Еще в Ветхом Завете Господь избирал для Своего дела служителей. О каждом из них можно сказать словами апостола Иакова: "Человек подобный нам" (Иак. 5, 17). Время их служения, до пришествия Семени (Христа), было временем служения смертоносным буквам, служением осуждения, служением преходящим, и тем не менее служение ветхозаветных служителей названо славным (2 Кор. 3, 7 - 11). Хотя давно уже сомкнулись их уста, давно уже не слышно их вдохновенного голоса, но слова Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила по-прежнему живы, они и по смерти говорят нам (Евр. 11, 4).
Жизнь каждого человека, прошедшего весь жизненный путь, получает определенную оценку. Оценка эта показывает, как человек прожил свою жизнь. Люди, которые знали этого человека, дают ему свою характеристику, по которой его могут назвать: добрым, хорошим, симпатичным человеком, либо хорошим соседом, добрым товарищем, либо хорошим мужем, или, наконец, добрым христианином.
Но всего важнее, конечно, та оценка, которую получит человек от Бога, давшего ему дыхание жизни и призвавшего его Себе на служение. "Послушаю, что скажет Господь" (Псал. 84, 9). И не может быть лучшей оценки, лучшего определения, чем то, что сказано в отношении Моисея, а именно: "Моисей - человек Божий" (Псал. 89, 1); "Моисей верен во всем доме Его, как служитель" (Евр. 3, 5).
В церкви Христовой пресвитеры поставлены Духом Святым блюстителями, чтобы пасти церковь Господа и Бога (Деян. Ап. 20; 17, 28). На всем протяжении жизни церкви на земле там, где не вносилось ничего чуждого евангельскому учению, где влияние языческого мира не накладывало свой отпечаток, пресвитеры в своем служении воплотили все самое лучшее, взятое из служения ветхозаветных служителей и во многом обогатили его, внеся в него чисто евангельское содержание. Они всегда, среди многих скорбей и преград, совершали свое великое служение, заключавшее в себе пастырство, священничество, пророчество и учительство. На них ложился основной и самый тяжелый труд в церкви. Они были первыми среди равных членов церкви.
Пресвитерам Господь дал способность быть служителями Нового Завета, служителями не буквы, но духа. Это служение духа гораздо славнее служения буквы. Далее, пресвитеры несут особенно славное служение - служение оправдания и служение пребывающее, "ибо, если служение осуждения славно, то тем более изобилует славою служение оправдания; ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее" (2 Кор. 3, 6 - 11). Вот почему Священное Писание именует пресвитеров "Ангелами церкви" (Откр. главы 2 и 3).
Все, что происходило в Ветхом Завете, описано в наставление нам, достигшим последних веков, как образы (1 Кор. 10, 11). Вот почему мы, читая замечательное место Священного Писания о призвании на служение пророка Иеремии (Иерем. 1, 4 - 10), находим великое и полезное для нас наставление при рассмотрении вопроса о пресвитерском служении. Мы видим, что Господь, избирая служителей и посылая их на Свой труд, дает им великие права и возлагает на них же и великие обязанности: сперва "искоренять и разорять", а уж потом "насаждать", ибо на ниве Божией в этом бывает насущная необходимость. Иногда домостроительство Божие требует сперва "губить и разрушать" и только после этого - "строить" (Иерем. 1, 10).
Каким же должен быть пресвитер церкви, служитель Божий?
ПРЕСВИТЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСВЯЩЕН ГОСПОДОМ
(Иерем. 1, 5)
"Я познал тебя" (Иерем. 1, 5)
В этом познании Бога нас - начало нашего освящения, как детей Божиих, а потом, как служителей Его. "Познал Господь Своих", - так апостол Павел написал в своем пастырском послании Тимофею (2 Тим. 2, 19).
Может ли человек здесь, на земле, познать Бога? "Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его", - говорит ветхозаветный муж Елиуй (Иов. 36, 26).
Бог познал Своих, но придет время, когда и мы познаем Его, подобно, как мы познаны Им (1 Кор. 13, 12). То, что Бог нас познал, это - печать Божия, Божие подтверждение на служение Божие. "Аминь" на служение наше. Служение такого пресвитера - служение на твердом основании Божием. Оно будет стоять и устоит и в ветер, и в зной, и в бурю, и в стужу. Почему? Великая истина, что Бог нас познал, ведет нас к познанию самих себя. "Вникай в себя" (1 Тим. 4, 16).
Вникай в себя! Много искушений, соблазнов, греха и порока встречается особенно на жизненном пути пресвитера, так как главное усилие духа зла направлено на овладение сердцем служителя. Вникай в себя, чтобы быть сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2, 21). Вникай в себя и молись, как молился Псалмопевец (Пс. 138, 23 - 24), а в этом - залог благословенного и верного твоего служения.
Такой служитель назван "столпом" в храме Бога" (Откр. 3, 12). Иоанн Креститель не был "тростью, ветром колеблемою" (Матф. 11, 7). Столп - это не стебель, не трость камыша, которая бессильно гнется в т сторону, откуда дует любой ветер...
Апостолы Иаков, Кифа и Иоанн были почитаемы столпами церк ви (Галат. 2, 9), и они были вполне достойны этого великого и святого звания...
Столп несет на себе тяжести А величайшими тяжестями в жизни и в труде пресвитера - скорби. "Переноси страдания" (2 Тим. 2, 3); "Переноси скорби" (2 Тим. 4, 5) - так апостол Павел учил любимого своего ученика Тимофея. И сам апостол Павел, будучи великим столпом церкви, перенес столько скорбей и тяжестей! (2 Кор. 11, 23 - 28).Перед духовным взором апостола Павла всегда стоял в своей немеркнущей красе образ его великого Учителя - Христа, пророчески названного "Мужем скорбей" (Ис. 53, 3), Который был носителем великих тяжестей человечества". "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53, 4).
"Я освятил тебя". (Иерем. 1, 5)
Освящение не состоит в том, что человек становится безгрешным и непорочным, что он уже не согрешает ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках своих. Если такое учение и встречается где-либо, то оно безусловно не библейское и не евангельское.
Освящение верующего человека заключается в отделении его от мира и от всего греховного и в отдаче себя на служение Богу. Оставаясь физически жить в этом мире, он охраняется Господом от зла мира (Иоан. 17, 15). Освящение наше не приходит от нашей мудрости, от наших познаний или наших дарований. Место нашего освящения - престол славы, возвышенный от начала (Иерем. 17, 12).
Вот почему каждый христианин, а особенно пресвитер, не должен быть плотским человеком, но человеком духовным, от Господа освященным, чуждым духа мира, а именно: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Иоан. 2, 16).
Освящение в жизни пресвитера должно проявляться в следующем.
Пресвитер должен знать и любить Слово Божие. (2 Тим. 3, 15)
Почему Христос в Своей Первосвященнической молитве просил Отца Своего: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Иоан. 17, 17). Слово Божие - истина, освящающая нашу жизнь. Оно научает нас повседневно и ежечасно, как отдаляться от греха и в чистоте и святости служить Богу нашему. Поэтому апостол Павел сказал Тимофею: "Вникай в себя и в учение" (1 Тим. 4, 16). Апостол Павел потому так наставлял Тимофея, что мало кто так вникал в Слово Божие, как сам апостол Павел. И если апостол Павел, один из наиболее ученых людей своего времени, великий знаток Священного Писания, при всех своих познаниях в Слове Божием и науке, черпал из неисчерпаемой сокровищницы Священного Писания, то что сможем вычерпать сегодня мы, если будем заниматься только прочитыванием Библии, но не изучением ее? Нельзя ведь назвать изучением Писания такой метод, когда брат прочтет 2 - 3 раза в неделю несколько мест, и то лишь потому, что он идет в собрание, где он должен сказать что-то в назидание и поучение верующим. Вот почему встречаются и такие служители, которые знают только внешнюю, повествовательную и историческую сторону библейских событий, но они мало или плохо знают внутреннюю, духовную и назидательную сторону Священного Писания.
Поэтому благословенным будет служение того пресвитера, который сумел оценить пользу и наслаждение от изучения Библии, который имеет богатый опыт и испытал, что, вникая в учение Христово, он освящает себя, свою жизнь и весь свой труд и служение Господу.
Жизнь пресвитера должна быть примером для окружающих
Пресвитер должен быть самым образцовым братом в церкви. Даже люди, стоящие вне церкви, не должны иметь основания обвинить его в чем-либо, он должен иметь от них доброе свидетельство (1 Тим. 3, 7).
Пресвитер должен иметь широкое, любящее и чуткое сердце
Святость служения пресвитера проявляется в том, что он любит Господа "больше, нежели они", то есть остальные ученики (Иоан. 21, 15). Он в повседневной своей жизни показывает всем братьям и сестрам пример, как надо любить Господа, говорит, что Его надо любить "не словом и языком, но делом и истиною" (1 Иоан. 3, 18).
Пресвитер, добросовестно относящийся к своим обязанностям, будет добрым пастырем церкви, ибо тот, кто не имеет любви к душам своих братьев и сестер, тот не в состоянии заботиться о них, иметь повседневную о них заботу.
Пресвитер - добрый пастырь - всегда имеет перед своим духовным взором незабываемый в своей красоте и яркости образ великого Пастыря, - образ, который века не смогли стереть и затмить (Лук. 15, 3 - 6). Любвеобильный пастырь подаст больной душе лекарство, не разъедающее раны, но исцеляющее их.
Пастырь, который не является стражем стада своего и часто предается сну, вскоре останется без стада.
Как говорит Священное Писание, пресвитер является стражем и блюстителем церкви Господа и Бога (Деян. Ап. 20, 28). На его обязанности лежит наблюдение и защита членов церкви от лжеучений и лжебратий: он узнает их раньше, чем другие, и, узнав, не допускает их приносить зло народу Божию. Это и поставлено в заслугу пресвитеру Ефесской церкви (Откр. 2, 2).
Не всякий проповедник может быть пастырем. Иногда прекрасный проповедник, поставленный на пресвитерское служение, оказывается плохим пастырем. "Как прекрасны на горах ноги благовестника" (Ис. 52, 7). Не уста благовестника воспеваются здесь, а ноги его, не дарование его, а хождение его пред Богом и Его народом.
"Я поставил тебя пророком для народов". (Иерем. 1, 5) Пророческое слово
Говорить о значении библейского пророчества вообще, как в отношении Израиля, так и в отношении церкви, и судеб всего человечества "не достанет времени" (Евр. 11, 32). Птица, прилетающая пить к великой, многоводной реке, касается ее только в одной точке, а какая еще остается глубина! Так и мы только с одной стороны коснемся этого вопроса, но какая еще остается глубина пророчества!
Слово "пророчество" на древнееврейском языке означает буквально "волнение", в смысле волнения воды, вызываемого непрерывно действующей извне силой, например, силой ветра. Подобно этому, на пророков воздействовал Дух Божий; водимые Им, они изрекали слова, в которых народу открывалась воля Божия.
На древнегреческом языке слово "пророчество" означает предсказание, не одно только возвещение будущего, но и обнародование того, что Бог уже говорил. На этом основании пророчества содержат в себе гораздо больше, чем простое предсказание.
Пророческое слово проникает века и тысячелетия. Ни один древ-неязыческий философ не проникал так далеко в глубь истории человечества, как пророческое слово. Да и вообще пророки жили раньше философов, и пророчество старше философии.
Пророчество еще тем отличается от человеческих речей, что оно истинно и нерушимо вплоть до самых, казалось бы, незначительных подробностей (Матф. 5, 17 - 18).
Пророческое слово имеет еще одно отличительное свойство: в то время, как люди в большинстве своем нуждаются во множестве слов, желая сказать очень мало, пророчество в немногих словах говорит очень много.
Пророческое слово - это самая изумительная речь к самому удивительному народу. Это Божья речь к Божьему народу (Притч. 29, 18).
Пророческое слово является указателем пути для церкви, свет, сияющий в темном месте (2 Петр. 1, 19).О еврейском пророке Иеремии сказано, что он поставлен "пророком для народов". Здесь мы видим "свет из тени будущих благ", когда в семени Авраамовом благословятся все племена земли.
"Я поставил тебя пророком"
Господь ставит в церкви на служение людей, пламенно свидетельствующих об Иисусе, их вдохновенные речи исполнены свидетельством о Христе (Откр. 19, 10), подобно тому как ветхозаветные пророки были учителями народа израильского, так духовное воспитание членов является основным в пресвитерском служении. В апостольской церкви для того, чтобы "пещись о столах", были избраны специальные служители церкви - диаконы; апостолы же сказали о своем служении так: "А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова" (Деян. Ап. 6, 4). Это слово как нельзя лучше относится к служению пресвитера в наших общинах. Пусть у пресвитера не будет такого дара красноречия, как у Аполлоса (Деян. Ап. 18, 24), но пресвитер должен быть учителем, то есть способным учить других. Про апостола Павла некто говорил: "В посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна" (2 Кор. 10, 10). Это, конечно, частное мнение лица, имени которого не было нужды упомянуть в Священном Писании. Но посмотрите, ведь и в наши дни самые лучшие и признанные проповедники не всех могут удовлетворить и часто находится такой "некто", который скажет: "речь его незначительна", в то время как многие слушали братьев с услаждением. То, что речь апостола Павла была именно значительной, видно из проповедей апостола Павла в Европе, где к концу его миссионерских путешествий насчитывалось множество верующих и большое количество церквей.
Служение пресвитера в слове должно иметь своей основой все обетования Божий, данные Им церкви; все пророческие откровения и поучения, которые мы имеем в Библии; все замечательные прообразы Ветхого Завета и чудные образы Нового Завета. Пресвитер обязан читать из Слова Божьего внятно, присоединяя толкование, чтобы народ понимал прочитанное (Неем. 8, 8). Это служение будет благословенным только тогда, когда пресвитер будет водим Духом Божиим, как и пророки ветхозаветные.
Печально положение того пресвитера, на которого его слушатели смотрят, как на забавного певца (Иезек. 33, 32). Это происходит вследствие того, что проповедник затрагивает вопросы, в которых он сам плохо разбирается или слишком увлекается примерами, зачастую излишними и бесполезными. Люди с умилением слушают того, кто говорит им о Христе Распятом, о Его любви, о братстве и мире народов, о благодати, причем не теоретической, а им самим испытанной. Уста пресвитера должны хранить ведение; он должен уметь отличать священное от несвященного и чистое от нечистого, тогда он будет научать церковь всем уставам, которые Господь изрек в Своем Слове.
Господь поставил, возложил обязанности и дал права для служения (Иер. 1, 10). Это - не человеческое избрание, ибо "не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Иоан. 3, 27).
Хотя служителю и дано право служения и на него возложена обязанность "искоренять", "разорять", "губить", "разрушать" (Иер. 1, 10), но вместе с тем Христос прямо и ясно сказал, что он пришел не губить души человеческие, а спасать (Лук. 9, 56). Поэтому вся та "разрушительная" работа, о которой мы только что говорили, направ лена не для погибели душ, но для их спасения.
Чаще всего Библия сравнивает народ Божий с виноградником Божиим (Ис. 5, 7) и домом Божиим (Евр. 3, 6)."Виноградник" - насаждение Божие - место труда, труда прилежного, постоянного, труда с любовью. Но для получения сочных, спелых, обильных ягод приходится в этом винограднике немало трудиться, искореняя и губя тот "горький корень, который, возникнув, не причинил бы вреда, и чтобы им не осквернились многие" (Евр. 12, 15).
Необходимо также ловить "лисиц, лисенят, которые портят виноградники, когда виноградники наши в цвете" (Песнь Песней 2, 15). Поймавши, надо их погубить.
Дом Божий, домостроительство Божие - это место труда домостроителей Божиих, из которых первым Священное Писание называет епископа (Тит. 1, 7). Но для строительства, равно, как и для посадки виноградника, сперва необходимо очистить место: разрушить те "шатры нечестия" (Пс. 83, 11), в которых мы иногда располагаемся на жительство, забыв местонахождение порога дома Божия; необходимо разорить те капища, которые может построить себе верующий человек, забыв, подобно Израилю, Создателя своего (Ос. 8, 14).
В этом самая первая работа пресвитера, которая должна совершаться совместно с теми работниками, с которыми он трудится в церкви: диаконами, проповедниками и другими. Работа эта - ненормированная, рабочий день - неограниченный, труд - настойчивый: "Настой во время и не во время" (2 Тим. 4, 2).
Пресвитер должен быть человеком кротким и смиренным
(Иерем. 1, 6)
В одном этом стихе трижды употреблено слово "я". Иеремия воскликнул: "Я еще молод... Я не умею говорить..." Это свидетельствует о великом смирении и кротости Иеремии, важнейшем добром качестве всякого служителя. Сам Сын Божий не посчитал для Себя излишним уничижением назвать Себя "кротким и смиренным" (Матф. 11, 29).
А разве нет таких, кто говорит: "Я молод и умею говорить лучше старых!" Или: "Я стар и умею говорить лучше. Куда до меня этим молодым!" Такие люди принадлежат только себе. Они думают только о себе, о своей личности, своих дарованиях, заслугах. Их духовный образ как дочери Вавилона, которая говорила в сердце своем: "Я, и никто, кроме меня" (Ис. 47, 10). Вот почему такие люди постоянно заботятся только о себе: "Что нам есть?" или: "Что нам пить?" "Во что одеться?"... Но ведь и язычники так мыслят (Матф. 6, 31, 32).
Пресвитер не должен ни в коем случае считать себя единоличным "хозяином" церкви, не должен господствовать над наследием Божиим.
"Диотреф" - вот имя честолюбивых носителей горького корня "Я", записанное огненными буквами. Поэтому добрый пастырь "внимает себе и всему стаду" (Деян. Ап. 20, 28), он часто проверяет степень своего авторитета в церкви. Надо прямо сказать, что для пользы дела Божия необходимо, чтобы пресвитер, заметивший, что он потерял доверие и любовь церкви, своевременно и добровольно сложил с себя это служение, уступив место более достойному.
В кротости и смирении заключается сила служителя церкви. Сила эта побеждает не в физическом единоборстве, а в духовном, как Давид победил Голиафа.
Проявление этой духовной силы некоторые люди считают слабостью, например: простить оскорбление, забыть обиду, воздать добром за зло. А многие ли имеют силу это сделать?
Известный русский писатель Ф. М. Достоевский сказал: "Смирение - это огромная сила".
В жизни пресвитера нужно больше кротости, чем храбрости; больше смирения, чем подвигов физической силы. Пресвитер - служитель, покорный воле Божией. (Иер. 1, 7)
"Ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь".
"Илия был человек, подобный нам" (Иак. 5, 17), но нас отделяет от Илии то, что мы часто бываем непокорны воле Божией; Илия же всегда был покорен воле Божией. И мы видим, что к кому бы Господь ни посылал пророка Илию, он шел ко всем: и к царю Ахаву, который его боялся, и к царице Иезавели, которая трепетала пред ним со всеми своими лжепророками; шел к тем, кто его ненавидел, кто на него дышал угрозами и убийством...
Насколько различны бывают породы деревьев, настолько же различны и характеры людей. С наступлением весны в мире природы но все оживает одновременно, например, граб и яблоня. Одно дерево быстрее, другое - медленнее. Одно требует больше усилий над собой, больше труда, тепла, света, влаги, другое - меньше. Так обстоит дело и с человеческими характерами.
Был ли всегда Иаков так покорен воле Божией, как Авраам? Был ли пророк Иона также послушен воле Божией, как пророк Иеремия? Конечно, нет. Иона был человек, подобный нам в своем непослушании тому, что Господь говорил.
Да сохранит Господь всех Своих служителей от непокорности, ибо "послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство" (1 Цар. 15, 22 - 23).
Служитель должен быть небоязливым и говорить все: и горькую правду, и суровое осуждение греха. Вспомним случившееся в жизни царя Давида (2 Цар. 11, 26 - 27; 12, 1 - 13). Пророк Нафан смело обличает Давида: "Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое перед очами Его?" (2 Царств. 12, 9). И это дерзновенное слово пророка до глубины души потрясло душу Давида, и он смиренно говорит Нафану: "Согрешил я пред Господом" (2 Царств. 12, 13).
Пресвитерам наших общин следует почаще вспоминать, как поступил в данном случае ветхозаветный служитель Нафан: он свято выполнил свой долг, пошел туда, куда его Господь послал, и то, что Господь повелел ему, он сказал. А что Господь сказал пресвитерам Церкви?
"Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20). "Настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2).
"Обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит. 1, 13) "Увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит. 2, 15).
Господь проявляет Свою любовь именно в том, что обличает нас и наказывает (Откр. 3, 19).
Пресвитер должен быть нелицеприятным и справедливым
Служение пресвитера не должно заключать в себе и следов лицеприятия, которое лишило благословения не одного ревностного служителя Божия (Иак. 2, 1 - 4, 9). Лицеприятие - вопиющее нарушение основной евангельской истины: "Один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья" (Матф. 23, 8).
Пресвитер должен быть служителем справедливости в церкви. Чуждым духом в церкви является так называемая "семейственность", "родственные узы". Пресвитер не должен быть рабом плотских отношений между людьми, он должен служить Богу в духе и истине.
Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1959 № 2
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.