А. Мицкевич: Мысли из книги деяний апостолов
15.08.2016

А. Мицкевич: Мысли из книги деяний апостолов

Статья из журнала «Братский Вестник» 1960, № 5-6

ГЛАВЫ 2 — 4

Глава 2

В ветхозаветный период пятидесятый день после выхода израильтян из Египта был праздничным днем, так как в этот день Богом был дарован через Моисея великий Синайский закон — десять заповедей, написанных на каменных скрижалях. В этот день в Иерусалим стекались иудеи из многих стран для участия в торжественных богослужениях в храме.

Этот день пятидесятницы в то время был также и праздником урожая, днем принесения первых плодов Господу, который в Палестине бывает во время нашей весны (Лев. 23, 15 — 16 и 20 — 21).

В новозаветный период этот день стал праздником сошествия Духа Святого, праздником рождения церкви. Синайский закон поблек в лучах новозаветной благодати, написанной Духом Святым не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3; Евр. 8, 6 — 13).

В этот же день благодатная сила Духа Святого произвела первый благословенный плод Господу — обращение трех тысяч душ.

Дух Святой посещает сердце человека внезапно, возрождая его к новой жизни. Рождение свыше не может длиться годами. Зачатие, созревание плода, .другими словами, пробуждение может иметь длительный период, но само рождение не может долго длиться. Благодать свыше сокрушает сердце и силою свыше внезапно изливается в сердце человека, творя новую жизнь. Также внезапно было исполнение Духом Святым апостолов. Посмотрим, как же это произошло? «Сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2, 2). Самого ветра не было, но был необыкновенный шум с неба в доме, в котором были собраны ученики Христовы. Кто не знает силу ветра? С корнем вырываются от этой силы столетние дубы, большие корабли разбиваются в щепки.

Этот шум был так силен, что его слышали не только собравшиеся в доме, но и посторонние (стих. 6), на большом, вероятно, расстоянии. Необходимо отметить, что этот шум был с неба, а не производился молящимися. Он символизирует нам силу Духа Святого, который с корнем вырывает самый ужасный грех из сердца грешника.

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (стих. 3). Это был не настоящий огонь, но «как бы огненные», подобно горящему кусту, у которого Моисей был призван, на служение (Исх. 3, 2). Здесь, в горнице, ученики были также призваны на великое служение.

В ветхозаветное время Господь неоднократно являл Свою силу в огне и пламени.

Гора Синай, на которую сошел Господь для провозглашения десяти заповедей, пламенела огнем (Исх. 19, 18; Евр. 12, 8). Огнем Господь казнил Надава и Авиуда, положивших в кадильницы огонь чуждый (Лев. 10, 2), Корея и его единомышленников, восставших против Моисея (Чис. 16, 35). Все это свидетельствовало о том, что Бог есть огонь поядающий для тех, кто оскорбляет Его своим нечестием. С другой стороны, огонь служил знамением и проводником благодати Божьей, просвещающей, милующей, освящающей и очищающей.

В столпе огненном Господь вел Свой народ через пустыню (Исх. 13, 21). Прикосновением огня к устам Исайи Господь очистил его (Ис. 6 гл.)

Огни, сошедшие на апостолов, не попалили их, но были знамением великой силы.

Итак, Дух Святой не только огонь поядающий, но и обладатель животворной силы.

Рассмотрим некоторые свойства огня вещественного, физического и сравним их с действием Духа Святого.

Вещественный огонь светит вокруг себя и освещает предметы. И Дух Святой озаряет людей светом истины и ведения, ибо Он есть дух истины, дух премудрости и разума. Имеющие сие помазание имеют знание и откровение истин Господних (1 Иоан. 2, 20 и 27).

Огонь согревает. Дух Святой также согревает людей Своей благодатью. Сердце, согретое благодатью, стремится к святой и чистой жизни, наполнено чувством любви к Богу и к людям, ибо любовь Божья изливается в сердца наши Духом Святым (Римл. 5, 5). Без теплотворной силы Духа Святого мы были бы мертвы духовно.

Как огонь проникает во внутренности вещества, меняет его цвет и свойства, так Дух Святой проникает в глубину человеческого сердца и обновляет его Своей благодатью.

Огонь очищает благородный металл, отделяя его от посторонних примесей. И Дух Святой очищает все нечистое и восстанавливает в нас чистый образ Божий.

Огонь имеет свойство стремиться вверх. Так человеческая душа, исполненная силой Божьей, стремится ко всему возвышенному; чистому, к Источнику света — к своему Небесному Отцу.

Огонь символизирует нашу пламенеющую любовь к Господу: «Духом пламенейте» (Рим. 12, 11).

Что может представлять паровоз без огня, без внутреннего пламени? Поэт, писатель, столяр, художник, мастер разве может совершить что-либо без огня в душе? Конечно нет. Так и всякий христианин и проповедник без внутреннего огня не будет иметь успеха.

Огненные языки «почили по одному на каждом из них» (стих 3). Дух Святой сходил на все собрание впервые. Для доказательства, что Он излился на всех, необходим был видимый знак. Это явление более не повторялось. Впоследствии получение Духа Святого утверждалось не через видимые знаки, но через изменение жизни и проявление плодов Духа (Гал. 5, 22).

«И исполнились все Духа Святого» (стих 4). Под этими видимыми символическими знаками все бывшие в доме получили невидимое, таинственное, что сделало учеников Христа совершенно иными, новыми людьми.

Какие же изменения произошли в этот день с учениками?

1. Полное изменение жизни и характера. Проявился плод Духа Святого — любовь (Гал. 5, 22). Если ранее Иаков и Иоанн желали, чтобы огонь сошел с неба с целью истребления Самарян (Луки 9, 54), то теперь они стали иными; Дух Святой наполнил их сердца горячен любовью ко всем любящим Господа и ко всему человечеству.

2. Они получили глубокие познания истин Господних. Они написали чудесные послания и стали верными пастырями и столпами церкви.

Дух Святой научил их и напомнил им все, .что Господь говорил им (Иоан. 14, 26), так что они могли описать жизнь Господа в Евангелиях.

3. Они получили силу для свидетельства о Христе. Ап. Петр, который ранее испугался служанки и отрекся от Христа, здесь мужественно свидетельствует о Нем. Господь даровал благословенный результат от этого свидетельства.

4. Для свидетельства о великих делах Божьих, Дух Святой одарил их силой совершать чудеса и знамения (Деян. 2, 43). Это было необходимо, ибо кто бы поверил их словам о воскресении Христа, если бы их свидетельство не подтвердилось знамениями.

Апостолы были основоположниками церкви, и им дана была сила и власть проявлять знамения к великой славе Господней и к обращению многих к правде и истине. Они исцеляли одержимых различными болезнями и даже воскрешали мертвых. «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Луки 16, 20).

После них знамения для подкрепления слова прекратились, и проповедники фактически ссылаются только на чудеса и знамения, совершенные Христом и апостолами.

Если в настоящее время отдельные лица и берутся за подобные дела, то они не увенчиваются успехом, так как не служат к славе Господней, но к посрамлению Его святого имени. Отрицать в наше время мы не можем исцеления, совершаемые Господом по молитве веры, основываясь на словах Священного Писания: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иакова 5, 14 — 15). Но мы должны отметить, что эти исцеления являются внутренним делом церкви, в то время как чудеса и знамения, совершавшиеся апостолами, служили подтверждением их свидетельства о Христе перед всем миром.

Исполненные Духом Святым, апостолы руководились Им в своем служении и говорили то, что Дух давал им провещевать» (стих 4).

.В это время в Иерусалиме находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение: ибо каждый слышал их, говорящих его наречием (стихи 5 — 6).

Живя в других странах, иудеи забыли свой родной язык. Они были жителями Месопотамии, Иудеи, Каппадокии, Понта, Асии и других стран, а некоторые даже прибыли из Рима, другими словами, из всякого народа под небесами.

Для апостолов представилась прекрасная возможность в один день возвестить всему миру о совершенном Христом спасении. И они стали свидетельствовать пришедшим на их собственном наречии, в котором те родились. Все слушающие изумлялись и дивились, слыша собственное наречие, особенно потому, что знали, что говорящие на иностранных языках являются галилеянами (стих 7). А Галилея была самой отсталой провинцией в вопросе просвещения.

Древние толкователи полагали, что каждый из учеников говорил или мог говорить в это время на всех языках мира.

Дух Святой проявляется в совершенстве. Получив познание языков, ученики Христа не были похожи на неразумную трубу; с помощью Духа Святого они были способны разумно говорить людям на их наречии. Велики и чудесны дары Господни!

Каково же было отношение людей к этому событию сошествия Духа Святого? Совершившееся событие прежде всего вызвало великую радость и победное торжество в сердцах учеников Христа. Их лица сияли и очи горели внутренним огнем. Одни из слушателей, которые видели, что апостолы — люди простые, не книжные, но слыша их яркое свидетельство на их же собственном наречии, «изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (стихи 12 — 13).

Также по-разному относились люди и к Спасителю и к Его святому учению. Одни изумлялись, что Он говорит, как власть имеющий, и совершает чудеса силою Божьею, другие, клевеща и хуля Духа Святого, говорили, что сие Он совершает силою вельзевула, князя бесовского (Матф. 12, 24), ибо «душевный человек не принимает того, что от Духа Божья, потому что почитает это безумием» (1 Кор. 2, 14).

Все двенадцать апостолов восстали против возводимой на них клеветы. От имени их возвысил свой голос ап. Петр, сказав: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (стих 15). Петр просто опровергает грубый упрек, доказывая общеизвестным для всех временем: «Третий час дня», то есть 9 часов утра по Палестинскому времени. В этот час иудеи обыкновенно ничего не вкушали.

Для того, чтобы убедить их, он пользуется многими местами Библии, доказывая им, что Иисус есть Христос-Мессия и что Дух Святой сошел на апостолов согласно пророчеств пророков. Сатана, возбудивший клевету, потерял многое. Хотя он является старым опытным клеветником на детей Божьих (Откр. 12, 9 — 10), Господь обратил его злую клевету к Своей славе (стих 41). Как прекрасна и глубока проповедь ап. Петра! Она может служить для проповедников образцом. Остановимся на некоторых моментах этой проповеди.

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОРОЧЕСТВА ИОИЛЯ

(Деян. Ап. 2, 16 — 20)

Опровергнув насмешливое обвинение, апостол Петр объясняет удивлявшимся и недоумевавшим иудеям, что это событие является исполнением древнего пророчества Иоиля (3, 1 — 5), изреченное за 800 лет до Р. X., которое Петр подробно излагает.

Одни верующие считают, что пророчество Иоиля исполнилось в день Пятидесятницы. Другие считают, что оно исполнится в последние дни церкви, когда должны будут произойти такие же знамения, какие произошли во времена апостолов.

Третьи считают последними днями весь период церкви до конца ее пребывания на земле.

Указывая на это пророчество, апостол не думал говорить о времени исполнения всего пророчества Иоиля. Он привел это место вообще как доказательство излияния Духа Святого.

Мы считаем, что в день Пятидесятницы это пророчество исполнилось только частично. Полностью оно исполнится только после восхищения церкви. Следует помнить, что ни один ветхозаветный пророк не видел церковь и ничего о ней не предсказывал. Возникновение Церкви Христа для ветхозаветных мужей веры было глубокой тайной, сокрытой от всех веков и родов (Колос. 1, 25 — 27); (Римл. 14, 24 — 25). О создании церкви из язычников было сокрыто и от ангелов (Ефес. 3, 9 — 10). Пророки предсказывали о рождении, жизни и смерти Христа, о церкви Христа на земле, но о времени благодати для всех язычников, о Церкви Христовой они ничего не предсказывали, так как это было скрыто от них.

Но о каких же последних днях предсказывал Иоиль? О последних днях пребывания церкви на земле он никак не мог говорить. В последнем периоде церкви на земле, даже в самом лучшем ее филадельфийском состоянии, церковь вовсе не будет обладать, как некоторые полагают, большой апостольской силой. Дух Святой свидетельствует, что церковь в этот период будет обладать незначительной силой: «Ты не много имеешь силы» (Откр. 3, 8), но Господь отмечает ее достоинство в том, что она сохранила слово Его и осталась верной Господу.

Великий пророк Даниил получил откровение в отношении ветхзаветного народа Божьего (Дан. 9, 22 — 27). Ему было сказано, что Бог определил для Его народа 70 седьмин, то есть 490 лет. Только по истечении этих лет произойдет великое событие: Бог вновь обратит Свое лицо к Своему возлюбленному народу ради отцов их, «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых».

Необходимо заметить, что преступления не смываются кровью Христа, но они покрываются, заглаживаются.

Пророчества и видения запечатаются, так как к моменту воцарения Христа они все исполнятся.
Даниилу также было указано, с какого времени наступает начало 70 седьмин: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». Это повеление получил Неемия от царя Артаксеркса 449 с половиной лет до Р. X. Указанные 449 лет давно прошли, а пророчество оказалось неисполнившимся. Но необходимо обратить внимание на то, что здесь сказано: «по истечении 69 седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» (Дан. 9, 26), и что после этого остается одна седьмина, то есть только 7 лет, после которых пророчество исполнится полностью.

Если к 449 с половиною лет прибавим 33 с половиной года земной жизни Христа, то будет как раз 69 седьмин, то есть 483 года — время, предсказанное о смерти Христа.

Далее Даниил видит какой-то перерыв: «И не будет», — пишет он. Со дня смерти Христа часы Израиля остановились. Они отвергли Христа, и Он обратил свой взор на все народы (Иоан. 1, 11 — 12; 10, 16).

Даниил не видел церковь, и для него период церкви был тайной. Он только предвидел, что после смерти Христа произойдет разрушение Иерусалима и святилища, что и исполнилось в 70 году после Р. X.

«И утвердит завет для многих одна седьмина», тогда вновь пойдут часы Израиля, но это наступит только после окончания пребывания Церкви Христа на земле. После взятия ее с земли (1 Фесс. 4, 16 — 18) Господь вновь займется ветхозаветным Божьим народом (Римл. 11, 20 — 27; Откр. 11, 1 — 6). Таким образом, последними днями Израиля и является эта последняя седьмина.

В пророчестве Иоиля предсказано: «Чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь», но это должно осуществиться перед вторым пришествием Христа, «прежде чем наступит день Господень великий и славный».

Таких скорбных дней мы не видим ни в дни Пятидесятницы, ни в наше время. Оно исполнится после восхищения церкви (Откр. 6, 12 — 14).

После последней седьмины придет Христос во славе Своей, со Своею церковью, для суда над живыми людьми (Матф. 25, 33 — 40; Откр. 19, 11 — 16).

Перед престолом суда народ разделяется на «овец» и «козлов». Здесь «овцы» оправдываются за совершенные добрые дела, оказанные «меньшим братьям» Христа. Эти меньшие братья Христа не судятся, они стоят пред престолом суда особой группой. Это не церковь, так как церковь давно уже восхищена, а только остаток, о котором предсказано, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: «Придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Римл. 11, 25 — 27).

«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним» (Откр. 1, 7). Тогда исполнятся слова Христа: «Да не обратятся и прощены будут им грехи» (Марка 4, 12). Тогда Господь явит Свое особое милосердие и покроет, запечатает, загладит их вину. Наступит великое помазание Святого Святых.

Осуществятся полностью и следующие слова пророка Иоиля: «И будет в последние дни, — говорит Бог, — изолью от Духа Моего на всякую плоть». Если до дня Пятидесятницы Господь являл милость Свою только Израилю, то теперь явлена благодать Божья всем народам. Все нации и народы призваны вкусить благодать Господню.

Апостол Павел пишет, что «тварь совокупно стенает и мучается доныне и ожидает с надеждою откровения сынов Божьих» (Римл. 8, 19 — 22). Когда помазан будет Святой Святых, тогда сатана, этот злейший враг человечества, будет скован на 1000 лет (Откр. 20, 2 — 3), проклятие с земли будет снято и наступит благодатное время не только для человечества, но и для всего творения Божья, «ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 9). Не будет места на земле, где бы не обитал Дух Святой.

«И научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон; ...и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 3 — 4). «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет .играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис. 11, б — 9).

Вот что должно совершиться, согласно Священного Писания, тогда, когда Дух изольется на всякую плоть.

Теперь «Дух дышит, где хочет, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Тогда вся земля наполнится ведением Господа, как воды наполняют море.

«И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 17 и 18).

Это пророчество в апостольские дни выполнилось только отчасти, полностью оно должно осуществиться в царствие Христа на земле. Церкви дано слово Божье, святая Библия: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петра 1, 19).

Церковь должна обращаться к светильнику, к Библии, «доколе не рассветет день», день Его святого явления.

«Тогда будут запечатаны видения и пророки». К этому времени исполнятся все видения и пророчества. Книга Библия потеряет свое значение. Взойдет в каждом сердце «утренняя звезда». Люди будут вразумляемы и видениями и снами, и без книги Божьей, от Святого Духа будут пророчествовать.

Во время пребывания церкви на земле в воздухе действуют духи злобы поднебесных (Ефес. 6, 12). Сатана имеет способность во сне или в видении явиться, как ангел света, и мы можем быть им обмануты, принимая ложное видение или сон за истину. И таким образом целые общины могут оказаться на ложном пути. Мы не видим, чтобы Господь и апостолы призывали членов церкви руководиться снами и видениями. Ученики Христа пребывали в учении Господа нашего и в учении апостолов.

В ветхом завете некоторые пророки увлекались своими снами и видениями, и Бог сказал им: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «Мне снилось, мне снилось». Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? — говорит Господь» (Иер. 23, 25 — 29).

Есть верующие, оставляющие чистое зерно, любящие питаться мякиной, своими снами и видениями.

Апостол Петр, приводя место пророчества Иоиля, мог вполне предполагать о полном исполнении пророчества в день Пятидесятницы. За десять дней до этого ученики интересовались вопросом, не в это ли время Господь будет восстанавливать царство Свое? Они не сразу уразумели великие пути Божий. И лишь впоследствии, в доме язычника Корнилия, Петр вполне познал, что благодать Божья изливается и на язычников, и он тогда воскликнул: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10, 34 — 31э). Иудеям необходимо было доказать, что излияние Духа Святого произошло на основании Священного Писания, что и сделал ап. Петр, но это не говорит за то, что пророчество Иоиля относится только ко дню Пятидесятницы.

 

ПОЛУЧЕНИЕ ДАРА СВЯТОГО ДУХА

(Деян. 2, 38)

Слыша слова ап. Петра, все присутствующие умилились сердцем и пожелали получить святую благодать и пережить то, что только что пережили апостолы, и, обратившись к Петру, они спросили: «Что нам делать, мужи братья?»

Петр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37 — 38). Вопрос был задан людьми, никогда не получавшими ранее Духа Святого, то есть людьми необращенными, но желавшими получить спасение и крещение Святым Духом. Им ап. Петр дает совет — покаяться и обратиться к Господу, ибо всякому, кто искренне примет этот совет, обещан чудесный дар — дар Святого Духа. Здесь речь идет не о дарах, но о самом Святом Духе. Апостолы нигде и никогда не призывали к крещению Духом Святым, они призывали только к покаянию, зная, что кто искренне обратится к Господу, тот несомненно получит великий дар Святого Духа.

Для этого не требуется долгих молитв и постов, но только искреннее покаяние, внутреннее решение стать христианином, верным служителем Христу.

Тогда Дух Святой Сам произведет Свое действие, войдет в сердце и сотворит обитель Свою.

Это и будет возрождением — крещением Духом Святым.

Из вышеуказанного становится ясным, что крещение Духом Святым человек получает при обращении. Таким образом, подтверждается истина, написанная в нашем вероучении: «Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1, 5 и 8), и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше» (глава 14, пункт 1).

Святого Духа мы получаем в день искупления (Ефес. 4, 30), в день, когда, услышавши слово истины, уверовали в Него и были запечатлены обетованным Святым Духом (Еф. 1, 13).

Значит, крещение Духом Святым — это первое принятие Его и рождение свыше. Иисус сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23).
Здесь сказано: «Мы придем к нему». В день обращения происходит посещение сердца человека святой Троицей. Тело наше становится храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19 — 20). В дальнейшем нам также необходимо постоянное исполнение Его Святой благодатью, при этом Дух Святой несет с Собою все, что нам необходимо для нашего совершенствования, для преображения нас в образ Христа. Он наделяет нас необходимыми дарами для служения. Он жаждет проникнуть во все наше существо, чтобы освятить нас и сделать способными прославлять Бога и в телах наших, и в душах наших.
Представим себе две железные балки, совершенно одинаковые по внешности, размеру и весу. Одна из них притягивает к себе предметы, в ней имеется внутренняя, невидимая притягательная сила. В ней скрыт магнит. Другая же балка без магнита, она холодная и бездействует. Возрожденная душа исполнена этой невидимой внутренней силой, которая проявляется как во внутреннем его человеке, так и в обращении с другими. Христианин без Духа Святого холоден и нет в нем силы свыше. О таковых сказано: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1).

Возрожденные, исполненные Духом Святым души имеют силу переносить различные скорби. Они способны за все благодарить и видеть, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8, 28). Они знают, что ни один волос у них не упадет без воли Отца Небесного (Матф. 10, 30).

Однажды пресвитер посетил двух сестер. Одна из них выражала с большим ропотом свою жалобу: «Ах, я не спала всю ночь. У меня много болезней, которые так трудно переносить. Почему Бог не милостив ко мне?» При этом больная лежала в светлой, солнечной комнате, в белоснежной постели, окруженная большой заботой близких, но уста ее были полны горечи и ропота, и этим она мучила и терзала не только себя, но и любящих ее родных.

Посетив вторую одинокую сестру, живущую в худших условиях, пресвитер услышал другие слова, так как они исходили из чудесного сердца с глубокой верой и любовью: «Я имела очень болезненную ночь, но Иисус был со мною. А с Ним я была готова переносить еще больше. Он ведь много пострадал за Меня. Слава Ему за все!» Она не нуждалась в утешении, ее слова утешали других. Ее внутренний покой и смирение влекли к ней сердца. Она многих любила и была сама любима и не оставлена заботой.

Пережившие возрождение, крещение Духом Святым, будем стремиться постоянно исполняться благодатью Христа. Будем отдавать себя в Его распоряжение. Многие стремятся иметь Его дары, знамения, Его силу, то есть они не хотят быть в распоряжении Духа Святого, но хотят сами распоряжаться Им и пользоваться Его дарами по своему усмотрению. Дух Святой будет всегда пребывать в нас Своею силою и всеми благословениями, если только наше сердце предано Ему и целиком отдано в Его распоряжение.

Один отец уехал далеко от своей семьи на золотые прииски. Вскоре он стал посылать ценные подарки. Так прошло несколько лет. Наконец семья написала ему: «Отец, мы имеем достаточно денег и подарков, но тебя ничто не может заменить. Приезжай скорее сам!»

Все благословенные дары, чудеса и знамения не могут нам заменить Бога-Отца, пребывающего в неприступном свете, но сходящего в наше бедное сердце Духом Святым, обогащая нас своей благодатью и силой, наделяя нас радостью прощения и спасения. Слава Ему за великую милость Его и вечную любовь к нам!

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ В АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

(Деян. 2, 42 — 47)

По окончании повествования о событиях дня Пятидесятницы евангелист Лука описывает внутреннюю и внешнюю жизнь первого христианского общества в Иерусалиме. Прежде всего он останавливается на совершаемых ими богослужениях: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (стих 42).

Богослужение в основанной Духом Святым христианской церкви было очень простым, несложным. В это богослужение входили некоторые моменты из богослужения в еврейской синагоге, которые, будучи освещены светом новозаветной Христовой благодати, получили здесь . новый духовный характер. Все богослужение, сообразно с заповедью Спасителя (Иоан. 4, 24), было служением Богу в духе и истине.

 

«ОНИ ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ В УЧЕНИИ АПОСТОЛОВ»

Первое, что было заимствовано из богослужебной практики иудеев, было чтение Священного Писания. В иудейских синагогах каждую субботу читалось Священное Писание, а именно: закон и пророки (Деян. 13, 15); прочитанному давалось соответствующее объяснение (Лук. 4, 16). В книге Неемии (8, 2 и далее) описывается, что левиты объясняли прочитанный Ездрою закон. В благословенный день Пятидесятницы обратилось к Господу около трех тысяч душ. Став членами церкви, эти верующие очень мало знали об Иисусе Христе и о Его святом учении. Апостолы, которые находились со Христом в течение всего периода Его служения, являлись живым Евангелием. Свою евангельскую весть они подтверждали местами Библии, как это сделал в своей речи ап. Петр, сославшись на Псалмы: 41, 10; 69, 26; 109, 8. Эти пояснения укрепляли их упование и веру во Христа Иисуса.

 

«ОНИ ПРЕБЫВАЛИ В ОБЩЕНИИ И ПРЕЛОМЛЕНИИ ХЛЕБА»

Верующие в различных местах образовывали общины, в которых апостолы совершали свое служение, поучая их великим истинам Господним. Имея постоянное общение между собою, они таким образом объединялись в одну тесную семью, соединенную одним духом. . Небольшие общины, состоящие из небольшого количества (не более 200 — 300) членов, легко осуществляют общение верующих. Служители в таковых церквах имеют также возможность вести пастырское наблюдение, да и члены церкви, зная друг друга, могут на практике «носить бремена друг друга и таким образом исполнить закон Христов» (Гал. 6, 2), закон Его святой любви, ибо Господь заповедал нам любить друг друга: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15, 12).

Любя друг друга, мы имеем дружеское общение между собою, мы становимся близкими, родными братьями и сестрами в семье Христа. Ап. Павел также призывает к такому общению: «Братолюбие между вами да пребывает. Не забывайте... общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 12, 1 и 16).

Наше общение является мерилом нашего духовного состояния. Если мы не имеем духовного общения с детьми Божьими, то мы можем усомниться в нашем общении с Господом, как писал ап. Иоанн: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7). Без духовного общения с детьми Божьими мы теряем общение с Господом и очищение нашего сердца. Самое лучшее общение осуществляется при совершении Вечери Господней. Хлеб и вино — эти видимые знаки Его бесконечной любви — напоминают нам Его страдания и пролитую Им кровь. Как друзья Христовы, мы едим от одного хлеба и пьем из одной чаши. При этом осуществляется чудное единство, дружба, любовь, ибо только близкие друзья могут есть от одного хлеба и пить из одной чаши. Как хлеб составлен из множества зерен и крупиц, так и мы во Христе являемся членами единого Его тела.

Какое чудное и благословенное общение!

В те дни Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви, вследствие чего ежедневно совершалась Вечеря Господня. Впоследствии она совершалась в первый день недели, то есть в воскресенье (Деян. 20, 7).

 

ОНИ ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ В МОЛИТВАХ

Слыша о Христе и вспоминая страдания Его, сердце любящих Господа наполняется чувством поклонения и славословия.

Для церкви, да и для каждого верующего, молитва имеет большое значение. Без молитвы не будет успеха в служении. Особенно общественная молитва должна содержать в себе глубокое назидание, чтобы все могли присоединиться к ней словом «Аминь» (1 Кор. 14, 16).

Но, говоря о молитвах в апостольских церквах, мы имеем в виду и молитвенное церковное пение. Во время иудейских богослужений в храме и в синагогах существовало общее и хоровое пение. Этот обычай был введен, без сомнения, и в богослужебных собраниях первохристианской церкви (Евр. 13, 15), где верующие исполнялись Духом, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 19). Под «псалмами» можно разуметь псалмы, заключающиеся в псалтире и употреблявшиеся у иудеев при богослужениях.

Под «песнопениями духовными» можно разуметь песнопения, которые слагались отдельными лицами, вдохновленными Духом Божьим для назидания верующих. Вот так просто, без внешней пышности и больших церемоний, какие существовали в иудейском храме, Дух Святой установил новый порядок богослужения, имеющий целью служить внутреннему духовному укреплению верующих, как ап. Павел писал Колоссянской церкви: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 16).

«Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось чрез апостолов в Иерусалиме» (стих 43).

Исполнение Святым Духом наполняет сердце верующего человека страхом Божьим. Это не страх боязни отдаления их от Господа, нет; это страх любви, наполнявший сердце благоговением и .истинным поклонением. Страх Господень наполняет сердце послушанием, направляет к чистоте и святости и научает мудрости (Притчи 15, 33; 16, 6).
Большие изменения произошли в жизни и характере учеников Христа возрождающей силой Святого Духа; совершаемые ими чудеса и знамения были также ярким свидетельством присутствия в них Бога и Его проявлений. Все это содействовало глубокому духовному состоянию верующих.

Заметим, что знамения и чудеса совершались не всеми, получившими крещение Духом Святым, а только столпами церкви — апостолами.

Велик был труд апостолов в эти благословенные дни. Каждый день они посещали храм для свидетельства и проповеди о Христе, как поступал и Спаситель (Иоан. 7, 14 и 28; 8, 2). В общинах они преломляли хлеб и утверждали уверовавших в истинах Господних (стих 46). Нам нетрудно представить их большую занятость в повседневном труде в эти благословенные дни.

 

ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44 — 45).

Ярким, негаснущим светом сияет перед нами первохристианская церковь своим отношением друг ко другу не только в духовном, но и в имущественном отношении. Действие благодати Божьей было настолько велико, что оно уничтожало все грани, все различия, в том числе и имущественные.

Верующие жили все вместе и имели все общее.

Возможно, что в Иерусалиме к этому времени не было большого числа уверовавших, так как многие должны были вернуться в свои страны, — впрочем, они могли быть соединенными одним духом, братским общением и любовью, даже не живя в одном помещении.

Движимые любовью и состраданием к неимущим, уверовавшие доброохотно продавали. имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого.

В век господства над слабыми, в век рабства, неравенства и всякого насилия, силой свыше образовалось общество, которое без всякого насилия разрушило установленные законы и обычаи и явило необычайные взаимоотношения между людьми, отношения подлинного братства и равенства. Так Дух Святой явил человечеству пример правильных взаимоотношений друг ко другу: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 34 — 35).

Какое чудесное свидетельство о высоком состоянии церкви: осуществление высшей любви к Господу и друг ко другу!

Но недолго первохристианское общество пребывало в таком блаженном покое. Вскоре начались гонения, и им пришлось покинуть Иерусалимскую церковь и рассеяться.

РАДОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕРУЮЩИХ

Они «принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2, 46 — 47). Объединенные истинною любовью, в простоте, без натянутости и лицеприятия, верующие испытывали глубокую радость и славили Бога. Их лица отражали внутренний мир и покой, очи горели внутренним огнем и блаженством. Это плод живой веры, чистоты сердца и пребывания во Христе Иисусе, в благодати Духа Святого.

Осуществление истинной любви друг ко другу не могло остаться незамеченным. Несмотря на злобное отношение к ним священства, они находились в любви у всего народа.

Верная, чистая жизнь христианина всегда будет лучезарным светом для окружающих.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ ХРОМОГО ОТ РОЖДЕНИЯ

(Деян. Глава 3)

После описания благословенного события в день Пятидесятницы и дальнейшей жизни первохристианской церкви евангелист Лука описывает частные события, которые имели особо важное значение среди многих чудес и знамений, совершавшихся через апостолов в Иерусалиме. Среди них особо выделялось чудо исцеления хромого. Очевидцы этого события исполнились ужаса и изумления, видя особое свидетельство силы Божьей.

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы «девятый» (стих 1). Для совершения ежедневных молитв в установленное время верующие сходились в храм и молились там вместе с народом (Деян. 2, 46).

Во времена Христа и апостолов было установлено совершение троекратной общественной молитвы в течение дня, в часы: третий, шестой и девятый. Третий и девятый часы совпадали с установленным временем утренних и вечерних жертвоприношений. Так троекратные молитвы совершали также пророк Даниил (Дан. 6, 10) и псалмопевец Давид (Пс. 54. 18). И вот теперь, в час молитвы девятый, то есть в 3 часа дня по нашему времени, апостолы вместе с народом также направились в храм для молитвы.

Несмотря на то что они были великими апостолами и столпами церкви, прошли благословенную школу у ног Христа и исполнились силою Духа Святого, они также нуждались в новой силе, в близком общении с своим Учителем, Который был так дорог их сердцам. Они помнили Его призыв к молитве: «Должно всегда молиться и не унывать» (Луки 18, 1), так как они знали, что им, как служителям церкви, вдвойне необходима молитвенная жизнь, молитвенный час общения с Богом.

Где недостает молитвы, там не будет успеха, и окна небесные не откроются, чтобы укрепиться небесной росою.

Господи! Научи нас дорожить благословенным часом молитвы!

Апостолы шли на молитву в самое жаркое время дня в Палестине, да притом им пришлось подниматься на гору, так как храм находился на горе.

Молитвенная жизнь требует усилий, времени, а иногда и жертв.

«И был человек хромой от чрева матери его» (стих 2).

Больному было уже более 40 лет (Деян. 4, 22), — тем поразительнее было чудо его исцеления. Господь однажды исцелил слепого от рождения (Иоан. 9, 1), а Петр исцеляет хромого от рождения. Так сбылось обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие Он Сам творил (Иоан. 14, 12).

«При дверях храма, называемых красными».

Это название еще нигде не встречалось и произошло, без сомнения, от особенной красоты и великолепия этих ворот. Это, вероятно, были главные ворота в притворе Соломоновом, ведшие во двор язычников, превосходившие красотою все прочие ворота храма.

«Просить милостыни у входящих в храм».

Хромой был принесен не для исцеления и не для размышления о Боге, но для сбора милостыни. Поскольку идущие в храм на молитву более, чем в другом месте, были расположены делать добро, бедные и убогие собирались в этом месте. Совершение милостыни не остается без награды: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Язычник Корнилий был услышан Богом, потому что был муж, «боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу» (Деян. 10, 2). В этом и заключается часть того света, которым должны светить христиане (Матф. 5, 16). Но Петр и Иоанн, не обладая материальными средствами, явили хромому особую милость.

«Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: «Взгляни на нас». И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь (стихи 4 — 5). Петр и Иоанн всматривались в убогого взором, полным Христовой любви и сострадания.

Хромой не знал, что перед ним стоят апостолы Христовы. Он не знал о силе, пребывающей в них от Духа Святого. Вследствие этого он и не мог ожидать исцеления и с верою просить об этом. Все мысли его были сосредоточены только на сборе средств для существования.

«Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв его за правую руку, поднял, и вдруг укрепились его ступни и колена, и, вскочив, встал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога» (стихи 6 — 8).

Есть нечто, что ценнее земных благ, дороже золота и серебра, — это имя Иисуса, это Сам наш Господь Спаситель. Во имя Его грешник получает прощение грехов и жребий с освященными (Деян. 26, 18). Во имя Иисуса мы получаем все, что нам необходимо: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан. 14, 13).

Именем Иисуса хромой был исцелен.

Исцеление произошло без какого-либо участия самого больного, без его молитвы и его веры.

Это являлось особым свидетельством того, что апостолы были облечены особой силой. Как единственные свидетели воскресения Христа, они были облечены особой властью — совершать знамения и чудеса, как и написано: «Они (то есть апостолы) пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марк. 16, 20). Недопонимая эти истины, к сожалению, некоторые верующие в наше время стремятся подражать апостолам, но их действия бывают безрезультатны; хромые не исцеляются и слепые не прозревают, а сами эти верующие являются для многих камнем преткновения и соблазна.

Исцеления, совершаемые Господом по вере, и молитва верующих в настоящее время не служат знамением, а являются внутренним де лом церкви в доказательство того, что Господь слышит детей Своих и отвечает на их молитвы, ибо совет ап. Иакова (Иак. 5, 14 — 16) ценен для всех уповающих на милость Божью.

Исцеление хромого говорит о необходимости исцеления от духовной хромоты.

Как хромой, которого приносили к дверям храма, был безучастен к богослужению, так и больных духовно не влечет к богослужению. Порой их также «приносят», и, находясь в доме молитвы, они безучастно сидят у дверей. Они не размышляют о Боге, о Его святых делах, не прославляют Господа. Их мысли блуждают по суетным путям. Великий пророк Илья взывал в отступившему Израилю: «Долго ли вам хромать на оба колена?»

Известно, что хромой не в состоянии ходить прямо, он устает, отстает, и хождение его мало успешное. Необходимо исцеление от недуга. Апостол пишет: «Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 13).

В имени Иисуса — наша сила. Один Господь силен исцелить и укрепить ослабевшие колена и направить нас на прямой путь.

 

Если ослабла сила, 

Уныние душу гнетет, 

Взглянь на Того, Кто обильно 

Бодрость и силу дает.

 

Он лишь один укрепляет. 

Слабые руки твои, 

Свыше росу посылает, 

Крепость на узком пути.

 

«Весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога» (стих 9).

Чудо совершилось. Хромой стал ходить. До сих пор он был только у дверей. Теперь же он в храме и вместе с апостолами прославляет Бога. Испытавший милость Божью, божественную силу, его изменившую, полон радости и любви к Богу. Уста его полны славословия. Никто больше не видел хромого на обычном месте, так как его там не было. Он изменился, он стал здоров.

Как жизнь исцеленного хромого является ярким свидетельством силы Божьей, так и жизнь духовно исцеленных, без слов, является ярким свидетельством силы Божьей.

Исцеление хромого явилось причиной проповеди Петра и обращения многих душ. Часто наша духовная хромота становится для многих помехой познать Христа. Да исцелит нас Господь от подобной хромоты.

«Исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна» (Деян. 3, 11).

Если раньше хромой не знал Петра и Иоанна, они были чужими для него, то теперь он жаждет общения с ними, чтобы через них еще более познать путь Господень. Ничто не может оторвать его от благословенного общения с ними; он жаждет молиться и прославлять Бога, Чьим именем он получил исцеление.

Апостол Иоанн пишет: «Если же ходим во свете, то имеем общение друг с другом! И кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7).

Наше духовное общение с детьми Божьими является доказательством нашего правильного хождения перед Богом, хождением во свете. Только при этом условии мы имеем право на постоянное наше очищение кровью Христа.

«Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Иоан. 4, 20).

Исцеленный не может ненавидеть, не может не любить, не может не стремиться к единству — полному общению, чтобы одним сердцем и душою славить великое имя Господа.

ВЫСОКИЙ ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ ПЕРВОХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

(Деян. 4, 32 — 35)

В эти первые дни своего существования церковь сияла лучезарным, благословенным светом Христовым.

 Своей чистотой, святостью, самоотверженностью и единством в любви она стала примером для верующих всех времен.

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (стих 32).

Какая прекрасная характеристика внутреннего состояния церкви! Перед нами церковь, которая умножилась вдвое, а возможно, втрое, после дня Пятидесятницы. Между ее членами царило полное единодушие и братская любовь: одно сердце и одна душа. В ней отсутствовали разномыслие и вражда. Спорам и раздорам не было места, в ней царствовал мир и покой. Открытыми сердцами, с жаждой внимали верующие словам апостолов, которые с великой силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их (стих 33).

Когда в церкви покой и мир, тогда Господь может проявлять Свою силу и Свою святую благодать, благодать спасительную, научающую нас жить праведно и благочестиво (Тит. 2, 11 — 13).

Как должно было ликовать сердце Спасителя, когда пред Ним была церковь, пребывающая в первой любви и в чудесном единстве. Но враг единства — сатана — не спал. Он строил планы для разрушения мира в церкви. В скором времени церковь была рассеяна. Она лишилась близкого общения со столпами церкви — апостолами. Ереси и лжеучения, гордость и самомнение служителей церкви раздирали ее. И в настоящее время в мире существует множество христианских течений, с различными взглядами верующих, живущих порой во вражде.

Голос Духа Святого зовет всех христиан к осуществлению молитвы Христа: «Да будут все едино» (Иоан. 17).

 

ВСЕОБЩАЯ КОММУНА (ИЛИ ВСЕОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ) ПЕРВЫХ ХРИСТИАН

«Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 32, 34 и 35).

Среди людей, стремящихся к наживе и обогащению, мы здесь видим первых христиан, добровольно отказавшихся от своего состояния на благо общества. Этот поступок был продиктован действием Духа Святого. Он свидетельствует о полном отречении и самопожертвовании сердец. Любовь ко Христу вызвала в них чувство сострадания и любви к нуждающимся.

Благодать Божья, излитая на верующих в день Пятидесятницы, не ограничилась только изменением их духовного состояния, но она и объединила их и в материальном и имущественном положении.

Христос сказал о богатом юноше, когда тот отошел от Него с печалью: «Как трудно имеющим богатство войти в царство Божье!» (Марк. 10, 23). ,

«Послушайте вы, богатые, — пишет ап. Иаков, — плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас...» (Иак. 5, 1 — 5).

Полны осуждения слова апостола против тех, кто удерживает плату работников для своего собственного обогащения.

Для того чтобы добровольно отрешиться от своей собственности, действительно нужна была особая любовь к ближним, которая давалась Духом Святым.

 

ИОСИЯ, ПРОЗВАННЫЙ ВАРНАВОЮ, ТО ЕСТЬ СЫНОМ УТЕШЕНИЯ

(Деян. 4, 36)

Иосия был левитом при Иерусалимском храме, родом с острова Кипра в Средиземном море. Левиты участвовали в богослужениях, как помощники священников. Они имели право охранять, переносить скинию и все принадлежности храма (Исх. 1, 50; 3, 5 — 8)..

Находясь при храме, Иосия мог видеть несовершенство священнослужителей, все это могло вызвать в нем искание истины и правды Божьей.

Обращение Иосия.

Представим себе, что в благословенный день праздника Пятидесятницы Иосия был в храме и участвовал в богослужении. Через стены храма проникла весть о необычайном явлении. Ученики распятого Иисуса из Назарета с великой силою свидетельствуют о воскресении своего Учителя. Эти простые рыбаки свидетельствуют не только на своем родном иудейском наречии, но и на других языках, не зная их ранее, о великих делах Божьих.
Иосия слышит ап. Петра, его свидетельство и горячий призыв обратиться ко Христу. И он откликнулся на этот призыв. Новая жизнь появилась в нем. Вместе со многими другими он получает дар Святого Духа и становится новой тварью, с новым сердцем, наполненным миром, радостью и любовью к Богу и к людям. Иосия был богатым. Он имел большое имение, которое он отдал в общее пользование. Христос стал для него дороже всего. Пожертвовав свое имущество, он тем самым утешил многие сердца нуждающихся, и апостолы назвали его новым именем — Варнавою, что значит — сын утешения.
Отдав свое имение, Варнава решил работать, ибо истинный христианин не может жить за счет другого, как и писал ап. Павел: «Кто не работает, тот и не ешь»; каждому необходимо «работать своими собственными руками» (1 Фее. 4, 11). Впоследствии, путешествуя с ап. Павлом, приезжая в новые места, где не было общин, Варнава вместе с ап. Павлом трудились физически (1 Кор. 9, 6).

 

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО ВАРНАВЫ С ап. ПАВЛОМ

После обращения Савл прибыл из Дамаска в Иерусалим, где он желал примкнуть к апостолам. Но последние боялись Савла, как бывшего гонителя церкви Христа, и не верили, что он теперь также ученик Христа. Варнава первый убедился в истинном его обращении. Взяв Савла, он привел его к апостолам и засвидетельствовал им о его обращении. Варнава же пользовался любовью и доверием среди учеников Христа. И благодаря ему Савл, ныне Павел, был принят апостолами Иерусалимской церкви.

 

БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ТРУД ВАРНАВЫ В АНТИОХИИСКОЙ ЦЕРКВИ

(Деян. Л, 20 — 26)

В Антиохии произошло большое пробуждение. Многие, уверовав, обратились к Господу. Но церковь не имела опытного пастыря для воспитания своих членов. Когда об этом славном событии дошел слух до Иерусалимской церкви, тогда Варнава был послан в Антиохию.

Уверовавшие были язычниками из еллинов — греков. Увидев, что благодать Духа Святого действует и среди язычников, Варнава исполнился радостью. Он стал убеждать всех держаться Господа искренним сердцем. Слово Божье свидетельствует о нем: «Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11, 24).

Какая светлая душа встает перед нами! Отдавши все имение свое, он нашел во Христе спасение и великое небесное богатство мира и покоя. Будучи сам добрым, преданным, он жаждал видеть и всех христиан таковыми.

Варнава приближает к себе Савла для совместного служения.

«Потом Варнава пошел в Таре искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию» (Деян. 11, 25 — 26).

В Антиохии Варнаву ждала большая работа, с которой ему было трудно справиться одному. Варнава вспоминает молодого Савла, обращение которого произошло таким удивительным образом, о котором было сказано, что он есть избранный сосуд для благовестия.

Савл в это время находился в своем родном городе, где готовил себя для нового труда. Варнава находит его, и они целый год совместно трудятся в Антиохии.

Не без их участия в Антиохии ученики в первый раз стали называться христианами — названием, которое нашло свое распространение по всему миру и стало дорогим для миллионов сердец всего периода христианской церкви.

Так слово Божье раскрывает нам светлые сердца служителей Господних, которые были избраны Господом в первохристианской церкви.

Их жизнь горит ярко и сегодня, побуждая и наши сердца держаться Господа искренним сердцем.

Полностью читать в PDF формате -  Журнал "Братский вестник" 1960 № 5-6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.