Haши собрания u торжества
15.04.2015

Haши собрания u торжества

Статья из журнала «Баптист» 1907, № 2

Первое полугодие текущего года, благо­даря религиозной свободе, отличалось обилием съездов и собраний в нашем наименовании. Пишущий эти строки желает по­делиться с читателями нашего журнала своими впечатлениями, которые он вынес из этих собраний.

1.                          Начнем со Съезда евангельских христиан и баптистов.

Съезд был созван по инициативе С.-Петербургских братьев для обсуждения нового закона об утверждении правительством сектантских и старообрядческих общин.

На этом съезде, длившемся с 15-го Января по 1-е Февраля, были представители от 3-х наименований: евангельских хри­стиан (так именуют себя петербургские братья), новых молокан (которые впрочем тоже присваивают себе имя евангель­ских христиан) и баптистов. От нашего наименования были наиболее известные на­ши проповедники: Д. И. Мазаев, В. Г. Павлов, В. В. Иванов, Ф. П. Балихин, братья Степановы и прочие. От новых молокан представителями были: Г. 3. Захаров, Жак, Коровин и несколько других. От С.-Пе­тербургской Общины: И. В. Каргель, И. С. Проханов, Долгополов, Богданов и другие. Всего на съезде было более 70 делегатов.

Заседания съезда происходили 2 раза в день, до обеда и после обеда. Председателем был избран брат И. В. Каргель, а товарищем его Д. И. Мазаев. Первый по причине слабости здоровья, не всегда мог присутствовать в заседаниях, поэтому его часто замещал бр. Д. И. Мазаев.

Заседания происходили довольно спокой­но, только одно событие немного нарушило эту тишину. Представитель новых молокан Григорий Зиновьевич Захаров, при обсуждении параграфов закона, который, в силу плотского рождения, дает детям право участия в общих собраниях, настаивал на том, чтобы не изменять текста закона, а лишь сделать желательную оговорку, но собpaниe не согласилось с этим и он, подав особое мнение, которое, после долгих рассуждений, по его просьбе, решено приобщить к протоколу заседаний, уехал с съезда.

Так как самый закон и желательные в нем изменения, равно и мотивировки к ним, напечатаны отдельным изданием, рав­но и в «Братском Листке», то мы познакомим наших читателей лишь с главными пунктами, которые мы нашли нужными из­менить.

1.    Желательно, чтобы метрические кни­ги велись не наставниками, а особо избран­ными для сего старостами.

2.    Чтобы община могла приобретать не­движимое имущество на неограниченную сумму, не испрашивая на то Высочайшее соизволение.

3.    Чтобы для образования общины не требовалось подписи для заявления не менее 50 лиц, а лишь не менее 25 лиц обоего пола.

4.    Чтобы в случае приостановления действий общины губернатором, постановления его можно было обжаловать окружному суду;

5.    Чтобы наставники наши не утвержда­лись губернатором, а лишь доводилось до его сведения о избрали их, и

6.    Чтобы нравственная оценка качеств, требуемых к занятно должностей наставника, предоставлена была самой об­щине.

Недостатки нового закона заключаются главным образом в том, что он дает слишком много власти усмотрена администрации. Но, если в недалеком будущем мы не получим лучшего закона, то придет­ся воспользоваться настоящим, не переста­вая добиваться его пересмотра и изменения к лучшему.

Помимо деловых собраний, наши баптистские проповедники говорили проповеди в разных собраниях: на Морской - в доме княгини Ливен, на Выборгской—в доме Пашкова, на Галерной гавани и в поме­щении немецких баптистов. Несколько публичных собраний устроено было в народном доме Нобеля, где тысячи простого лю­да, преимущественно рабочие, могли слышать слово Божие.

В это же время посетил Петербург евангелист, так называемой палаточной миссии (Zeltmission) г. Феттер, проповеди которого мы с удовольствием слушали в русском переводе. Он говорил убежденно и с помазанием.

Этот съезд дал возможность северным и южным братьям ближе познако­миться друг с другом и обменяться мнениями, что содействуем единству верующих.

Бр. Д. И. Мазаев обратил внимание петербургских братьев на тесноту молитвенных помещений, что они сами сознают, но препятствием к постройке молитвенных домов служит не столько недостаток средств, сколько неимение нашими общи­нами прав юридического лица, потому что неудобно и не безопасно общественное иму­щество, вследствие необходимости закреплять его за частными лицами. Вот почему желательна скорейшая легализация наших общин, чтобы удалить этот тормоз, задерживающий постройку молитвенных домов.

I.             Конференция баптистских общин в Ростове на Дону и образование миссионерского общества.

На этот раз на конференцию явилось  всего 50 представителей от общин, почти вдвое менее обычного числа представителей, являющихся на съезд. Из Москвы и С.-Пе­тербурга вовсе не было представителей. При­чина неприбытия многих представителей на­ших общин объясняется поздней рассылкой приглашений, которые были задержаны выдачею разрешения на предстоящий съезд. Мы с своей стороны советуем нашим ру­ководителям иметь это обстоятельство в виду и начинать хлопотать о разрешены за нисколько месяцев до съезда.

Председателем съезда был избран бр.  Д. И. Мазаев.

Не смотря на свою малочисленность съезд по плодотворности своих работ не только не отстал от прежних съездов, но можно сказать, превзошел их своей ра­ботой.

Главнейшие результаты конференции, до­стигнутые настоящею конференцию, заклю­чаются в следующем:

1.    Примирение Тифлисской общины с союзом. Критическое рассмотрение и ча­стичное изменение проекта Устава Миссионерского Общества.

2.    Основание собственного печатного ор­гана союза под названием «Баптистъ». Редактором-издателем его назначен бр. Д. И. Мазаев, а членами издательской комиссии братья И. К. Савельев и В. Г. Павлов, с гарантией  со стороны союза в 1000 руб. в случае убытка от издания.

3.    Журнал будет распространять и защи­щать наши воззрения и служить к назиданию и поучению наших членов. Мы со сво­ей стороны просим всех наших сочленов поддержать это издание выпиской его и сообщением в него всех интересных событий в жизни наших общин, о крещениях, обращениях, гонениях и вообще о распро­странены царства Божия на земле.

4.    Выделение  дела миссии в особое об­щество под названием миссионерского.

5.    Избрание комиссии для подготовления почвы к учреждению миссионерской школы из братьев: В. Г. Павлова, Д. И. Мазаева и Т. А. Фефелова.

Кроме деловых собраны по вечерам были многочисленный богослужебные собрания в помещении выставки, где собирается ростовская община, в которых говорили проповеди 6ывшие на конференции проповедники. Собрания охотно посещались не толь­ко членами, но и публикою.

II.                     Образование миссионерского общества.

Многие братья были убеждены, что для более успешного ведения дела миссии необ­ходимо выделить его в самостоятельное об­щество, которое имело бы свое управление, независимо от союза, но состоящее с ним лишь в нравственной связи. Для этой цели был выработан проект устава, ко­торый, по рассмотрению и изменению его в нескольких заседаниях, был утвержден конференцией.

Поводом к учреждению отдельного от союза миссионерского общества, было желание путем выяснения пожертвованы каждого от­дельная члена, добыть большие средства на дело распространения евангелия. Достигнута ли будет эта цель - покажет будущее. Об­щество это, хотя имеет свое не подчи­ненное союзу правление, однако оно, пресле­дуя однородные с союзом цели, желает идти с ним рука об руку.

Первое учредительное собрание общества состоялось 5-го мая; в этом собраны было избрано правление из следующих лиц: В. Г. Павлов был избран председателем; товарищем его Д. И. Мазаев; кассиром— Т. А. Фефелов (живет в Тифлисе, Авчальская улица, собственный дом); членами правления - С. П. Степанов и Г. О Воробьев; кандидатами - Д. А. Панькин, Н. В. Одинцов и Федор Семенович Харитонов; чле­нами ревизионной комиссии - И. А. Голяев и П. Д. Однолько.

Будущее собрания годового и миссионерского собрания назначены на 1-е мая 1908 г. в г. Киеве.

Некоторые члены задавали нам вопрос: что же теперь будет делать союз, когда учреждено миссионерское общество? На это мы отвечаем, что для союза остается еще много дела, а именно: 1) забота о един­стве, организации и процветании наших общин; 2) ему следует учредить семинара для образования проповедников; 3) учре­дить книгоиздательское общество для распространения духовной и баптистской литерату­ры: 4) учредить фонды: для поддержания проповедников – инвалидов, их вдов и сирот и для ссуды под постройку молитвенных домов.

7-го мая закончились заседания съезда и миссионерского общества и все делегаты были приглашены прибыть в Пятигорск к 10 мая на освящения молитвенного дома тамошней общины.

III.           Освящение молитвенного дома баптистов в г. Пятигорске.

Прямо из Ростова, по окончании конференции, в Пятигорск поехали братья: И. К. Савельев, В. Г. Павлов, В. В. Иванов, М. Ф. Ященко, Г. А. Бойченко, И. П. Кушнеров и двое братьев Новиковых, ко­торые выехали из Ростова 8-го мая и на следующий день прибыли в Пятигорск.

9-го мая вечером было собрате в молитвенном доме.

              9-го мая утром состоялось торжество освящения.

На обширном дворе дома устроен был наскоро громадный павильон, покрытый бре­зентами, а в нем нисколько рядов досок, из которых одни, которые были повыше, представляли собой столы, а другие по­ниже скамьи. Для почетных гостей было сделано небольшое возвышение в виде эст­рады. Сюда к началу богослужения прибыли не только упомянутые выше братья, местные, и с хуторов, но также гости из Владикав­каза, Ростова, Москвы, из Ставропольской губернии, областей Кубанской и Терской. На этом торжестве присутствовало не менее 1500 душ. В числе почетных гостей находились атаман отдела полковник Абрезов, пастор из колонии Каррас г. Фракман и другие.

После пения, собрание открыл молитвою местный проповедник и главный инициатор в приобретении дома для молитвенного помещения брат Алексей Никитич Алек­сеев. Затем он прочел отчет о покуп­ке молитвенного дома, который куплен за 27 тысяч рублей, для чего собрано около 1000 руб., остальная же сумма еще не уп­лачена.

После него брат И. К. Савельев сказал слово о любви Христовой.

За ним говорил пастор г. Фракман, который выразил свою радость, что и здесь составилась община, близкая по своему учению к его церкви. Он выразил уверенность, что со временем все христианская цер­кви сольются в одно, и пожелал успеха вновь образовавшейся общине.

После пастора сказал короткую привет­ственную речь господин атаман отдела, в которой он пожелал успеха и процветания общины, и, извинившись, что он по служебным обязанностям не может при­сутствовать до конца богослужения, удалился.

Затем брат В. Г. Павлов сказал обширную проповедь о значении дома Божия на текст из книги Бытия 28: 17 «Как страшно cиe место! это не иное что, как  дом  Божий, это врата небесные». Положив в основу своей речи видение Иакова, он сказал, что христиане здесь на земле по­добны Иакову, который находился, вдали от родительского дома, странником. Мы здесь тоже странники и пришельцы. Бог явился Иакову, дал ему дивное видение лестницы, которая соединяла небо с землею и по ко­торой нисходили и восходили ангелы Божии. Лестница эта означала Христа, Который в своей личности соединил небо с землею. После этого открытия, место, где Иаков получил это откровение, стало дорогим для него. Так и для нас место, где присутствует Бог, есть дом Божий, где собира­ются дети Божии, и где возвещается слово Божие. Как Иаков ободрился после откровения от Бога, так и мы, всякий раз, получаем подкрепление в нашей духовной жизни и ободрение на пути к небу, когда мы в собраниях наших получаем отраду и утешете чрез нашу молитву и проповедь слова Божия.

«Мы не придаем особого значения нашим молитвенным домам», продолжал проповедник, «но они необходимы для нас, как приличные места для наших богослужебных собраний» и проч.

По окончании собрания всем присутствовавшим был предложен обед.

Едва мы успели окончить наше торже­ство, как услышали звуки православного церковного пения, несшегося с улицы. Выглянув на улицу мы увидели несколько священников, которые служили молебен с водосвятием как раз против нашего молитвенного дома. Все это собрате, большей частью, состояло из женщин и детей. Мы не могли понять, что означала эта духовная демонстрация – протест ли против нашего торжества или же обыкновенная процессия.

Вечером опять состоялось богослужениеe в молитвенном зале этого дома. Дом этот, жилой, двухэтажный и в нем приспособлены лишь две комнаты для собрания, в которых может поместиться около 200 человек слушателей. Остальные комнаты жилые. Местные братья говорили мне, что он куплен ими дешево и они надеются извле­кать из него доход, но сейчас им труд­но и они просят общины помочь им, надеясь со временем, по получении пользы, вы­строить настоящий молитвенный дом.

Можно сказать, что торжество это про­шло блестяще и мы со своей стороны желаем и молим Бога, чтобы дело Божие в Пятигорске, этом курорте, где множество больных со всей России ищет исцеления от своих болезней, шло вперед и дети Божии здесь могли бы указывать на единого Врача, врачующего и исцеляющего все немощи тела и души.

Такая религиозная демонстрация со сто­роны баптистов возбудила гнев в некоторых православных русских людях и они прислали анонимное угрожающее пись­мо брату Алексееву, требуя от него пре­кратить свою проповедническую деятель­ность, чтобы он, по их выражению, «перестал  развращать народ», грозя, в противном случае, предать его смерти.

Брат Алексей ни сколько не устрашил­ся этой угрозы и чрез газету «Курорт» от 17 мая 1907 года, за № 105, дал следующий ответ своему противнику:

Милостивый Государь, г. член русского союза В. А.!

Получив ваше письмо с угрозой ли­шить меня жизни, если я буду продолжать, по вашему выражению, «развращать народ», я считаю долгом ответить на него, но не зная вашего адреса, вынужден сделать это чрез газету «Курорт».

Первым долгом мне хочется задать вам следующие 2 вопроса, а именно: чем я развращаю народ? Разве евангелием,  которое я проповедую, будучи последователем Христа? Разве только тем, что призываю каждого несчастного грешника к благодати Божьей, ведущей истинно верующих к братству, единению и любви, и чём вы со своей стороны, проявляете ваше христианство и вашу мудрость? Разве только в том, что в предисловии своего письма выливаете на меня целый ушат грязи, изощряясь в ру­гательстве, как например: «шелудивый секре­тарь» и друг, еще худшими бранными сло­вами, которые мне даже совестно приводить в настоящем письме.

Далее я должен сказать вам, что ваше письмо со всей бранью, помещенной в нем и угрозами, меня нисколько не тревожить.

Было время, когда безумная толпа жалких фарисеев гнала самого Христа, говоря тоже, что «он развращаешь народ наш» (Лук. 23:2), что «Он повинен смерти» (Мф. 26:66) и «да будешь распять» (Мф. 27:29).

Поэтому я, хорошо памятуя слова, сказанные Спасителем, что «раб не больше го­сподина своего. Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), нисколько не удив­ляюсь, если вы, не смотря на то. что назы­ваете себя истинно русским православным христианином, угрожаете мне смертью, но мне  только хочется сказать вам, зачем вы присваиваете себе название христианина, зачем прикрываетесь этим святым именем?

Христос, будучи злословим, не злословил, страдая, не угрожать, а предавал то Судьи Праведному (1 Петр. 2:23). Христос учил любить даже врагов, молясь за них.  (Лук. 23:34).

Вы же, называя себя последователем Христа, угрожаете мне, не сделавшему вам положительно никакого зла, смертью. Поду­майте хорошенько, так ли поступают ис­тинно преданные Христу люди.

Если, согласно ваших слов, я развращаю народ, то вы, считая себя истинным христианином, должны были бы поставить меня на истинный путь не ругательствами и не угрозами, а словами евангелия и братской любовь, согласно завету Христа (Марк. 16:15).

Если Вы,- как христианин, считаете не истинным наше учете о Христе, то на этот случай у вас есть священники и миссионеры, пусть они наставляют меня, я буду благодарен и вам, и им, а писать смертный приговор и ругаться - не честно и не по христиански, к тому же бесполезно и нецелесообразно.

Ирод обезглавил Иоанна Крестителя, убил Иакова, брата Иоанна, мечем (Деян.12:2 и Мф.14:11). Первосвященники предали смерти Христа и Стефана первому­ченика, но это ни на одну йоту не дало

торжества злу над добром, тьме над светом, кривды над истиной.

В течении первых 3-х столетий  применялись   сплошные всевозможные нечеловеческие пытки для заглушения божественной истины. Но ни сожжете христиан, ни травля их зверями, ничто не могло оста­новить христиан, на их жизненном тернистом пути: они шли и шли вперед.... Перед  христианством пала просвещенная в то время Греция, гордая и могущественная столица древнего миpa  - Рим и весь вообще закоренелый тысячелетием в заблуждении суеверия и грубом идолопоклонстве языческий культ, оставив после себя только одни  развалины своего безумия. А гонимые христиане, следуя завету Христа, посланные как агнцы среди волков с единою святою, чи­стою и всепобеждающею любовью, выдержали с терпением в течении целых трех столетий всемирный бой, а все же остались верными своему Господу, свидельствуя настоя­щему поколению силу распятого Христа.

На основании изложенного, я также, сознавая себя служителем Христа, объявляю, что смерть от вашей руки для меня не страшна: я не взираю ни на что и ради имени Христа нисколько не дорожу своею жизнью. Я дорожу лишь поприщем моего христианского служения, принятого мной от Иисуса Господа моего проповедовать евангелие благодати Божией (Деян. 20:24). Для меня жизнь Христос и смерть – приобретение  (Филип. 1:21).

В заключение моего письма добавляю, что я также стою выше того, чтобы озло­биться против вас, поэтому, не смотря на ваше, полное гнева письмо, я остаюсь к вам в полной любви, желая, чтобы вы по­каялись, и я молю моего Господа, да не вменит Он вам вашего угрожающего письма во грех и да даст вашему сердцу мир, просвещение  и любовь к вашим  ближним.

Пресвитер пятигорской общины евангельских христиан- баптистов  Алексей Алексеев.

 

IV.      Первое собрание миссионерского общества в г. Балашов.

Собрание это назначено было на 29 июня, потому что если бы назначить его позже, то тогда наши бывшие миссионеры союза оста­лись бы слишком долго без дела.

На 29 июня собрались члены миссионерского общества и многие братья из окрестных сел, так что молитвенный дом Балашовской общины с трудом мог вме­стить местных и приезжих братьев. В этот день из членов правления, кроме председателя, еще никто не явился, поэтому заседания не было, а лишь состоялось вечером богослужение.

Первое заседание общества состоялось 30 июня  утром, а второе вечером. Из чле­нов правления в этот день видны были бр. Т. А. Фефелов и С. П. Степанов. Брат Д. И. Мазаев дал телеграмму, что он выедет из Крыма, куда он отвез для лечения свою больную супругу, 29-го; по этой причине он прибыл лишь 2 июля, когда все заседания общества, которых было пять, окончились и состоялось лишь, так сказать, союзное заседание по общим делам.

В одном из заседаний миссионерского общества присутствовал, по поручению местного исправника, околоточный надзиратель.

Соображаясь с наличными средствами, миссионерское общество могло поставить пока лишь немного работников, а именно: 3 годовых, 12 полугодовых, 5 на три месяца а всего 20 тружеников; но собрание уполномочило правление, в зависимости от средств, впоследствии ставить еще благо­вестников.

Спросят, почему на текущий год по­ставили так мало миссионеров? Ответ: чтобы избежать дефицита, ибо на союзной конференции в Ростове выяснилось, что союз задолжал за прошлый год миссионерам 2500 руб. и  этих средств он не имеет. Некоторые жертвователи, которые хотели эту сумму внести в кассу миссионерского общества, хотят пожертвовать в кас­су союза для уплаты работавшим в прошлом году миссионерам союза, но не получившим своего вознаграждения. Кстати ска­зать, что наш союз не ведет теперь ни­какой отдельной миссии, но все дела миссии сосредоточены в его правлении, куда и следует обращаться за всеми справками.

Кроме заседаний, были богослужебный собрания как в молитвенным доме Балашовской общины, так и в народном доме с 29 июня по 2 июля.

Самым светлым пунктом на этом съезде можно считать богослужебные собрания в народном доме, о которых возве­щено было публике расклеенными по городу афишами. Всех собраний было три.

Первое собрание состоялось в субботу, 30 июля, которое началось с 5 и продолжа­лось до 7 часов вечера. Не смотря на буд­ничный день, собрание привлекло массу слу­шателей, которых было в этот вечер до 800 душ. Порядок богослужения во всех собраниях был таков: хор (который пел довольно хорошо и с чувством) пел сна­чала несколько песен; брат И. А. Голяев, пресвитер Балашовской общины, открывал собрание молитвою, затем обыкновенно го­ворили два брата, после речи каждого из них хор пел гимн и собрате опять за­канчивалось молитвою.

В первом собрании сначала сказал проповедь на текст из Ев. от Марк. 1:15 о покаянии брат Н. В. Одинцов. Говорил он плавно, воодушевленно и слух удовольствием принимали его слог. После него говорил пишущий эти строки о любви Божией на текст из Ев. от Иоанна 3:16. По лицам видно было, что наши слушатели с радостью слушали благую весть, потому что после слышно было, что они говорили, что их священники никогда ничего подобного не проповедуют им.

Второе собрание состоялось в воскре­сенье, в 11 часов утра. Первым говорил брат Семен Прокофиевич Степанов из Царицына, который, на основании 10-й гла­вы евангелия от Иоанна, изобразил слушателям Иисуса, как доброго пастыря, о котором говорили пророки. Слова: «кто не дверью входить во двор овчий», бр. Степанов объяснил в том смысле, что под дверью нужно разуметь предсказания пророков о Христе.

За ним говорил я о примирены с Богом, положив в основание своей проповеди текст из 2Кор. 5:19 причем я указал, что это примирение совершилось на Голгофе и Бог примирения уже с нами, нужно только обратиться от греха и верой принять это примирение, которое стоило таких душевных и телесных страданий Сы­ну Божию.

По всему видно было, что слово Божие могущественно действует на слушателей, которые, не смотря на многочисленность свою (было до 1500 душ) и давку, вели се­бя чинно и благоговейно. По окончании про­поведи один из православных слушате­лей воскликнул: «Жив Господь! Жива душа моя!» и перекрестился. Но другие остановили его в излиянии его чувств.

Третье собрание состоялось в тот же во­скресный день, в 5 ч. по полудни. Сначала говорил брат Василий Прокофиевич Степанов на текст из Ев. от Иоанна 1:11-12 о принятие Иисуса. После него я познакомил публику с историей русских баптистов в России и нашим учением. Я доказывал, что мы признаем, что члены церкви дол­жны быть возрождены, и крещены по вере, что крещение младенцев неправильно и со­слался на Тертуллиана, жившего во II столетии и писавшего против крещения детей, на Златоуста и Григория Богослова, крестив­шихся в зрелом возрасте, хотя у первого из них мать была христианкой, а у последнего отец быль епископ и проч.

На этот раз народный дом был переполнен, не только все места и галерея были заняты, и в проходах между скамей­ками стояли люди целых два часа, пока продолжалось собрание, соблюдая тишину и спокойствие и напряженно слушая проповедников. Так закончился наш съезд в Балашове, который должен оставить благотворный след в нашей истории.

В. Павлов.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" Выпуск №2

 

Поделиться в соц.сетях:

Похожие новости