Н. Щавелин: О благоговении в доме молитвы

21.12.2015
Статья из журнала «Братский Вестник» 1955, № 5

«Если Я — Господь, то где благоговение предо Мною» — с такими словами заслуженного обличения обратился в свое время Бог чрез пророка Малахию к Израильскому народу и, в частности, к священникам, служившим при храме Господнем и допускавшим в своем священническом служении бесславившую Бога небрежность и корысть. (Малах. 1:6-14).

Слово «благоговение» встречается и во многих других местах Ветхого и Нового Завета и означает глубокое, сосредоточенное преклонение человеческой души пред Богом при созерцании верою Его величия, Его могущества, святости и любви к человеку. Это возвышенное состояние души прекрасно выражено во многих хвалебных псалмах, собранных в «сокровищнице Давида» — святой книге Псалмов.

Пример истинного благоговения пред Своим Отцом показал Сам Христос. (Евр. 5:7).

Хотя благоговение есть состояние внутреннее, но на него может влиять внешняя обстановка, в частности, поведение присутствующих в доме молитвы. Поэтому для соблюдения должного благоговения в доме молитвы прежде всего нужно удалить все то, что мешает ему.

В ветхозаветном храме оно нарушалось звоном монеты и говором продающих и покупающих. И это никого не возмущало. Но Господь Иисус был возмущен всем этим до глубины Своей святой души и дважды совершал очищение храма со словами: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13.)

И в наше время благоговение в доме молитвы нередко нарушается разговорами. Некоторые верующие считают, что, придя за несколько минут до начала богослужения, можно это время провести в праздных разговорах: сообщить новости, обменяться замечаниями по адресу входящих и т. д. В книге Екклесиаста написано: «Время молчать и время говорить» (Еккл. 3:7). Я бы сказал, что время перед началом собрания и есть то время, когда надо молчать, потому что только в состоянии молчания можно приготовить себя к слушанию слова Божия и молитве. И, наоборот, самая лучшая беседа о земном может только отвлечь от главной цели — приготовления своего сердца к достойному участию в богослужении. Кроме того, занимаясь разговорами громко или вполголоса, мы подаем худой пример другим. И они, глядя на нас, начинают тоже беседовать друг с другом. И тогда собравшиеся в дом молитвы будут иметь не вид людей, пришедших на молитву, а людей, собравшихся для проведения времени в праздных разговорах.

Может ли это содействовать благоговению? Конечно, нет!

Когда строился храм Соломона, то даже при этом соблюдалась благоговейная тишина, которая без слов говорила, что здесь строится дом для молитвы (3 Царств 6:7).

В церкви, которая состоит из живых камней и где присутствует ее превознесенный Глава, Господь всего, Царь славы, тем более следует соблюдать благоговейную тишину (Матф. 18:20).

Есть еще одно зло, которое часто мешает благоговению в доме молитвы — это неумение некоторых держать себя. Говорят, что надо уметь держать себя в обществе. Это верно. Тем более надо уметь держать себя в молитвенном доме, чтобы своим поведением не нарушать благоговейного настроения верующих.

Громогласные приветствия при входе в молитвенный дом, что есть у некоторых в обычае, безусловно неуместны, так как они не дают возможности присутствующим сосредоточиться для внутренней молитвы. Люди, молитвенно приготовляющие себя к слушанию Слова Божия, каждый раз, естественно, должны прерывать свою молитву, чтобы ответить на приветствие.

Христос оставил нам пример, как должно входить в дом молитвы. В Евангелии от Луки, в 4 главе, 16-ом стихе мы читаем ценные для нас подробности о посещении Им синагоги в Назарете; при этом мы здесь не находим, чтобы Он при входе Своем в синагогу обратился ко всем с приветствием: «Мир вам»! Но написано, что Он, войдя, стал читать Священное Писание, в частности книгу пророка Исайи.

Будем и мы поступать так же, т. е. войдя в молитвенный дом, осторожно, чтобы не нарушить тишину, займем наше место и будет читать Слово Божье или тихо молиться до начала богослужения. После же окончания богослужения мы можем приветствовать друг друга. Такой порядок будет вполне правильным, потому что сначала надо слушать и молиться, а потом приветствовать друг друга.

Сон или дремота, оглядывание назад, рассматривание по сторонам, перешептывание — все это, кажущееся незначительным, самым серьезным образом вредит благоговейному настроению верующих во время богослужения и особенно во время чтения Слова Божьего. Умение держать себя в доме Божьем благопристойно и чинно необходимо всякому верующему (1 Кор. 14:40). Нескромность или неряшливость в одежде может также служить серьезной помехой святому делу благоговейного настроения верующих в доме молитвы.

Еще в Едеме Господь позаботился прикрыть наготу наших согрешивших прародителей. Отсюда ясно, что стремление открыть свое тело в ущерб стыдливости совершенно не согласуется с духом Священного Писания. Женщины, не желающие с этим считаться и являющиеся в дом молитвы в недостаточно скромных, с христианской точки зрения, костюмах и прическах, согрешают против благоговения. Нетрудно догадаться, что такие костюмы и прически могут повлиять на некоторых присутствующих не в сторону благоговения, а в сторону соблазна. Как грязь и неряшливость, так и роскошь в одежде никак не к лицу христианке или христианину, которые призваны к тому, чтобы не только своим внутренним содержанием, своим характером и образом благочестивых мыслей, но и своей внешностью, в частности своей одеждой, отражать Иисуса Христа, Кто в Своей внешности не имел «ни вида, ни величия» (Ис. 53:2). Простая прическа и скромная, чистая и приличная одежда, достаточно прикрывающая тело, — вот тот внешний вид, который одобряется Словом Божиим (1 Петр. 3:3; 1 Тим. 2:9).

Однако, недостаточно для живого христианина, идя в молитвенный дом, заниматься размышлением только о том, как бы не принести вреда благоговению в церкви; он должен подумать и о том, чем может он содействовать святому делу благоговейного служения Богу того общества детей Божиих, к которому он принадлежит.

Великая ответственность в этом отношении ложится в первую очередь на тех, кто проповедует Евангелие и кто славословит Господа пением в доме Божьем. Исполняя вверенное им Господом и церковью служение в должном благоговении, они тем самым способствуют действенным образом благоговению всего общества Божьего, собравшегося для служения Ему.

Многое в отношении укрепления благоговения в молитвенном доме могут сделать беседы и проповеди на эту тему.

Нужно освещать вопрос о благоговении, указывая на места Священного Писания, говорящие о том, что получение Божьего благословения во время богослужений находится в самой прямой и безусловной зависимости от степени нашего благоговения перед Господом Иисусом Христом. Сам Христос «во дни плоти Своей» был услышан Богом за Свое благоговение.. (Евр. 5:7). Напрасны будут наши молитвы об обильном благословении нашего служения Господу, если мы не благоговеем пред Ним. Все святые мужи и жены Св. Писания, получавшие от Бога по своим молитвам великие духовные и материальные блага, отличались своим благоговением. Все это убедительно говорит о том, как много значит благоговение в служении живому Богу.

В заключение, мы еще раз намерены подчеркнуть большую ответственность проповедующего, который, дабы привести присутствующих в благоговейное состояние, должен в своей проповеди больше места уделять Христу, Его совершенной личности, Его высоким заслугам в деле нашего искупления. Из евангельских повествований мы знаем, что вид живого Иисуса приводил грешников в благоговейное преклонение перед Ним. Когда мы будем в своих проповедях изображать Его, как Сына Божия, возлюбившего нас «до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8), когда мы ясно изобразим Его голгофские страдания, тогда Дух Святой побудит присутствующих к благоговейному преклонению пред Ним.

Итак, будем совершать наше служение Богу чрез Иисуса Христа «с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1955, № 5

Поделиться в соц.сетях:

 

 

 

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте. Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей и статей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Google+ и Twitter.

Похожие новости
15.08.2016
А. Мицкевич: Мысли из книги деяний апостолов
18.07.2016
А. В. Карев Образы церкви Христа
11.07.2016
А.В. Карев «О Духе Святом»
04.07.2016
И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа
27.06.2016
А. И. Мицкевич: Держись образца здравого учения
 
 

© 2007-2017, Централизованная религиозная организация "Российский Союз Евангельских христиан-баптистов".

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов