-разному оценивают падение Советского Союза. Миллионы людей, получив возможность услышать Слово Божие, открыли для себя веру Христову – веру, которую безуспешно пытались искоренить на протяжении нескольких десятков лет. Мы верим, что духовное возрождение – это ответ на молитвы тех, для кого следование за Христом означало страдания и смерть. Мы чтим их подвиг и благодарим Бога за небывалую духовную жажду и обращение множества людей к Христу в ответ на их молитву.

Этот период характеризовался не только массовым обращением людей ко Христу, но и новыми вызовами христианскому служению. Окружающий мир ставит под сомнение традиционные основания нашей цивилизации – достаточно вспомнить отказ от упоминания христианских корней в конституциях некоторых европейских стран. Особенно серьезному давлению подвергается семья, которая, с христианской точки зрения, является основой как Церкви, так и общества.

Ситуация постсекулярного мира в духовном смысле напоминает ситуацию первых веков христианства, когда члены Церкви должны были нести свидетельство о Христе в языческом окружении. Современного человека нельзя назвать неверующим: он может верить во что угодно, но эта религиозность нередко бывает бесконечно далека от библейской веры. А значит, заповедь Господа «идите и научите все народы» (Мф. 28:19) остается актуальной и сегодня для всех христианских конфессий. Не менее актуальна и другая заповедь Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Для нашего современника дела являются более весомым свидетельством о Христе, чем слова. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Потому всё более важной составляющей этого свидетельства в современных условиях становится социальное служение, которое консолидирует христиан разных конфессий.

Вспоминая историю прошедшего столетия, мы не только размышляем о прошлом. Уроки истории необходимы, чтобы идти в будущее. Именно христиане, имея двухтысячелетний исторический опыт, могут и должны указать на те вызовы, с которыми столкнется человечество в будущем.

Значительная часть этих вызовов связана с быстрым развитием технологий, особенно – биомедицинских и информационных. С одной стороны, мы видим в технологическом развитии все более полное раскрытие в человеке образа Творца, но с другой – возникает опасная иллюзия человеческого всемогущества. Наши современники всё больше поддаются соблазну, выраженному в словах библейского змея: «будете как боги» (Быт. 3:5).

Другие вызовы лежат в социально-экономической сфере. Проблема все более нарастающего неравенства между отдельными людьми и целыми народами, вопросы совместного проживания людей разных культур и убеждений, вооруженные конфликты, манипулирование общественным сознанием и многое другое – на все эти вопросы пока нет удовлетворительных ответов.

Мы осознаем историческую ответственность, которая лежит сегодня на людях веры, представителях христианских конфессий наших стран. Мы призваны иметь свою – христианскую – повестку дня, в которой будет предложен ответ на наиболее актуальные вопросы, стоящие перед человечеством, из глубины христианского откровения и опыта церковной жизни. И ответ этот должен быть дан не только на словах: христиане призваны всей своей жизнью явить иное представление о настоящем и будущем, чем то, которое предлагает секулярный мир.

Наша вера дает нам основание смотреть в будущее с надеждой: каждый день приближает нас ко второму пришествию Христа! В будущем Его Царство явится во всей полноте, величии и славе, но и сейчас Христос является нашим Господом и Царем. Зная это, мы будем продолжать молиться за наши страны и народы, трудиться для их процветания и нести радостную весть о Христе нашим современникам. И мы верим, что труд наш «не тщетен перед Господом» (1 Кор. 15:58)!

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.