А.В. Карев «О Духе Святом»
11.07.2016

А.В. Карев «О Духе Святом»

Статья из журнала «Братский Вестник» 1960, № 3

Все христиане имеют высокий пример перед собой. Это — замечательная жизнь Христа на нашей земле, Его дивный характер, Его образ, полный небесной красоты.

Мы, как христиане, хотели бы быть такими, как Христос, и поступать во всем, всегда и везде так, как поступал Он. Апостолы видели этот же самый чудесный образ — образ Христа — 'перед собой. Но и апостолы, и мы, теперешние ученики Христа, видим не только этот высокий образ перед собой, но и нашу неспособность достигать его.

В отношении достижения этого образа мы все похожи на подстреленную птицу. В искреннем желании следовать по стопам Христа и быть, похожими на Него, мы всё снова и снова расправляем крылья наши, чтобы достигнуть Его Высот, но и всё снова и снова падаем вниз и оказываемся очень далекими от Его образа, от Его чудных качеств. И мы убеждаемся с глубокой печалью, что желание — это одно дело, а достижение — другое. Так было и у апостолов.

Неужели наша доля на земле только желать, но никогда не достигать? Неужели наша доля только поднимать крылья и, взлетев, снова опускаться вниз. Нет! Желание должно окончиться достижением, вспархивания должны превратиться в высокие полеты; мечта должна сделаться действительностью.

Послушаем слова Христа, полные определенного обещания: «Петр! Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною».

Когда же настанет это «после»? Когда же «не можешь» превратится в «можешь»? В чем тайна этой удивительной перемены в жизни учеников Христовых? Сейчас мы услышим ответ Христа на эти вопросы. Деян. Ап. 1, 8: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой». Бог не призвал нас на путь Христа, чтобы идти по нему в нашей собственной силе. Прежде всего Евангелие призывает нас к спасению — к подножию Голгофского креста, к омытию нашего черного сердца в Крови Христа. А затем Евангелие призывает нас к получению силы свыше, силы Духа Святого. Мы никогда не должны забывать об этих двух 'Призывах. Вот Божий порядок в нашей христианской жизни: Галат. 4, 4 — 5 — «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить, подзаконных, дабы нам получить усыновление; Ев. Иоан. 1, 12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»; Галат. 4, 6: «А как вы — сыны, то Бог Послал в сердца ваши Духа Сына Своего».

Вот этой силы — силы Духа Святого — ни Петр, ни другие апостолы, последовавшие за Христом, еще не имели. Об этом очень ясно сказано в Ев. Иоанна 7, 38 — 39: «Кто верует в Меня у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого, имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Дух Святой, в полноте Своей силы, излился только в день Пятидесятницы, то есть после вознесения Иисуса Христа. Но как возрождающее начало ученики Христовы имели Духа Святого и до Пятидесятницы. В день Своего воскресения Христос дал им Духа Святого. Прочтем Ев. Иоанна 20, 21: «Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого...» Говоря о действии Духа Святого, надо делать различие между возрождением от Духа Святого и исполнением Его силою, о которой Христос говорил Своим ученикам перед вознесением: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой».

При обращении нашем ко Христу, при уверовании в Него, как в нашего личного Спасителя, мы испытываем возрождающее действие Духа Святого, ибо без Духа Святого не может быть обращения, веры и возрождения, так как все это производит в нас Дух Святой. Но после возрождения надо стремиться к получению силы Святого Духа; иначе мы не сможем идти по стопам Христа, не сможем преображаться в Его образ.

Большинство детей Божьих получали только возрождение от Духа Святого, чем и объясняется их неспособность быть такими, как Христос, и поступать так, как поступал Христос. Этим и объясняется низкий духовный уровень большинства детей Божьих, их младенческое, и даже печальнее того, их плотское состояние. Нельзя довольствоваться только возрождением, надо стремиться к исполнению силой свыше, силой Духа Святого.

Апостолы, получив силу Святого Духа в день Пятидесятницы, после того как они уже имели новое сердце, побуждали всех новообращенных к получению этой великой силы. Примером могут служить самаряне, о которых мы читаем в Деян. Ап. 8, 14 — 17. В день своего обращения к Господу самаряне получили новое сердце, то есть рождение свыше через Духа Святого, и апостолы были рады их обращению, но они послали Петра и Иоанна сказать им о том, что теперь они должны получить силу "Святого Духа, и они получили ее. То же самое произошло и в Ефесе: Деян. Ап. 19, 1 — 7. Ученики Христовы в Ефесе были обращены через проповедь сильного вестника Христа — Аполлоса (Деян. Ап. 18, 24 — 28), но они тоже имели только возрождение от Духа Святого. Но от апостола Павла ни узнали о силе Его, и получили эту силу Святого Духа, воззвав о ней к Господу вместе с апостолом Павлом.

Христос говорит о жизни и жизни с избытком. Прочтем. Ев. Иоан. 10, 10: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Жизнь и жизнь с избытком — это не одно и то же. Большинство верующих и любящих Господа имеют жизнь, но еще не имеют жизни с избытком. Возрождение от Духа Святого дает жизнь; сила Духа Святого дает жизнь с избытком.

Сам апостол Павел пережил оба эти духовные состояния. На пути в Дамаск он обратился ко Христу и получил новую жизнь, а в Деян. Ап. 9, 7 мы читаем слова, сказанные ему Ананией, и Павел исполнился силою Духа Святого.

Слово Божье говорит о рождении от Духа и о силе Духа. О возрождении от Духа — не в смысле маленькой частицы Духа Святого; и о силе Духа — не в смысле большого количества Духа Святого. Рождение свыше — это первое действие Духа Святого в нашем сердце; сила Духа — это Его дальнейшее могущественное действие в нас. Первое действие Святого Духа в нас — это возрождение наших душ, дальнейшее действие Святого Духа в нас — это жизнь Христа в нас и служение Христа через нас.

Мы, верующие, должны быть как бы «репродукцией» Христа. Что такое репродукция? Пойдите в любую картинную галерею, и вы увидите, как там художники пишут репродукции, то есть копируют, воспроизводят картины великих художников. Жизнь Христа и служение Христа должны стать нашей жизнью и нашим служением. Ученик Христа должен стать, как его Учитель; образ Учителя должен быть достигнут.

Но жизнь Христа и служение Христа — это действие Духа Святого во Христе. Возьмем жизнь Христа в Назарете. Почти тридцать лет жил Христос ,в этом городе. Об этой жизни в Ев. Иоанна 1, 4 сказано: «И жизнь была свет человеков». Его жизнь была светом, то есть Его жизнь была чистой и святой, без пятна и порока. Он был светильником Назарета. Где тайна, где сила такой жизни? Эта сила — в Духе Святом, Которым Он был исполнен от рождения.

Эта чистая и святая жизнь Христа должна стать и нашей жизнью. Мы все должны быть яркими светильниками в наших «Назаретах», то есть в нашей повседневной жизни. Но это возможно только силою свыше, силою Духа Святого.

Мы получили возрождение через Духа Святого и на этом остановились. И не удивительно, что мы остаемся духовными младенцами, с жизнью, далекой от жизни Христа. Но мы должны стремиться к исполнению силой Духа Святого, то есть к Его могущественному проявлению в нас. Нет сомнения, что Христос все снова и снова исполнялся силою Духа, и эта сила обитала в Нем постоянно. Вот почему Он был таким ярким светильником в Назарете.

Но вот наступило время для Него начать Свое великое общественное служение. И во время крещения на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и исполняет Его снова силой не только для чистой жизни, но и для великого служения. И мы силой Духа Святого будем способны жить жизнью Христа и служить, как служил Он.

Дух Святой повел Христа в пустыню. Там Он встретился с огненными искушениями от диавола. Но силой Духа Святого Он одержал полную победу над ними. В Ев. Луки 4, 14 говорится, что Иисус возвратился . из пустыни в силе Духа. В силе Духа Святого тайна и наших побед над всеми искушениями, которые поджидают нас на каждом шагу. Исполненные этой силой свыше, мы победим их все.

После возвращения из пустыни Христос в синагоге в Назарете говорит о Своем помазании Духом Святым на великое и славное служение. Прочтем Ев. Луки 4, 18 — 19: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Христос провозглашает здесь Свою миссию и силу, которой Он совершит ее. И вот начинается Его славная жизнь служения. Он учит и творит Свои великие дела в силе Святого Духа. Мы восторгаемся служением Христа, но часто забываем, что совершал это служение Дух Святой. Все учение Христа — это учение Духа Святого, как мы читаем в Деян. Ап. 1, 2: «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам». Его дела, Его чудеса были делом Духа Святого, как сказано в Ев. Матф. 12, 28: «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье».

Но вот наступил последний день служения нашего Господа Иисуса Христа. Вот Он с учениками Своими на Тайной Вечере. Он ведет прощальную беседу с ними. Вокруг чего же вращается эта прощальная беседа Христа? Вокруг Святого Духа!

И наконец наступил Голгофский час. Христос силою Духа Святого приносит Себя в жертву за грехи мира. Прочтем Евр. 9, 14: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу...»

Теперь перед нами воскресший Христос. И мы слышим из уст Его слова. О чем? О Духе Святом! Он говорит ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого» (Иоан. 20, 21 — 22).

Посылая нас на ту же жизнь, на то же служение, как и Его жизнь и Его служение, — Он указывает и на ту же силу, Которой Он жил и действовал — на силу Святого Духа. Дух Святой производит и в нас то, что Он производил во Христе: те же плоды, ту же святость, ту же любовь, ту же кротость, то же смирение, те же слова, те же дела, ту же жертвенность.
«Примите Духа Святого!» — вот призыв Христа ко всем возрожденным от Духа Святого. Примите Его, как силу! Исполняйтесь все снова и снова этой силой! А чтобы нам иметь эту чудную силу — надо жаждать ее и непрестанно молиться о ней.

Христос говорит всем жаждущим силы Духа Святого: «Просите и получите».

В Послании к Ефесянам 5, 18 сказано: «Исполняйтесь Духом!» Слово «исполняйтесь» говорит о том, что исполнение Духом Святым не есть событие в нашей христианской жизни, которое совершается только один раз. Исполнение Духом повторяется в нашей духовной жизни все снова и снова. Посмотрим на первых учеников Христа — на апостолов. Еще до дня Пятидесятницы Христос, посылая их на проповедь Евангелия Царствия Божья, дал им власть, то есть силу — силу Духа Святого: проповедовать Царствие Божье, исцелять больных, очищать прокаженных и творить другие великие дела (Матф. 10, 7).

Дух Святой открыл им великую истину, что Учитель их Христос — Сын Бога живого. В день Своего воскресения Христос дает Своим трепещущим от страха, уставшим от тяжелых переживаний, потерявшим мир и радость ученикам Духа Святого. Дух Святой должен был помочь им поднять свои опустившиеся крылья. Ведь им предстояло выполнять после ухода их Учителя очень большую миссию на земле, а именно: идти изо дня в день по стопам Христа — не физически, а духовно, исполняя Его волю во всем и преображаясь в Его образ. Для выполнения этой трудной задачи им была нужна особая сила — сила свыше, сила Святого Духа. И в день Пятидесятницы они получили эту особую силу так же, как получил ее их учитель Христос в день Своего крещения, перед началом Своего великого общественного служения.

Но мы должны знать, что исполнение Духом Святым в жизни апостолов повторялось и после Пятидесятницы.

Об исполнении Духом Святым в день Пятидесятницы сказано в Деян. Ап. 2, 4: «И исполнились все Духа Святого». А в Деян. Ап. 4, 8 мы читаем: «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал»... Это уже новое исполнение апостола Петра Духом Святым. В Деян. Ап. 4, 31 говорится еще о другом, новом исполнении апостолов Духом Святым: «И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого...»

Что исполнение Духом Святым происходит постоянно в жизни детей Господних, — об этом очень .ясно сказано также в Деян. Ап. 13, 52: «А ученики исполнялись радости и Духа Святого». Недостаточное знакомство с учением Слова Божья о Духе Святом приводит к очень извращенным понятиям о Нем среди некоторых верующих.

Вторая великая истина в отношении Духа Святого, которую должны знать все дети Божий, но которую многие верующие не знают, — это то, что Дух Святой неотделим от Сына Божья, Иисуса Христа. Это значит: исполнение Духом Святым есть вместе с тем и исполнение Христом. Мы подчеркиваем эту истину потому, что, стремясь к силе Духа Святого, к исполнению Духом Святым, можно поставить Христа па второе место

и тем самым совершить большую ошибку, потому что Дух Святой — это Дух Христа, и миссия Духа Святого — это миссия Иисуса Христа. Так учит Христос о Духе Святом. Прочтем Его слова в Ев. Иоанна 16, 14: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Поймем раз и навсегда, что исполнение Духом Святым ведет к исполнению нас Христом. Дух Святой ведет нас не к Себе, а ко Христу. Дух Святой рисует нам не Свой образ, а образ Иисуса Христа. Дух Святой ведет нас к самому тесному слиянию со Христом. А есть проповедники, которые так проповедуют и учат о Духе Святом, что Он встает между Христом и чадом Божьим и как бы заслоняет Собою Христа.
Такое учение о Духе Святом — неправильное учение. Человек, который много говорит о Духе Святом и мало о Христе, не исполнен Духом Святым, ибо Дух Святой прославляет Христа и ведет нас к особой любви ко Христу, к особой близости к Нему, к особой радости во Христе и к подобию Ему. Дух Святой погружает нас в Иисуса Христа.

Что нужно, чтобы исполняться Духом Святым? Узнав о задаче Святого Духа — вести нас к самой тесной связи со Христом, мы поймем условия, необходимые для исполнения Духом Святым.

Эти условия следующие:

а) Жажда идти по стопам Христа, то есть горячее желание жить так, как жил Христос, и служить так, как служил Христос. Именно для такой жизни, и для такого служения необходима сила Святого Духа.

Слова Христа Петру очень ясно говорят о том, что только в силе Святого Духа возможна для нас жизнь Христа и служение Христа.

Обратим внимание еще раз на слова: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Иоан. 13, 36). Пойдешь после исполнения силой Духа Святого.

б) Для получения силы Духа необходима также жажда прославлять Христа. Христос очень ясно говорит, что для такого прославления Его нужна сила свыше, сила Духа Святого. Еще раз обратим внимание на Деян. Ап. 1, 8: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями».

в) Для получения силы Духа Святого необходимо еще одно условие: полная отдача сердца Христу. Вспомним, как на горе Кармил огонь Господень ниспал с неба на жертву, положенную пророком Илией на жертвенник. Огонь Святого Духа снизойдет на нас только тогда, когда мы будем лежать «жертвой всесожжения» у пронзенных нот нашего Искупителя Христа. В половинчатое сердце сила Духа Святого не снизойдет. В сердце, не преданном вполне Христу, полнота силы не будет жить.

В день Вознесения мы вспоминаем уход Христа с нашей земли в славу небес. Это значит, что время пребывания Господа в образе человека па нашей земле кончилось. Наступило время, о котором Христос сказал самарянке: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 23 — 24).

Мы должны всегда помнить, что в лице Иисуса Христа мы имеем не только Сына Божья, пришедшего во плоти, но и Отца и Святого Духа.

Не должны мы забывать и того, что в то время, когда божественная Троица в лице Христа была на земле, она -в то же самое время была и во всей Вселенной, ибо Бог вездесущ, то есть Он везде: на небе и на земле.

Мы все пережили день, когда Христос, стучавшись в дверь нашего сердца, вошел и обитель в нас сотворил. Но с приходом Христа в наше сердце пришел и Отец и Сын и Дух Святой, то есть пришел триединый Бог в наше сердце и сотворил в нем храм для Себя. Но триединый Бог пришел как незримый Дух в сердце наше, то есть как Дух Святой. Так Христос и сказал Своим учением: «Придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23). К кому это придет божественная Троица? Христос отвечает на этот вопрос очень ясно: «Кто любит Меня»... Ко всем, кто возлюбил Его, приходит Отец и Сын и Дух Святой — в лице Святого Духа. Как до пришествия Христа на нашу землю Святая Троица действовала в лице Отца, так с пришествием Христа на землю она действовала в лице Сына Божьего, а с пришествием Святого Духа божественная Троица действует в лице Святого Духа. Но, сотворив Себе обитель в сердцах наших, божественная Троица остается вездесущей и действует не только в нас, верующих, но и во всей Вселенной.

Какова же работа Святого Духа в наших сердцах? Она в основном троякая. Первое действие Духа Святого в нас — это наше возрождение.

Об этом первом действии Духа Святого Христос говорил Никодиму (Иоан. 3, 5). Дух Святой сделал нас новой тварью в Иисусе Христе. Он дал нам уверенность в прощении грехов и радость спасения. Он свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий (Римл. 8, 15 — 16).

Затем, непрестанная работа Духа Святого в нас — это освящение наше. Но что значит освящение? Освящение — это уподобление Христу. Прочтем Римл. 8, 29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями». Это уподобление нас, детей Божьих, образу Иисуса Христа является очень важным и великим действием Духа Святого в • нас. Об этой работе Духа Святого мы читаем в 2 Кор. 3, 11: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа». «От славы в славу» — значит уподобление в образ Христа идет постепенно. «Как от Господня Духа» — это значит, что уподобление в образ Христа идет силою Духа Святого, а не через самоусовершенствование. Только Дух Святой производит плоды, о которых говорится в Гал. 5, 22.

Третье действие Духа Святого в нас — это дарование нам даров для служения Господу и ближним, о которых говорится в 12-й главе Первого Послания к Коринфянам. Эти дары различны, но дает их один и тот же Дух. И эти различные дары даются «на пользу». Кому на пользу? Телу Христову, то есть Церкви Его. Апостол Павел берет в пример физическое тело и его отдельные члены и говорит о пользе, которую приносит каждый член тела в отдельности.

Так и каждый член духовного тела — Церкви Христовой — приносит свою пользу тем даром, который дает Дух Святой.

Мы должны знать еще одну великую истину, а именно: можно иметь Духа Святого, но не видеть проявления Его силы в нас. Можно иметь Духа Святого, но не знать того дара Его, или тех даров Его, которые дарованы Им каждому верующему на пользу. Чем же это можно объяснить? Тем, что мы можем мешать проявлению силы Духа Святого в нашей жизни. Слово Божье говорит о возможности оскорбления Духа Святого, живущего в нас, как написано в Ефес. 4, 30: «Не оскорбляйте Святого Духа Божья, Которым вы запечатлены в день искупления».

Слово Божье говорит также о возможности угашения Духа Святого, о чем мы читаем в 1 Феесал. 5, 19: «Духа не угашайте».

В Послании к Римлянам 7, 23 апостол Павел говорит о страшной силе нашей плоти, противоборствующей всем благодатным действиям Духа Святого в нас.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1960 № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.