Интервью c Председателем Всеукраинского Союза ЕХБ В. Нестеруком
25.11.2008

Интервью c Председателем Всеукраинского Союза ЕХБ В. Нестеруком

Украинский Союз баптистов – самый многочисленный не только в странах СНГ, но и во всей Европе. Об этом и о многом другом из жизни украинских баптистов мы поговорили с Председателем ВСЦ ЕХБ В. Нестеруком.

Украинский Союз баптистов – самый многочисленный не только в странах СНГ, но и во всей Европе. Об этом и о многом другом из жизни украинских баптистов мы поговорили с Председателем Всеукраинского Союза объединений евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ) Вячеславом Нестеруком. 

-         Украинский Союз евангельских христиан-баптистов - самый крупный на постсоветском пространстве, у вас свыше 2800 церквей. Какие факторы в Украине способствуют такой многочисленности? Больше свободы? Люди усерднее ищут Бога?

-         Истинную причину, возможно, мы и сами не знаем, потому что все в руках Бога. Действительно,  в Украине наступила реальная религиозная свобода, все конфессии были уравнены перед государством. Мы проводим активную работу по организации церквей на местах. Помогли внешние моменты: после перестройки перестали регулярно ходить автобусы и маршрутки, которые довозили наших братьев и сестер до центральных молитвенных домов. Это способствовало тому, что на местах стали активно организовываться церкви. Мы поддержали тогда эту инициативу. Было не просто преодолеть предубеждение: как это - делить церковь? Слава Богу, это удалось. И сегодня один из главных вопросов для нас - реорганизация церквей. Уже нет такой активности, что была раньше, сейчас мы переходим к более обдуманной, запланированной организации новых церквей.

-         Что значит «более обдуманной и запланированной организации новых церквей»?

-         Когда процесс шел стихийно, много церквей открылось в селе. Сейчас село вымирает, активно проходит урбанизация ,и до 70 % населения Украины перебралось в города, а у нас все еще 60 % церквей - в селах...

В связи с этим мы начали «Проект 125», хотим открыть церкви в 125 районных центрах Украины, где еще нет наших общин. 12 церквей уже начали свою деятельность, но мы надеемся и просим всех читателей газеты молиться о том, чтобы в Украине не осталось ни одного города без церкви ЕХБ.

-         Но ведь организация новых церквей подразумевает покаяния?..

-         Мы мотивируем миссионеров, чтобы они отправились в один из 125 городов, где нет общины, начали благовествовать, после покаяния людей организовывали церкви и административно их оформляли.

-         Сколько миссионеров в вашем Союзе?

-         Сложно сказать, потому что миссионер, организовавший церковь, переходит в разряд пасторов. Но каждый год появляется примерно около 40 новых миссионеров. Украину в мировом евангельском движении сегодня рассматривают как плацдарм для подготовки миссионеров. В частности, мы обучаем и посылаем миссионеров в Казахстан, Сирию. В связи с тем, что из Украины выехало более 100 тысяч русскоязычных в Европу, мы осваиваем для Бога и Европу. В частности, в Португалии у нас есть 13 церквей. Как только в нашем Союзе появляется человек, который хочет ехать на миссию, мы его благословляем.

-         Есть ли ваши миссионеры в Америке?

-         Америка наводнена миссионерами – нашими братьями, уехавшими туда на постоянное место жительства. Они организовали там шесть славянских Союзов. Многие из эмигрантов действительно занимаются миссионерской деятельностью среди славянских народов.

-         Как известно, из Украины в США выехало большое количество верующих. Как это сказалось на ваших церквах?

-         Если бы эти люди не выехали, нас было бы намного больше. Потому что, если выезжает одна семья, то с ними отправляются дети, внуки… Как я говорю, если человек родился в баптистской семье, считай, он родился в баптисткой семинарии. Сегодня к нам приходят люди «с улицы» - неверующие, мы этому радуемся – происходит восполнение общин. Бог помогает, наши церкви не пустеют. Во время эмиграционного пика до 500–700 баптистов в год уезжало в Америку. В последнее время волна спала. Лет пять назад ежегодно мы крестили до 10 тысяч новообращенных, сейчас раза в два меньше. За последние десять лет Союз ЕХБ Украины значительно обновился – к нам пришло примерно 100 тысяч человек. Общее число баптистов в нашей стране примерно 140 тысяч. Могло быть и больше, но высокая смертность и эмиграция (не только в Америку, но и в Россию, в Европу), сократили население Украины с 52 до 46 миллионов человек. Это не могло не сказаться и на наших церквах.

-         Можно сказать, что украинцы более религиозны?

-         Это известно только одному Богу. По статистике до 80 % украинцев верят в Бога, но Западная Украина еще более набожна. Во времена сталинского режима и после него людей с запада активно переселяли на восток – в Донецк, Днепропетровск, вот они-то и принесли туда Весть Спасения.

-         С какими сложностями сталкиваются баптистские церкви Украины?

-         Не только баптисты, но и другие евангельские церкви почувствовали, что у украинцев началось охлаждение к вере, к Богу. Но мы все равно проводим евангелизации, в том числе, масштабные. В прошлом году участвовали в межконфессиональном фестивале благовестия  Франклина Грэма, который собрал много людей на стадионе в Киеве и у экранов мониторов, транслировавших служение. Тогда только на одном стадионе покаялось 12 тысяч человек. Помню, как одна наша маленькая сельская община пригласила в Киев 12 человек, 9 из них стали верующими. Результаты проповеди Евангелия всегда сложно, что называется пощупать, но если мы сеем, то как снег и дождь, - это даром не проходит. И сейчас мы вырабатываем евангелизационную стратегию.

-         А в чем она заключается?

-         Мы изучили, какие механизмы евангелизма сегодня эффективны, потому что для  каждого периода времени свои методы, сейчас это – евангелизм от сердца к сердцу с детьми и молодежью. До 80% людей приходят в церковь в молодом возрасте. Наш мартовский конгресс учителей воскресных школ собрал 3,5 тысячи только учителей. По их данным, в воскресных школах церквей нашего союза порядка 60 тысяч детей. Это меня обрадовало. Я спокойно могу говорить, что баптистов в Украине 200 тысяч, потому что 60 тысяч детей - это потенциальные верующие. Еще один метод евангелизма – мотивация церквей провести как минимум три евангелизационных служения в год. Третье направление - социальное служение. Во многих реабилитационных центрах наши братья и сестры  работают с наркоманами, зависимыми людьми. По статистике, до 80% людей освобождаются от разного рода зависимостей в реабилитационных центрах и остаются в церкви. Многие наши семьи и одинокие сестры усыновляют и удочеряют детей-сирот. Сегодня можно придумать множество методик евангелизма. Однажды я был в Днепропетровской области и один брат рассказал мне о своем методе благовестия: «На базаре покупаю курицу, варю бульон и с этим бульоном иду в больницу, спрашиваю медсестер, кого из больных никто не навещает. И так служу людям делом и Словом Божьим». Единственное, что сегодня мешает евангелизму в Украине, - это сами верующие. Если бы у всех нас была тотальная ревность по не спасенным для Бога людям, мы вместе смогли бы сделать больше. Я всегда советую служителям: «Делите время братского совета в церкви на две части: в первой половине говорите о церковных делах, а во второй отвечайте на вопрос, что вы сделали для проповеди Евангелия. Если вам не подходит тот или иной метод благовестия, вставайте на колени и молитесь, Бог откроет подходящее. Когда мне предлагают новую церковную программу, я спрашиваю: «Неверующим что-то будет с этого?» Иной раз верующих не так-то просто и собрать для благовестия, слишком мы сосредоточены на себе – то в конференции нужно поучаствовать, то церковное обучение не пропустить. А ведь, в первую очередь, мы призваны к выполнению Великого Божьего поручения.

-         Евангелизм – это ваша главная задача или есть и другие?

-         Мы обозначили для себя четыре цели. Во-первых, это святая жизнь. Казалось бы, ничего нового, но это фундамент для всего остального. Нельзя заниматься только декларированием. Во-вторых, это евангелизация. В-третьих, это организация новых церквей. И, в-четвертых, Божьи деньги отдать Богу. Помню слова старшего пресвитера из Черновцов: «Кто отдает десятину, тот законник, кто не дает десятину – тот беззаконник, кто отдает чуть больше, чем десятину, тот живет по благодати». Многие сомневаются в жизненности нашей четвертой цели, т.к. бедность – все еще удел стран постсоветского пространства. А я отвечаю, что если мы не отдадим Богу Божьи деньги, а отложим их для детей или внуков, никто из наших потомков не сможет ими воспользоваться, потому что Бог поругаем не бывает.

-         Чем Союз баптистов Украины отличается от Союза баптистов России?

-         Мы все выросли на одном постсоветском пространстве. Единственная, наверное, разница в том, как государство относится к церквам. Наша молодежь без какого-то идеологического пресса поступает в светские учебные заведения. Союз ЕХБ Украины имеет 66 собственных альма-матер, из которых 12 – это семинарии, университеты и институты.

-         Вы ощущаете, что живете в религиозно свободной стране?

-         Конечно! Хотя наши политики, как везде, спорят, но, в основном, они поддерживают религиозную свободу. Кроме того, Православная церковь в Украине не едина, в стране мирно сосуществуют несколько разных православных церквей: Русская Православная церковь, Украинская Православная церковь, автокефальная.

-         Вас не причисляют к сектантам?

-         В Украине общий настрой иной, хотя иногда нас пытаются называть сектантами, в основном, такое настроение нагнетается со стороны РПЦ. В нашей стране нет религиозной борьбы, государство относится к нам с уважением, на равных с другими конфессиям и деноминациям. На уровне государства у нас работает Совет церквей, который объединяет православные, католические и протестантские общины. Собираясь вместе, мы не обсуждаем догматику, дискуссия идет вокруг вопросов однополых браков, абортов, социальных нужд и др. По очереди участники Совета его возглавляют. Сейчас наступила моя очередь, как главы баптистов Украины, исполнять функции исполнительного секретаря. В рамках Совета иногда мы решаем какие-то важные проблемы, добиваемся определенных льгот для церкви. Кстати, в Украине церквам вернули почти все помещения, которые отняли при советской власти. Государственная политика направлена на то, чтобы окончательно решить этот вопрос. Если говорить о нашей деноминации, то нам уже нечего просить, все отдали. Лидеры украинских конфессий на равных встречаются с президентом или премьер-министром, на равных участвуют в государственных праздниках. Например, 24 августа в Украине отмечается День независимости, мы все вместе с президентом будем молиться, - это уже традиция.

-         Среди членов вашего Союза есть известные украинские политики. Помогает ли вам это в решении каких-то вопросов?

-         Мы понимаем участие баптистов в политике следующим образом: все, что не запрещает Евангелие, пусть работает. Во времена Иисуса Христа были люди, приближенные к власти, вот почему мы за то, чтобы христиане были везде представлены. Главное, чтобы потом за них не было стыдно. Наши братья в политике ко всем деноминация относятся одинаково с уважением, нет такого, если мы из баптистов, то будем помогать только баптистам. Но политики-баптисты представляют нас перед обществом, публично заявляя, кто они есть по убеждениям, и вот это уже большая помощь.

-         С одной стороны это помогает, но ведь все заявления и политические поступки, например, Александра Турчинова, идентифицируются с баптистами Украины…

-         Люди воспринимают Александра Валентиновича, как порядочного человека. А то, что он принадлежит к партии, которую поливают грязью другие политические силы, то так принято в политике. Тень от этого, конечно, немного падает и на нас, но это политическая карьера Турчинова, мы не отвечаем за него, как за политика. Для нас важно, какой он христианин. Однажды он сказал нам о своей позиции: «Я не должен быть теплым. Когда я вижу несправедливость, я отстаиваю правду».

-         Есть еще такое понятие как электорат. Используют ли политики-баптисты в своих политических целях голоса церкви?

-         Никогда не слышал, чтобы Турчинов делал что-то подобное. Наоборот, он очень осторожен в этом. Все политики проводят агитационные компании, и люди сами выбирают. Некоторые баптисты по своим симпатиям на последних выборах мэра Киева голосовали за Турчинова, а другие его не поддержали. Наше братство не занимается политическим давлением на верующих, каждый человек под влиянием массмедиа, делает свой выбор. Мы против того, чтобы в общины привносились политические споры. Но контекст страны, в которой живут наши верующие, влияет и на церковь. Я всегда говорю, что мы должны быть сильными в политике, но наша политика иная – это молитва.

-         Кроме того, что вы возглавляете Союз баптистов Украины, председательствуете в Совете церквей Украины, в этом году вам доверили возглавить Евроазиатскую Ассоциацию ЕХБ.  Какие задачи на этом посту вы для себя видите?

-         Я бы назвал две задачи - единство и общение. Поскольку когда-то мы были членами одного Союза – ВСЕХб, то, естественно, до сих пор тяготеем друг к другу. Будем проводить встречи, которые помогут и единству, и общению. Летом этого года в Одессе намечен съезд молодежных служителей СНГ. В следующем году пасторов баптистских церквей СНГ для обучения соберет Джон Мак-Артур. Сделать что-то масштабное для СНГ сложно из-за финансовых вопросов. Мы переписываемся, молимся друг о друге. В этой связи я мечтаю о создании единого информационного источника – газеты или журнала для баптистских братств СНГ, это бы сблизило нас еще больше.

-         Вячеслав Васильевич, спасибо вам за искреннее и мудрое интервью. Каким будет ваше слово к читателям газеты «Протестант»?

-         Сегодня многие братства разделяются на более традиционные и менее традиционные. Последние не уделяют столь тщательного внимания внешнему виду или форме богослужений.  Это не есть что-то плохое. При этом не хотелось, чтобы христианство переросло во что-то безответственное, без всяких рамок. Евангелие много раз говорит, чего нельзя делать, что-то рекомендует, однако по некоторым вопросам никаких ограничений нет.  Существует множество хороших традиций, их не надо забывать. Мне бы хотелось, чтобы мы все помнили, что несмотря ни на что, нас объединяет только Евангелие. Живите Христом. Читайте Слово Божье, и оно даст вам ясное понимание того, как жить.

Интервью провела Людмила Качкар

Фото: с сайта ВСЦ ЕХБ

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.